Психолого-педагогический журнал Гаудеамус, № 2 (18), 2011
К ВОПРОСУ РАЗРАБОТКИ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ ПО РАЗЛИЧНЫМ НАПРАВЛЕНИЯМ
Е. В. Ломакина, И. Ю. Насакин, Т. В. Татаринцева, Е. В. Клыгина
Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Россия
В настоящее время при наличии большого числа обучающих программ, электронных пособий и учебников, разработка новых не теряет своей актуальности, т. к. не все из существующих отражают ту специфику, те необходимые аспекты, которые зависят от предметной области и требований преподавателя. Также усиливается роль самостоятельной подготовки студентов. Самоподготовка студентов по большинству дисциплин проходит не только с помощью печатных материалов (книги, учебники, периодические издания), но и с помощью различных электронных обучающих программ, которые могут включать в себя гипертекст, иллюстрации, видео и звуковые фрагменты. Поэтому в учебном процессе широко используются электронные учебные пособия (ЭУП), программы тестового контроля, электронные задачники и т. д.
Электронное учебное пособие - это электронное издание, частично или полностью заменяющее или дополняющее учебник и официально утвержденное в качестве данного вида издания. Электронными учебными пособиями являются издания по отдельным наиболее важным разделам дисциплин Государственного образовательного стандарта специальностей и направлений, по дисциплинам примерного и рабочего, а также сборники упражнений и задач, альбомы карт и схем, атласы конструкций, хрестоматии по дисциплинам примерного учебного эксперимента, указания к практикуму, курсовому и дипломному проектированию, справочники, энциклопедии, тренажеры и др. [1].
Электронное учебное пособие обладает рядом свойств: способность облегчить понимание и запоминание изучаемого материала, способность обеспечить адаптацию процесса обучения в соответствии с потребностями обучаемых, их подготовки.
Также использование электронного учебного пособия позволяет преподавателю: проводить практические занятия в форме самостоятельной работы студентов за компьютерами, оставляя за собой роль консультанта; быстро и эффективно контролировать
знания студентов с помощью компьютера; индивидуализировать работу со студентами.
На кафедре информатики и информационных технологий ведется работа по созданию электронных учебных пособий по различным дисциплинам. Так, нами были разработаны электронные учебные пособия «Патофизиология печени», «Общая химия» и «Я рисую свое блюдо».
ЭУП «Патофизиология печени» разработано для Медицинского института ТГУ имени Г. Р. Державина. В состав ЭУП входят: теоретический материал, в котором рассматриваются современные представления о патологии печени, основных формах нарушений ее функций; контрольные вопросы по каждой теме; темы рефератов; тест; глоссарий; список основной и дополнительной литературы. Данное ЭУП предназначено для использования на занятиях как дополнительное средство обучения, а также для самостоятельного изучения данной дисциплины студентами.
ЭУП «Общая химия» разработано для студентов учреждений среднего профессионального образования. В состав ЭУП вошли следующие разделы: теоретический материал по темам курса; примеры решения типовых заданий по темам; задания для проверки и закрепления теоретического материала; глоссарий. Предложенное пособие предназначено для подготовки студентов среднего профессионального образования, сдающих выпускной экзамен по химии в виде Единого государственного экзамена (ЕГЭ) или обычного устного (или письменного) экзамена.
ЭУП «Я рисую свое блюдо» предназначено в помощь студентам при сдаче на рабочую профессию повара и кондитера. Электронное учебное пособие включает разделы: основы кулинарии, салаты и закуски, бульоны и супы, вторые блюда, сладкие блюда и напитки, изделия из теста, а также фотогалерея готовых блюд. В каждый кулинарный раздел входят рецепты определенного блюда с подробным способом приготовления и
Исследование процессов информатизации системы образования в условиях глобализации
оформления, а также фотография готового блюда.
При разработке электронных учебных пособий учитывалось следующее:
1) система навигации должна быть простой и удобной;
2) наличие средств мультимедиа (графических элементов, фотоматериала, таблиц, презентаций);
3) эргономичный дизайн.
Разработаны ЭУП с использованием
языка гипертекстовой разметки HTML, каскадных таблиц стилей CSS, сценариев на языке Java Script (для представления тесто-
вых заданий, увеличения графических изображений), Adobe Dreamweaver CS3 (для создания оболочки ЭУП), Adobe Photoshop CS3 (для создания и обработки графических изображений), Microsoft Office PowerPoint (для создания презентаций), Adobe Flash CS3 (для представления презентации в виде flash-ролика).
Литература
1. ГОСТ 7.83-2001 п 3.2 [Электронный ресурс]. URL: http://www.internet-law.ru/intlaw/laws/ gost.htm.