морализмом права на существование. Всякая попытка отойти от этого утверждения открывает, ему простор для
иалог между моралистической и имморалистической традициями — существенная черта развития мировой культуры. Опираясь на достижения этической мысли прошлого, мы можем внести в этот диалог свою лепту. Уверенно можно говорить о существовании морального и имморального пространства (мир неживой
животный мир,
природы
поведенче-
ские пространства, характеризующиеся полным отсутствием свободы, наука, искусство, профессиональная среда, рассматриваемые в отрыве от универсального человеческого бытия, и т. д.). Из-за постоянной реализации себя в эт1их мирах человек соприкасается с
имморалистическои средой, однако в силу принадлежности каждого индивидуума к миру людей, в силу своей человечности личность привносит в эти пространства мораль, очеловечивает их.
Наконец, определим место имморализма в логике культуры. В силу своей специфической критической ориентации он выполняет в культуре роль нравственного антитезиса, в котором снимается тезис „существующие нравственные ценности4' (как положитель-
ные, так и отрицательные) в своей конкретности и исторической ограниченности. Последующий синтез представляет собой восхождение к новому моральному основанию, часто таковым не осознаваемому, но обладающему дрем и его характеристиками. В этом состоит положительное культурное значение имморализма — оружия нравственных революционеров, расчищающих место для новых идей от устаревших, обветшалых, сковывающих принципов лицемерного и мертвящего морализаторства.
Но не будем забывать и об опасностях, связанных с распространением имморалистических убеждений. Если в духовном творчестве многих деятелей науки и искусства (выделим из последних, например, Г. Гессе, Р. Акутагаву; Ж. Жене) они служат более полному раскрытию потаенности бытия, то взятые в качестве практически-поведенческого образца и воспринятые некритически, в отрыве от общекультурного контекста, они могут привести к разрушительным последствиям. Эта угроза в современном обществе просматривается довольно четко, и для того чтобы противостоять ей, необходимо глубокое изучение сложного и неодно-
%f
значного явления духовной жизни имморализма.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Крпткпя философская энциклопедия. М.:
Прогресс, 1994, 576 с.
2. Ницше Ф. К генеалогии морали // Сочинения: В 2 т. Мм 1989. Т. 2. С. 407 — 524.
3. Ницше Ф. Так говорил Заратустра // Сочинения: В 2 т. М.. 1989. Т. 2. С. 5 — 237.
4. Сартр Ж. П. Проблема цели и средства в политике (Из „Тетрадей по морали44) // Эти-
ческая мысль: Маучно-публицистичсскис чтения. М., 1992. С. 251 — 263.
5. Скринник А. П. Моральное xio в истории этики и культуры. М.: Политиздат, 1992. 351 с.
6. Шестов Л. И. Добро в учении гр. Толстого и Ф. Ницше // Сочинения. М., 1993. С. 39 — 158.
КАТЕГОРИЯ „КАЧЕСТВО ЖИЗНИ": ЕЕ СУЩНОСТЬ
С. В. САРАЙКИНА, аспирант
Качество жизни населения — одна нз важнейших категорий социальной географии и региональной социологии, вечная проблема и забота общества и
в то же время — сравнительно недавний предмет глубокого научного исследования. Эта категория допускает множество различных определений, од-
нако для ее характеристики* до сих пор не выработано обобщающего и широко принятого синтетического показателя, позволяющего контролировать происходящие изменения.
Реальное содержание и структура категории „качество жизни" показывает, что речь должна идти о комфортности жилья, качестве здравоохранения и окружающей среды, общения, функционирования социальных институтов, системы образования, условий Труда и быта, культурной и общественной жизни [1 ]. Американский ученый С. Л. Каттер [3] определяет эту категорию как благоденствие человека или его удовлетворенность жизнью и окружающей средой, включая в эту характеристику потребности и желания, стремления, предпочтение того или иного образа жизни и другие осязаемые и неосязаемые факторы, которые определяют общее благосостояние. Если говорить о качестве жизни отдельных людей, то это понятие можно связать с существующими социальными, экологическими и другими условиями, отражающими единственную в местном масштабе точку зрения на ценности и
цели человеческой жизни.
%
Хотя качество жизни является оценочной категорией, оно обычно предполагает наличие качественных показателей, так как не поддается прямому количественному измерению. При множестве определений, раскрывающих содержание данной категории, в любом случае речь идет об ориентации на оценку степени удовлетворения не непосредственных потребностей (связанных с защитой от голода, холода, болезней, нищеты и пр.), а потребностей более высокого порядка (связанных с приобщением к благам культуры) с точки зрения условий места проживания.
С. Л. Каттер утверждает, что географическое определение качества жизни должно включать понятие благосостояния человека, но в еще большей мере концентрирует внимание на местах проживания. Определение „качества жизни в каком-либо месте" объединяет как объективные, так и субъ-
ективные критерии социальных и экономических условий, включая два состояния: целевое и оценочное.
Целевое состояние — коллективное впечатление, желаемая окружающая среда и жилищно-бытовые условия, которые человеку хотелось бы иметь или к которым он стремится. Целевое состояние — явление субъективное, находящееся под влиянием определенной
культуры.
.Оценочное состояние отражает реальную среду, то, что имеется фактически. Оно допускает многомерные количественные или качественные критерии, устанавливаемые с позиций культуры, а также объективные или субъективные. географические определения.
В итоге качество жизни можно представить как измерение разницы
между целевым и оценочным состоянием или как различия между средой обитания, которая должна быть, и средой, которая есть. Таким образом, речь идет о том, как условия места воспринимаются и оцениваются отдельными людьми относительно значения каждого из них для человека.
Будучи направленным на место, а не на человека, исследование качества жизни требует, на наш взгляд, объективных оценок этих условий в одном и том же месте или в различных местах. При этом необходимо учитывать три основных элемента этой оценки: во-первых, объективные условия социальной среды (жилищные условия, среднедушевой доход, уровень преступности и т. д.) и физической среды (климатический комфорт, загрязнение окружающей природной среды, места для отдыха и др.); во-вторых, определение индивидуальной удовлетворенности этими условиями (их субъективная оценка); в-третьих, так называемый перцептивный элемент, включающий относительное значение объективных условий (социальных и экономических) в сравнении с субъективной оценкой места, создаваемого людьми. Перцептивные показатели привязанности человека к месту проживания также важны для оценки качества жизни. По самой своей природе они с трудом
поддаются количественной оценке, но могут придать своеобразную „окраску44 объективной методологии исследования объективных условий социальной и физической среды.
Перцептивные показатели чаще всего используются для определения психологического благополучия отдельных людей или их оценки мест и условий проживания. Субъективная оценка качества жизни зависит от степени удовлетворенности людей основными потребностями (такими, как брак, семейная жизнь, здоровье, жизнь в стране, уровень собственной жизни и т. д.).
Таким образом, качество жизни можно представить как за_висимость между
всеми тремя вышеназванными элементами, которые в совокупности образуют концептуальную модель, отражающую три размерности: социальную, экологическую и перцептивную [2
Термин „качество жизни" не получал широкого распространения вплоть до 60 — 70-х гг. XX в., хотя его содержание так или иначе отражалось в таких категориях, как „общее благосостояние", „социальные показатели" и др. В настоящее время понятие „качество жизни" используется очень широко и является объектом исследования географов, социологов, экономистов и других ученых, углубляющих и расширяющих его содержание.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ. СПИСОК
1. Байссрксев О. Н., Бугроменко В. Н. Региональная пространствсино-прсдметиая среда. Алма-Ата: Рауан; Демеу, 1993. 244 с.
2. Покшишевский В. В. Образ страны и образ
жизни // Странопсдение: состояние и задачи.
Мм 1981. С. 50 — 59.
3. Culler S. L. Raiting Places: a Geographers View of Quality of life. Washington, 1985. 76 p.
Юриспруденция и экономика
фффффффффффффффффффффффффффффффффф
АНТИКОНСТИТУЦИОННАЯ И ПРОТИВОПРАВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОСОБОГО СОВЕЩАНИЯ ПРИ НКВД — МГБ — МВД СССР И ДРУГИХ НЕСУДЕБНЫХ ОРГАНОВ
Е. Н. ТЯЗИН, старший преподаватель
После Октября 1917 г. защита завоеваний революции была возложена
на ВЧК, ГПУ при НКВД РСФСР и
другие органы. С образованием СССР обеспечение государственной безопасности страны было отнесено к компетенции Объединенного государственного политического управления (ОГПУ)
Ц ]. 28 марта 1924 г. ЦИК СССР утвердил Положение о правах ОГПУ в части административных высылок, ссылок и заключений в концентрационные лагеря (11, оп. 16а, д. 68, л. 15). Применение внесудебных репрессий возлагалось на Особое сове-
щание в составе трех членов коллегии ОГПУ по назначению его председателя с обязательным участием прокурорского надзора. Особому совещанию принадлежало исключительное право применения высылки, ссылки и заключения в концлагерь на срок до трех лет в отношении лиц, причастных к контрреволюционной деятельности, шпионажу и другим государственным преступлениям, подозреваемых в контрабанде, подделке денежных знаков и государственных бумаг, спекулирующих золотой монетой, иностранной валютой и драгоценными металлами.