Научная статья на тему 'Проблемы создания системы послепродажного обслуживания самолетов на основе интегрированной логистической поддержки'

Проблемы создания системы послепродажного обслуживания самолетов на основе интегрированной логистической поддержки Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
839
584
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДДЕРЖАНИЕ ЛЕТНОЙ ГОДНОСТИ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / СЕРТИФИКАЦИЯ / ВОЗДУШНЫЙ КОДЕКС / ФЕДЕРАЛЬНЫЕ АВИАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Абрамов Борис Александрович, Aбрамова Елена Ричардовна

В статье дан обзор проблем интегрированной логической поддержки при проектировании новых гражданских самолетов России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Абрамов Борис Александрович, Aбрамова Елена Ричардовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF POST MANUFATURING SERVICE SYSTEM CREATION BASED ON INTEGRATED LOGISTIC SUPPORT

Article gives wide coverage of Integrated Logistic Support problems for new designing Russian civil aircraft

Текст научной работы на тему «Проблемы создания системы послепродажного обслуживания самолетов на основе интегрированной логистической поддержки»

2009

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Аэромеханика, прочность, поддержание летной годности ВС

№141

УДК 629.7.083

ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ ПОСЛЕПРОДАЖНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ САМОЛЕТОВ НА ОСНОВЕ ИНТЕГРИРОВАННОЙ

ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ

Б.А. АБРАМОВ, Е.Р.АБРАМОВА Статья представлена доктором технических наук, профессором Шапкиным В.С.

В статье дан обзор проблем интегрированной логической поддержки при проектировании новых гражданских самолетов России.

Ключевые слова: поддержание летной годности, эффективность, сертификация, Воздушный кодекс, Федеральные авиационные правила.

Развитие мировой гражданской авиации в последние 30 лет показали, что эффективность использования гражданских воздушных судов (ВС) определяется не только ее конструкцией и высокими летно-техническими характеристиками, но и эксплуатационно-техническими характеристиками, наличием интегрированной информационной среды, организацией материального и информационного взаимодействия между субъектами (участниками) системы поддержки жизненного цикла ВС и оптимальной стоимостью эксплуатации. Эти задачи решаются путем разработки и внедрения системы интегрированной логистической поддержки (ИЛП).

Интегрированная логистическая поддержка гражданских ВС является одной из основных логистических задач в части организации движения материальных и информационных потоков при послепродажном обслуживании, как элементе общей системы поддержания летной годности ВС.

Система интегрированной логистической поддержки современного гражданского самолета представляет собой комплекс организационно-технических решений и программноаппаратных средств, выполняемых и используемых на этапах разработки, производства и эксплуатации самолета с целью снижения стоимости жизненного цикла и обеспечения высокой эффективности применения по назначению, что обеспечивает:

- высокую надежность и технологичность обслуживания и, как следствие, высокую эксплуатационную готовность при оптимальных затратах на всех стадиях жизненного цикла изделия (ЖЦИ);

- подбор оборудования ВС исходя из требований к элементам системы послепродажной поддержки;

- выбор и оптимизацию варианта послепродажного обеспечения (ППО).

Проблемы совершенствования системы ППО во многом связаны с необходимостью изменения отечественной нормативной базы разработки, производства и поставки изделий авиационной техники (АТ) , эксплуатационной документации (ЭД), а также с проблемой интеграции гражданской авиации РФ в мировую систему.

Основными направлениями ППО современного гражданского самолета являются:

- гарантийная и постгарантийная поддержка;

- обучение персонала (летного и технического);

- организация информационного обеспечения заказчика (эксплуатационной и ремонтной документацией);

- организация эффективного материально-технического обеспечения объекта эксплуатации;

- анализ эффективности эксплуатации (технической и экономической) и на его основе введение доработок конструкции и изменение системы технического обслуживания.

Для осуществления интегрированной логистической поддержки сложных изделий техники в Евросоюзе и США были разработаны многочисленные стандарты, главным образом, касающиеся военной техники. Даже краткий перечень этих документов свидетельствует о многообразии зарубежной нормативной базы по послепродажному обслуживанию технических объектов различного назначения.

Самым объемным стандартом по ИЛП является DEF STAN 00-60 "Integrated logistic support" - стандарт министерства обороны Великобритании, устанавливающий нормы и правила ИЛП, в частности, описываются процедуры анализа логистической поддержки (АЛП), процессы планирования и управления техническим обслуживанием (ТО), материальнотехнического обеспечения (МТО), создания и использования электронных интерактивных руководств.

Кроме этого стандарта, требования к созданию и использованию эксплуатационной документации изложены в стандартах Европейской ассоциации производителей аэрокосмической и оборонной техники:

- ASD1000D - устанавливает требования к документации в электронной форме на изделия и компоненты на основе концепции применения общей базы исходных данных, хранящей фрагменты (в стандарте - модули) данных;

- ASD STE-100 - устанавливает правила применения упрощенного английского языка для единообразного понимания ЭД.

Требования к созданию системы ТО и МТО приводятся в стандартах:

- ASD S2000M - устанавливает процедуры начального МТО и кодификации предметов поставки;

- АТА iSpec 2200 - устанавливает правила организации обслуживания авиационной техники (АТ).

Аналогичные по назначению и содержанию стандарты были приняты и в США:

- MIL-STD-1388-1A - регламентирует процедуры АЛП (аналог частей 1 и 2 DEF STAN 00-60);

- MIL-STD-1390 - содержит методику расчета затрат на ТО при различных видах распределения работ для различных типов АТ;

- MIL-STD-1629A - содержит методику анализа видов, последствий и критичности отказов, как составную часть АЛП.

В Российской Федерации в настоящее время действуют свыше 80 документов (ГОСТы, ОСТы, методические указания), относящихся к проблеме ИЛП-ППО. Разумеется, большинство из них были разработаны НИИСУ на основе перечисленных выше международных стандартов.

Поддержке жизненного цикла изделий и ИЛП посвящены стандарты Р 1.1.45-2006 и Р 1.1.44-2006 и авиационные справочники АС 1.10060.0 .С-2005 и АС 1.1.S1000D-2007.

При разработке системы ППО вновь разрабатываемых гражданских самолетов требуется создание информационной среды, включающей эффективный обмен данными между разработчиком, изготовителем, организациями по ТО и эксплуатантами. С этой целью нашими разработчиками активно используются такие признанные стандарты, как DEF STAN 00-60 "Integrated logistic support", определяющие общие требования:

- к применению ИЛП, анализу логистической поддержки (АЛП) и отчетам;

- к электронной документации и ее применению в среде ИЛП;

- к системе материально-технического обеспечения.

При проведении АЛП исходными данными являются структура изделия и его характеристики. При этом в постановке и решении задач АЛП на разных стадиях жизненного цикла изделия участвуют все три основные субъекта отношений: разработчик, изготовитель и эксплуа-

тант. В настоящее время в Европе вводится международная спецификация ASD S3000L , (International procedure handbook for logistyic support analysis- LSA).

В целях управления материальными ресурсами для изделий военного назначения используется Международная спецификация ASD S2000M (International Specification for Materiel management. Integrated Data Processing for Military equipment), которая предусматривает:

- формирование перечня предметов начальной поставки запчастей ( IPL- Initial Provisioning List);

- кодирование предметов поставки по системе НАТО;

- формирование иллюстрированного каталога запчастей (Illustrated Parts Catalog);

- планирование поставок запчастей;

- администрирование заказов запчастей;

- управление счетами (платежами);

- администрирование ремонтов.

Система кодирования предметов МТО должна быть единая для всех участников обеспечения ЖЦИ и назначается по согласованию между разработчиком, изготовителем и эксплуатантами изделия АТ на основе требований стандарта ASD S2000M.

Для обеспечения мониторинга логистических характеристик, в том числе стоимости жизненного цикла изделий АТ в процессе эксплуатации предназначена международная спецификация ASD S5000F (International procedure handbook feedback), регламентирующая процессы взаимодействия разработчика, изготовителя с эксплуатантами и организациями по ТО.

К гражданской АТ в настоящее время предъявляются следующие основные требования:

- высокий уровень безопасности, надежности, контроля и ремонтопригодности и, как следствие, технической готовности;

- пригодность к поддержке - интегральный показатель пригодности самолета к выполнению процессов технического обслуживания и ремонта, применению средств поддержки на протяжении его жизненного цикла;

- минимизация СЖЦ в рамках, заданных ЛТХ;

- простота и удобство подготовки летного и технического персонала. Это требование учитывает необходимые ресурсы, время, требуемое для обучения, и квалификацию технического персонала.

С учетом этих требований, а также исходя из отечественного опыта, основными задачами системы ИЛП AT на этапах жизненного цикла целесообразно установить следующие.

На этапе разработки и производства:

- обеспечение заданных ЛТХ, ЭТХ и СЖЦ;

- обеспечение процессов сертификации;

- реализация процессов интегрированного логистического анализа;

- формирование информационной базы данных об изделии АТ, обеспечивающей ТОиР, МТО и ЭТД (в том числе электронной);

- формирование системы обучения и переподготовки ИТС на этапе эксплуатации.

В производстве:

- своевременное внесение изменений в технологическую документацию на изделие АТ;

- установление взаимосвязей с поставщиками комплектующих изделий (КИ) и выработка плана начального МТО;

- разработка состава средств наземного оборудования;

- разработка технологической и ремонтной документации;

- разработка перечня запасных частей, оборудования и пр. для начальной закупки;

- разработка планов текущего МТО;

- планирование инфраструктуры, обеспечивающей ТОиР и МТО;

- планирование инфраструктуры, обеспечивающей обучение и переподготовку летного и инженерно-технического персонала.

На этапе эксплуатации:

- поддержание заданного уровня безопасности и летной годности;

- информационная поддержка операций технического обслуживания и материальнотехнического обеспечения эксплуатации;

- изменение интервалов ТО (изменение периодичности);

- сбор в реальном времени данных о состоянии систем самолета и двигателя, накопление этой информации в единой базе данных ;

- определение систем, в которых потенциально могут возникнуть неисправности;

- анализ текущего состояния самолета и всего парка самолетов;

- прогнозирование состояния самолета;

- распределение работ по ТО по уровням, планирование работ;

- оптимизация времени между ремонтами и работами по техническому обслуживанию;

- обеспечение персонала эксплуатационной и ремонтной документацией;

- формирование и ведение электронного эксплуатационного дела (электронного формуляра) самолета;

- организация процессов поставки запасных частей, технической документации и технических консультаций в режиме "24 часа, 7 дней в неделю";

- обеспечение удобного доступа для всех категорий эксплуатантов, инженернотехнического состава (ИТР) и административного персонала к единой базе данных по всему парку ВС на всем протяжении жизненного цикла;

- поддержку операций, связанных с полетным заданием и его выполнением, сбор и хранение полетных данных в БД;

- подготовка летного и технического персонала.

Все перечисленные задачи решаются в рамках системы ИЛП изделия. ИЛП - это управленческая деятельность, которая направлена в первую очередь на минимизацию затрат на стадии эксплуатации. Обычно затраты на поддержание сложной наукоемкой техники равны или превышают стоимость самой техники.

В самом общем виде система послепродажного обслуживания ППО ВС Держателя сертификата типа должна возглавляться Службой поддержки заказчика, включающей:

- отдел технических публикаций, выпускающий и распространяющий ЭД;

- сеть авторизированных центров ТО, работающих в соответствии с единой политикой и процедурами Держателя сертификата типа;

- отдел логистики, включая функции по оценке аутентичности комплектующих изделий;

- отдел технологической поддержки, выполняющий работы по планированию ТО.

Используя международный опыт и нормативную документацию по созданию эффективной

системы ППО можно сформулировать рекомендации по организации этого процесса для вновь разрабатываемых ВС:

- ППО должно оптимизироваться под конкретных заказчиков с целью удовлетворения требований по комплексной поддержке, включая маркетинговые услуги %;

- при разработке нового самолета должно быть предусмотрено проведение АЛП и выполнение процедуры МЯВ при взаимодействии Заказчиков, поставщиков ВС и КИ, а также авиационных властей;

- особое внимание должно уделяться созданию интерактивных электронных руководств;

- система гарантийных обязательств поставщиков ВС и КИ должна быть согласована с потенциальными эксплуатантами самолета;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- должна быть разработана эффективная система обучения персонала в сертифицированных учебных центрах;

- должна быть разработана система МТО, на удовлетворяющих потенциальных эксплуатантах условиях (365 дней в году, 7 дней в неделю, 24 часа в сутки) с применением информаци-

онных технологий о оптимизации состава и количества запасных частей и использованием надзора за аутентичностью компонентов.

Система МТО включает в себя такие нормы, как:

- прямую продажу, заимствование, обмен, аренду, лизинг;

- предоставление полного набора, необходимого СНО, СНК, инструмента, а также услуг по его калибровке, ТО и тестированию;

- возврат запасных частей после истечения срока их хранения - выкуп с дисконтированием;

- замену СНО, СНК, инструмента на модифицированный с принятием в зачет остаточной стоимости заменяемого оборудования;

- создается сеть базовых центров МТО.

Держателем сертификата типа должна быть предусмотрена сеть авторизированных центров по ТО самолета и его компонентов и создан корпоративный информационный портал, дающий доступ клиентам к ресурсам центра (службы) поддержки заказчика.

Должна быть предусмотрена возможность создания представительств на местах, которые осуществляют прием заявок и организацию отправки изделий из определенного региона в ремонт и контроль выполненного ремонта.

Таким образом, реализация предложений по созданию системы эффективной ППО для вновь разрабатываемых отечественных самолетов требует:

- привести систему отечественных стандартов и методик в соответствие с действующими международными признанными стандартами и спецификациями;

- при существующей недостаточности отечественных норм и требований по ИЛП-ППО использовать зарекомендовавшие себя в международной практике такие стандарты, как DEF STAN 00-60 "Integrated logistic support";

PROBLEMS OF POST MANUFATURING SERVICE SYSTEM CREATION BASED ON INTEGRATED LOGISTIC SUPPORT

Abramov Б.А., Abramova E.R.

Article gives wide coverage of Integrated Logistic Support problems for new designing Russian civil aircraft

Сведения об авторах

Абрамов Борис Александрович, 1958 г.р., окончил МИИГА (1983), заместитель начальника отдела НЦ ПЛГВС ФГУП ГосНИИ ГА, автор 22 научных работ, область научных интересов - организация поддержания летной годности ВС иностранного производства.

Aбрамова Елена Ричардовна, окончила РЭА им. Г.В. Плеханова (1983), доцент кафедры логистики РЭА им. Г.В. Плеханова, автор 24 научных работ, область научных интересов - логистика и материально-техническое обеспечение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.