ЭЛЕКТРОННОЕ УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ «КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА. ACTION SCRIPT В АНИМАЦИИ»
А.И. Ветров, Н.В. Седова
Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина, г. Тамбов, Россия
В современном высшем образовании большое внимание уделяется компьютерному сопровождению профессиональной деятельности. В учебном процессе используются обучающие и тестирующие программы по различным дисциплинам образовательного процесса.
Использование обучающих и тестирующих программ по различным дисциплинам (в рамках учебного процесса и компьютерных курсов) показывает, что их применение позволяет повысить не только интерес к будущей специальности, но и успеваемость по данной дисциплине, так как дает возможность студенту заниматься самостоятельно и в темпе, доступном именно ему. Большинство студентов воспринимают лучше информацию зрительно, тем более, если она качественно оформлена. Эти программы дают возможность каждому студенту независимо от уровня подготовки активно участвовать в процессе образования, индивидуализировать свой процесс обучения, осуществлять самоконтроль [1].
Но, несмотря на все достоинства использования электронных учебных пособий в учебном процессе, невозможно полное и всестороннее изложение в нем материала. Каждый преподаватель имеет свой взгляд на дисциплину и ежегодно вносит изменения в программу преподавания. Поэтому даже самое качественное электронное учебное пособие, созданное с применением всех возможностей мультимедиа, моделинга и интерактива, пригодно только в течение малого промежутка времени (включающего иногда только один учебный год). Поэтому количество обучающих и контролирующих программ растет с каждым годом. Каждый преподаватель привносит в выбранное в качестве основы изложения дисциплины учебное пособие свои коррективы, присущие только ему, тем более что стандарт любой дисциплины позволяет сделать это.
Использование электронных учебных пособий в преподавании языков программирования является, на наш взгляд, наиболее оправданным в случае разбиения структуры пособия на теоретическую, практическую и
контролирующую части. Кроме того, оправданным является использование примеров, содержащих пошаговое объяснение производимых действий. Использование таблиц операторов позволяет быстро найти нужное действие в представленном списке и служит неплохим подспорьем скорее студенту, нежели преподавателю. А вот включение презентационного материала оправдано скорее использованием его преподавателем при изложении лекционного материала.
Электронное учебное пособие (ЭУП) «Компьютерная графика. Action Script в анимации» должно удовлетворять требованиям и преподавателя, и студента, поэтому были выделены следующие критерии создания. ЭУП должно иметь [2]:
- развитую гипертекстовую структуру учебного материала;
- удобную для пользователя систему навигации, которая позволит легко перемещаться по учебному материалу;
- представление теоретического материала в виде лекций;
- наличие лабораторных работ;
- наличие тренировочных тестовых заданий;
- рабочую и учебную программу для элективного курса;
- наличие ссылок на литературные источники.
С учетом этих критериев была выделена структура пособия, представленная на рисунке 1.
Материал, поделенный на следующие блоки, включает в себя:
1. Теоретический материал. В этом разделе представлены лекции по предмету, доступ к которым осуществляется по гиперссылкам. При нажатии на ссылку в окне отображения учебно-методического материала появляется лекция по выбранной теме.
Рассмотрены такие темы, как:
- Общие понятие о языке программирования Action Script 3.0.
- Объекты и классы языка Action Script 3.0.
1. Исследование процессов информатизации системы образования в условиях глобализации
- Переменные в Action Script 3.0.
- Синтаксис языка.
- Функции данного языка программирования.
- Операторы.
- Описание панели Actions во Flash CS3.
- Описание анимации Action Script 3.0.
- Встраивание сценариев анимации.
- Копирование сценариев анимации движения.
- Добавление фильтров.
- Связывание анимации с ее экранными объектами.
2. Лабораторные работы. Здесь представлены практические и лабораторные работы по курсу, предназначенные для аудиторного и самостоятельного выполнения.
3. Галерея. Здесь представлены готовые работы, выполненные на Action Script 3.0.
4. Глоссарий. Здесь представлены основные термины и определения по данному курсу.
Рис. 1. Структура ЭУП «Компьютерная графика. Action Script в анимации»
5. Контроль знаний. Здесь расположены тесты, предназначенные для проверки и закрепления знаний. В электронном учебном пособии представлено 2 теста по всем лекциям и темам. Данный вид контроля состоит из
двух этапов - режима тренировки и итогового теста, проверяющего уровень усвоения материала обучаемым.
При прохождении тренировочного теста имеется функция мгновенной проверки
правильности ответа, и в случае неверного ответа предлагается выбрать другой вариант. Также в данном варианте теста предусмотрена функция произвольного вывода вопросов.
При выборе ссылки «тестирование» пользователь уже не будет иметь возможность проверить правильность ответа на каждый вопрос, общий результат будет известен лишь только после прохождения всего теста. Используется 5 типов заданий, которые отображаются в виде Flash-роликов.
6. Методические рекомендации. Блок содержит методические рекомендации по изучению учебной дисциплины, которые представляют собой комплекс разъяснений и указаний, позволяющих студенту наилучшим образом организовать процесс изучения учебного материала, представленного в данном ЭУП.
7. Литература. В данном разделе представлены основные источники теоретического материала данного ЭУП.
8. Рабочая программа. Содержит информацию о количестве и темах учебного материала, список литературы и источников, необходимых для изучения дисциплины.
9. Программа курса. Дает дополнительную информацию об основном содержании тем курса, раскрытых в рабочей программе.
10. Вопросы к экзамену. В данном разделе содержатся экзаменационные вопросы по данному курсу.
11. Интернет-ресурсы. Данный раздел содержит ссылки на дополнительные интернет-источники сходной тематики по Action Script.
12. Об авторах. Раздел содержит информацию об авторах электронного учебного пособия «Компьютерная графика.Action Script в анимации».
Литература
1. Бородин П.А., Внуков А.А. Разработка и
создание учебно-методического комплекса и электронного учебника. URL: http://nit.miem.
edu.ru/ sbornik/2009/sec4/018.html.
2. Перечень требований и рекомендаций к разработке электронных учебных ресурсов для системы открытого образования. URL: http://twt.mpei.ac.ru/ochkov/SSO/Tr_Com.html#_Toc 35326509