о развитии непрерывной подготовки по физике студентов ссуз в условиях многоуровневого образования
Семакова В.В., к.п.н., ст. н.с. ИПППО РАО
В последние годы в России сложилась сеть интегрированных многоуровневых учебных структур в рамках начального и среднего, среднего и высшего, начального, среднего и высшего профессионального образования. Они действуют на базе одного или нескольких учебных заведений на договорной основе, в том числе создаются в системе заведений начального и среднего уровня как укрупненные учреждения профобразования - колледжи. К примеру, в Республике Татарстан осуществляется комплексное решение проблем начального и среднего профобразования в соответствии с требованиями рынка труда. Здесь накоплен опыт моделирования многоуровневого интегрированного обучения в структуре профессиональных лицеев (ПЛ №76, п.Урняк Арского района; ПЛ №41, г. Казань), профессиональных колледжей (ПК №51, г.Казань; Казанский технологический колледж Казанского Государственного технологического университета) и других учебных заведений.
«В настоящее время, в связи с обеспечением вхождения отечественного профессионального образования в международное образовательное пространство и международный рынок образовательных услуг, все большую актуальность приобретает проблема формирования и развития систем непрерывного профессионального образования в различных моделях», как отмечает Г. В. Мухаметзянова [2, С. 3].
Предметом нашего исследования явилась непрерывная подготовка по физике студентов ССУЗ как основа фундаментального профессионального образования в многоуровневом профессиональном образовании. Остановимся на основных результатах исследования состояния и развития непрерывной подготовки по физике студента ССУЗ.
Подчеркнем, что анализ стандартов начального профессионального образования по профессиям технического профиля, среднего профессионального образования по техническим специальностям свидетельствует, что начальное и среднее профессиональное образование имеют различные цели в отношении квалификационного уровня выпускников. Начальное профессиональное образование обеспечивает подготовку рабочего, основным содержанием деятельности которого является решение конкретных практических задач. Реализация программ среднего профессионального образования направлена на подготовку специалиста среднего звена, содержанием деятельности которого является решение диагностических задач, а к основным видам Деятельности относятся производст-веннотехнологическая, организационно-управленческая и конструкторско-технологическая [2]. Но результаты изучения рекомендуемой учебно-программной и методической литературы, свидетельствуют о том, что подготовка по физике, как составляющая общеобразовательной подготовки, в начальной и средней профессиональных школах в группах на базе основной школы, по - существу, определяет «Обязательный минимум содержания среднего (полного) общего образования». В начальной профессиональной школе обучение физике служит основой для соответствующего и повышенного уровней квалификации начального профессионального образования, а в средней профессиональной школе - для базового уровня среднего профессионального образования.
По мнению В.Ф.Башарина [1], средние профессиональные школы должны иметь свой стандарт физического образования. Однако он подчеркивает, что поскольку в российских ССУЗах овладевают большим количеством специальностей, то потребу-
ется столько же стандартов физического образования (СФО), что весьма обременительно для их создания и подобный отраслевой подход к разработке СФО «размывает» стандарт образования в ССУЗе.
Выход из указанного противоречия В.Ф.Башарин видит в том, что необходимо сменить стратегию создания стандарта образования с отраслевого на деятель-ностный. Он считает, что у любой деятельности (от учебно-познавательной до трудовой) - структура инвариантна, т.е. неизменна. Это позволяет в основу построения стандарта образования положить инвариант структуры деятельности и создать универсальный стандарт образования по физике для всех видов средних профессиональных школ и, в частности, для всех типов ссузов.
Сходную точку зрения высказывает П.И.Самойленко [4], который считает, что средние профессиональные школы, в отличие от средней общеобразовательной школы, должны иметь свой стандарт физического образования (СФО), адекватный среднему образованию, принятому в развитых странах мира. В зависимости от профиля и целей учебного заведения он предлагает разработать четыре варианта СФО. П.И.Самойленко выдвигает мнение, что систему измерителей СФО нельзя ориентировать только на достижение базисного уровня физического образования, как в общеобразовательной школе. Она должна быть нацелена на выявление у студентов не только основ курса физики, но и основ общепрофессиональных и специальных дисциплин. Иными словами, он предлагает разработать измерители СФО в ССУЗе, которые должны состоять из двух частей: обязательной и специальной, что, заметим, противоречит сегодняшним «измерителям» знаний, умений и навыков (контрольно-измерительным материалам), принятым в ЕГЭ по физике за курс средней (полной) школы. Это подводит к выводу, что структурно подготовка по физике студента ССУ-За может быть как минимум двоякой, а именно включать в себя не только составляющую общеобразовательной подготовки,
принятую для средней (полной) школы, но и дополнительную составляющую «специальную», соответствующую базовому уровню среднего профессионального образования. Тем самым она может отличаться от средней школы и начальной профессиональной школы.
Таким образом, опираясь на высказываемые позиции можно заключить, что подготовка по физике студента ССУЗа, в сравнении с начальной профессиональной школой или общеобразовательной школой, должна отличаться структурно и содержательно и соответствовать целям квалификационного уровня выпускников средней профессиональной школы.
В средней профессиональной школе подготовка по физике, как составляющая общеобразовательной подготовки, по отношению к учебным дисциплинам общепрофессионального и специального циклов, уже имеет опережающий характер. В непрерывном образовании важно, чтобы она выступала не только фундаментом для профессионального обучения студента ССУЗа, но, в свою очередь, предопределяла и подготовку по физике в начальной профессиональной школе и, в то же время, служила пропедевтической основой обучения физике в высшей профессиональной школе. Тем самым, подготовка по физике в ССУЗе может выступить связующим звеном между ступенями и уровнями начального и высшего профессионального образования. Все это обусловливает взаимосвязь и взаимодействие подготовки по физике, как между разными уровнями образовательной подготовки, так и относительно ступеней и уровней профессионального образования, по принципу от простого к сложному, учитывая при этом, исходную подготовку по физике на базе основного общего образования и предстоящую профильную подготовку на старшей ступени школы (по терминологии А.М.Новикова «базового образования»).
Как показывает исследовательская работа, проблему непрерывной физической подготовки студента ССУЗа можно рас-
сматривать на базе основной и средней школы в качестве основы профессионального образования обучаемых на различных уровнях. Изучая и анализируя вопросы постановки обучения физике в структуре исследуемых учреждений, учитывая их типы, сложившиеся уровни профессионального образования, ступени, профили, в том числе, учитывая разнообразие профессиональных блоков (систем) непрерывного образования. Выделим основные блоки: на базе основной школы: применительно к блоку «УНПО (соответствующий уровень) -ССУЗ (базовый)»; «ССУЗ (базовый) - ВУЗ (академический)» и т.д.; на базе средней школы: применительно к блоку «УНПО (соответствующий) - ССУЗ (базовый)», к блоку «ССУЗ (повышенный) - ВУЗ (академический)», а также к блоку «УНПО (соот-ветствующий)-ССУЗ (повышенный)» и т.д.; на базе основной и средней школы: к блоку «ССУЗ - ВУЗ» - по вопросам дополнительной подготовки по предмету, «колледж» - как Интегрированное учебное учреждение и т. д.
Из анализа результатов исследования, в целом, следует, что в условиях многоуровневого образовательного процесса подготовка по физике, как составляющая общеобразовательной подготовки, по сути, несёт в себе лишь профилирующий характер и в ней не учитывается уровневая квалификация начального и среднего профессионального образования. Не предусмотрена она, согласно стандартам НПО и СПО, и в структуре профессионального обучения на базе полной средней школы. Тем самым, на наш взгляд, подготовка по физике студента ССУЗа по своей сути не отвечает достаточно полно, структурно и содержательно, целям и задачам среднего профессионального образования, не является связующим звеном в структуре образовательных учреждений между начальной и высшей профессиональной школой.
Не в полной мере учитывается много-уровневость, дополнительность и маневренность образовательных программ. Это
весьма важно и необходимо, судя по результатам исследовательской работы, при выборе обучаемыми различного рода профессиональных образовательных траекторий. Не соблюдается надлежащая преемственность в подготовке по физике студента ссуза между звеньями начального и высшего профессионального образования. Отсюда вытекает: основу решения проблемы непрерывной подготовки по физике студента ссуза, в зависимости от базы общеобразовательной школы, определяют подходы: соотнесение вопросов физической подготовки между собой на разных ступенях и уровнях профессионального образования; соотнесе-ние вопросов физической подготовки с вопросами профессиональной подготовки в структуре начальной, средней и высшей профессиональных школ и возможных их отдельных блоков в системе непрерывного профессионального образования; и, в конечном итоге, разработка и внедрение на этой основе учебно-программного и учебно-методического обеспечения курса физики, соответствующего ступенчатому и уровневому характеру профессионального обучения, что предусматривает коррекцию и доработку государственных образовательных стандартов начальной, средней и высшей профессиональных школ между собой.
Сказанное обусловливает необходимость изучения и восполнения пробелов в подготовке по физике, соответствующих многоступенчатому и многоуровневому профессиональному образованию.
Основные пути решения данной проблемы мы видим в раскрытии содержания и сущности непрерывной подготовки по физике и в разработке на этой основе модели непрерывной подготовки по физике в структуре многоуровневого профессионального образования, ориентируясь одновременно и на переход общеобразовательной школы в предстоящие годы на профильное обучение.
Литература:
1. Башарин В.Ф. Проект полного образовательного стандарта по курсу физики для средней профессиональной школы в условиях многоуровневой подготовки специалистов. - Казань: изд-во Института СПО РАО, 1998. - 216 с.
2. Васенин Е.И. Многоуровневая образовательная подготовка // Специалист. - 2006. - № 8. -С. 20 - 21.
3. Мухаметзянова Г.В. Непрерывное профессиональное образование в России //Казанский педагогический журнал. - 2006. - № 4. - С. 3 -8.
4. Самойленко П.И. О разработке образовательного стандарта по физике //Специалист. - 1994. - № 1 . - С. 13-15.