Научная статья на тему 'К вопросу совершенствования организации технической эксплуатации региональных воздушных судов на основе новых информационных технологий'

К вопросу совершенствования организации технической эксплуатации региональных воздушных судов на основе новых информационных технологий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
287
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕГРИРОВАННАЯ ЛОГИСТИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ И РЕМОНТ (ТОИР) / ЦЕНТР ТОИР / АУТСОРСИНГ ТЕХНИЧЕСКОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Васильков Владимир Александрович, Яблонский Сергей Николаевич, Горбунова Дарья Константиновна

Рассматриваются проблемы послепродажного обеспечения технической эксплуатации региональных ВС в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Васильков Владимир Александрович, Яблонский Сергей Николаевич, Горбунова Дарья Константиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO DISCUSS THE REGIONAL AIRCRAFT TECHNICAL OPERATION IMPROVEMENT ON NEW INFORMATION TECHNOLOGIES BASIS

Discusses of technical operation problems on after-sales support issue, of regional aircraft in modern environment.

Текст научной работы на тему «К вопросу совершенствования организации технической эксплуатации региональных воздушных судов на основе новых информационных технологий»

УДК 656.7

К ВОПРОСУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ НА ОСНОВЕ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В.А. ВАСИЛЬКОВ, С.Н. ЯБЛОНСКИЙ, Д.К. ГОРБУНОВА Статья представлена доктором технических наук, профессором Чинючиным Ю.М.

Рассматриваются проблемы послепродажного обеспечения технической эксплуатации региональных ВС в современных условиях.

Ключевые слова: новые информационные технологии, интегрированная логистическая поддержка, техническое обслуживание и ремонт (ТОиР), центр ТОиР, аутсорсинг технического обслуживания.

Количество региональных ВС пассажировместимостью 41-80 мест для транспортных полетов в РФ на начало 2012 г. представлено на рис. 1.

Рис. 1. Располагаемое авиакомпаниями РФ количество региональных ВС пассажировместимостью 41-80 мест для транспортных полетов

На период 2012-2015 гг. потребности в приобретении региональных самолетов современных типов вместимости 41-80 мест оцениваются в ~ 170 единиц (рис. 2).

В 2008-2011 гг. российским авиакомпаниям было поставлено 83 региональных ВС вместимости 41-80 кресел, из них только 11 российского производства (3 АН-140 и 8 АН-148) и 72 зарубежных ВС. Перспективные масштабы производства ВС Ан-148, Ан-140 пока неясны. Кроме того, авиапром РФ не предлагает авиакомпаниям в необходимом количестве современные 50-80-местные ВС, которые могут заменить парк АН-24/26, Ту-134. Надежность и стоимость технического сопровождения эксплуатации ВС, оперативность производства и поставки запчастей, развитость системы поддержания летной годности у Ан-140 и Ан-148 пока неконкурентоспособны.

Рис. 2. Прогноз состава парка региональных ВС пассажировместимостью 41-80 мест на 31.12.2015 г.

В связи с вышеизложенным, вновь возникает старая проблема - когда же эксплуатанты российской авиационной техники получат современную систему послепродажного обеспечения эксплуатации? Или, говоря современным языком, - речь идет о системе интегрированной логистической поддержки авиационной техники (ИЛП АТ). Интегрированная логистическая поддержка изделия - это набор стандартов, правил и регламентов, в соответствии с которыми строится взаимодействие субъектов в процессах проектирования, производства, испытаний, эксплуатации, сервиса и утилизации, направленных на снижение стоимости всего ЖЦИ.

В чем же специфика проблемы создания современной ИЛП АТ? Основная особенность проблемы в том, что она зародилась еще в советские времена. А главная причина появления этой проблемы - сугубо ведомственная структура советской экономики, фактически лишенная каких-либо экономических или коммерческих отношений между предприятиями различных ведомств.

Вспомним: одни ведомства производили, другие - эксплуатировали. Поэтому все вопросы, касающиеся обеспечения эксплуатации - будь то инженерная поддержка или снабжение запасными частями, - решались на уровне ведомств в рамках «планового хозяйства». Можно заметить, что отсутствие единой системы послепродажного обслуживания новых модификаций отечественных самолетов в 90-е гг. стало едва ли не главной головной болью авиакомпаний, которые сделали ставку на российскую авиатехнику.

Федеральная целевая программа «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года» предусматривает в рамках мероприятий по поддержке системы послепродажного обслуживания авиационной техники поддержку проектов, ориентированных на создание и развитие системы технического обслуживания и ремонта как новых российских самолетов и вертолетов, так и находящихся в эксплуатации. Индикатором указанных мероприятий является объем оказанных услуг системы послепродажного обслуживания новой авиационной техники.

Эффективная реализация конкретных процедур ИЛП может быть осуществлена только с помощью информационно-управляющих систем (ИУС), разработанных на основе новых информационных технологий. Следовательно, возможность совершенствования организации технической эксплуатации региональных ВС в большой степени зависит от состояния информационно-аналитического обеспечения участников авиационной деятельности.

Как известно, в основе построения современных ИУС лежит методология CALS.

1 Архитектура

интегрированной информационной среды * ~ Система управления ИЛП ЖЦ продукции

Рис. 3. Место ИУС ИЛП в рамках CALS-стратегии:

1 - ИУС ИЛП; 2 - инфраструктура ИЛП; 3 - объект ИЛП

ИУС ИЛП предназначена для информационного обеспечения задач управления процессами ИЛП АТ на основе единой информационной среды (рис. 3). На сегодняшний день одной из основных проблем является проблема отсутствия единого формата документооборота. Сектор ТОиР уже отказался от бумажного документооборота, не позволявшего эффективно анализировать собранные данные. Однако очевидно, что информация должна поддаваться трем видам анализа: по типу ВС в парке одной авиакомпании, по нескольким типам в парке одного перевозчика, а также анализу по совокупным паркам многих авиакомпаний на основе данных, полученных от перевозчиков, производителей и ремонтных предприятий.

Для анализа по парку отдельной авиакомпании можно удовлетвориться и распространенными сейчас электронными документами в формате PDF. Однако этой информацией невозможно делиться с другими организациями в силу несовместимости форматов обмена данными. Даже самые передовые информационные системы для нужд ТОиР не хранят данные в едином формате. Чтобы сделать возможным обмен данными и их совокупный анализ, необходимо привести форматы в соответствие с отраслевыми стандартами ATA Spec 2000 или ASD S1000D.

Спецификация S1000D - современная международная, разработанная Европейской ассоциацией аэрокосмической и оборонной техники (AeroSpace and Defense Industries Associations of Europe - ASD) и регламентирующая все вопросы, связанные с разработкой, сопровождением и передачей эксплуатационной документации (ЭД) в электронной и бумажной форме при решении задач интегрированной логистической поддержки (ИЛП). Одной из главных идей S1000D является представление ЭД в виде набора информационных единиц - модулей данных (МД) в формате SGML/XML. Состав и структура данных в МД определена стандартом S1000D, что позволяет рассматривать каждый модуль данных как потенциальный электронный документ. НИЦ CALS-технологий «Прикладная логистика» в последние годы разработал TGB (Technical Guide Builder) - интегрированный комплекс программных средств для разработки, сопровождения, изменений и публикации эксплуатационной документации на сложные изделия и идеологической основой TGB является именно международная спецификация S1000D. В настоящее

2 Высокотехнологичная материальная инфраструктура

время Technical Guide Builder успешно функционирует на крупнейших предприятиях, в числе которых: ОАО «ОКБ Сухого»; ОАО КнААПО; ОАО «Туполев»; ОАО «Авиадвигатель»; ФГУП ММПП «Салют»; ОАО «Улан-Удэнский авиационный завод»; АНТК им. О.К. Антонова и др.

Внедрение элементов Technical Guide Builder в нижних иерархических структурах ТОиР -Центрах ТОиР и авиакомпаниях региональной авиации позволит перейти от стихийного неконтролируемого сервиса к современной системе технической поддержки, опирающейся на принципы ИЛП. Естественно, что самим эксплуатантам это не под силу и требуются меры господдержки. Комплекс мер государственной поддержки должен иметь межведомственный характер и должен предусматривать и надлежащим образом увязывать организационно-технические, правовые и финансово-экономические мероприятия по развитию всех составных структурных элементов региональной авиации.

Кроме необходимости стандартизации форматов обмена данными, также необходима и определенная степень стандартизации программ ТОиР. Это позволит Организациям ТОиР применять сходные технологические карты и уровень подготовки техперсонала при обслуживании множества различных перевозчиков.

Опыт эксплуатации ВС показывает, что можно добиться большей эффективности технического обслуживания, стандартизируя программы применительно к отдельным процедурам и модификациям ВС, так как ни одна отдельно взятая программа ТОиР не может удовлетворить потребностей всех авиакомпаний. Здесь речь идет о том, чтобы изыскать оптимальный вариант между полностью стандартизированными операциями ТО и преимуществами процессов, подстроенных под нужды конкретных заказчиков.

Повышение качества организации технической эксплуатации региональных ВС от тотальной стандартизации форматов обмена данными гораздо более очевидны.

При этом можно выделить основные направления стандартизации форматов обмена данными по уровням:

Центры ТОиР:

- пономерной учет наличия, исправности и готовности ВС, наработок, комплектации, выполненных работ, движения в системе эксплуатации, планирование работ по техническому обслуживанию и ремонту;

- электронные иллюстрированные каталоги и интерактивные электронные технические руководства (ИЭТР).

Эксплуатанты:

- автоматизированное управление техническим обслуживанием;

- автоматизированный ввод данных по наработкам, отказам и оперативная информационная поддержка при устранении отказов.

Склады:

- автоматизированный учет и управление запасами имущества;

- оптимизация номенклатуры и объемов хранимых запасов.

По мнению экспертов, тотальная стандартизация форматов обмена данными облегчила бы обмен информацией между разнообразными компаниями, занятыми в сфере ТОиР и позволила бы анализировать данные по мировым паркам ВС. Это в свою очередь привело бы к увеличению технической готовности ВС и сокращению расходов на техническое обслуживание. Нужна лишь готовность руководства инвестировать в этот процесс деньги и человеко-часы.

Также ожидается, что стандартизация в этой области увеличит эффективность аутсорсинга услуг ТОиР. В настоящее время не исключена ситуация, когда у одной Организации ТОиР может быть четыре-пять клиентов с одним типом ВС, но с четырьмя-пятью разными программами ТОиР. Инженерно-техническому персоналу приходится учиться проводить работы по нескольким программам и иметь дело с несколькими наборами технологических карт, что увеличивает риск влияния человеческого фактора.

Внедрение новых информационных технологий в процесс организации ТОиР позволит авиакомпаниям не только хранить данные по техническому обслуживанию на удаленных серверах, но и анализировать данные по паркам других авиакомпаний, сокращая, таким образом, расходы на ТОиР и время простоя собственной техники. Расчеты показывают, что для надежного анализа технической готовности парка ВС, он должен включать не менее 20 самолетов. Такой анализ можно возложить на производителей, Организации ТОиР или специализированные компании. Это позволит полностью контролировать весь процесс технического обслуживания, оперативно выявлять скрытые неисправности и вносить своевременные изменения и дополнения в руководства по техническому обслуживанию.

ЛИТЕРАТУРА

1. Смирнов Н.Н., Чинючин Ю.М. Современные проблемы технической эксплуатации воздушных судов. - М.: МГТУ ГА, 2007, 2008. - Ч. I, II.

2. Интернет-информация. Авиаобозрение, 2013.

TO DISCUSS THE REGIONAL AIRCRAFT TECHNICAL OPERATION IMPROVEMENT ON NEW INFORMATION TECHNOLOGIES BASIS

Vasilkov V.A, Iablonskij S.N., Gorbunova D.K.

Discusses of technical operation problems on after-sales support issue, of regional aircraft in modern environment.

Key words: new information technologies, integrated logistic support, maintenance and repair, maintenance and repair centre, outsourcing maintenance.

Сведения об авторах

Васильков Владимир Александрович, 1985 г.р., окончил ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского (2007), инженер по самолету и двигателю а/к «MetroJet», аспирант МГТУ ГА, область научных интересов - техническая эксплуатация ЛА.

Яблонский Сергей Николаевич, 1955 г.р., окончил Рижское ВВИАУ им. Я. Алксниса (1977), ВВИА им. проф. Н.Е. Жуковского (ПРИС, 1993), кандидат технических наук, доцент, профессор кафедры технической эксплуатации летательных аппаратов и авиадвигателей МГТУ ГА, автор более 30 научных работ, почетный работник ВПО РФ (2009), область научных интересов - техническая эксплуатация ЛА.

Горбунова Дарья Константиновна, окончила МГТУ ГА (2011), аспирантка МГТУ ГА, автор 2 научных работ, область научных интересов - техническая эксплуатация ЛА.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.