КАКОЙ ВЫТЬ НЕПРЕРЫВНОЙ ПОДГОТОВКЕ ПО ФИЗИКЕ?
В.В.Семакова, старший научный сотрудник ИСПО РАО, кандидат педагогических наук
Одним из ведущих компонентов профессионального образования является обучение физике, имеющее фундаментальное значение для подготовки БУДУЩИХ специалистов, поскольку необходимо осуществлять непрерывно на протяжении всего процесса профессиональной подготовки специалистов. Однако несмотря на то, что в научной литературе рассмотрен ряд подходов к проблеме развития непрерывного профессионального образования, модель конкретной реализации непрерывной подготовки по физике студентов средних профессиональных учебных заведений в образовательном комплексе «Учреждение начального профессионального образования - Среднее специальное учебное заведение - Высшее учебное заведение» («УНПО - ССУЗ -вуз») отсутствует как в теории, так и на практике.
При построении такой модели мы исходили из формулировки непрерывного профессионального образования Г.В. Му-хаметзяновой как целостной совокупности путей, средств, способов и форм приобретения, углубления и расширения общего образования, социальной зрелости и профессиональной компетентности.
Непрерывная подготовка по физике в образовательном комплексе «УНПО -ССУЗ - ВУЗ» представляет собой процесс повышения уровня подготовки по физике обусловленный соответствующим уровнем профессионального образования.
Для разработки варианта модели непрерывной подготовки по физике в образовательном комплексе «УНПО - ССУЗ -ВУЗ» мы обратились к рассмотрению форм обучения, через которые реализуются основные профессиональные образовательные программы в учебных учреждениях комплекса. Как показал анализ программ, они отличаются друг от друга по формам обучения, срокам реализации и объемам учебной нагрузки. Стало быть, вариант разрабатываемой модели может определяться выбором форм(ы) обучения.
К примеру, в качестве разрабатываемых вариантов моделей могут быть взяты на рассмотрение варианты: «УНПО (очное направление обучения) - ССУЗ (заочное) -ВУЗ (очное)», или «УНПО (очное обучение) - ССУЗ (очное) - ВУЗ (заочное)» и т.д. и т.п. При построении своей модели ориентировались на очную форму как основную, в учебных учреждениях комплекса.
Исследование проходило на базе УНПО: ПУ: №№35,36; ПЛ №№41,42,50,51,59; ССУЗ: речного техникума, КАТ, КТК КГТУ; вузов: КГУ, КГТУ (КАИ) им. А.Н.Туполева, КГТУ (КХТИ). Прорабатывались различного рода нормативные документы и рекомендации для данных учебных учреждений («Типовое положение об учреждении начального профессионального образования», «Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)», методические рекомендации, разработанные в ИРПО, НМЦ СПО, и др. материалы). В результате разработаны и обоснованы частные варианты моделей применительно к учреждениям начального профессионального образования и средним специальным учебным заведениям. На основе частных вариантов моделей составлен вариант модели непрерывной подготовки по физике для блока «УНПО -ССУЗ». Приведем некоторые полученные результаты.
В начальной и средней профессиональных школах, где действуют группы на базе основной школы, подготовка по физике, по существу, определяется «Обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования». В начальной профессиональной школе обучение по физике служит основой для соответствующего и повышенного уровней квалификации начального профессионального образования, а в средней профессиональной школе - для базового уровня среднего профессионального образования.
Базовый уровень профессиональной подготовки студента ССУЗ выше, чем соответствующий и повышенный уровни квалификации профессиональной подготовки обучающихся в У НПО. Следовательно, физическая подготовка для начальной и средней профессиональных школ, а это прежде всего «Обязательный минимум содержания», может быть недостаточной для базовой подготовки специалиста ССУЗ. Иными словами, подготовка по физике в средней профессиональной школе, в отличие от начальной, по существу не обеспечивает полностью базовый уровень профессиональной подготовки специалиста ССУЗ. И, естественно, из этого вытекает необходимость поиска пробелов по физике, их восполнение с ориентацией на базовый уровень средней профессиональной школы.
В свою очередь в средней профессиональной школе повышенный уровень профессиональной подготовки выше, чем базовый уровень профессиональной подготовки. Вот почему, целесообразен и уместен поиск пробелов по физике, их восполнение с ориентацией, с одной стороны, на базовый уровень профессиональной подготовки и, с другой - на повышенный уровень профессиональной подготовки специалиста ССУЗ.
В конечном итоге, решению проблемы пробелов подготовки по физике в средней профессиональной школе будет способствовать следующий поэтапный подход:
соотнесение различных вариантов программ по физике для ССУЗ;
координация подготовки по физике с уровнем профессиональной подготовки для ССУЗ;
разработка программ по физике для ССУЗ с учетом базового и повышенного уровней среднего профессионального образования;
разработка учебно-методического обеспечения по физике с учетом базового и повышенного уровней среднего профессионального образования.
На основе предложенных частных вариантов и общего варианта моделей, разработанных для УНПО и ССУЗ, учета уровней высшего профессионального образования, а также вопросов системы до-
полнительной физической подготовки при поступлении в учебные заведения среднего и высшего звена нами выведен обобщенный вариант модели для образовательного комплекса «УНПО-ССУЗ-вуз». Модель предназначена для решения проблемы непрерывной подготовки по физике на базе основной и средней школ и заключается в согласовании вопросов физической подготовки:
а) на основе «Обязательного минимума содержания»;
б) с учетом уровней профессиональной подготовки;
в) в системе дополнительной подготовки применительно к учебным заведениям среднего и высшего звена.
При выведении обобщенного варианта модели непрерывной подготовки по физике в образовательном комплексе «УНПО-ССУЗ-вуз» мы придерживались следующей последовательности:
представили учреждения профессионального образовательного комплекса «УНПО-ССУЗ-вуз» и в схематичной форме показали действующие в них варианты моделей непрерывной профессиональной подготовки;
рассмотрели, согласно Типовому положению об учреждении начального и среднего профессионального образования, учреждения, относящиеся к УНПО (ПУ -профессиональное училище, ПЛ - профессиональный лицей) и ССУЗ (Т - техникум (училище), К - колледж);
раскрыли соответственно представленным учреждениям начального профессионального образования, средним специальным учебным заведениям и высшим учебным заведениям, существующие уровни профессиональной подготовки для УНПО - ПУ - соответствующий уровень квалификации НПО, ПЛ - соответствующий и повышенный уровни квалификации НПО; ССУЗ - Т, К - базовый уровень квалификации СПО, «К - вуз» - повышенный уровень квалификации СПО); вуз (академический, бакалавр, магистр);
выделили и показали соответственно уровням профессионального образования исходную базу профессиональной подготовки обучающихся, а это, как известно, основная и средняя школы;
ш при ■ средне-
обоб-вбразова-ГУЗ-вуз». ■ж про-> физике ■ заклю-гнзиче-
п? мини-
-юналь-
"?дго--ьеде-
-иан-по мексе
" ^ись
I профес-рвыплекса втичной рх вари-вфессио-
жповому №вого и вования, Ю (ПУ -профес-техникум
■о предельного средним м и выс-жвующие РОВКИ для уровень 1стствую-^»икации ■еяь квашенный з (акаде-
тответст-со обра-ональной !. как из-
внеели на основе анализа базы профессиональной подготовки и соответствующих ей уровней профессиональной подготовки в схематичную структуру модели такие термины, как «на базе основной и средней школы» и «на базе средней школы». К примеру, получение соответствующего уровня квалификации НПО возможно как на базе как основной, так и средней школы, а получение повышенного уровня квалификации СПО возможно на базе средней школы;
включили соответственно уровням и базе профессиональной подготовки исходную базу физической подготовки, анализ которой был проделан в ходе обоснования частных вариантов моделей непрерывной подготовки по физике применительно к учреждениям НПО и ССУЗ. В результате для базы физической подготовки выделены термины «на базе основной школы» и «на базе средней школы», на основе которых и дается подготовка по физике в образовательных учреждениях комплекса «УНПО - ССУЗ - вуз»;
выделили, согласно базе физической подготовки сложившиеся уровни подготовки по физике. Так, уровни физической подготовки «Обязательный минимум содержания» с ориентацией на профильную подготовку для УНПО и ССУЗ служат основой профессиональной подготовки как на соответствующем уровне квалификации НПО, так и на базовом уровне квалификации СПО при поступлении на базе основной школы. На базе же средней школы, как известно, подготовка по физике в УНПО на соответствующем и повышенном уровнях, а также в ССУЗ на базовом уровне - не предусмотрена.
В обобщенном варианте модели мы также показали последовательность реализации согласования вопросов физической подготовки с учетом уровней профессионального образования. Одновременно мы учитывали систему дополнительного образования, которая практику-
ется в образовательных учреждениях среднего и высшего профессионального образования (одной из ее целей является подготовка к поступлению в данные учебные заведения).
Такая расстановка в схематичной форме позволяет показать модель непрерывной подготовки по физике в трех ракурсах:
а) на основе «Обязательного минимума содержания»;
б) приведение физической подготовки в соответствие с уровневой профессиональной подготовкой;
в) дополнительной подготовкой для поступления в учреждения среднего и высшего звена.
В связи с этим поиск и восполнение пробелов физической подготовки целесообразно ориентировать на начальный, средний и высший уровни профессионального образования. Для достижения этой цели необходимо:
- соотнести различные варианты программ по физике для УНПО, ССУЗ и вуз с уровнями начального, среднего и высшего профессионального образования;
- осуществить координацию уровней физической подготовки соответственно уровням профессиональной подготовки для УНПО, ССУЗ и вуз;
разработать варианты программ по физике, для УНПО, ССУЗ и вуз с учетом требований начального, среднего и высшего профессионального образования;
провести разработку учебно-методического обеспечения по физике для УНПО, ССУЗ и вуз на основе уровневой подготовки начального, среднего и высшего профессионального образования.
В свою очередь в системе дополнительной подготовки для поступающих в учебные заведения среднего и высшего звена целесообразно приведение в соответствие вопросов физической подготовки с требованиями к поступлению в данные учебные заведения.
Обобщенный вариант модели непрерывной подготовки по физике в образовательном комплексе «УНПО-ССУЗ-ВУЗ»
Действующие варианты непрерывной профподготовки
Уровни профессионального образования
База профессиональной подготовки
База подготовки по физике
Уровни подготовки по физике
Ж
ПУ
Соответствующий уровень квалификации НПО
* 1
УНПО ССУЗ ь, ВУЗ
На базе основной и средней школы
На базе основной школы
Физическая подготовка («обязательный минимум содержания», профильная подготовка)
ПЛ
Т
Повышенный уровень квалификации НПО
На базе средней школы
2
Базовый уровень квалификации СПО
На базе средней школы
На базе основной школы
Физическая подготовка («обязательный минимум содержания», профильная подготовка)
Повышенный уровень квалификации СПО
На базе средней школы
Физическая подготовка (интегрированная подготовка)
Академический уровень ВПО
На базе средней школы
бакалавр
Физическая подготовка высшая школа)
магистр