Russian pediatric journal (Russian journal). 2024; 27(Supplement 3) https://elibrary.ru/ixctdh https://doi.org/10.46563/1560-9561-2024-27-S3
«HYGIENE OF CHILDREN AND ADOLESCENTS: HISTORY AND MODERNITY»
МАТЕРИАЛЫ
I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Гигиена детей и подростков: история и современность»,
посвященной 65-летию «НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков» Москва, 25-27 сентября 2024 года
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДИНАМИКЕ ОБУЧЕНИЯ
Александрова И.Э.
Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей Минздрава России, Москва, Россия
Ключевые слова: школьники; ограниченные возможности здоровья; эмоциональное состояние; особые образовательные потребности
Актуальность. Важной составляющей медико-психолого-педагогического сопровождения обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является оценка их эмоционального состояния, поскольку для них характерны нестабильность нервно-психических процессов, эмоциональная неустойчивость, легкоранимость. Обеспечение комфортного стабильного эмоционального состояния — одна из задач комплекса мероприятий по созданию специальных условий обучения для таких школьников. Цель: определить эмоциональное состояние младших школьников с ОВЗ в динамике обучения в условиях специального отделения образовательной организации.
Материалы и методы. Оценка эмоционального состояния младших школьников с ОВЗ в динамике обучения проводилась по методике цветописи (Лутошкин А.Н., 1977). Все исследования проводились в течение учебного дня (в начале учебного дня и после последнего урока), в динамике учебной недели и учебного года (октябрь-май). Проведено 282 анализа эмоционального состояния детей.
Результаты. Анализ динамики эмоционального состояния школьников 1-4-х классов выявил незначительные изменения в выборе детьми той или иной группы цветов (р > 0,05) как в течение учебного года, так и в динамике учебной недели и дня. Комфортное эмоциональное состояние было характерно для половины школьников: 53,6 ± 6,3% в начале учебного года против 53,8 ± 8% в его конце (р > 0,05; Т = 0,00); уравновешенное эмоциональное состояние — для 17,6 ± 4,8% против 9,25 ± 4,7% младших школьников (р > 0,05; Т = 1,2) соответственно. Дискомфортное эмоциональное состояние регистрировалось у обследуемых детей также примерно на одинаковом уровне в начале и в конце учебного года: 29,0 ± 5,7% против 36,9 ± 7,8% соответственно (р > 0,05; Т = 0,8). Аналогичная картина выявлена при анализе недельной и дневной динамики эмоционального состояния, что может свидетельствовать о его относительно стабильном уровне у школьников с ОВЗ в процессе обучения в этих условиях. Отмечена тенденция уве-
личения доли группы «грустных» цветов к последнему уроку, к середине и концу недели, а также к окончанию учебного года на фоне уменьшения доли детей, выбравших цвета «уравновешенной» группы.
Заключение. При относительно благоприятном эмоциональном состоянии школьников с ОВЗ существует потребность в оптимизации учебного процесса, в приведении его в соответствие с психофизиологическими возможностями детей с учётом их особых образовательных потребностей. Установлена необходимость индивидуального подхода в организации изучаемой модели обучения: введение облегчённого дня в середине недели, рациональное использование времени перемен (подвижные игры, прогулка на большой перемене), положительные эмоциональные разрядки на уроке и др.
* * *
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ И ФАКТОРЫ РИСКА, ВЛИЯЮЩИЕ НА НЕГО
Балаева Ш.М., Ахмедли Ф.Г.
Азербайджанский медицинский университет, Баку, Азербайджан
Ключевые слова: студенты первого курса; качество жизни; образ жизни; факторы риска
Актуальность. Студенты-первокурсники — это особая категория молодёжи, которая характеризуется психофизическими, эмоциональными и социальными изменениями, которые влияют на их качество жизни (КЖ), а выбор, сделанный в этот период, играет значимую роль в их академических успехах. Цель: определить факторы риска, которые могут влиять на КЖ студентов-первокурсников, обучающихся в высших учебных заведениях.
Материалы и методы. Обследованы 783 студента 1-го курса Азербайджанского медицинского университета и Азербайджанского государственного педагогического университета с использованием опросников Short Form-36 и Health Behavior in School for Children.
Результаты. Установлена взаимосвязь между социально-демографическими факторами, образом жизни и показателями КЖ студентов. При высоком уровне усталости после занятий студенты имеют низкие показатели КЖ. У студентов с нарушениями режима питания и при нерациональном питании показатели КЖ находятся на низком уровне. Суицидальные мысли чаще встречаются среди студентов с низкими показателями КЖ. Напротив, молодые люди, удовлетворённые
Российский педиатрический журнал. 2024; 27(Приложение 3)
https://doi.org/10.46563/1560-9561-2024-27-S3 https://elibrary.ru/ixctdh
«ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ»
72
своей жизнью, имеют высокий уровень всех показателей КЖ. Плохие взаимоотношения с членами семьи оказывают негативное влияние на все показатели КЖ. Наличие хронических заболеваний также приводит к уменьшению показателей КЖ, кроме показателей ролевого функционирования, обусловленных физическим или эмоциональным состоянием. Анализ показал, что существует тесная связь между удовлетворённостью студентов специальностью, по которой они обучаются, и показателями КЖ, что положительно влияет на все показатели, кроме показателей ролевого функционирования, обусловленного физическим состоянием, и общего состояния здоровья. Значимое уменьшение показателей КЖ отмечается у молодых людей, которые курят и принимают наркотики. Существует отрицательная связь между подверженностью насилию и показателями КЖ. Отмечается улучшение КЖ у студентов, занимающихся спортом, у которых достоверно высокие показатели КЖ по сравнению с не занимающимися спортом.
Заключение. Социально-экономический статус и образ жизни имеют высокое влияние на КЖ студентов-первокурсников. В связи с этим большое значение имеют меры по охране здоровья и повышению благосостояния молодёжи в соответствии
с молодежной политикой, реализуемой нашим государством.
* * *
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭРГОНОМИЧЕСКИХ РУЧЕК НА ГРАФИЧЕСКИЕ НАВЫКИ ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Барсукова Н.К., Надежина Л.Г., Храмцов П.И.
Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей Минздрава России, Москва, Россия
Ключевые слова: младшие школьники; графический навык; эргономическая и традиционная ручки
Актуальность. Письмо является одним из ведущих видов учебной деятельности младших школьников. В процессе освоения графических навыков письма большое значение имеет степень соответствия конструкции ручек современным эргономическим требованиям. Отличительными особенностями конструкций современных эргономических ручек является наличие фиксированных ложе для большого, указательного и среднего пальцев руки, резиновых вставок на корпусе, обеспечивающих правильный и надёжный захват. Их форма позволяет уменьшить давление указательного и большого пальцев руки и использовать вес ручки для приложения давления, необходимого для письма. Цель: провести гигиеническую оценку формирования графического навыка письма у младших школьников при использовании эргономических ручек.
Материалы и методы. Оценка сформированности графического навыка письма при использовании традиционной и эргономической ручки проводилась в соответствии с разработанной нами методикой, которая включала оценку почерка по 5-балльной шкале по следующим показателям: соответствие буквы образцу, равнонаклонность букв, соблюдение точности границ строки, правильность соединения букв, аккуратность.
Результаты. У школьников, использующих эргономические ручки, по сравнению с детьми, использующими традиционные ручки, выявлены положительные значения прироста качества письма. Причём больший прирост (29,2%) был отмечен у обучающихся 1-х классов. Период исследования совпал с переходом детей от письма карандашом к пись-
му ручкой. В таких условиях, когда ещё не сформированы устойчивые навыки письма, использование эргономической ручки казалось более эффективным. У детей во 2-х и 3-х классах прирост значений оказался минимальным и составил 3,8-4,4%. У школьников 4-х классов вновь было отмечено увеличение прироста значений суммарной балльной оценки качества письма до 12,4%. В целом, по всем обучающимся 1-4-х классов прирост значений составил 11,1%. Таким образом, анализ прироста суммарной оценки качества письма как отношение разности исходных и конечных значений к исходному значению у школьников от 1-го к 4-му классу выявил положительное влияние эргономической конструкции ручки на формирование графического навыка письма. При этом установлены различия в формировании навыка письма.
Заключение. Использование эргономических ручек способствовало меньшему утомлению мышц предплечья и кисти рук в процессе письма. Большая эффективность выявлена у обучающихся 1-х классов, у которых отсутствуют сформированные графические навыки письма.
* * *
ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ
Березина Н.О., Краева А.Ю., Храмцов П.И.
Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей Минздрава России, Москва, Россия
Ключевые слова: дети; адаптация; обучение; анкетирование
Актуальность. Начало обучения в школе — важный и трудный этап в жизни каждого ребёнка. Своевременность выявления проблем адаптации к школе и целенаправленная работа по их устранению будут способствовать обеспечению позитивного отношения детей к школе, успешности обучения, сохранению и укреплению их здоровья. Цель: определить особенности адаптации детей к обучению при поступлении в школу.
Материалы и методы. Обследованы 147 детей-первоклассников. На базе гимназии было проведено анкетирование учителей в пяти 1-х классах. Разработанная анкета позволила оценить самочувствие ребёнка, его эмоциональное состояние и поведение, трудности в обучении.
Результаты. Установлено, что только 31,3% детей легко справлялись с выполнением несложных заданий, каждому 5-му первокласснику было сложно учиться, каждый 6-й ребёнок допускал много ошибок. С трудом осваивали школьную программу по русскому языку, чтению и математике 16,317,7% детей. По мнению педагогов, каждый 4-й обучающийся плохо умел рисовать и плохо владел ножницами, 45,5% детей не умели правильно держать карандаш и ручку, при этом абсолютное большинство детей (89,2%) до школы посещали детский сад, больше половины детей дополнительно проходили подготовку к школе, как правило, в вечернее время, нарушая режим дня. При этом каждый 4-й ребёнок не мог до конца выслушать учителя, постоянно отвлекался на уроках. Часто приходят в школу с плохим настроением до 8,3% детей. Проявления агрессии и конфликтности выявлены у каждого 5-го первоклассника, жалобы на головную боль и усталость — у 21%. Доля часто болеющих детей составила 23,8%.
Заключение. Полученные данные свидетельствуют о недостаточно эффективной подготовке будущих первоклассни-