Образовательно-производственный кластер как форма социального партнерства (Миасская модель)
КАРПОВ
Иван Васильевич,
директор Миасского машиностроительного колледжа, г. Миасс (Челябинская область)
Аннотация
В статье рассмотрена проблема создания и функционирования образовательно-производственного кластера на примере модели социального партнерства.
Ключевые слова
образовательно-производственный кластер, подготовка рабочих, профессиональное образование, социальное партнерство
Новые стратегические ориентиры в развитии экономики и социокультурной сферы РФ, повышение открытости общества, его информатизация и динамичность обусловливают изменение требований государства и общества к образованию. Это обусловливает необходимость решения ряда проблем в системе современного профессионального образования, оказывающих существенное влияние на социально-экономическую ситуацию: несогласованность рынка труда и рынка образовательных услуг, дефицит квалифицированных рабочих и специалистов, отсутствие партнерских отношений между системой профессионального образования и бизнес-сообществом, несоответствие нынешней учебно-материальной базы профессиональных образовательных организаций реализуемым на предприятиях технологиям производства, неразработанность нормативного обеспечения взаимоотношений между образовательными учреждениями и потребителями образовательных услуг, недостаточное финансирование профессиональных образовательных программ.
Концепция государственно-частного партнерства, появившаяся в западных странах первоначально в промышленности, доказала свою эффективность в части применения ее в такой социально значимой сфере экономики, как профессиональное образование [2].
Проблемы формирования эффективной системы профессионального образования, ориентированной на рыночного заказчика, диктуют необходимость создания условий, при которых содержание профессионального образования объективно отражает запросы экономики, что предполагает устойчивые связи профессиональных образовательных организаций (ПОО) с производством. Достижение этой цели предполагает использование особых форм взаимодействия субъектов социально-трудовых отношений, которые получили название социального партнерства.
Кластерный подход
Одним из актуальных направлений социального партнерства является создание объединений учреждений профессионального образования различных уровней и производственных предприятий по типу кластеров, в условиях которых происходит решение и образовательных, и производственных задач. Создание кластеров представляется как важнейшее направление формирования системы
поддержки инноваций и развития и промышленных, и образовательных организаций. Иначе говоря, кластер является условием интеграции образования и производства. Все участники выстраиваемой системы социального партнерства имеют свои интересы, свои представления о задаче и роли профессионального образования. Общее, что их объединяет, — заинтересованность в обеспечении экономики высококвалифицированными кадрами. Субъектами социального партнерства в профессиональном образовании могут являться работодатели и их объединения, органы управления, службы занятости населения, общественные организации, индивидуальные потребители профессиональных образовательных услуг и профессиональные образовательные организации.
Понятие кластера было введено в экономическую теорию Майклом Портером: «Кластер — это сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем и ведущих совместную работу» [3].
Функциональность кластера
В настоящее время в Челябинской области сложились предпосылки для создания и функционирования
образовательно-производственных кластеров — единых функционально взаимосвязанных совокупностей образовательных организаций разного уровня (СПО и ВПО), промышленных предприятий и организаций, скоординированная деятельность которых призвана обеспечить эффективную реализацию образовательных программ среднего, высшего и дополнительного профессионального образования, с использованием инновационных технологий, а также проведение исследований по направлениям развития науки и техники. (Повышению роли кластерного подхода во взаимоотношениях ПОО и предприятий Челябинской области была посвящена научно-практическая конференция «Инновации в системе профессионального образования», прошедшая в марте 2012 г. в Магнитогорске [1])
Стратегической целью создания кластеров стало повышение экономической эффективности системы профессионального образования. При этом участники в рамках кластера реализуют свои ключевые функции.
Базовые предприятия:
• ежегодно формируют заявки для включения в государственный заказ на подготовку рабочих и специалистов, направляют наиболее перспективных работников на дополнительное профессиональное образование;
• проводят профориентационную работу в школах с целью обеспечения набора контингента обучающихся из числа выпускников школ;
• осуществляют сертификацию и присвоение профессиональной квалификации выпускникам по профессиям рабочих и служащих своей отрасли;
• предоставляют инженерно-технических работников из числа квалифицированных специалистов для работы в качестве преподавателей, мастеров производственного обучения в период производственного обучения и прохождения студентами производственной практики;
• оказывают помощь в создании и оснащении лабораторий и кабинетов — по профилям заявленных специальностей, в осуществлении текущего и капитального ремонта зданий, сооружений, оборудования и иных объектов образовательного учреждения;
• по договорам с ПОО организуют научно-исследовательскую и опытно-экспериментальную работу в целях разработки и внедрения в производство инновационной коммерческой продукции;
• предоставляют студентам рабочие места для прохождения производственной практики по профилям заявленных профессий, участвуют в организации временных рабочих мест для студентов ПОО в период летних каникул и в свободное от учебы время;
• гарантируют трудоустройство выпускников ПОО по заявленной профессии и квалификации.
В свою очередь, профессиональные образовательные организации:
• разрабатывают для кластера сквозные образовательные программы по родственным специальностям начального, среднего и высшего профессионального образования;
• обеспечивают получение выпускниками ПОО профессионального образования по сокращенным программам;
• вузы направляют для работы в учреждения среднего профессионального образования представителей профессорско-преподавательского состава;
• организуют педагогическую подготовку мастеров производственного обучения и преподавателей спецдисциплин для работы в условиях кластера;
• по договорам с базовыми предприятиями организуют научно-исследовательскую и опытно-экспериментальную работу, направленную на разработку и внедрение в производство инновационной коммерческой продукции;
• осуществляют анализ трудоустройства выпускников ПОО после выпуска через службы трудоустройства.
Образовательно-производственный кластер
Образовательно-производственный кластер может быть создан по принципу объединения нескольких образовательных и производственных организаций на основе социального партнерства. В 2009 году в рамках эксперимента по подготовке «рабочих нового поколения» были объединены усилия ряда образовательных организаций Миасского городского округа: Миас-ский электромеханический техникум (МЭМТ), Миасский автомеханический техникум (МАМТ), Профессиональный лицей № 38 г. Миасса (ПЛ № 38) и представителей бизнес-сообщества: ОАО «Автомобильный завод «Урал», Завод «Миассэлектроаппарат», ЗАО «ПАТП», ЗАО «ПАТО», ЗАО «Кедр», ЗАО «Базальт», ЗАО «ИВЕКО». Данный образовательно-производственный кластер г. Миасса продолжает в той или иной мере функционировать и в насто-
ящее время, после завершения экспериментальной работы в декабре 2012 года. С января 2013 года. МЭМТ, МАМТ и ПЛ № 38 после реструктуризации являются отделениями Миасского машиностроительного колледжа (МиМК), образовательный процесс осуществляется сегодня в трех отделениях колледжа, которые располагаются в северной и центральной частях Миасса:
1) Комплекс «Электрорадиотехника и технология» (бывший МЭМТ и ПЛ №89).
2) Комплекс «Автомобилестроение и металлообработка» (бывший МАМТ).
3) Центр подготовки квалифицированных рабочих и служащих (бывший ПЛ № 38).
Модернизация производственных мощностей работодателя и принципов организации производства изменяет требования и к профессиональным компетенциям рабочих и техников. Так, градообразующее предприятие ОАО «Автомобильный завод «Урал» в связи с реализацией нового подхода к процессу производства на основе философии «бережливого производства» нуждается в рабочих и специалистах, способных участвовать в реализации этой технологии. Вот почему нынешние отделения Миасского машиностроительного колледжа, входя в состав образовательно-производственного кластера, включились в 2009 году в реализацию проекта «Рабочие нового поколения», который был запущен в рамках модернизации профессионального образования и ре-ализовывался на принципах частно государственного партнерства.
Вместе с тем одним из важнейших условий подготовки современных рабочих и специалистов является развитие образовательной среды, в том числе учебной, воспитательной, практико-обеспечивающей, а значит, существует необходимость постоянного расширения пространства социального партнерства. Направления взаимодействия образовательно-производственного кластера МиМК с социальными партнерами в 2009-2013 годах показаны на рисунке 1.
Комплексная модель социального партнерства
Как и всякая модель, модель кластера должна включать «компоненты модели, связи между ними, соблюдение определенной иерархии» [4]. Учитывая многозначность процессов, нами была разработана и проверена комплексная модель социального партнерства как условия интеграции образования
и производства. Разработанная модель образовательно-производственного кластера как условия интеграции образования и производства ГБОУ СПО (ССУЗ) «МиМК» и бизнес-сообщества (рис. 2) представляет собой целостную структуру, включающую в себя образовательную организацию и представителей бизнес-сообщества. Данные составляющие, находясь во взаимодействии, проводят «Совет руководителей» — совместные совещания руководителей предприятия и администрации колледжа, на которых обсуждаются актуальные проблемы взаимодействия, перспективы развития и т. д.
Взаимодействие социальных партнеров, входящих в кластер, всегда строится на основе принципов взаимодействия, интеграции, саморазвития, самоорганизации и социальной адаптации. Дальнейшие действия в виде создания различных рекомендаций, аналитических записок, положений осуществляет Научно-методический совет кластера. Утвержденные решения вносят изменения в образовательный процесс колледжа либо в содержание производственных отношений,
что на выходе должно дать ожидаемый результат — подготовленный высококвалифицированный рабочий или специалист.
Данная модель наглядно показывает, как студенты МиМК еще с начала обучения тесно связаны с производством. С первого курса начинается учебная практика в мастерских колледжа, где обучающиеся приобретают навыки слесарного дела, выполняют практические работы. Студенты 2-, 3-и 4-го курсов проходят технологическую практику уже на предприятиях, где под руководством опытных специалистов расширяют свои знания о получаемой профессии как теоретически, так и практически.
В мае-июне 2014 года 18 студентов МиМК, наряду с квалифицированными рабочими и специалистами автозавода, приняли участие в конкурсах профессионального мастерства, организованных в ОАО «Автомобильный завод «Урал», по профессиям «Токарь-универсал», «Слесарь механосборочных работ», «Электромонтер», «Повар», «Слесарь» и др. Два наших студента, занявшие первые места в этих конкурсах,
ОАО «Автомобильный павод «Урал» 3 а в о з « I п a ce:i л ектр оап п ар ат» ЗА» «ПАТП», ЗАО «ПАТО» ЗАО «Кс ф». ЗАО «KiuiuiьI» ЗАО «ИВЕКО»
- составление планов взаимодействия (соглашений) с предприятиями с- учетом их потребности в квалифицированные кадрах, модернизации упебио-матерпалъиоП оазът:
- использование племенгов системы «Еерелсливое производство». принятой на предприятиях группы ГАЗ. дрп организации производственного обучения:
- сопмсст! liliq pii'jpyijotka ili x п.пп nor pi программ;
- разработка учеоно-^етодической документуцип по
LICi.-U'O'J'NU. IMHa-L'HLIM iJ 11СI (М lijI hi iHLT4 11 ^ уЧСЛСШ МОДАМИ ip[tr|lCL:C.'IHi[IH_l L[l !,!>, КЧШ11С"! L=] ЩН ii.
- Ctpi -Л1 IHiili ИМЯ I ipiii; I MTiH I MJ
L>5apy;ii3HLiiinn. .хип пующим li ■Linipcviu нюм :ж(?ш>?и ики;
- l>prai|и:шимя l i ажи роикч iipuiK>,i£Litiiic.icm .i.iji ..
L>-31 ItlKOM.i Л IUJI и I КНЗСЙ ILI НУ и i nullum l>fh>pv.ju>Htll Шik.
телно.юпгюскими iцкшесоамн;
- создан но механизма пол оюики специалисты нсяакнснм ымн ^kcljli^lhbjmli komhcolihm и i i.l> юсгам, раз patfaj ы наем ы i-i ci>t:vicc ihi> с |.>;l6lm l»jq i елями:
- целевая подготовка специалистов для конкретного предприятия, что повышает возможности трудоустройства выпускников:
- совместные проекты, позволяющие осуществлять пополнение внебюджетных фондов образовательных учреждений
- систематическая информация о рынке труда, чреоокан ия* pafiit юдагелей
£ —
> а
Я
•А
у
Служба занятости
11 рофор и с I м а ци си I и an pilot mi
Школы городя
ТТрофориенга i (ион нам риоога
Профессиональные обра^оваI ельные организации
Медицинские учреждения
Культурные и д[»Су> (Жые цЁш ры
Рис. 1. Направления взаимодействия образовательно-производственного кластера (МиМК и бизнес-сообществ) с социальными партнерами
приняли участие и во всероссийском конкурсе профмастерства предприятий «Группы ГАЗ», где заняли 1-е и 2-е места. В ежегодной научно-технической конференции в ОАО «Автомобильный завод «Урал» наши студенты тоже с недавнего времени принимают самое активное участие.
Таким образом, мы видим, что организация тесного взаимодействия профессиональной образовательной организации и предприятий — социальных партнеров обеспечивает непрерывность и многоуровневость профессионального образования, способствует отбору и структурированию содержания профессионального образования с учетом интересов всех субъектов кластера, стимулирует профессиональный рост преподавательского состава. Особенностью данной модели кластера является единство содержательного, процессуального и результативного аспектов как условия интеграции образования и производства с целью повышения качества подготовки выпускников, совершенствования организации учебного процесса, коррекции содержания профессиональных образовательных программ.
Реализация представленной модели кластера, как условия интеграции образования и производства, предусматривает:
1) организацию мониторинга, который позволяет определять потребности и ожидания как внешних, так и внутренних потребителей образовательных услуг, своевременно корректировать и определять перспективы развития кластера, позволяющие улучшить качество подготовки специалистов;
2) организацию производственной (профессиональной) практики на основе интеграции теоретических знаний и инновационных технологий в условиях производства, которая способствует повышению уровня мотивации студента к выбранной профессии, коррекции и обновлению содержания видов практик и учебных программ, увеличению процента трудоустройства выпускников на предприятиях МГО и их карьерному росту;
3) организацию работы постоянно действующей системы управления инновационной деятельностью субъектов образовательно-производственного кластера;
4) проведение совместных мероприятий и конференций, деловых встреч, экскурсий, оказывающих влияние на развитие атмосферы взаимного сотрудничества.
Свободный набор
милескии >ШШШОСТГОДТ£ЛЬНЫЙ. КОЛЛЕДЖ
и
о.
>
эс
и а.
о1
и >
зс
| 3 КУРС <
с
I
¡1 & 1=
и Р
И
ОЁ
в Й в
(К <
:г
т
0 <
<п
1
о
х т
о
Цель
1/
ОС
ш
о
а. О
е
«совет
Р уко ВОДИ ТГЛГЙ»
(совместные совсщянкя (<■ , П'<| :и11. Г1 иредирншмй м а |мш:н|| |К1 и м г. ми!
НАУЧНО МЕТОДИЧЕСКИЙ сонет
-XX-
ПРОИЗВОДСТВО
ОАО «А н 1<>мо(|||.||Ы1мй
.завод «Урал»
'-¡:>к(щ
«МиассЭлектро ¡шп ¡9 рят»
ЗАО «НАГИ»
ЗАО «НАТО»
ЗАО «Кедр»
ЗАО «Бачальтм;
(АО «ИТМКО
Основные направления деятельности ССУЗа н иредиринI ни
ССУЗы
= составляют плаиът взаимодействия с предприятиями С учетом ГОЕ ПОТрсЙНОСТ!] Б квалифицнронанныя. кн..ч.. ькь 1,ерн11лации уч ел н 1)-млч ер и н. 1ьн< I и Пимы;
- орI яннчую I" нроичиоде гненное Лучение;
ру^ра^цтыкунн учетные I шинок и
образовательные программы (совместно с партнерами)
- осуществляют педагогическую подготовку мастеров производственного общения и
|фЙ1 к'ыДнУ'! ё.гём СИетП^ЧИСийилИ! I.
н
а
Пред ир ми I ин
- учусл вун.л (4 оченк-с кучеитку
подготовки выпускников;
предоетавлясот инжеперпо-техиичоских работников для
ПрОХОЖДСНИЯ ПрОИЗВОЗСТВСИПОЙ ирйкч И К11,
- окпыиаю i и0ч0ш,1> судетам н III >Д1 Н У1йННв к ури'ты х и ДИПЛОМНЫЕ ИДНКК"! он.. |[ОДП|фИК1Г руководителе и проектом ич с-нсди11;шстов-ирак тиков,
- обевдешшиот трудоустройство кыиуСкникйн М -1,|>,
РЕЗУЛЬТАТ: в ыеокп квалифицированный рабочий или специалист
Рис. 2. Комплексная модель образовательно-производственного кластера как условия интеграции образования и производства
Результативность модели
В результате реализации комплексной модели образовательно-производственного кластера в 2009-2013 годах были достигнуты следующие результаты:
1) теоретически обоснована и разработана модель социального партнерства Миасского машиностроительного колледжа и представителей бизнес-сообщества Миасского городского округа;
2) разработана новая модель подготовки рабочих и техников, которая предложена для тиражирования в областной системе СПО;
3) разработана система основных мероприятий, направленных на развитие социального партнерства как условия качества подготовки рабочих и специалистов;
4) в образовательном процессе колледжа используются элементы системы «Бережливое производство», принятой на предприятиях Группы ГАЗ, при организации производственного обучения;
5) осуществляется совместная с ОАО «АЗ «Урал» и ОАО «Миассэ-лектроаппарат» разработка учебных
планов и учебных программ, учебно-методической документации по подготавливаемым специальностям;
6) обеспечена организация производственной практики студентов МиМК на оборудовании, действующем в современном секторе экономики, организация стажировки преподавателей колледжа для ознакомления с новейшими типами оборудования и технологическими процессами в ОАО «АЗ «Урал»;
7) осуществляется целевая подготовка рабочих и специалистов для конкретного предприятия, что повышает возможности трудоустройства выпускников МиМК;
8) переработаны рабочие программы по специальным дисциплинам с учетом профессиональных компетенций, согласованных и утвержденных с социальным партнером ОАО «АЗ «Урал»;
9) разработаны и утверждены учебные планы с ускоренным сроком обучения по специальностям «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», «Технология маши-
ностроения» для студентов из числа выпускников НПО по профильным специальностям.
Литература
1. 18-я областная научно-практическая конференция «Инновации в системе профессионального образования: образовательно-производственные кластеры как фактор подготовки конкурентоспособных рабочих и специалистов»: тезисы докладов, тезаурус / Сост. И. Р. Сташкевич. Челябинск: ЧИРПО, 2012. 84 с.
2. Дмитриева Е. А. Развитие государственно-частного партнерства в сфере высшего профессионального образования: автореф. дис. ... канд. экон. наук / МГУ им. М. В. Ломоносова / М., 2012. 23 с.
3. Магретта Дж. Ключевые идеи. Майкл Портер. Руководство по разработке стратегии. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. 272 с.
4. Шайдуллина А. Р. Интеграция образования и производства: современное состояние и перспективы: монография. Казань: АН РТ, 2008. 167 с.