УДК 004.62
РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНОГО ПОСОБИЯ «АВТОМАТИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАДРОВЫХ СЛУЖБ»
А.М. Ментюкова, О.В. Жуликова
В статье отражены основные этапы разработки электронного учебного пособия «Автоматизация деятельности кадровых служб», предназначенного для студентов 5-го курса специальности «Докумен-товедение и документационное обеспечение управления».
Ключевые слова: электронное учебное пособие, автоматизация деятельности, кадровые службы, автоматизированные системы управления.
Одним из направлений современного этапа средств информационного обеспечения в образовании является разработка и внедрение в образовательный процесс электронных информационно-образовательных ресурсов, в том числе электронных учебников и пособий, которые должны улучшить методическое обеспечение учебного процесса, что, безусловно, повлияет на качество подготовки специалистов.
Применение электронных пособий способствует формированию навыков и умений выделять ключевую информацию в объемных текстах, умение обобщать и делать выводы [1].
Перед проектированием и разработкой электронного учебного пособия «Автоматизация деятельности кадровых служб» нами был проведен сравнительный анализ электронных учебников сходной тематики.
В ходе анализа были оценены: простота использования, навигация, наличие документации, имеющиеся возможности, коммерческая ценность, виды информации, дидактические основы, образовательные ценности, интерактивность.
Результаты анализа и основные принципы педагогического дизайна как процесса проектирования учебных материалов [2] позволили сформулировать требования к электронному учебному пособию «Автоматизация деятельности кадровых служб» и разработать его структуру.
В качестве основных требований были выделены:
1) структура пособия и система навигации должны быть понятны для пользователя;
2) интерфейс: выравнивания текста влево; выравнивание по центру для заголовков; гладкие шрифты (Айа1 - без засечек); использование на одной web-странице не более 4 основных цветов; для основного текста вы-
бираем универсальный черный, хотя возможны и варианты (темно коричневый, темно синий и т.д.). В пределах же одного тематического раздела, цвет и текстура фона должны оставаться постоянными для всех страниц;
3) пособие должно содержать лекции, тесты, задание для самостоятельной работы, что обеспечит интерактивность в обучении (наличие обратной связи);
4) пособие должно содержать обратную связь (встроенные тест-системы);
5) теоретический и презентационный материал, представленный в ЭУП, представляет образовательную ценность;
6) в связи с редкостью содержательного наполнения ЭУП может быть коммерциализировано.
Структура электронного учебного пособия «Автоматизация деятельности кадровых служб» представлена на рисунке 1.
Раздел «Главная» содержит актуальность изучения курса, задачи курса (студент должен знать/уметь); раздел «Теоретический материал» - теоретический материал; раздел «Программное обеспечение» - описание 26 программ кадрового учета; раздел «Самостоятельная работа» содержит материалы по организации самостоятельной работы студентов; раздел «Тест» содержит 2 теста по каждому модулю (по 33 вопроса) и один итоговый тест за 2 модуля (44 вопроса); в разделе «Литература» представлены основная, дополнительная литература и интернет-источники; в разделе «О проекте» отражены практическая значимость ЭУП и информация об авторах.
Содержательную часть электронного учебника подбирал опытный педагог-предметник, не один год посвятивший преподаванию своего предмета.
Психолого-педагогический журнал Гаудеамус, №2 (20), 2012
Рис. 1. Структура ЭУП «Автоматизация деятельности кадровых служб»
Для разработки ЭУП «Автоматизация деятельности кадровых служб» были использованы прикладные программы и средства
реализации: язык разметки гипертекста
HTML, каскадные таблицы стилей CSS, объектно-ориентированный язык программирования JavaScript, визуальный редактор
HTML-кода Adobe Dreamweaver CS3, графический редактор Adobe Photoshop CS3, Microsoft Power Point, Microsoft Word, Adobe Reader, Adobe Flash Player.
Навигационная система электронного
учебного пособия «Автоматизация деятельности кадровых служб» представлена по блочному принципу с иерархической перекрестной структурой ссылок внутри каждого блока.
В ЭУП «Автоматизация деятельности кадровых служб» реализовано вертикальное и горизонтальное меню. Вертикальное меню предназначено для перехода между основными блоками программного продукта. Горизонтальное меню предназначено для отображения разделов по блоку «Программное обеспечение».
ЭУП «Автоматизация деятельности кадровых служб» состоит из следующих блоков: верхний блок (заголовок ЭУП), левое меню, основной блок и нижний блок, содержащий информацию об авторских правах.
Для создания «верхнего блока» и «левого меню» использована программа Adobe Photoshop CS3. Все изображения созданы отдельно друг от друга, затем они вставлены в программный продукт с помощью технологии HTML и каскадных стилей CSS.
Для создания выпадающего меню и теста программного продукта используется JavaScript.
Для создания горизонтального меню были использованы изображения, нарисованные с помощью программы Adobe Photoshop CS3, и вставлены в ЭУП с использованием таблиц и JavaScript-кода.
Тест разработан при помощи языка гипертекстовой разметки HTML и JavaScript.
Нижний блок, содержащий информацию об авторских правах, создан с помощью Adobe Photoshop CS3. Надпись и изображение вставлено с помощью CSS.
1G1
В процессе разработки ЭУП «Автоматизация деятельности кадровых служб» были также подготовлены методические рекомендации по работе с программным продуктом. Электронное пособие прошло опытную апробацию в процессе обучения студентов 5-го курса специальности «Документоведе-ние и документационное обеспечение управления».
Литература
1. Быстрова Ю.А. Применение компьютерных технологий как средства формирования познавательного интереса у студентов высшей школы: автореф. дис. магистра педагогики. Актау, 2005.
2. Королева Н.Л. Использование мультимедиатехнологий в педагогическом дизайне // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Естественные и технические науки. Тамбов, 2009. Т. 14, вып. 5. С. 900-902.