УДК 378:147
МЕТОДИКА ФОРМИРОВАНИЯ ОЦЕНОЧНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
М. Г. Калугина
TECHNIQUES OF EVALUATIVE COMPETENCE FORMATION IN FUTURE TEACHERS OF PHYSICAL CULTURE IN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION
M. G. Kalugina
Предмет исследования - формирование оценочной компетентности будущих педагогов физической культуры. В результате анализа литературы и экспериментальной работы выявлена и обоснована методика формирования оценочной компетентности будущих педагогов физической культуры в системе высшего профессионального образования. Методика представлена на трех уровнях: на уровне освоения специальности «Физическая культура и спорт», направления «Физическая культура»; на уровне общепрофессиональных дисциплин и педагогической практики в школе; на уровне организации занятий с использованием технологий контекстного обучения. Результаты исследования могут быть использованы в практике подготовки будущих педагогов физической культуры в системе высшего профессионального образования.
The research focuses on formation of evaluative competence in future teachers of Physical Culture. As a result of the analysis of literature and experimental work, the techniques of formation of evaluative competence in future teachers of Physical Culture in the system of higher education are revealed and proved. The techniquesare presented at three levels: at the level of studying the specialty of "Physical Culture and Sport", ("Physical Culture" Programme); at the level of studying the professional disciplines and teaching internships at schools; at the level of the classesorganized with the use of contextual trainingtechnologies. The research results can be used in practice of training future teachers of Physical Culture in thesystem ofhigher education.
Ключевые слова: оценочная компетентность, будущие педагоги физической культуры, высшее профессиональное образование, технологии контекстного обучения.
Keywords: evaluative competence, future teachers of Physical Culture, higher education, technologies of contextual training.
Усиление гуманистической направленности основного общего и высшего профессионального образования и его обновление, регламентированное требованиями программно-нормативных документов (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 2013 - 2020 годы, образовательные стандарты) предъявляют новые требования к уровню сформированности оценочной компетентности педагогов физической культуры. В современных условиях педагог физической культуры должен владеть способами оценки качества образовательной деятельности, как системного процесса, в котором преломляется множество параметров (оценка теоретических знаний, практических действий, готовности обучающихся реализовывать способы физкультурной деятельности, оценка физических способностей, оценка степени направленности личности на физическое совершенствование и др.). Наряду с этим, Федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) определяют требования к результатам освоения основной образовательной программы, в соответствии с которыми будущие педагоги физической культуры должны владеть методами оценки эффективности образовательного процесса в предметной области «Физическая культура». Это актуализируют проблему формирования оценочной компетентности будущих педагогов физической культуры в системе профессионального образования.
Изучение современных исследований показало, что образовательный потенциал системы высшего
профессионального образования, как совокупность возможностей, ресурсов, современных образовательных технологий способствует формированию профессиональной компетентности будущих педагогов. Вместе с тем, очевидна недостаточность внимания исследователей к проблеме формирования оценочной компетентности будущих педагогов физической культуры, что указывает на необходимость разработки и обоснования методики ее формирования в системе высшего профессионального образования.
Понятие «методика» понимается авторами по-разному: как нормативное отображение определенного участка педагогической действительности [4]; теория обучения конкретному курсу, предмету [5]; совокупность упорядоченных знаний о принципах, содержании, методах, средствах и формах организации учебно-воспитательного процесса, обеспечивающих решение поставленных задач [3].
Методика формирования оценочной компетентности будущих педагогов физической культуры в системе высшего профессионального образования рассмотрена на трех уровнях: на квалификационном уровне, на уровне преподавания учебных дисциплин, на уровне организации и проведения занятия.
Квалификационный уровень методики формирования оценочной компетентности представлен моделью формирования оценочной компетентности, как составляющей профессиональной компетентности будущего педагога физической культуры (рис. 1).
Социальный заказ Требования ГОС, ФГОС ВПО
« и
Л
ч ,
Ь о
Я ч
^ ю
а
<и
Ч
О
О
§ «
н о о и
и
л «
«
И «
«
Й н
со <и а
Целевой блок г
Методологический блок К
\ /
V
Л[
Цель
к
- о
о л
н б
ь уа с с е й ск е ч
ц и
о д
р о
П т е м
Л У
Л У
Подходы
Формирование оценочной компетентности будущих педагогов физической культуры в системе высшего профессионального
образования
и Ь -
Компетентностный, личностно-деятельностный, аксиологический
Принципы Целеполагания, непрерывности, интеграция, личностнойориентации
Профессиональный цикл Общепрофессиональные дисциплины. Педагогическая практика
Вариативная часть Дисциплина по выбору студента. Оценочная компетентность современного педагога физической культуры
Этапы Мотивационный, формирующий
Формы Групповая, индивидуальная, самостоятельная работа
Методы Технологии контекстного обучения
Средства Учебно-методические материалы
Компоненты Когнитивный, операциональный, личностный
Критерии Знания об оценочной деятельности, оценочные умения, личностные качества
Уровни Высокий, средний, низкий
Результат Переход на более высокий уровень сформированности компонентов оценочной компетентности
Рис. 1. Модель формирования оценочной компетентности будущих педагогов физической культуры
в системе высшего профессионального образования
Модель отражает возможности системы высшего профессионального образования, как совокупность методологических подходов, принципов, содержания обучения, средств диагностики и включает 5 основных блоков: целевой, методологический, содержательный, процессуально-методический, диагностико-результативный.
Методологический блок модели раскрывает подходы и принципы формирования оценочной компетентности будущих педагогов физической культуры. Личностно-деятельностный подход позволил представить образовательный процесс по формированию оценочной компетентности будущих педагогов физической культуры с учетом личностной обусловленности, личностной позиции его участников, проявляющийся в активной целенаправленной деятельности,
результатом которой являются знания, умения, развитие личности обучающихся. С позиций компетентно-стного подхода рассмотрены результаты реализации методики формирования оценочной компетентности, как способности решать профессиональные задачи по оцениванию эффективности образовательного процесса в физической культуре. Аксиологического подход позволяет рассмотреть формирование оценочной компетентности, как процесс формирования ценностных ориентаций педагога, готовности к саморазвитию, ценностного отношения к оценке и оценочной деятельности.
К принципам формирования оценочной компетентности были отнесены принципы: целеполагания, рассматривающий процесс формирования оценочной компетентности как компонент формирования про-
фессиональной компетентности будущего педагога; непрерывности, позволяющий установить взаимосвязь между отдельными составляющими учебного процесса на основе межпредметности знаний; личностной ориентации, который обеспечивает формирование оценочной компетентности через личность обучающегося.
В структуре учебного плана оценочная компетентность будущего педагога физической культуры может формироваться в рамках общепрофессиональных дисциплин и производственной практики. Вместе с тем, процесс формирования оценочной компетентности должен носить метапредметный характер и не ограничиваться профессиональными дисциплинами учебного плана. В этой связи, для интеграции знаний об оценочной компетентности педагога физической культуры была разработана дисциплина по выбору студента (ДВС) «Оценочная компетентность современного педагога физической культуры», которая включена в вариативную часть цикла общепрофессиональных и дисциплин и явилась ориентировочной основой для прохождения производственных практик.
Процессуально-методический блок модели определяет этапы, методы и средства обучения будущих педагогов физической культуры и выступает в качестве руководства для профессорско-преподаватель-ского соста-
ва при осуществлении образовательного процесса в системе высшего профессионального образования.
Диагностико-результативный блок обеспечивает установление соответствия целей процесса формирования оценочной компетентности результатам обучения. Задачи данного блока определяются необходимостью выявления уровня сформированности компонентов оценочной компетентности и управления процессом ее формирования. Процедура диагностики включает изучение уровня сформированности компонентов оценочной компетентности на «входе», в процессе формирования и на «выходе».
Таким образом, квалификационный уровень методики раскрывает возможности системы высшего профессионального образования в сфере физической культуры и спорта в формировании оценочной компетентности будущих педагогов физической культуры.
Методика формирования оценочной компетентности на уровне преподавания учебной дисциплины (предметный уровень) представляет собой методическую систему, включающую цели образования, его содержание, методы, формы, средства и приемы организации учебного процесса, которая в обобщенном виде представлена в таблице 1.
Таблица 1
Содержание методики формирования оценочной компетентности будущих педагогов физической культуры на уровне преподавания дисциплины
Цель: положительные изменения в компонентах оценочной компетентности
Этапы Формы организации Средства обучения Методы обучения
Мотивационный Цель: формирование ценностного отношения к педагогической оценке и оценочной деятельности Формирующий Цель: формирование оценочных умений Лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа, производственная практика 1) учебно-методические материалы; 2) портфолио; 3) медиа-ресурсы. 1) традиционные (объяснительно-иллюстративные); 2) технологии контекстного обучения (учебные, квазипрофессиональные, учебно-исследовательские).
Результат: высокий уровень сформированности компонентов оценочной компетентности
Формирование оценочной компетентности будущих педагогов физической культуры в системе высшего профессионального образования реализуется посредством дисциплины «Оценочная компетентность современного педагога физической культуры» [2, с. 39 - 44] и педагогической практики в школе.
Содержание дисциплины представлено тремя модулями. Первый модуль - «Оценочная компетентность современного педагога физической культуры» направлен на формирование личностного компонента оценочной компетентности. Второй модуль - «Оценивание достижений обучающихся по физической культуре в системе непрерывного физкультурного образования» углубляет знания общепрофессиональных дисциплин: о возрастных особенностях личности, отражающих специфику физической культуры, в контексте оценочной деятельности; о средствах, методах, формах оценивания достижений обучающихся, критериях и показателях подготовленности обучающихся. Третий модуль - «Современные технологии оценивания достижений в системе непрерывного физ-
культурного образования» направлен на развитие способности к проектированию способов оценки достижений в системе непрерывного физкультурного образования и формированию умений по реализации воспитательных и мотивационных функций оценки в физическом воспитании.
В процессе педагогической практики предусмотрены задания, направленные на ознакомление с оценочной деятельностью в условиях реальной профессиональной деятельности: наблюдение на ознакомительных уроках физической культуры; выборочное интервьюирование обучающихся; анкетирование учителей физической культуры; детальное описание алгоритма и оценивание уровня владения двигательными действиями, тестирование физической подготовленности, оценивание теоретической подготовленности и методических умений обучающихся, применение методов оценки творческой деятельности обучающихся на уроках физической культуры, апробация современных средств оценивания (карта настроения, балльно-рейтинговая система и др.).
Одной из тенденций развития профессионального образования на современном этапе является ориентация на профессионально ориентированные педагогические технологии [7].
Методика формирования оценочной компетентности на уровне занятия (дидактический уровень) раскрывает возможности современных образовательных технологий. В своем исследовании мы используем понятие «технология обучения», как систему дидактических процедур взаимодействия преподавателя и студента, с учетом их направленности, интересов, склонностей и способностей, направленных на проектирование и реализацию содержания, методов, форм и средств обучения, адекватных целям подготовки будущих специалистов [1].
Реализация методики формирования оценочной компетентности будущих педагогов физической культуры на дидактическом уровне представлена механизмом применения технологий контекстного обучения, как условия усвоения межпредметных знаний, приобретения опыта их использования в решении профессионально направленных задач, которые позволяют создать ориентировочную основу оценочной компетентности бу-
Технология развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП) используется, в первую очередь, для формирования когнитивного компонента оценочной компетентности (знаний об оценочной деятельности педагога физической культуры, средствах, методах, подходах оценивания обучающихся в физическом воспитании).
Для формирования личностного компонента оценочной компетентности ценность данной технологии заключается тем, что она способствует формированию гибкости, рефлексивности, альтернативности принимаемых решений, развитию аналитического критического мышления, ответственности за собственный выбор и результаты своей деятельности, стимулированию самостоятельной поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации. ТРКМЧП направлена на формирование ценностного отношения к оценочной деятельности педагога физической культуры и готовности к повышению уровня профессионального мастерства.
Особое место в формировании оценочной компетентности занимает технология кейсового обучения. Суть ее заключается в том, что студентам предлагается решить ситуацию, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. Кейсовое обучение развивает способность мыслить на языке основных проблем, с которыми сталкиваются специалисты в профессиональной деятельно-
дущих педагогов физической культуры. Технологии контекстного обучения проектирует образовательный процесс, как максимально приближенный к предстоящей профессиональной деятельности. Одной из форм контекстного обучения является квазипрофессиональная деятельность, в которой студенты выходят за границы получения информации в рамках узкой темы занятия, а путем включения в моделируемые ситуации решают профессиональные задачи. Воссоздание предметного и социального контекстов профессиональной деятельности добавляет в образовательный процесс целый ряд новых моментов: пространственно-временной контекст; системность и межпредметность знания; возможность динамической развертки содержания обучения; сценарный план деятельности специалистов в соответствии с технологией производства; должностные функции и обязанности; ролевая «инструментовка» действий и поступков; должностные и личностные интересы будущих специалистов.
В таблице 2 представлены технологии контекстного обучения, которые возможно использовать для формирования оценочной компетентности будущих педагогов физической культуры.
сти, способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление [6]. В нашем исследовании кейсовое обучение используется для закрепления знаний об оценочной деятельности педагога физической культуры и формирования операционального и личностного компонентов оценочной компетентности. С этой целью используются практические структурированные кейсы по следующим темам:
1. Значение оценочного компонента в профессиональной деятельности педагога физической культуры.
2. Требования к оценке достижений по физической культуре в современной системе образования.
3. Современные подходы к оцениванию достижений обучающихся по физической культуре.
4. Оценивание достижений по физической культуре в системе дошкольного образования.
5. Оценивание достижений обучающихся младшего школьного возраста по физической культуре в условиях безотметочного обучения.
6. Оценивание достижений по физической культуре обучающихся среднего школьного возраста.
7. Оценивание достижений по физической культуре обучающихся старшего школьного возраста.
8. Оценивание достижений по физической культуре обучающихся с ослабленным здоровьем.
9. Оценивание достижений по физической культуре обучающихся в системе спортизированного физкультурного образования.
Таблица 2
Технологии, используемые в методике формирования оценочной компетентности будущих педагогов
физической культуры (дидактический уровень)
Технологии контекстного обучения
учебные квазипрофессиональные учебно-исследовательские
Технология развития критического мышления Технология кейсового обучения Технология проектного обучения
10. Оценивание достижений обучающихся по физической культуре в системе среднего и высшего профессионального образования.
Выбор проектной технологии обусловлен тем, что она способствует развитию способности самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, устанавливать причинно-следственные связи, последовательно рассуждать, излагать и защищать свои идеи. Для практического проявления оценочной компетентности педагога в условиях профессиональной деятельности особо важным является способность самостоятельно проектировать способы оценки достижений обучающихся.
Технологию проектного обучения целесообразно использовать для формирования операционального компонента оценочной компетентности как на аудиторных занятиях дисциплины по выбору и в условиях педагогической практики, так и в процессе самостоятельной работы студентов. В рамках нашего исследования технология проектного обучения применялась на формирующем этапе методики формирования оценочной компетентности. Студентам выполняли интегрированные групповые практико-ориентированные мини-проекты по тематике использования современных средств оценивания эффективности образовательного процесса по физической культуре.
Средствами реализации методики обучения выступали учебно-методические материалы, ориентированные на самостоятельную деятельность обучающихся (кейсы, раздаточный материал, портфолио, медиа-ресурсы).
Для оценки сформированности оценочной компетентности, наряду с другими методами диагностики (наблюдение, тестирование, экспертная оценка), используется технология «Портфолио». В процессе изучения дисциплины «Оценочная компетентность со-
временного педагога физической культуры» и педагогической практики в школе формируется портфолио студента, которое состоит из двух разделов: рабочие материалы и достижения. Раздел «Рабочие материалы» включает все творческие работы студента (эссе, памятки, мини-проекты), результаты работы с кейсами и методические материалы по современным технологиям оценивания в предметной области «Физическая культура. Раздел «Достижения» позволяет оценить динамику сформированности компонентов оценочной компетентности. По результатам выполнения творческих заданий используются листы самоанализа, которые позволяют студентам оценить успешность собственной деятельности. Кроме того, используется балльно-рейтинговая система, которая предполагает, как оценку деятельности студента преподавателем, так и самооценку. Дальнейшее сопоставление оценки преподавателя и самого студента позволяют формировать адекватность оценки, что является компонентом оценочной компетентности педагога.
Таким образом, можно сделать следующее заключение. Изменение требований к подготовленности педагога физической культуры и недостаточность внимания исследователей актуализирует проблему формирования оценочной компетентности, что вызывает необходимость обоснования методики ее формирования в системе профессионального образования.
Разработанная нами методика раскрывает возможности высшего профессионального образования в сфере физической культуры и спорта в формировании оценочной компетентности будущих педагогов физической культуры. Методика представлена на трех уровнях: на уровне освоения специальности «Физическая культура и спорт», направления «Физическая культура»; на уровне общепрофессиональных дисциплин и педагогической практики в школе; на уровне организации занятий с использованием технологий контекстного обучения.
Литература
1. Вербицкий, А. А. Инварианты профессионализма: проблемы формирования: монография / А. А. Вербицкий, М. Д. Ильязова. - М.: Логос, 2011. - 288 с.
2. Калугина, М. Г. Формирование компетенций, обеспечивающих использование современных средств контроля за деятельностью обучающихся в процессе физического воспитания / М. Г. Калугина // Физическая культура, спорт - наука и практика: научно-методический журнал. - 2012. - № 1.
3. Коджаспирова, Г. М. Словарь по педагогике / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. - М.: Март; Ростов н/Д: Март, 2005. - 448 с.
4. Краевский, В. В. Общие основы педагогики: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. В. Краев-ский. - М.: Академия, 2003. - 256 с.
5. Новиков, А. М. Основания педагогики: пособие для авторов учебников и преподавателей педагогики / А. М. Новиков. - М.: ЭГВЕС, 2010. - 208 с.
6. Ситуационный анализ, или Анатомия Кейс-метода / под ред. Ю. П. Сурмина. - Киев: Центр инноваций и развития, 2002. - 245 с.
7. Селевко, Г. С. Современные образовательные технологии / Г. С. Селевко. - М.: Народное образование, 1998. - 255 с.
Информация об авторе:
Калугина Марина Григорьевна - аспирант кафедры педагогики Сибирского государственного университета физической культуры и спорта, 8-904-586-30-13, 8-913-676-81-79, markala@mail.ru.
Marina G. Kalugina - post-graduate student at the Department of Pedagogics, Siberian State University of Physical Culture and Sports.
Статья поступила в редколлегию 25.12.2013 г.