2009
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Аэромеханика, прочность, поддержание летной годности ВС
№141
УДК 629.017
ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЫ РАЗРАБОТЧИКА И ИЗГОТОВИТЕЛЯ САМОЛЕТА ПО ПОДДЕРЖАНИЮ ЛЕТНОЙ ГОДНОСТИ ДЛЯ САМОЛЕТОВ ТИПА ТУ-214 НА ЭТАПЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ
Р.М. ДАВЛЕТОВ, А.А. ЕФИМОВ Статья представлена доктором технических наук, профессором Шапкиным В.С.
Излагаются основные принципы системы, обеспечивающей поддержание летной годности самолета Ту-214 на этапе эксплуатации.
Ключевые слова: самолет, жизненный цикл, эксплуатация, поддержание летной годности, надежность.
Каждая стадия жизненного цикла самолета формирует соответствующую область, в которой эта стадия реализуется. Область - со своими характерными принципами, законами, структурной организацией - другими словами, специфическими условиями, которые определяют процесс реализации целей и задач данной области, и, в конечном итоге, полноценность реализации соответствующей стадии жизненного цикла. Как будет проходить процесс реализации -определяет то, как сформирована (насколько полноценно) и как функционирует соответствующая организационная структура каждой области. Этап эксплуатации самолета является определяющим этапом для всего жизненного цикла самолета. На этом этапе происходит наиболее полная, разносторонняя и объективная оценка не только технического уровня самого самолета: и по уровню его конструктивного исполнения, и по уровню его изготовления, но и оценка всей системы Разработчика и Изготовителя самолета, обеспечивающей полноценность реализации жизненного цикла самолета в целом. Этап эксплуатации "замыкает" процесс реализации жизненного цикла в единое целое, "замыкает" всю систему, и, тем самым, обеспечивает не только ее «устойчивость» (полноценность), но и развитие самой системы. Для этапа эксплуатации ОАО «Туполев» традиционно рассматриваются следующие основные цели:
- первая, как определяющая возможность реализации остальных, - обеспечить поддержание летной годности на необходимом уровне в течение всего периода эксплуатации всего парка самолетов каждого типа;
- обеспечить возможность для реализации в условиях эксплуатации тех качеств самолета, которые были заложены при его проектировании и изготовлении, реализовать для каждого экземпляра самолета его потенциальные возможности, заложенные на предыдущих этапах жизненного цикла, другими словами - обеспечить возможность для максимальной эффективности эксплуатации самолета;
- по мере накопления опыта эксплуатации обеспечить для самолета каждого типа непрерывность в его дальнейшем развитии (совершенствовании), не только для самолетов новых серий, но и для экземпляров самолетов уже находящихся в эксплуатации.
Для реализации основной цели - обеспечить сохранение уровня летной годности парка самолетов на должном уровне, на ОАО "Туполев" разработана концепция по комплексному формированию организационных структур, формированию долгосрочных и текущих задач, формированию условий для реализации этих задач.
При формировании концепции определяющей задачей ставилась задача создания необходимых условий для формирования и реализации эффективных управляющих решений, обеспечивающих сохранение уровня летной годности парка самолетов типа Ту-214 на основе:
- данных о результатах эксплуатации парка в целом,
- данных о вновь вводимых требованиях авиационных властей к функциональным характеристикам самолета, обязательных для внедрения на самолетах, находящихся в эксплуатации,
- данных, связанных с заявками эксплуатирующих организаций по переоборудованию (модернизации) конкретных экземпляров самолета.
Концепция предусматривает в качестве основы, обеспечивающей решение основных задач для парка самолетов типа Ту-214 - создание объединенной централизованной системы Разработчика (ОАО "Туполев") и Изготовителя (ОАО "КАПО им. С.П. Горбунова") на базе авторизованного сервисного технического центра и ремонта (АСЦ ТОиР) (рис. 1). Предусматривается, что АСЦ опирается на непосредственную поддержку Разработчика и Изготовителя, работает при непосредственном участии Разработчика (ОАО "Туполев") и Изготовителя (ОАО "КАПО им. С.П. Горбунова") и обеспечивает решение задач, поставленных Разработчиком и Изготовителем. В качестве основной цели для авторизованного Разработчиком и Изготовителем Центра ТОиР предусмотрено - обеспечить условия для сохранения и поддержания в эксплуатации необходимого уровня летной годности самолетов. При этом на АСЦ ТОиР должно быть возложено:
1. Формирование, ведение и обработка данных по результатам эксплуатации.
2. Всесторонний анализ данных, характеризующих уровень летной годности, и формирование очередных задач, планирование и проведение необходимых работ, обеспечивающих поддержание летной годности в течение всего периода эксплуатации.
3. Проведение работ по анализу результатов эксплуатации и подготовке необходимых мероприятий, в целях:
а) обеспечения оценки и контроля уровня надежности парка самолетов в целом и составных частей самолета;
б) выработки необходимых решений для экономии различных видов ресурсов за счет определения статистически обоснованных объемов требуемых запасных частей, материалов, инструментов.
4. Оптимизация существующих форм и технологии ТО. Разработка и оформление соответствующей документации по результатам работ.
5. Проведение доработок элементов конструкции планера самолета и самолетных систем, необходимых по условиям прочности для отработки располагаемых ресурсов.
6. Проведение периодического контроля (инспекции) текущего фактического состояния конструкции самолетов, находящихся в эксплуатации - прежде всего планера (по прочности и коррозии) и самолетных систем. Для этого надо назначить и проводить такой контроль состояния конструкции самолета в соответствующих производственных условиях при выполнении «тяжелых» форм ТО (КВР).
7. Разработка, апробация и подготовка для оформления организационной и технической документации (условия проведения работ, состав и технология работ) для вновь вводимых форм ТО (КВР).
8. Разработка и отработка технологии новых работ по ТО, необходимость в которых выявлена в ходе эксплуатации (дополнительные техкарты в действующее РЭ самолета).
9. Подготовка технологических процессов по ТО для передачи их в АТБ Эксплуатантов.
Внедрение и сопровождение новых процессов ТО после их внедрения в АТБ Эксплуатантов.
10. Стажировка, обучение персонала, сопровождение работ по ТО, выполняемых в АТБ Эксплуатантов.
11. Проверка технического уровня выполняемого в условиях эксплуатации ТО (Технический и авторский надзор за АТБ).
12. Сертификация Центров ТО для обслуживания ВС, разработки "Туполев" и выпускаемых КАПО.
13. Внедрение принятых решений в эксплуатации.
14. Разработка Отчетов по анализу результатов, подготовка материалов по запросам " Туполев" или КАПО.
15. Разработка и оформление документации по бюллетеням.
16. Анализ результатов эксплуатации и подготовка материалов для решений Разработчика в части проведения необходимых работ предприятиями промышленности по комплектующим изделиям систем самолета.
17. Подготовка исходных данных по результатам анализа опыта эксплуатации для формирования Разработчиком и Изготовителем самолета целей и задач по развитию (совершенствованию) первоначального образца самолета.
Кроме этого, предусматривается, что на АСЦ будут возложены задачи, обеспечивающие реализацию второй основной цели - обеспечить в условиях эксплуатации максимальное раскрытие и применение располагаемых самолетом возможностей путем создания действенной и эффективной системы технической и организационной поддержки самолета (системы, решающей задачи, понимаемые под термином "послепродажное обслуживание"). Основные задачи:
- по обеспечению бесперебойности эксплуатации;
- по минимизации времени простоев, связанных с исправностью техники;
- по подготовке решений Разработчика, направленных на проведение работ для снижения эксплуатационных расходов и повышения эффективности эксплуатации.
Рис. 1. Самолет Ту-214. Структурная схема взаимодействия участников системы
Для решения оперативных задач обеспечения эксплуатации, связанных с выработкой оперативных технических решений и консультирования персонала эксплуатантов - в рамках АСЦ формируется постоянно действующий (формат работы "24 / 365" - "24 часа / 365 дней в году") инженерно-диспетчерский центр (ИДЦ).
Основные задачи ИДЦ:
1. Обеспечение оперативной круглосуточной поддержки эксплуатанта по текущим вопросам технической эксплуатации АТ.
2. Формирование и ведение базы данных по текущему состоянию авиатехники в эксплуатации.
3. Обеспечение текущего непрерывного взаимодействия между АСЦ и эксплуатирующими организациями, АСЦ и предприятиями промышленности, АСЦ (как организации, представляющей Разработчика и Изготовителя) и федеральными авиационными властями.
4. Обобщение данных, определение типовых задач и разработка типовых решений для таких задач.
5. Предварительная обработка и обобщение данных для последующего анализа и принятия решений о проведении необходимых мероприятий.
Концепция предусматривает, что функционирование объединенной централизованной системы для решения основных задач для парка самолетов типа Ту-214, требует наличия соответствующего информационного обеспечения всех рабочих процессов.
Для этого ОАО "Туполев" проводятся работы по созданию комплекса интегрированной логистической поддержки эксплуатации (ИЛП) самолетов ТУ-214 (система "Атлас"), включающую в себя комплексную информационно-управляющую систему (ИУС) "Эксплуатация-Туполев" (рис. 2).
ИУС " Эксплуатация-Туполев" предназначена для:
- ведения и автоматизированной обработки данных для «электронных формуляров», включая данные о наработке и состоянии ВС, ведения данных по составу комплектующих изделий, установленных на каждом конкретном экземпляре самолета и изменениям в составе комплектующих изделий (КИ) в ходе эксплуатации, учета отказов и неисправностей;
- обеспечения инженерно-технических служб Разработчиков, Изготовителей ВС и КИ, а также эксплуатирующих организаций оперативной и достоверной информацией о состоянии эксплуатируемых ВС;
- оперативного решения вопросов эксплуатации с целью сокращения простоя ВС в неисправном состоянии;
- экономии различных видов ресурсов за счет определения статистически обоснованных объемов требуемых запасных частей, материалов, инструментов.
Комплекс ИЛП самолетов Ту-214 (система "Атлас") имеет модульную структуру. Основные модули системы «Атлас» показаны в табл. 1.
Таблица1
Раздел Основное назначение
Комплектность Предназначен для занесения в БД данных о первоначальной комплектации ВС и данных о заменах, произведенных на этапах конечной сборки, испытаний и эксплуатации ВС
Эксплуатация Предназначен для ввода и хранения данных о наработке ВС
Учет неисправностей Предназначен для ввода и хранения в БД данных об отказах и неисправностях, выявленных на этапах сборки, испытаний и эксплуатации
Учет работ Предназначен для ввода и хранения данных о выполненных работах на ВС
Учет ПКИ Предназначен для ввода и хранения информации о ПКИ, устанавливаемых на ВС
Анализ надежности Предназначен для анализа надежности ВС, систем, подсистем, агрегатов и ПКИ по эксплуатационным данным
Настройка типов воздушных судов Предназначен для ввода и хранения информации о типах ВС
Настройка предприятий Предназначен для ввода и хранения информации о предприятиях, организационной структуры предприятий
Настройка пользователей Предназначен для ввода пользователей, описания ролей и разграничения прав доступа пользователей к разделам
База данных имеет структуру, позволяющую быстро получить доступ к нужной информации.
Электронный формуляр содержит данные о комплектации и комплектности экземпляра самолета, изменении в комплектации, о выполненных полетах, данные по ресурсам самолета и ПКИ, отказах, выполненных работах по обслуживанию и др., и представляет собой структурированный программно-аппаратный комплекс, содержащий взаимосвязанные технические данные, требующиеся при эксплуатации и обслуживании изделия. Общие принципы - в соответст-
вии с КО 10303 (РЬСБ). Электронный формуляр может быть представлен в форме базы данных (для хранения и обработки) или электронного технического документа по ГОСТ 2.051-2006 (для передачи между организациями), а так же может поддерживаться на мобильном компьютере, входящим в состав изделия (или СНО).
Условиями функционирования комплекса интегрированной логистической поддержки эксплуатации (ИЛП) самолетов Ту-214 (система "Атлас") предусматривается организация системы доступа к банку данных, содержащихся в системе, и обмена информацией с предприятием -изготовителем самолета, предприятиями - разработчиками (изготовителями) систем и комплектующих изделий для разработки и внедрения мероприятий по повышению эксплуатационных характеристик систем и КИ.
Формирование электронного формуляра самолета (для вновь изготавливаем ых самолетов):
• сведения о типовой конструкции самолета;
• сведения о системах и агрегатах;
• состав и сведения о КИ;
• регла мент технического обслуживания и руководство по эксплуатации самолета;
• руководство по эксплуатации КИ
Учет и обработка информации о техническом состоянии действующего парка основных изделий
Учет и обработка, информации о техническом обслужи - Г
вании,
изделий
основных
Учет и обработка информации о наработке, об измене- \ нии ресурсов основных изделий |
Центр эксплуатации
Центральная информационная база ИУС «Эксплуатация-Туполев»
_ _і_
т
Учет и обработка информации о наработке, замене, движении, об изменении ресурсов агрегатов и КИ
Учет и обработка информации об отказах и неисправностях основного изделия, его систем,
агрегатов и КИ
Разработчик самолета ОАО «Туполев»
Расчет и анализ показателей надежности
Оценка фактического уровня надежности и безопасности
Выпуск отчетов, справок по условиям эксплуатации
Формирование статистически обоснованного состава техаптечки и обменного фонда
Формирование отчетов
Регистрация и контроль выполнения мероприя -тий и решений по вопросам эксплуатации
Изготовитель самолета КАПО им. С.П.Г орбунова
Коммуникационные
сети
(ЛВС, Интернет)
Органы государственного регулирования:
УНПЛГ ГВС ФСНСТ
ГЦ БП на ВТ
АР МАК
Центры
сертификации
Эксплуатирующие организации
Д
1Г
Организации по ТОиР АТ
Разработчики и изготовители СУ
Поставщики
КИ
Рис. 2. Схема информационно-управляющей системы "Эксплуатация-Туполев"»
THE BASIC PURPOSES AND TASKS, ENSURING FUNCTIONING COMPLEX SYSTEMS OF THE DEVELOPER AND MANUFACTURER OF THE PLANE ON MAINTENANCE OF THE VALIDITY FOR PLANES OF A TYPE TU-214 ON AN OPERATION PHASE
Davletov R.M., Efimov A.A.
The basic principles of system ensuring maintenance of the validity of the plane Tu-214 on an operation phase are
stated.
Сведения об авторах
Давлетов Рафис Мубаракьянович, 1965г.р., окончил КАИ (1992), заместитель директора КФКБ ОАО "Туполев" по эксплуатации, область научных интересов - обеспечение технической эксплуатации авиационной техники.
Ефимов Алексей Александрович, 1956 г.р., окончил МАИ (1980), заместитель Главного конструктора самолета Ту-214 КФКБ ОАО "Туполев", область научных интересов - обеспечение технической эксплуатации авиационной техники.