поддаются количественной оценке, но могут придать своеобразную „окраску44 объективной методологии исследования объективных условий социальной и физической среды.
Перцептивные показатели чаще всего используются для определения психологического благополучия отдельных людей или их оценки мест и условий проживания. Субъективная оценка качества жизни зависит от степени удовлетворенности людей основными потребностями (такими, как брак, семейная жизнь, здоровье, жизнь в стране, уровень собственной жизни и т. д.).
Таким образом, качество жизни можно представить как за_висимость между
всеми тремя вышеназванными элементами, которые в совокупности образуют концептуальную модель, отражающую три размерности: социальную, экологическую и перцептивную [2
Термин „качество жизни" не получал широкого распространения вплоть до 60 — 70-х гг. XX в., хотя его содержание так или иначе отражалось в таких категориях, как „общее благосостояние", „социальные показатели" и др. В настоящее время понятие „качество жизни" используется очень широко и является объектом исследования географов, социологов, экономистов и других ученых, углубляющих и расширяющих его содержание.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ. СПИСОК
1. Байссрксев О. Н., Бугроменко В. Н. Региональная пространствсино-прсдметиая среда. Алма-Ата: Рауан; Демеу, 1993. 244 с.
2. Покшишевский В. В. Образ страны и образ
жизни // Странопсдение: состояние и задачи.
Мм 1981. С. 50 — 59.
3. Culler S. L. Raiting Places: a Geographers View of Quality of life. Washington, 1985. 76 p.
Юриспруденция и экономика
фффффффффффффффффффффффффффффффффф
АНТИКОНСТИТУЦИОННАЯ И ПРОТИВОПРАВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОСОБОГО СОВЕЩАНИЯ ПРИ НКВД — МГБ — МВД СССР И ДРУГИХ НЕСУДЕБНЫХ ОРГАНОВ
Е. Н. ТЯЗИН, старший преподаватель
После Октября 1917 г. защита завоеваний революции была возложена
на ВЧК, ГПУ при НКВД РСФСР и
другие органы. С образованием СССР обеспечение государственной безопасности страны было отнесено к компетенции Объединенного государственного политического управления (ОГПУ)
Ц ]. 28 марта 1924 г. ЦИК СССР утвердил Положение о правах ОГПУ в части административных высылок, ссылок и заключений в концентрационные лагеря (11, оп. 16а, д. 68, л. 15). Применение внесудебных репрессий возлагалось на Особое сове-
щание в составе трех членов коллегии ОГПУ по назначению его председателя с обязательным участием прокурорского надзора. Особому совещанию принадлежало исключительное право применения высылки, ссылки и заключения в концлагерь на срок до трех лет в отношении лиц, причастных к контрреволюционной деятельности, шпионажу и другим государственным преступлениям, подозреваемых в контрабанде, подделке денежных знаков и государственных бумаг, спекулирующих золотой монетой, иностранной валютой и драгоценными металлами.
В целях быстрого производства следствия и усиления борьбы с фальшивомонетчиками и контрабандистами
Президиум ЦИК СССР предоставил коллегии ОГПУ право внесудебного разбора дел и расправы, вплоть до вынесения высшей меры наказания (расстрела), в отношении указанных лиц [11, оп. 68, д. 106, л. 6].
В апреле 1927 г. Президиум ЦИК СССР принял постановление о мерах
борьбы с диверсиями, поджогами, взрывами, авариями и другими вредительскими актами. К государственным преступлениям приравнивалась небрежность как должностных, так и всех прочих лиц, в результате халатности которых государство несло ущерб. ОГПУ предоставлялось право рассматривать во внесудебном порядке с применением расстрела и опубликованием в печати дела по диверсиям, поджогам, взрывам, порче машинных установок как со злым умыслом, так и без оного [11, оп. 68, д. 112, л. 19].
15 июня 1927 г. Президиум ЦИК СССР предоставил ОГПУ право рассматривать во внесудебном порядке с применением высшей меры наказания дела в отношении белогвардейцев, контрреволюционеров, шпионов и бандитов [11, оп. 68, д. 112, л. 32]. Этим же постановлением оно наделялось правом предоставлять соответствующим представителям ОГПУ на местах полномочия по вынесению внесудебных приговоров в отношении подобных лиц.
Судебная коллегия ОГПУ рассматривала дела с предварительного согласия Президиума ЦИК СССР. Элементы состязательности в производстве отсутствовали (не допускалась защита, свидетели и обвиняемые на заседания
V
нс вызывались и т. д.). Деятельность коллегии по внесудебному рассмотрению дел определялась главным образом специальными постановлениями Президиума ЦИК СССР, не подлежавшими опубликованию, и ведомственными инструкциями, а не нормами УПК РСФСР. Кассационного обжалования не допускалось. В случае подачи ходатайства о помиловании лица, приго-
ж
воренного к высшей мерс наказания,
председатель ОГПУ входил в Президиум ЦИК СССР с предложением о нецелесообразности применения к
осужденному частной амнистии. Надзор за законностью действий ОГПУ был возложен на прокурора Верховного
суда СССР.
Широкое применение внесудебные
репрессии получили в период коллективизации сельского хозяйства. 30 января 1930чг. Политбюро ЦК ВКП(б) приняло постановление „О мероприятиях по ликвидации кулацких хозяйств в районах сплошной коллективизации". Одновременно в кампанию по борьбе с кулачеством включились органы Объединенного государственного политического управления. Согласно приказу ОГПУ от 2 февраля 1930 г.
немедленной ликвидации подлежали кулацкие элементы первой категории — контрреволюционный кулацкий актив, особенно кадры действовавших контрреволюционных и повстанческих организаций и особо злостные одиночки. В отношении богатых кулаков, бывших помещиков и полупомещиков, местных кулацких вожаков, церковников, сектантов и их семейств (вторая категория) применялись массовое выселение в отдаленные районы и конфискация имущества.
Арестованные концентрировались в окружных и областных отделах ОГПУ. Дела на них заканчивались следствием в короткие сроки и направлялись на рассмотрение во внесудебном порядке специально создаваемым „тройкам" полномочных представительств ОГПУ в республиках, краях и областях. В их работе принимали участие представители крайкомов (обкомов) ВКП(б) и прокуратуры. Состав „троек" утверждался коллегией ОГПУ. Большинство арестованных подлежало заключению в концлагеря. В отношении наиболее злостных элементов применялась высшая мера наказания. Семьи заключенных в концлагеря и приговоренных к расстрелу выселялись в северные районы СССР Ц0).
Массовые репрессии затронули нс только кулачество, но и-серсдняков и
бедняков. 26 июня 1932 г. ЦИК и СНК СССР приняли постановление „О революционной законности", в котором осуждались практика незаконных арестов, обысков, конфискаций и изъятия имущества, нарушения революционной законности и прав трудящихся. Масштабы репрессий достигли такого размаха, что ЦК ВКП(б) и СНК СССР вынуждены были принять экстренные меры по их ограничению- Постановлением от 7 мая 1933 г. Политбюро ЦК ВКП(б) запретило „тройкам" ОГПУ в республиках, краях и областях выносить приговоры с высшей мерой наказания [13], а 8 мая 1933 г. за подписями И. Сталина и В. Молотова всем партийным, советским работникам, органам ОГПУ, суда и прокуратуры была разослана инструкция, в которой содержалось требование прекратить массовые выселения крестьян. Запрещалась производить аресты не уполномоченными на то лицами. При производстве арестов органами ОГПУ требовалось предварительное согласие прокуратуры.
Проблемы укрепления законности вызвали необходимость реорганизации органов суда, прокуратуры, милиции и государственной безопасности. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 20 и»рня 1933 г. была образована Прокуратура СССР, а 17 декабря 1933 г. утверждено Положение о Прокуратуре СССР. Одной из основных е~ё функций становится надзор за законностью действий ОГПУ, милиции и исправительно-трудовых учреждений. После XVII съезда ВКП(б) были реорганизованы административно-политические органы. Политбюро ЦК ВКП(б) приняло решение направить деятельность органов ОГПУ исключительно на охрану общественного порядка и государственной безопасности, общественной (социалистической) собственности и границ государства.
10 июля 1934 г. постановлением ЦИК' СССР был образован общесоюзный Народный комиссариат внутренних дел |2], в состав которого было включено ОГПУ на правах Главного управления государственной безопас-
ности. Судебная коллегия ОГПУ упразднялась. Расследуемые НКВД СССР и его местными органами дела о государственных преступлениях подлежали рассмотрению специальных судебных коллегий Верховного суда СССР, верховных судов союзных республик, краевых, областных судов и главных судов автономных республик, а также военных трибуналов и Военной коллегии Верховного суда СССР [3].
Таким образом, в результате проведенных ЦК ВКП(б) и СНК СССР мероприятий к середине 1934 г. удалось остановить репрессии, укрепить законность, конституционные основы правосудия и авторитет советского суда.
Вместе с тем постановлением ЦИК СССР от 10 июля 1934 г. предусматривалось создание при НКВД СССР Особого совещания. 5 ноября 1934 г. ЦИК и СНК СССР приняли постановление „Об Особом совещании при народном комиссаре внутренних дел ССчСР" [4 |, которому предоставлялось право применять к лицам, признаваемым общественно опасными, ссылку и высылку на срок до 5 лет и заключение в исправительно-трудовые лагеря на тот же срок. В состав Особого совещания, возглавляемого наркомом, входили его заместители, уполномоченный
НКВД СССР по РСФСР, начальник Главного управления рабоче-крестьянской милиции и нарком внутренних дел союзной республики, на территории которой возникло дело. В его заседаниях предусматривалось обязательное участие прокурора СССР или его заместителя. В Особое совещание направлялись дела в случаях, когда характер имеющихся против обвиняемых улик и иные обстоятельства данного дела (оперативные соображения, местные условия и др.) затрудняли его рассмотрение в судебном заседании. Определяющим являлось установление
социальной опасности лица.
Трагическая смерть С. М. Кирова явилась толчком для новой волны репрессий, создания разного рода нреу-дебных органов. 30 июля 1937 г. нарком внутренних дел СССР Н. Ежов подписал оперативный приказ
№ 00447, согласно которому немедленному аресту и последующему расстрелу подлежали наиболее враждебно настроенные против Советской власти бывшие кулаки, члены антисоветских партии, белогвардейцы, жандармы, чиновники царской России, бандиты, участники фашистских, террористических и шпионско-диверсионных контрреволюционных формирований (первая категория). Ко второй категории относились все остальные менее активные враждебные элементы. Они подлежали аресту и заключению в лагеря и тюрьмы на срок от 8 до 10 лет.
Для рассмотрения дел при НКВД республик, УНКВД краев и областей создавались особые „тройки", в которые в качестве председателей входили наркомы внутренних дел, начальники краевых и областных управлений НКВД, а в качестве членов — первые секретари ЦК нацкомпартий союзных республик, краевых и областных комитетов ВКП(б) и республиканские, краевые, областные прокуроры [9, с. 82!.
В соответствии с приказами НКВД
СССР от И августа 1937 г. и от 20 сентября 1937 г. списки лиц, подле-
рассматривались также „двойками" — наркомами внутренних дел республик и начальниками УНКВД совместно с прокурорами республик, краев, областей |9, с. 821.
Особое совещание при НКВД СССР, „тройки", „двойки" и другие несудебные органы не заменяли суды, а действовали параллельно с ними. К сожалению, следует отметить, что и в судах попирались элементарные нормы судопроизводства. В середине 30-х гг. массовые репрессии обернулись трагическими последствиями для сотен тысяч советских людей. Только в 1937 г. было арестовано 779 056 человек, в 1938 — 593 336, из них расстреляно 681 682. человека, в том числе, по неполным данным, по решениям несудебных органов — 631 897 человек |8, с. 120].
В постановлении СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 17 ноября 1938 г. „Об арестах, прокурорском надзоре и ведении следствия" отмечалось, что массовые
жавших репрессиям
41
операции по разгрому и выкорчевыванию враждебных элементов, проведенные органами НКВД в 1937 — 1938 гг.
при упрощенном ведении следствия и суда, привели „к ряду крупнейших недостатков и извращений в работе органов НКВД и Прокуратуры" (2 ]. Впредь все дела в точном соответствии с законами о подсудности должцы были передаваться на рассмотрение судов или Особого совещания. Приказом НКВД СССР от 26 ноября 1938 г. „двойки"
и »¿рройки" были упразднены.
Внесудебная деятельность Особого совещания активно продолжалась в период Великой Отечественной войны и
после ее окончания. В апреле 1943 г. НКВД СССР был разукрупнен на два ведомства — Наркомат внутренних дел и Наркомат государственной безопасности. Особое совещание было создано при НКГБ, а в 1946 г. — и при МГБ СССР. В начале марта 1953 г. МВД^
МГБ были объединены в Министерство внутренних дел СССР, при котором сохранялось Особое совещание [7, с. 249 — 250]. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 сентября 1953 г. оно было упразднено |9, с. 82].
Особое совещание при -НКВД — МГБ — МВД СССР явилось одним из самых зловещих инструментов террора. За период с 5 ноября 1934 г. по
1 сентября 1953 г. им было
1934 г. — 1 003 чел.;
1935 г. — 29 452 чел.;
1936 г. — 18 969 чел.;
1937 г. — 17911 чел.;
1938 г. — 45 768 чел.;
1939 г. — 13 021 чел.;
1940 г. — 42 912 чел.;
1941 г. — 26 534 чел.;
1942 г. — 77 548 чел.;
1943 г. — 25 134 чел.;
1944 г. - 10611 чел.;
1945 г. — 26 581 чел.;
1946 г. — $320 чел.;
1947 г. — 13 393 чел.';
1948 г. — 17 257 чел.;
1949 г. - 38 460 *** чел.;
1950 г. — 19419 чел.;
1951 г. — 9 076 чел.;
1952 г. — 958 чел.;
1953 г. — 204 чел.
Из 442 531 осужденного приговорены к высшей мере наказания 10 101, к лишению свободы — 360 921, к ссылке и высылке (в пределах страны) — 67 539 и к другим мерам наказания (зачет времени нахождения под стражей, высылка за границу, принудительное лечение) — 3 970 человек
ИЗ].
С 1930 по 1953 г. по возбужденным органами ОГПУ. НКВД, НКГБ, МГБ 2 578 592 уголовным делам было репрессировано 3 778 234 человека, в том числе осуждено к высшей мере наказания 786 098 человек. Среди лиц, подвергшихся репрессиям, осуждено несу-дебными органами 2 478 406 человек, в том числе к расстрелу — 656 548 |8, с. 1231.
Несудебные органы никогда не были правовыми учреждениями. Ими попирались основные положения Конституции СССР и важнейшие демократические ценности: принципы народовластия, справедливости, законности, гуманизма, состязательности, презумпция невиновности. Обвиняемые были полностью лишены права на защиту и
обжалование приговоров. Репрессиям подвергались их родные и близкие.
XX съезд КПСС не только осудил культ личности Сталина, массовые репрессии и беспрецедентные нарушения конституционных прав граждан, но и открыл дорогу для восстановления справедливости и укрепления законности и правопорядка. Законом СССР от 31 июля 1989 г. были признаны антиконституционными действовавшие в 30 — 40-х — начале 50-х гг. „тройки" НКВД и УНКВД, коллегия ОГПУ и Особое совещание при НКВД — МГБ - МВД СССР [5].
Законом РСФСР от 18 октября 1991 г. „О реабилитации жертв политических репрессий" объявлены противоправными акты в отношении всех жертв политических репрессии, подвергшихся таковым на территории РСФСР с 25 октября (7 ноября) 1917 г., а вытекающие из них правовые, политические и гражданские последствия, ущемляющие права граждан и унижающие их достоинство, — не имеющими юридической силы [6].
ЬИПЛИОГРЛФИЧРХКИЙ список
1. Положение об Объединенном государственном политическом управлении Союза ССР и его органах: Декрет ЦИК СССР от 15 ноября 1923 г. // СУ РСФСР. 1924, № 12. Ст. 105. -
2. Об образовании общесоюзного Народного комиссариата внутренних дел: Постановление ЦИК СССР от 10 июля 1934 г. // СЗ СССР. 1934. № 36. Ст. 283.
3. О рассмотрении дел о преступлениях, расследуемых Народным комиссариатом внутренних дел и его местными органами: Постановление ЦИК СССР от 10 июля 1934 г. // СЗ СССР.
1934. № 36. Ст. 284.
4. Об Особом совещании при народном комиссаре .внутренних дел: Поста но ил енис ЦИК и СП К СССР от 5 ноября 1934 г. // СЗ СССР.
1935. № 11. Ст. 84.
5. Об утверждении Указов Президиума Нер-ховпого Совета СССР о внесении изменении и дополнений в законодательные акты СССР: Закон СССР от 31 июля 1989 г. // Ведомости
Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1989. № 9. Ст. 202.
6. О реабилитации жертв политических репрессий: Закон РСФСР от 18 октября 1991 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 44. Ст. 1428.
7. Коржихина Т. П. История государственных учреждений СССР. М.: Высш. шкм 1986. 399 с.
Массовые репрессии оправданы быть не могут // Источник. 1995. № I. С. 117 — 132.
9. О внесудебных органах: Разъяснение Прокуратуры СССР и КГБ СССР // Известия ЦК КПСС. 1989. № 10. С. 80 — 82.
10. Рос. газ. 1993. № 14. 22 янв.
11. Государственный архив Российской Федерации, ф. 3316.
12. Российский центр хранения и изучения документов новейшей истории, ф. 17, он. 3,
док. 1003, л. 85.
13. Центр хранения современной документации, ф. 89, перечень 48, док. 47, л. 1.