Russian pediatric journal (Russian journal). 2024; 27(Supplement 3) https://elibrary.ru/ixctdh https://doi.org/10.46563/1560-9561-2024-27-S3
«HYGIENE OF CHILDREN AND ADOLESCENTS: HISTORY AND MODERNITY»
МАТЕРИАЛЫ
I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Гигиена детей и подростков: история и современность»,
посвященной 65-летию «НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков» Москва, 25-27 сентября 2024 года
ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В ДИНАМИКЕ ОБУЧЕНИЯ
Александрова И.Э.
Национальный медицинский исследовательский центр здоровья детей Минздрава России, Москва, Россия
Ключевые слова: школьники; ограниченные возможности здоровья; эмоциональное состояние; особые образовательные потребности
Актуальность. Важной составляющей медико-психолого-педагогического сопровождения обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) является оценка их эмоционального состояния, поскольку для них характерны нестабильность нервно-психических процессов, эмоциональная неустойчивость, легкоранимость. Обеспечение комфортного стабильного эмоционального состояния — одна из задач комплекса мероприятий по созданию специальных условий обучения для таких школьников. Цель: определить эмоциональное состояние младших школьников с ОВЗ в динамике обучения в условиях специального отделения образовательной организации.
Материалы и методы. Оценка эмоционального состояния младших школьников с ОВЗ в динамике обучения проводилась по методике цветописи (Лутошкин А.Н., 1977). Все исследования проводились в течение учебного дня (в начале учебного дня и после последнего урока), в динамике учебной недели и учебного года (октябрь-май). Проведено 282 анализа эмоционального состояния детей.
Результаты. Анализ динамики эмоционального состояния школьников 1-4-х классов выявил незначительные изменения в выборе детьми той или иной группы цветов (р > 0,05) как в течение учебного года, так и в динамике учебной недели и дня. Комфортное эмоциональное состояние было характерно для половины школьников: 53,6 ± 6,3% в начале учебного года против 53,8 ± 8% в его конце (р > 0,05; Т = 0,00); уравновешенное эмоциональное состояние — для 17,6 ± 4,8% против 9,25 ± 4,7% младших школьников (р > 0,05; Т = 1,2) соответственно. Дискомфортное эмоциональное состояние регистрировалось у обследуемых детей также примерно на одинаковом уровне в начале и в конце учебного года: 29,0 ± 5,7% против 36,9 ± 7,8% соответственно (р > 0,05; Т = 0,8). Аналогичная картина выявлена при анализе недельной и дневной динамики эмоционального состояния, что может свидетельствовать о его относительно стабильном уровне у школьников с ОВЗ в процессе обучения в этих условиях. Отмечена тенденция уве-
личения доли группы «грустных» цветов к последнему уроку, к середине и концу недели, а также к окончанию учебного года на фоне уменьшения доли детей, выбравших цвета «уравновешенной» группы.
Заключение. При относительно благоприятном эмоциональном состоянии школьников с ОВЗ существует потребность в оптимизации учебного процесса, в приведении его в соответствие с психофизиологическими возможностями детей с учётом их особых образовательных потребностей. Установлена необходимость индивидуального подхода в организации изучаемой модели обучения: введение облегчённого дня в середине недели, рациональное использование времени перемен (подвижные игры, прогулка на большой перемене), положительные эмоциональные разрядки на уроке и др.
* * *
КАЧЕСТВО ЖИЗНИ СТУДЕНТОВ-ПЕРВОКУРСНИКОВ И ФАКТОРЫ РИСКА, ВЛИЯЮЩИЕ НА НЕГО
Балаева Ш.М., Ахмедли Ф.Г.
Азербайджанский медицинский университет, Баку, Азербайджан
Ключевые слова: студенты первого курса; качество жизни; образ жизни; факторы риска
Актуальность. Студенты-первокурсники — это особая категория молодёжи, которая характеризуется психофизическими, эмоциональными и социальными изменениями, которые влияют на их качество жизни (КЖ), а выбор, сделанный в этот период, играет значимую роль в их академических успехах. Цель: определить факторы риска, которые могут влиять на КЖ студентов-первокурсников, обучающихся в высших учебных заведениях.
Материалы и методы. Обследованы 783 студента 1-го курса Азербайджанского медицинского университета и Азербайджанского государственного педагогического университета с использованием опросников Short Form-36 и Health Behavior in School for Children.
Результаты. Установлена взаимосвязь между социально-демографическими факторами, образом жизни и показателями КЖ студентов. При высоком уровне усталости после занятий студенты имеют низкие показатели КЖ. У студентов с нарушениями режима питания и при нерациональном питании показатели КЖ находятся на низком уровне. Суицидальные мысли чаще встречаются среди студентов с низкими показателями КЖ. Напротив, молодые люди, удовлетворённые