Научная статья на тему 'Категория личности в философской и психолого-педагогической литературе'

Категория личности в философской и психолого-педагогической литературе Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1745
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТЬ / ИНДИВИД / ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / ФИЛОСОФИЯ / ПЕДАГОГИКА / ПСИХОЛОГИЯ / ЗАПАД-ВОСТОК / КОЛЛЕКТИВНАЯ ЛИЧНОСТЬ / PERSONALITY / INDIVIDUAL / INDIVIDUALITY / PHILOSOPHY / PEDAGOGY / PSYCHOLOGY / EAST-WEST / COLLECTIVE PERSONALITY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Птицына И. Ф.

Рассматривается категория личности в философской, психологической и педагогической литературе. Представлены концепции личности на Востоке и Западе. Описана структура личности народа саха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Category of a personality in philosophical and psychological pedagogical literature

The author studies a category of a personality in philosophical, psychological and pedagogical literature. There has been presented conception of a personality in the East and the West. The article presents a description of personality structure for the Sakha people

Текст научной работы на тему «Категория личности в философской и психолого-педагогической литературе»

2. Привлечение при обучении математике телекоммуникационных технологий обучения, что предполагает включение в учебный процесс электронных учебных пособий для выполнения самостоятельных, расчетно-графических работ, изучения и применения теоретического материала.

3. Развитие навыков исследовательской и проектной деятельности студентов, что включает выполнение рефератов, расчетно-графических работ по отдельным разделам математики.

4. Организация спецкурсов по математике на старших курсах для привлечения математического аппарата при составлении курсовых и дипломных проектов.

Таким образом, при преподавании математики студентам горно-геологических специальностей учитываются как логико-математическая целостность курса математики, так и необходимость осознания студентами применения математического аппарата в решении задач профессионального характера, а именно инженерных задач.

Литература

1. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы. Минск, 1981. 383 с.

2. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интеп-ретация: Учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 192 с.

3. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1980. 368 с.

4. Гнеденко Б.В. Математическое образование в вузах. М.: Высшая школа, 1981. 174 с.

5. Мышкис А.Д., Солоноуц Б.О. О программе и стиле курса математики во втузе // Вестник высшей школы. 1972. № 6. С. 32-41.

6. Кудрявцев Л.Д. Современная математика и ее преподавание. М.: Наука, 1980. 143 с.

M.S. Ammosova

Mathematical education at higher educational institutions as the main aspect in professional training of specialists in mining industry

The article studies a problem of integration of mathematical and professional training of students - the future specialists in mining industry. One of the problem solutions are issues of professional scope of mathematical education.

Key-words: education, mathematics, professional scope, students, principles of teaching, fundamental, mining engineer.

■4МКГ

УДК 37.03

И. Ф. Птицына

КАТЕГОРИЯ ЛИЧНОСТИ В ФИЛОСОФСКОИ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОИ ЛИТЕРАТУРЕ

Рассматривается категория личности в философской, психологической и педагогической литературе. Представлены концепции личности на Востоке и Западе. Описана структура личности народа саха.

Ключевые слова: личность, индивид, индивидуальность, философия, педагогика, психология, Запад-Восток, коллективная личность.

Формирование личности человека во все времена представляло собой сложный и противоречивый процесс. Становление личности в рамках того или иного общества задаётся некоторой общей схемой взаимодействия человека и природы, человека и общества, человека и человека.

Теоретико-методологические подходы к проблеме формирования личности разработаны в трудах философов (Дж. Локк [1], И. Кант [2] и др.), педагогов (С.И. Гессен [3], И.Г. Песталоцци [4], К.Д. Ушинский [5] и др.), отечественных психологов (Л.С. Выготский [6], Б.Г. Ананьев [7], А.Н. Леонтьев [8] и др.). Проблеме категории личности в

ПТИЦЫНА Ирина Фёдоровна - аспирант КМПИЯ ЯГУ, ст. преподаватель КИЯ по ТиЕС

культурах Востока и Запада уделяется внимание в работах

Э. Фромма [9], З.П. Морохоевой [10], М.С. Кагана [11] и др.

Слово «личность» является одним из централь ных понятий философии, педагогики, психологии, социологии и других наук. Личность, как и общество, нация, деятельность и др., является универсальной категорией. В философии с понятием «личность» связывается наиболее глубокая сущность человеческого рода и в то же время наиболее существен -ные индивидуальные особенности конкретного человека. «Личность - внутреннее определение единичного существа в его самостоятельности, как обладающего разумом, волей и своеобразным характером, при единстве самосознания» [12]. «Личность в той или иной форме представляет своё общество, свой народ, нацию, свою эпоху...» [13, с. 89].

В классической античности индивид рождается как

личность, но продолжает принимать общие святыни за высшие ценности. Личность живёт в себе, не ощущает себя независимой индивидуальностью. В средневековом европейском обществе личность претерпевает изменения. Возникла независимая во многих отношениях личность, ставшая со временем главной опорой европейского общества, с её новым отношением к собственности. Христианство, безусловно, признаёт в каждом человеке личность. Авторитет христианства, Фома Аквинский (1225-1274), во многом опирался на философию Аристотеля. Индивиду разрешается осуществиться только в Боге. Аквинат рассматривает род человеческий как сумму индивидов. Бог - образец для личности. В эпоху гуманизма человеку даётся право на свободный выбор. Однако речь идёт об избранной личности, движимой благородным желанием преобразовать мир. Гуманисты по-новому истолковывают средневековые христианские представления о личности. Человек нашёл силы в самом себе, поставив себя на место Бога. Протестантская личность послушна воле Бога, но многое теперь зависит от самой личности, которая действует сама. Протестантская Реформация резко усилила интерес человека к самому себе, к своему внутреннему миру, а также к другому человеку [10].

В эпоху Просвещения Дж Локк (1632-1704) иЖ.-Ж. Руссо (1712-1778) заявили о себе как о приверженцах идеи равенства. И. Кант (1724-1804) выделяет моральную и психологическую личность в человеке. «Моральная личность -свобода разумного существа, подчиняющегося моральным законам (психологическая личность - это способность осознания тождества самому себе в различных состояниях своего существования» [2, с. 132].

Дальнейшее развитие понятия личности и индивидуальности получили в английском и французском либерализме. Можно утверждать, что западно-европейская мысль XIX века была занята выяснением условий самодостаточности личности-индивидуальности, что означало, в сущности, признание множественности личностных начал в соответствии с принципом дискретности. Бенжамен Констан впервые обосновал право человека быть индивидуальностью, умеющей сохранять достоинство. Он сыгралроль в становлении идей либерализма, развивал идею свободы личности [10].

Высшей ценностью у романтиков является «боговдохновенная» личность. Душа как совокупность возможностей становления обуславливает оригинальность и неповторимость индивидуальности. Быть индивидуальностью -значит быть свободным от условностей и связей. Романтики - воплощение тоски по свободе, но эта суперсвобода их чаще всего и убивает, когда они окончательно порывают все связи с обществом.

Категория личности в культурах Востока и Запада раскрывается через понятие бытия, отражающего сущность культуры и представленного картиной мира. В условиях взаимодействия культур Востока и Запада проблема того, как возможна личность при многообразии культур, может быть решена при создании условий, признающих плюрализм культур, равенство и самоценность каждой из куль-

тур и допускающих широкий спектр модальных типов личности: коллективной личности и индивидуальности. Мир личности богат и в каждой заключена своя культура. «Мир един в своём многообразии. Это известное философское положение предполагает диалектику взаимодействия противоположных сторон и поступательность исторического процесса. Вся история человеческого общества есть постоянное взаимообогащение народов, их обычаев, традиций, культур» [11, с. 3].

В современной культуре Запада Э. Фромм (1900-1980) в работе «Человек для себя» (1947) под личностью понимает «целостность врождённых и приобретённых психических свойств, характеризующих индивида и делающих его уникальным» [9, с. 48]. В своей другой основополагающей работе «Иметь или быть?» (1976) немецко-американский философ и психоаналитик свидетельствует о том, что «обладание и бытие являются двумя основными способами существования человека, преобладание одного из которых определяет различия в индивидуальных характерах людей и типах социального характера» [9, с. 223]. Запад исповедует принцип «Иметь», тогда как Восток - принцип «Быть». Но «быть» означает «существовать», а «иметь» означает «обладать». И западную культуру, близкую, по его мнению, к закату, можно спасти лишь обращением её к ценностям Востока. Необходим Великий синтез культур.

Перейдём к рассмотрению различных концепций личности на Востоке. ШриАуробиндо (1872-1950) развивает учение об эволюции сознания в системе «Человек-Приро-да-Бог». Индивидуальность определяется степенью его духовного развития в результате эволюции индивидуального сознания. Человек вовсе не венец эволюции, но переходное существо. Человек - это Разум, заключаемый в живое тело. Но этому разуму недоступна полнота истины, и он должен стать Сверхразумом, который обладает истиной вечно [10].

Базовым типом личности культуры Востока является кол -лективная (или групповая) личность, базовым типом личности Запада является индивидуальность. «Индивидуальность -это такая личность, которая способна сама определять цели своей деятельности, осуществлять выбор средств для достижения своих целей. Субъектом индивидуальности является, таким образом, отдельный индивидуум. Он утверждает свою автономность. Общество образуется объединением индивидуумов по принципу: целое как сумма частей» [14, с. 365].

По мнению японского исследователя Таити Сакаия, «воспитанию личности в Японии служит работа как производительная деятельность. В основе «морали простоты» лежат слова: «дело воспитывает». Усердие и бережливость переводятся в плоскость философии образования как воспитание личности» [15, с. 257].

Рассмотрев категорию личности в культурах Запада и Востока, опишем структуру личности у народа саха, который сформировал своеобразные учение «Айыы» (божества, боги-творцы, мудрецы) и философию «ёоо-прб» в процессе своей жизнедеятельности. По понятиям якутов, «прб» - жизненная сила, «кут» - дух, душа человека состоит из трёх элементов: «ийэ-кут» («мать-душа»), «буор-кут»

(«земляная душа»), «салгын-куг» («воздушная душа») [16, с. 59]. Первая душа создаёт информационную связь с окружающей средой, вторая душа регулирует материальную оболочку духа человека, его тело, поддерживает жизнь и физическую силу, третья душа делает человека разумным, мыслящим. Все эти души («кут») человека соединяются в единстве, что выражается в понятии «прб» - жизнеутверждающей силе сущности человека.

Проанализируем понятие личности в педагогике. «Личность в общественных науках рассматривается как особое качество, приобретаемое им в процессе совместной деятельности и общения [17, с. 134].

Педагогические аспекты понятия «личность» мы находим у С.И. Гессена: «Личность есть дело рук самого человека, продукт его самовоспитания..., поскольку личность никогда не дана готовой, но всегда созидается, она есть не пассивная вещь, но творческий процесс» [3, с. 73].

И.Г. Песталоцци (1746-1827) обогатил положения прогрессивной педагогики о факторах формирования личности и гармоническом развитии всех сил и способностей человека. Он делает акцент на ведущей роли воспитания в формировании личности и поэтому старается тесно сочетать положение о направляющей роли органичного процесса воспитания с принципом - «жизнь формирует» [4, с. 21 -22].

По мнению К.Д. Ушинского, личность (человека) является предметом воспитания. В отличие от всех других наук педагогика изучает человека во всех проявлениях его природы со специальным приложением к искусству воспитания [5, с. 26].

Обратимся к трактовке данного понятия в психологии отечественными учёными и исследователями, такими как Л. С. Выготский [6], Б.Г.Ананьев [7], А.Н. Леонтьев [8] и др. Интерпретация категории личности коренится в последних работах Л. С. Выготского. «Личность - постоянно текущая динамическая форма взаимодействия между организмом и средой» [6, с. 241].

Согласно А.Н. Леонтьеву, «личность как новое качество, порождается движением системы объективных общественных отношений, в которые вовлекается его деятельность» [8, с. 224]. «Личностью становятся. Личность есть относительно поздний продукт общественно-исторического и онтогенетического развития человека [8, с. 176].

По Б.Г. Ананьеву, «личность является только социальным образованием, объектом и субъектом исторического процесса..., современником определённой эпохи, и

это определяет множество её социально-психологических свойств» [7, с. 172].

Таким образом, существует несколько общих положений о личности, которые принимаются почти всеми авторами. Одно из них состоит в том, что личность представляет собой некое неповторимое единство, некую целостность. Другое положение заключается в признании за личностью роли высшей интегрирующей инстанции.

Литература

1. Локк Д. Сочинения в 3-х т.: Т. 1. М.: Мысль, 1985. 621 с.

2. Кант И. Сочинения в шести томах. Т. 4. Ч. 2. М.: Мысль, 1965. 478 с.

3. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию / Отв. ред. и сост. П. В. Алексеев. М.: Школа-Пресс, 1995. 448 с.

4. Песталоцци И.Г. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т. 1. М.: Педагогика, 1981. 336 с.

5. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения: В 6 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1988. 416 с.

6. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. 480 с.

7. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. СПб.: Питер, 2001. 272 с.

8. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975. 304 с.

9. Фромм Э. Человек для себя. Иметь или быть? Минск: Изд-во «В.П. Ильин», 1997. 416 с.

10. Морохоева З.П. Личность в кутьтурах Востока и Запада: К постановке проблемы. Новосибирск: Наука, Сибирская издательская фирма, 1994. 206 с.

11. Каган М.С., Хилтухина Е.Г. Проблема «Запад-Восток» в культурологии: взаимодействие художественных культур. М.: Наука, Изд-кая фирма «Восточная литература», 1994. 160 с.

12. Энциклопедический словарь. Т. 34. Ярославль: Терра, 1991. 868 с.

13. Воробьёв В.В. Лингвокультурология (теория и методы): Монография. М.: Изд-во РУДН, 1997. 331 с.

14. Морохоева З.П. Категория личности в кутьтурах Востока и Запада: Дисс. ... канд. пед. Наук. СПб., 1996. 371 с.

15. Таити С. Что такое Япония? М.: Партнер Ко Лтд., 1992. 335 с.

16. Кулаковский А.Е. Научные труды. Якутск: Кн. изд-во, 1979. 484 с.

17. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. 528 с.

1.Е Н^уна

Category of a personality in philosophical and psychological - pedagogical literature

The author studies a category of a personality in philosophical, psychological and pedagogical literature. There has been presented conception of a personality in the East and the West. The article presents a description of personality structure for the Sakha people. Key-words: personality, individual, individuality, philosophy, pedagogy, psychology, East-West, collective personality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.