Научная статья на тему 'Обеспечение профессиональной направленности математической подготовки специалистов горной промышленности в вузе'

Обеспечение профессиональной направленности математической подготовки специалистов горной промышленности в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
166
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / МАТЕМАТИКА / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / СТУДЕНТЫ / ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ / ФУНДАМЕНТАЛЬНОСТЬ / ГОРНЫЙ ИНЖЕНЕР / EDUCATION / MATHEMATICS / PROFESSIONAL SCOPE / STUDENTS / PRINCIPLES OF TEACHING / FUNDAMENTAL / MINING ENGINEER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аммосова М. С.

Обеспечение профессиональной направленности математической подготовки специалистов горной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Аммосова М. С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mathematical education at higher educational institutions as the main aspect in professional training of specialists in mining industry

The article studies a problem of integration of mathematical and professional training of students the future specialists in mining industry. One of the problem solutions are issues of professional scope of mathematical education.

Текст научной работы на тему «Обеспечение профессиональной направленности математической подготовки специалистов горной промышленности в вузе»

М.С. Аммосова. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ГОРНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В ВУЗЕ

УДК 378.016:51

М. С. Аммосова

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ГОРНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В ВУЗЕ

Рассматривается проблема обеспечения интеграции математической и профессиональной подготовки студентов - будущих специалистов горной промышленности. В числе одного из путей решения этой проблемы рассматриваются вопросы профессиональной направленности математического образования.

Ключевые слова: обучение, математика, профессиональная направленность, студенты, принципы обучения, фундаментальность, горный инженер.

За последние десятилетия в жизни страны произошли большие изменения, которые ставят перед образованием новые цели и задачи. В начале и середине прошлого столетия «период удвоения информации» составлял 30-40 лет, что способствовало пользоваться знаниями, полученными в институте, практически всю профессиональную деятельность специалиста. В настоящее время данный период сократился до 5 лет, из-за чего значительная часть знаний, особенно технической информации, полученной в вузе, оказывается устаревшей к периоду выхода специалиста на самостоятельную работу. Развитие общества можно проследить через изменение его социально-экономических условий. Так, из истории известны, как они меняются: характер производства (от кустарного до механизированного); роль орудия труда в жизнедеятельности человека (от замены сил человека и животных, используемых в производстве, до усиления интеллекта человека); роль человека в производстве (от мастерового до творца и организатора); главные виды технологий (от ручных до энергетических и информационных). В соответствии с этими глобальными изменениями, меняются и повышаются требования к образованности человека. Все это ведет к изменению в образовательной сфере.

Одно из стратегических направлений развития образования в современных условиях исходит из непрактикоори-ентированности усваиваемых обучающимися теоретических знаний. Они умеют вычислять производные, интегралы, решать дифференциальные уравнения, разлагают функции в тригонометрические ряды, исследуют их сходимость и т.д. Трудности же возникают в применении этих же знаний при решении практических задач, моделировании процессов и явлений в природе.

АММОСОВА Марита Саввична - старший преподаватель ИМИ ЯГУ, аспирант

Поэтому необходима принципиально иная постановка в сфере образования: усвоение теоретических знаний для их использования в реальной жизнедеятельности; не выполнение рутинных технологических операций, а создание для обучающегося широких возможностей проявить себя в практической деятельности. Иначе, практицизм в новых социально-экономических условиях становится качеством необходимым.

Если подойти с этой позиции к системе высшего профессионального образования, то на первый план выходит интеграция изучаемых по учебному плану предметов для совершенствования профессиональной подготовки специалистов. В частности, речь идет об усилении профессиональной направленности изучаемых предметов, об их прак-тикоориентированности. В данной статье речь пойдет о профессионально-ориентированной математической подготовке студентов - будущих специалистов горной промышленности.

Как известно, педагогическая наука имеет в своем активе важные исследования, связанные с профессиональной направленностью обучения в высшей школе. Так, пси-холого-педагогические аспекты профессиональной направленности обучения в высшей школе рассматриваются такими специалистами, какМ.И. Дьяченко [1], В.И. Заг-вязинский [2] и др. Значительный вклад в развитие профессиональной направленности в обучении математике внесли видные отечественные ученые С.И. Архангельский [3], Б.В. Гнеденко [4], И.Д. Мышкис [5] и др. В своих трудах авторы подчеркивают принципиальные позиции, раскрывающие основные направления практикоориентированно-сти математического образования в профессиональном учебном заведении.

Наш подход к решению данной проблемы более четко обозначен на основе высказывания известного педагога-математика И.Д. Мышкиса: «Хорошо, когда различные

продуманные и научно обоснованные способы преподавания конкурируют, взаимно обогащая друг друга. Однако все эти способы должны исходить из глубокого знания того, как применяется математика для данной специальности; причем имеется в виду не набор узких рецептов, а вся система математического мышления, совокупность математических идей, понятий и методов, лежащие в основе специальности будущего инженера» [5, с. 35]. Это высказывание, сделанное более тридцати лет тому назад, остается актуальным и сейчас.

Опыт работы преподавателем математики на горном и геолого-разведочном факультетах Якутского государственного университета показывает отрыв преподавания математических дисциплин от будущей специальности студентов. И мы в течение ряда лет занимаемся поиском оптимальных путей интеграции математического образования с профессиональным и их реализацией в процессе профессиональной подготовки будущих горных инженеров в университете.

Анализ эмпирического опыта показывает сложность решения данной проблемы по определенным организационным сторонам решаемого вопроса. Прежде всего, отрыву математического образования от профессионального способствует то обстоятельство, когда все математические дисциплины изучаются, в основном, на первом, втором курсах, а все специальные дисциплины, связанные с будущей профессией, изучаются на старших. Это такие специальные и общепрофессиональные дисциплины, как аэрология карьеров, геодезия и маркшейдерия, геомеханика, горные машины и оборудование, планирование открытых горных работ, процессы открытых горных работ, проектирование карьеров, сопротивление материалов, эксплуатация карьерного оборудования, при изучении которых широко применяется математический аппарат. Они изучаются на старших курсах.

Вместе с тем в учебной программе имеются дисциплины, которые параллельно с математическими дисциплинами направлены на формирование будущего специалиста. Это курсы геологии, начертательной геометрии и инженерной графики, основы горного дела, подземных горных работ, теоретической механики, физики. В процессе интеграции математики с ними нами предусмотрено обновление содержания математических задач, способов их решения, чтобы дать основы профессионального мастерства , которые представляют собой синтез необходимого уровня математических знаний, умений, навыков и умение применять эти знания в профессиональной деятельности.

Поиск оптимальных условий профессиональной направленности математического образования в системе подготовки горных специалистов в стенах вуза, как показывает наша практика, связан с преодолением определенных трудностей. Отдельные из них верно подчеркнуты Л. Д. Кудрявцевым. Так, он отмечает, что трудности при обучении любому предмету возникают уже при отборе

материала, которому собираются учить, и, быть может, еще больше при установлении принципов, которыми следует руководствоваться при обучении [2]. Анализ эмпирического опыта убеждает, что немаловажную роль в решении этой проблемы играют как содержание, так и принципы обучения студентов математике.

Обобщая свой опыт, мы одним из ведущих принципов при обучении математике студентов горно-геологических специальностей считаем принцип фундаментальности и профессиональной направленности обучения. Он требует верного соотнесения ориентации на широкую эрудицию и узкую специализацию, фундаментальность и технологичность в процессе подготовки и в результатах обучения, успешного общего развития и развития специальных профессиональных способностей личности.

Принцип профессиональной направленности и фундаментальности образования предполагает разумную сбалансированность ме^ду двумя крайностями. Во-первых, общенаучная подготовка не должна отрываться от нужд приобретаемой профессии. Приходится иногда сталкиваться с ошибочным мнением, будто преподавание математики заключается лишь в высоком уровне математической подготовки студентов вузов независимо от будущей специальности. Во-вторых, содержание учебного курса математики определяется не только с точки зрения потребностей приобретаемой специальности, но и с позиции фундаментальности математического образования.

Ориентированность математического образования на профессиональную деятельность не противоречит его фундаментальности. Фундаментальность означает формирование высокой математической культуры, а математическая культура, нацеленная на определенный вид деятельности, обеспечивает высокий уровень овладения этой деятельностью. Это означает, что фундаментальность математического образования способствует реализации его ориентированности.

В этой связи решение вопроса профессиональной направленности математической подготовки специалистов горной промышленности в университете определило следующие направления в работе преподавателя математики в высшей школе:

1. Интеграция знаний и практических умений при изучении математики с общепрофессиональными и специальными дисциплинами, что предполагает:

- совершенствование содержания теоретического материала, внесение изменений в лекционную и практическую части дисциплины с включением задач проблемного характера;

- разработка и решение профессионально-ориентированных задач;

- использование метода математического моделирования, чтобы научить студентов построению алгоритмов перевода реальных явлений и процессов на язык изучаемых математических теорий и алгоритмизации процесса решения этих задач.

2. Привлечение при обучении математике телекоммуникационных технологий обучения, что предполагает включение в учебный процесс электронных учебных пособий для выполнения самостоятельных, расчетно-графических работ, изучения и применения теоретического материала.

3. Развитие навыков исследовательской и проектной деятельности студентов, что включает выполнение рефератов, расчетно-графических работ по отдельным разделам математики.

4. Организация спецкурсов по математике на старших курсах для привлечения математического аппарата при составлении курсовых и дипломных проектов.

Таким образом, при преподавании математики студентам горно-геологических специальностей учитываются как логико-математическая целостность курса математики, так и необходимость осознания студентами применения математического аппарата в решении задач профессионального характера, а именно инженерных задач.

Литература

1. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы. Минск, 1981. 383 с.

2. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интеп-ретация: Учебное пособие. М.: Издательский центр «Академия», 2007. 192 с.

3. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы: Учебное пособие. М.: Высшая школа, 1980. 368 с.

4. Гнеденко Б.В. Математическое образование в вузах. М.: Высшая школа, 1981. 174 с.

5. Мышкис А.Д., Солоноуц Б.О. О программе и стиле курса математики во втузе // Вестник высшей школы. 1972. № 6. С. 32-41.

6. Кудрявцев Л.Д. Современная математика и ее преподавание. М.: Наука, 1980. 143 с.

M.S. Ammosova

Mathematical education at higher educational institutions as the main aspect in professional training of specialists in mining industry

The article studies a problem of integration of mathematical and professional training of students - the future specialists in mining industry. One of the problem solutions are issues of professional scope of mathematical education.

Key-words: education, mathematics, professional scope, students, principles of teaching, fundamental, mining engineer.

■4МКГ

УДК 37.03

И. Ф. Птицына

КАТЕГОРИЯ ЛИЧНОСТИ В ФИЛОСОФСКОИ И ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОИ ЛИТЕРАТУРЕ

Рассматривается категория личности в философской, психологической и педагогической литературе. Представлены концепции личности на Востоке и Западе. Описана структура личности народа саха.

Ключевые слова: личность, индивид, индивидуальность, философия, педагогика, психология, Запад-Восток, коллективная личность.

Формирование личности человека во все времена представляло собой сложный и противоречивый процесс. Становление личности в рамках того или иного общества задаётся некоторой общей схемой взаимодействия человека и природы, человека и общества, человека и человека.

Теоретико-методологические подходы к проблеме формирования личности разработаны в трудах философов (Дж Локк [1], И. Кант [2] и др.), педагогов (С.И. Гессен [3], И.Г. Песталоцци [4], К.Д. Ушинский [5] и др.), отечественных психологов (Л.С. Выготский [6], Б.Г. Ананьев [7], А.Н. Леонтьев [8] и др.). Проблеме категории личности в

ПТИЦЫНА Ирина Фёдоровна - аспирант КМПИЯ ЯГУ, ст. преподаватель КИЯ по ТиЕС

культурах Востока и Запада уделяется внимание в работах

Э. Фромма [9], З.П. Морохоевой [10], М.С. Кагана [11] и др.

Слово «личность» является одним из централь ных понятий философии, педагогики, психологии, социологии и других наук. Личность, как и общество, нация, деятельность и др., является универсальной категорией. В философии с понятием «личность» связывается наиболее глубокая сущность человеческого рода и в то же время наиболее существен -ные индивидуальные особенности конкретного человека. «Личность - внутреннее определение единичного существа в его самостоятельности, как обладающего разумом, волей и своеобразным характером, при единстве самосознания» [12]. «Личность в той или иной форме представляет своё общество, свой народ, нацию, свою эпоху...» [13, с. 89].

В классической античности индивид рождается как

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.