Научная статья на тему 'К вопросу об организации и проведении мастер-классов по декоративноприкладному творчеству в Сахалинском государственном университете'

К вопросу об организации и проведении мастер-классов по декоративноприкладному творчеству в Сахалинском государственном университете Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
175
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу об организации и проведении мастер-классов по декоративноприкладному творчеству в Сахалинском государственном университете»

Международный научный журнал «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»_ISSN 2410-6070_№ 4/2015

УДК 37

Г. Н. Салахова

доцент кафедры технологии и безопасности производств институт естественных наук и техносферной безопасности, Сахалинский государственный университет

Е. Ю. Дудник кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой технологии и безопасности производств институт естественных наук и техносферной безопасности, Сахалинский государственный университет г. Южно-Сахалинск, Российская Федерация

К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ МАСТЕР-КЛАССОВ ПО ДЕКОРАТИВНО-

ПРИКЛАДНОМУ ТВОРЧЕСТВУ В САХАЛИНСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

Аннотация

В статье отражены результаты проведенной работы по организации мастер-классов студентами, педагогами вуза и школ Сахалинской области на базе Сахалинского государственного университета по декоративно-прикладному творчеству.

Ключевые слова

инновации, мастер-класс, декоративно-прикладное творчество, статистика.

На современном этапе развития общества большое значение имеет изучение и распространение инноваций во всех сферах профессиональной деятельности (и педагогическая деятельность не является в этом смысле исключением).

Что же понимают в научной и педагогической литературе под инновациями. Термин «инновация» происходит от английского слова «innovation», что в переводе означает «внедренное новшество» [1], таким образом, инновацией можно считать создание и внедрение различного вида новшеств, порождающих значимые изменения в социальной практике [2, с. 50].

Современные истолкования сущности и направленности педагогических инноваций весьма противоречивы [3, с. 122].

Приведем одно из них: педагогическая инновация - нововведение в педагогическую деятельность, изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности [4, с. 273]. В основе инновационных образовательных процессов лежат две важнейшие проблемы педагогики: изучение педагогического опыта и доведение до практики достижений психолого-педагогической науки, а результатом - использование новшеств (теоретических, практических) в педагогической деятельности [5].

Одним из эффективных (и, несомненно, популярных в настоящее время) способов изучения и распространения педагогического опыта является мастер-класс (от английского: «master» - искусный специалист, мастер и «class» - курс обучения, класс) [6], особенностям организации и проведения которого посвящена в последнее десятилетие не одна публикация [7], [8] и др.

При организации мастер-класса следует учитывать, что целью мастер-класса является не только ретрансляция уникального педагогического опыта, но и возможность научить и научиться чему-то конкретному в течение занятия [9].

Технологию подготовки и проведения мастер-классов желательно освоить каждому педагогу (и имеющему индивидуальную практику и позитивные результаты педагогической работы; и начинающему), так как полученные навыки способствуют успешной профессиональной деятельности.

С целью подготовки будущих учителей технологии в институте естественных наук и техносферной безопасности (ИЕНиТБ) Сахалинского государственного университета (СахГУ) к организации и проведению мастер-классов ряд дисциплин (основы творческо-конструкторской деятельности и декоративно-прикладного творчества, организация дополнительного образования школьников, создание изделий, художественная обработка материалов и др.), согласно учебного плану специальности «Технология и

Международный научный журнал «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»_ISSN 2410-6070_№ 4/2015

предпринимательство», включают изучение вопросов, связанных с особенностью проведения выставок и мастер-классов по техническому и декоративно-прикладному творчеству. Полученные знания и умения студенты дневной и заочных форм обучения затем апробируют во время ежегодно проводимых весенних научных чтений в рамках, которых организуются выставки научного, технического и декоративно-прикладного творчества школьников, студентов и педагогов образовательных учреждений и мастер-классы по различным направлениям творчества, например, основные приемы работы с бумагой (квиллинг, декупаж, торцевание, папье-маше); основы росписи (хохломская роспись, гжель и др.); основы выжигания (по дереву, по ткани - гильоширование); основы резьбы по дереву; изготовление картин из шерсти (шерстяная акварель); основы валяния (сухое и мокрое) шерсти; основные приемы бисероплетения; основные приемы вышивания лентами; основные приемы работы на гончарном круге; основные приемы изготовления цветов из различных материалов; основы техники «Sand Art» (искусство рисования песком) и др.

Таблица 1

Качественно-количественный состав участников и руководителей мастер-классов, проведенных в СахГУ(2009-2014 г.г.)

Показатели Годы

2009 2010 2011 2012 2013 2014

Количество заявленных тем 2 6 10 12 13 16

Количество участников: 40 89 119 137 152 170

- педагогов 2 7 12 23 35 41

- студентов 36 59 73 74 62 60

- учащихся школ - 12 18 21 30 35

- иных представителей социальных групп пенсионеров (родителей, и т.п.) 2 11 16 19 25 34

Количество руководителей мастер-классов: 2 5 7 9 10 12

- педагогов вузов 2 2 2 3 3 3

- учителей технологии - 1 2 3 3 4

- педагогов дополнительного образования - 1 1 1 2 2

- студентов - 1 2 2 2 3

В таблице 1 представлены показатели за период 2009-2014 гг. (количество заявленных и проведенных мастер-классов - 61 тема, участников мастер-классов - 707 человек, руководителей - 45 человек), характеризующие деятельность по организации и проведению мастер-классов по декоративно-прикладному творчеству в СахГУ без учета статистических данных результатов мастер-классов, проведенных в рамках региональной научно-практической «Актуальные проблемы воспитания и дополнительного образования детей и учащейся молодежи Сахалинской области (11-12.04.2013 г.) на базе института педагогики Сахалинского государственного университета.

Таким образом, в организации, разработке и проведении мастер-классов в Сахалинском государственном университете принимали участие не только педагоги вузов (Е. Н. Мишенкова, Г. Н. Салахова, А. Д. Раковская и др.), школы (Б. А. Емельянов, Н. С. Земцова, Т. Г. Куприянова, Н. А. Самохвалова и др.), но и студенты специальности 030600 «Технология и предпринимательство» (Е. Ковалева, Н. Нехорошкова, А. Исаева, В. Глухов, А. Новрузов и др.) [10, с.114].

Полученный студентами опыт проведения мастер-классов затем был использован при прохождении педагогических практик в школах Сахалинской области (МБОУ СОШ №5, МБОУ СОШ «Гимназия №1» и др. и в летних оздоровительный лагерях («Юбилейный», «Лесное озеро» и др.), во Всероссийском детском оздоровительном лагере «Океан» г. Владивостока, а также нашел отражение в курсовых и дипломных работах. Кроме того, результаты проделанной работы найдут свое отражение в сборнике мастер-классов, который готовится к печати.

Список использованной литературы:

1.Инновация - Словари и энциклопедии на академике [Электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/152267 ... [дата обращения 20.02.2015].

2. Рапацевич Е. С. Справочник по научно-техническому творчеству. - Мн.: ООО «Энтоним», 1995. 384 с.

Международный научный журнал «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»_ISSN 2410-6070_№ 4/2015

3. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов - 100 ответов: Учеб пособие для студ. Высших учеб. заведений.

- М.: Изд-во ВЛАД0С-ПРЕСС,2001. 368 с.

4. Современный словарь по педагогике/ сост. Рапацевич Е.С. -Мн.: «Современное слово», 2001. 928 с.

5. Инновационные процессы в образовании. Педагогические науки ... [Электронный ресурс]. URL: www.rusnauka.com/29_DWS_2011/Pedagogica/5_95049.doc.htm... [дата обращения 20.02.2015].

6 МАСТЕР-КЛАСС - Словари и энциклопедии на Академике [Электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/es/82040/%D0%9C%D0%90%D0%A1%D0%A2%D0%95%D0%A0[дата обращения 24.02.2015].

7. Мастер-класс как современная форма методической работы [Электронный ресурс]. URL: http://festival.1september.ru/articles/531889/ [дата обращения 24.02.2015].

8. Что такое мастер-класс и как ... [Электронный ресурс]. URL: www.ru-teacher.ru/node/40 [дата обращения 26.02.2015].

9. Методические рекомендации по организации и проведению мастер-класса ... [Электронный ресурс]. URL: www.pandia.ru/text/78/053/41871.php [дата обращения 26.02.2015].

10. Салахова Г.Н. Организация и проведение мастер-классов по декоративно-прикладному творчеству в технологическом институте Сахалинского государственного университета //Стратегический анализ ресурсов Дальневосточного федерального округа: фундаментальная теория и повседневная практика XXI века: материалы к 15-летнему юбилею создания Сахалинского государственного университета (26 апреля 2013 года, Южно-Сахалинск): сборник научных статей /сост. Н.А. Лацко. - Южно-Сахалинск: изд-во СахГУ, 2013.

- С.113-114.

© Г. Н. Салахова, Е. Ю. Дудник, 2015.

УДК37

Ж.П. Саркисян

к.филол.н., ст.преподаватель, Н.А. Дацун

к.пед.н., ст.преподаватель, кафедры лингвистики и международного права филиала РГСУ в г. Сочи

ЭНГРАММА ПЕРЕВОДЧИКА СФОРМИРОВАННАЯ В ХОДЕ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ.

Знак — это «объект», который вызывает мысль не только о себе, но и еще о чем-то другом. «Объект» способен выступать в качестве знака только при выполнении им определенных условий. Во-первых, он уже должен быть предварительно зафиксирован в памяти. А, кроме того, этот образ должен соединиться в сознании с чем-то еще, уже хранящимся в памяти и, тем самым, актуализировать жизненный опыт, приобретенный прямым или косвенным путем. Знаки объединяются в знаковые системы, важнейшей из которых является язык.

Слово является ярким примером знака, главным образом, не имеющего миметического характера. При восприятии слов фиксируются определенные устойчивые сочетания - комплексы гласных и согласных звуков. Они могут восприниматься либо непосредственно слухом, или посредством зрения, если выражены графически - буквами.

Таким образом, слово, через хранящийся в памяти фонетический (или графический) образ, связано с зафиксированным памятью образом предмета и постоянно хранящейся в ней «отсылкой» к предмету, обозначаемому словом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.