КАК БОРОТЬСЯ С БЕГСТВОМ КАПИТАЛА?
В последние годы достаточно много научных работ было посвящено проблеме бегства капитала из России. Немало сказано и о криминальной составляющей этого явления. В то же время исследований, которые не только ставили бы своей целью разносторонний анализ проблематики криминального вывоза и ввоза капитала, но и содержали бы конкретные предложения, направленные на пресечение этого пагубного явления, опубликовано пока крайне мало. В этом смысле книгу И.Н. Слюняева1 можно по праву считать заметным шагом вперёд.
Автор скрупулёзно и критически подошёл к рассмотрению различных определений, которыми сегодня характеризуется процесс оттока капиталов из России. Результатом анализа стала формулировка самого понятия незаконного перекачивания (миграции) капитала как "перемещения активов через таможенную границу РФ, отвечающего хотя бы одному из следующих признаков: осуществление незаконными методами, достижение противоправных целей, перемещение активов, имеющих криминальное происхождение" (с. 8). Среди других признаков: извлечение собственником дохода от перемещаемых активов, вывоз капитала без обязательства возвратить его обратно, отсутствие намерения репатриировать доходы от вывезенных инвестиций.
И.Н. Слюняев даёт собственную оценку масштабов криминального перемещения капитала. По его мнению, "до 75% вывозимых из страны средств имеют криминальное происхождение, а легальные капиталы часто перемещаются с использованием криминальных методов и для достижения незаконных целей" (с. 4). Анализируя негативные последствия криминального трансграничного переме-
1 Слюняев И.Н. Криминальное перемещение капитала: характеристика и социальный контроль. М., 2003.
щения капитала, исследователь подчёркивает, что, помимо своего противоправного характера, оно наносит России и существенный экономический вред, изымая из внутреннего оборота финансовые средства, которые могли бы быть использованы для развития и модернизации отечественной экономики. Особенно остро эта проблема ощущается сегодня, когда в стране наблюдается очевидный дефицит инвестиционных ресурсов. В книге рассматриваются и другие негативные последствия этого явления: ухудшение платёжного баланса и наполняемости доходной части бюджета, понижающее давление на курс рубля.
Автор отмечает, что часть вывезенных из России криминальных капиталов после их легализации за рубежом возвращается назад. В результате "вовлечение России в международную систему отмывания капиталов проявляется в... инвестировании преступных доходов в контроль над отечественными предприятиями топливно-энергетического комплекса и телекоммуникационного сектора в целях максимизации доходов, легализации криминальных фондов и их экспорта" (с. 126). Всё это способствует росту криминализации национальной экономики. Процесс идёт дальше. "Интеграция России в систему мировых финансовых рынков создаёт возможности использования огромных объёмов отмываемых средств для финансовых спекуляций, способных дестабилизировать положение не только в национальной экономике. Существенным фактором криминальной трансграничной миграции капитала становится интеграция России в систему криминальных транснациональных рынков" (с. 126). Последнее обстоятельство существенно подрывает позиции нашей страны на международных переговорах по ключевым экономическим вопросам. Кроме того, растёт потенциальная зависимость российской экономики от
"конъюнктурных перемещений спекулятивного криминального капитала, опасность утраты адекватного осознания национальных интересов в сфере миграции капитала и борьбы с преступностью..." (с. 127).
Как отмечается в книге, "действующий механизм социально-правового контроля за криминальным трансграничным перемещением капитала неадекватен изменяющимся формам, методам, масштабам этого процесса и характеру его социально-экономических последствий" (с. 4). В то же время возможности для повышения эффективности уголовно-правового контроля за криминальными капиталопотоками, безусловно, существуют и служат "фундаментальным фактором обеспечения экономической безопасности России". В этой связи автор высказывает глубокое убеждение, что контроль за криминальным перемещением капитала "должен основываться на доктрине сильного государства. Необходимо сознавать, что повышение эффективности соответствующего контроля для России имеет принципиальное значение; в противном случае она в обозримой перспективе не сможет в полной мере реализовать декларируемые политические и экономические цели" (с. 127).
Для достижения поставленной задачи И.Н. Слюняев предлагает "следующую иерархию приоритетов при определении пределов вмешательства государства в экономику: защита национальных интересов, соблюдение равновесия общественных интересов, учёт интересов хозяйствующего субъекта. Стратегия реформирования должна быть изменена в направлении согласования интересов государства, бизнеса и народа" (с. 127). Наряду с обеспечением равновесия интересов в обществе и стабильности в экономике необходимо принять ряд конкретных мер по изменению существующего законодательства, которые, по его мнению, способны эффективно противодействовать
криминальному перемещению капитала. Речь идёт прежде всего о принятии федерального закона "О криминологической экспертизе". Кроме того, "в перспективе возможно создание общественного контроля над криминальной миграцией капитала" путём укрепления и расширения прав мелких акционеров, что также требует законодательного закрепления. Исследователь считает целесообразным введение института уголовной ответственности юридических лиц за преступления в сфере экономики, за совершение мнимых внешнеэкономических сделок и т. д.
Автор вносит целый ряд конкретных предложений по совершенствованию федеральных законов "О милиции", "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём", "О валютном регулировании и валютном контроле", направленных на расширение полномочий правоохранительных органов в сфере контроля над миграцией капитала из России.
Книга И. Н. Слюняева как научный труд на стыке двух дисциплин (права и экономики) представляет большой интерес для всех, кто занимается проблематикой вывоза и ввоза капитала в Россию. Юристам будут полезны экономические выкладки, приводимые автором, экономистам - чёткое изложение существующей правовой базы, регламентирующей миграцию капитала. Безусловным достоинством работы является и ясно аргументированная автором собственная позиция в отношении путей решения проблемы криминального перемещения капитала с опорой на примат государственных интересов и роль государства в обеспечении законности и достижении экономического благополучия страны. Последнее обстоятельство представляется особенно важным, поскольку именно в дискуссии либералов и государственников будет формироваться экономическая политика и законодательство Российской Федерации в ближайшие годы.
К.Н. Гусев, кандидат экономических наук