Научная статья на тему 'Разработка электронных учебно-методических комплексов для подготовки бакалавров'

Разработка электронных учебно-методических комплексов для подготовки бакалавров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
910
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Разработка электронных учебно-методических комплексов для подготовки бакалавров»

Психолого-педагогический журнал Гаудеамус, № 2 (18), 2011

РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИХ КОМПЛЕКСОВ

ДЛЯ ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ

Д. Д. Медведева, А. В. Макаровский, Н. Е. Копытова

Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Россия

В последние несколько лет широкое распространение получили электронные учебные издания. В вузах с целью совершенствования учебного процесса активно создаются электронные учебно-методические комплексы (ЭУМК). Они применяются во многих учебных дисциплинах.

Электронный учебно-методический комплекс по дисциплине - это информационный образовательный ресурс, предназначенный для изложения структурированного учебного материала, обеспечения текущего контроля и промежуточной аттестации, а также управления познавательной деятельностью студентов при реализации основных образовательных программ высшего профессионального образования с использованием дистанционных образовательных технологий [2].

ЭУМК рассматриваются в вузе как средство управления подготовкой специалистов в условиях роста объема информации и увеличения доли самостоятельной работы студентов в ходе процесса обучения. Информационные технологии позволяют упрощать самостоятельную работу студентов и осуществлять контроль над ней. ЭУМК предусматривают научно-методическое обоснование процесса обучения, где наряду с традиционными формами используются обучающие и тестирующие системы [4].

Целями разработки и внедрения ЭУМК по дисциплине в учебный процесс являются:

- реализация личностно-индивидуального подхода к организации познавательной деятельности студентов;

- организация обучения с использованием дистанционных технологий с рационально сочетающимися способами представления учебного материала (текст, графика, аудио, видео, анимация);

- предоставление возможности студентам заниматься самообразованием за счет эффективного управления самостоятельной работой по овладению учебным материалом;

- создание современной системы учета учебных достижений студентов и обеспече-

ние открытого и непрерывного контроля качества обучения [1].

Нами были разработаны электронные учебно-методические комплексы по следующим дисциплинам подготовки бакалавров направления 230700 - Прикладная информатика:

- Мировые информационные ресурсы;

- Информатизация научно-исследовательской деятельности.

В основу разработки нового комплекса «Мировые информационные ресурсы» для бакалавриата лег ЭУМК «Мировые информационные ресурсы» для специальности 080801 - Прикладная информатика в гуманитарной области [3].

Для создания ЭУМК были использованы следующие программные продукты: Adobe Dreamweaver (для создания оболочки УМК), Adobe Photoshop (для обработки изображений), Microsoft Office PowerPoint (для создания презентаций), для конвертирования презентаций PowerPoint в формат флеш-роликов *. swf использована программа iSpring Presenter 5.7. ЭУМК реализованы на основе языка разметки гипертекста HTML, каскадных таблиц стилей CSS и сценариев на языке JavaScript.

Разработанные ЭУМК включают следующие разделы:

- «Программа курса», в котором представлены рабочие программы по дисциплинам «Мировые информационные ресурсы» и «Информатизация научно-исследовательской деятельности» для направления бакалавриата.

- «Лекции» содержит основную информацию, необходимую для изучения данных дисциплин. В данном разделе имеются ссылки на презентации, представленные в pdf-формате и в формате Adobe Flash (*.swf).

- «Лабораторные работы» включает задания, обязательные для выполнения учащимися.

- «Нормативные документы» содержит государственные стандарты и законодательные и нормативные акты в помощь для изучения данных дисциплин.

Исследование процессов информатизации системы образования в условиях глобализации

- «Глоссарий», где представлены необходимые для изучения дисциплин понятия и определения.

- «О проекте» содержит данные о разработанных ЭУМК: сведения о разработчиках, минимальные системные требования, аннотацию.

- «Контрольные вопросы» содержит итоговые вопросы по курсам.

- «Итоговый тест» необходим для проверки знаний, полученных студентами в результате изучения дисциплин.

В разделах «Литература» и «Интернет-ресурсы» представлена литература и источники сети Интернет, которые могут быть использованы при изучении курса. Также в разделе «Интернет-ресурсы» представлены скриншоты главных страниц ресурсов, которые наиболее часто используются при изучении курса.

Достоинствами разработанных ЭУМК являются:

1) наличие средств мультимедиа (графических элементов, таблиц, презентаций);

2) наличие контроля знаний в форме теста, контрольных вопросов и лабораторных работ;

3) присутствие глоссария, справочного материала;

4) простая и удобная система навигации;

5) соответствие цветов и шрифта единому стилю оформления.

ЭУМК «Мировые информационные ресурсы» и «Информатизация научноисследовательской деятельности» могут быть использованы студентами при изучении данных дисциплин в рамках аудиторных занятий и при самостоятельной работе над предметами.

Литература

1. Васюкевич В. В. Внедрение электронных учебно-методических комплексов по дисциплинам в образовательную практику вуза // Инновации в образовании. 2010. № 2. С. 39-55.

2. Васюкевич В. В. Электронный учебнометодический комплекс на основе модульнорейтинговой технологии обучения: дис. ... канд. пед. наук. Мурманск, 2010.

3. Копытова Н. Е., Никишина Е. В. Электронный учебно-методический комплекс «Мировые информационные ресурсы» // Вестник Тамбовского университета. Сер.: Естественные и технические науки. 2008. Т. 13. Вып. 1. С. 149.

4. Кучеренко Н. Л., Якиманская Н. Л. Реа-

лизация информационных технологий в учебнометодических комплексах // Вычислительные и информационные технологии в науке, технике и образовании: мат-лы Междунар. конф. Алматы, 2008. [Электронный ресурс]. URL: http://

www.nsc.ru/ws/show abstract.dhtml?ru+186+13945.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.