Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭРГОНОМИЧЕСКИХ РУЧЕК НА ГРАФИЧЕСКИЕ НАВЫКИ ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ'

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭРГОНОМИЧЕСКИХ РУЧЕК НА ГРАФИЧЕСКИЕ НАВЫКИ ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
младшие школьники / графический навык / эргономическая и традиционная ручки
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭРГОНОМИЧЕСКИХ РУЧЕК НА ГРАФИЧЕСКИЕ НАВЫКИ ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ»

Российский педиатрический журнал. 2024; 27(Приложение 3)

https://doi.org/10.46563/1560-9561-2024-27-S3 https://elibrary.ru/ixctdh

«ГИГИЕНА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ»

72

своей жизнью, имеют высокий уровень всех показателей КЖ. Плохие взаимоотношения с членами семьи оказывают негативное влияние на все показатели КЖ. Наличие хронических заболеваний также приводит к уменьшению показателей КЖ, кроме показателей ролевого функционирования, обусловленных физическим или эмоциональным состоянием. Анализ показал, что существует тесная связь между удовлетворённостью студентов специальностью, по которой они обучаются, и показателями КЖ, что положительно влияет на все показатели, кроме показателей ролевого функционирования, обусловленного физическим состоянием, и общего состояния здоровья. Значимое уменьшение показателей КЖ отмечается у молодых людей, которые курят и принимают наркотики. Существует отрицательная связь между подверженностью насилию и показателями КЖ. Отмечается улучшение КЖ у студентов, занимающихся спортом, у которых достоверно высокие показатели КЖ по сравнению с не занимающимися спортом.

Заключение. Социально-экономический статус и образ жизни имеют высокое влияние на КЖ студентов-первокурсников. В связи с этим большое значение имеют меры по охране здоровья и повышению благосостояния молодёжи в соответствии

с молодежной политикой, реализуемой нашим государством.

* * *

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭРГОНОМИЧЕСКИХ РУЧЕК НА ГРАФИЧЕСКИЕ НАВЫКИ ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Барсукова Н.К., Надежина Л.Г., Храмцов П.И.

Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей Минздрава России, Москва, Россия

Ключевые слова: младшие школьники; графический навык; эргономическая и традиционная ручки

Актуальность. Письмо является одним из ведущих видов учебной деятельности младших школьников. В процессе освоения графических навыков письма большое значение имеет степень соответствия конструкции ручек современным эргономическим требованиям. Отличительными особенностями конструкций современных эргономических ручек является наличие фиксированных ложе для большого, указательного и среднего пальцев руки, резиновых вставок на корпусе, обеспечивающих правильный и надёжный захват. Их форма позволяет уменьшить давление указательного и большого пальцев руки и использовать вес ручки для приложения давления, необходимого для письма. Цель: провести гигиеническую оценку формирования графического навыка письма у младших школьников при использовании эргономических ручек.

Материалы и методы. Оценка сформированности графического навыка письма при использовании традиционной и эргономической ручки проводилась в соответствии с разработанной нами методикой, которая включала оценку почерка по 5-балльной шкале по следующим показателям: соответствие буквы образцу, равнонаклонность букв, соблюдение точности границ строки, правильность соединения букв, аккуратность.

Результаты. У школьников, использующих эргономические ручки, по сравнению с детьми, использующими традиционные ручки, выявлены положительные значения прироста качества письма. Причём больший прирост (29,2%) был отмечен у обучающихся 1-х классов. Период исследования совпал с переходом детей от письма карандашом к пись-

му ручкой. В таких условиях, когда ещё не сформированы устойчивые навыки письма, использование эргономической ручки казалось более эффективным. У детей во 2-х и 3-х классах прирост значений оказался минимальным и составил 3,8-4,4%. У школьников 4-х классов вновь было отмечено увеличение прироста значений суммарной балльной оценки качества письма до 12,4%. В целом, по всем обучающимся 1-4-х классов прирост значений составил 11,1%. Таким образом, анализ прироста суммарной оценки качества письма как отношение разности исходных и конечных значений к исходному значению у школьников от 1-го к 4-му классу выявил положительное влияние эргономической конструкции ручки на формирование графического навыка письма. При этом установлены различия в формировании навыка письма.

Заключение. Использование эргономических ручек способствовало меньшему утомлению мышц предплечья и кисти рук в процессе письма. Большая эффективность выявлена у обучающихся 1-х классов, у которых отсутствуют сформированные графические навыки письма.

* * *

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

Березина Н.О., Краева А.Ю., Храмцов П.И.

Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей Минздрава России, Москва, Россия

Ключевые слова: дети; адаптация; обучение; анкетирование

Актуальность. Начало обучения в школе — важный и трудный этап в жизни каждого ребёнка. Своевременность выявления проблем адаптации к школе и целенаправленная работа по их устранению будут способствовать обеспечению позитивного отношения детей к школе, успешности обучения, сохранению и укреплению их здоровья. Цель: определить особенности адаптации детей к обучению при поступлении в школу.

Материалы и методы. Обследованы 147 детей-первоклассников. На базе гимназии было проведено анкетирование учителей в пяти 1-х классах. Разработанная анкета позволила оценить самочувствие ребёнка, его эмоциональное состояние и поведение, трудности в обучении.

Результаты. Установлено, что только 31,3% детей легко справлялись с выполнением несложных заданий, каждому 5-му первокласснику было сложно учиться, каждый 6-й ребёнок допускал много ошибок. С трудом осваивали школьную программу по русскому языку, чтению и математике 16,317,7% детей. По мнению педагогов, каждый 4-й обучающийся плохо умел рисовать и плохо владел ножницами, 45,5% детей не умели правильно держать карандаш и ручку, при этом абсолютное большинство детей (89,2%) до школы посещали детский сад, больше половины детей дополнительно проходили подготовку к школе, как правило, в вечернее время, нарушая режим дня. При этом каждый 4-й ребёнок не мог до конца выслушать учителя, постоянно отвлекался на уроках. Часто приходят в школу с плохим настроением до 8,3% детей. Проявления агрессии и конфликтности выявлены у каждого 5-го первоклассника, жалобы на головную боль и усталость — у 21%. Доля часто болеющих детей составила 23,8%.

Заключение. Полученные данные свидетельствуют о недостаточно эффективной подготовке будущих первоклассни-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.