Научная статья на тему 'Причины недостаточной ИКТ-компетентности учителей и пути ее повышения'

Причины недостаточной ИКТ-компетентности учителей и пути ее повышения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1791
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Причины недостаточной ИКТ-компетентности учителей и пути ее повышения»

Международный научный журнал «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»_ISSN 2410-6070_№ 4/2015

УДК 371.14

Т. С. Комиссарова,

д.п.н., профессор НИИ географии, экологии и природопользования ЛГУ им. А. С. Пушкина Санкт-Петербург, Российская Федерация

А. Л. Миллер

аспирант кафедры педагогики и педагогических технологий ЛГУ им. А. С. Пушкина Санкт-Петербург, Российская Федерация

ПРИЧИНЫ НЕДОСТАТОЧНОЙ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ И ПУТИ ЕЕ ПОВЫШЕНИЯ

Аннотация

В статье рассмотрено понятие ИКТ-компетентность применительно к учителям, проанализированы причины недостаточной ИКТ-компетентности учителей. Выделены и коротко охарактеризованы два главных пути ее повышения — использование адаптивности программных продуктов и сетевое взаимодействие учителей.

Ключевые слова

ИКТ-компетентность, электронный образовательный ресурс, адаптивность, сетевое взаимодействие.

Изменения в культуре информационного общества, связанные с приданием информации статуса стратегического ресурса, выдвигают на первый план проблемы формирования информационной культуры личности. Умение использовать новые информационно-коммуникационные технологии в педагогической деятельности — это не только общественная ценность, но и личностно значимая интеллектуальная ценность, имеющая огромное мотивационное значение ([1, 2]). Стандарт профессиональной деятельности педагога1 выделяет ИКТ-компетентность в качестве необходимых умений [8]. Под ИКТ-компе-тентностью в широком смысле понимается способность индивида решать различные (учебные, профессиональные, личные) задачи с использованием информационно-коммуникационных технологий [9]. В узком смысле под ИКТ-компетентностью следует понимать личностное качество учителя, проявляющееся в его готовности самостоятельно использовать информационно-коммуникационные технологии в своей педагогической деятельности для решения учебных и практических задач.

Ю. А. Шестаковой [12] выделено два вида ИКТ-компетентности учителя — базовая и предметно-ориентированная. Под базовой ИКТ-компетентностью подразумевается обладание знаниями и умениями, необходимыми для решения образовательных задач, с помощью средств информационно-коммуникационных технологий общего назначения. Под предметно-ориентированной ИКТ-компетентностью — освоение специализированных технологий и ресурсов, разработанных в соответствии с требованиями к содержанию учебного предмета, а также готовность к их внедрению в образовательную деятельность.

В настоящее время существует проблема развития ИКТ-компетентности среди учителей. По результатам проведенного нами опроса, базовые навыки работы со средствами информатизации имеют 84% учителей, но дальнейшее развитие ИКТ-компетентности происходит медленно и неравномерно. Н. В. Арсентьева [3] выделяет следующие причины:

1. Система повышения квалификации при существующей норме не позволяет педагогам развиваться также быстро, как информационные технологии.

2. Ряд педагогов имеют низкую мотивацию на изучение новых программных продуктов.

3. Нет регламентирующих документов, которые бы четко определяли стандарт ИКТ-компетентности педагога.

4. Внутришкольные мероприятия по развитию ИКТ-компетентности требуют дополнительных ресурсов — как временных, так и материальных.

Что касается первой причины, то ее рассмотрение мы начнем с цитаты А. Р. Наумова. «Современные

1 Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «18» октября 2013 г. № 544н.

Международный научный журнал «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»_ISSN 2410-6070_№ 4/2015

требования работодателей к выпускникам: умение работать с информацией, навыки работы в команде — вот что надо иметь по окончании учебного заведения. Важен не объем знаний, а способность их усваивать, — таковы потребности новой экономики.<...> Сегодня работают не компьютеры, а коммуникации. Появилась сетевая экономика, появилось сетевое образование» [7]. Действительно, стремительно развивающиеся информационные, в частности сетевые, технологии не могут быстро найти отражение в программах курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки, а Интернет уже нельзя рассматривать только как некоторую базу данных, информационное хранилище. Эту сеть необходимо рассматривать еще и как определенный механизм, устройство, инструмент. Сегодня это уже среда, которую учитель не только знать и понимать, но и в формировании содержания которой должен принимать участие [6]. Таким образом, благодаря сетевому взаимодействию учитель может идти в ногу со временем, что способствует повышению мотивации к освоению новых ЭОР и созданию собственных ЭОР. Также немаловажное значение для повышения мотивации имеет организация занятий в системе дополнительного профессионального образования, как формального, так и неформального. Ее задача — не только обогатить слушателя новыми знаниями, но и придать ему уверенность в собственных силах, дать «глоток» положительных впечатлений [10]. По мнению В. Г. Суслова и Т. С. Кузнецовой, «учителя нуждаются в "творческих" формах занятий не меньше, чем ученики» [10, с. 53], что способствует повышению мотивации.

Что касается стандарта ИКТ-компетентности, то попытки его разработать освещены в работах А. А. Киселевой, Т. Н. Герасимовой, А. И. Крылова, Т. А. Лавиной, А. П. Монастырного, А. К. Скуратова, Г. В. Сливинской и др. Однако, как показывает анализ их работ, существуют разные точки зрения относительно числа выделяемых уровней ИКТ-компетентности, их названий, а также критериев, на основе которых они выделяются, слабо учитывается сетевое взаимодействие.

Последняя причина требует уточнений. Под внутришкольными мероприятиями понимается организация обучения информационно-коммуникационным технологиям коллектива учителей (или его части), в одной образовательной организации внутренними (например, учителями, преподающими информационные технологии) или, реже, внешними специалистами. Как правило, тематика таких мероприятий не имеет направленности на определенный преподаваемый предмет школьной программы, хотя все учителя всегда могут найти что-то полезное для себя. Проанализовав причины недостаточной ИКТ-компетентности учителей, выделим один из путей повышения ее уровня — профессиональное сетевое взаимодействие. Под сетевым взаимодействием следует понимать систему взаимообусловленных действий учителей, позволяющих им реализовывать совместную деятельность в сети Интернет, направленную на обмен профессиональной информацией и распространение опыта.

Здесь возникает вопрос: достаточно ли навыков сетевого взаимодействия для повышения ИКТ-компетентности? Нет, недостаточно. Дело в том, что нередко случается так, что разработка, размещенная учителем в Сети, требует доработки или переработки. Учитель должен уметь быстро доводить до совершенства, улучшать то, что им выложено в Сеть, а также уметь подстраивать под определенный класс, группу, параллель то, что выложено другими учителями и методистами. Это возможно за счет использования такого принципа создания программных продуктов, в частности электронных образовательных ресурсов (ЭОР), как их адаптивность. Таким образом, можно выделить два пути повышения ИКТ-компетентности — использование адаптивности ЭОР и сетевое взаимодействие.

Под адаптивностью программных продуктов, в частности ЭОР, следует понимать возможность компьютерного преобразования или формирования учебного материала исходя из целей и задач конкретного урока, принятой методики обучения. Отметим, что многие офф-лайн ресурсы обладают свойствами адаптивности, однако учителя информированы слабо и с трудом представляют себе скрытые возможности разработанных программных продуктов, то есть возможности адаптирования. Несмотря на то, что адаптивность имеет широкие возможности для формирования ИКТ-компетентности, большинство учителей используют эти возможности далеко не в полной мере или вообще не используют. Следовательно, это диктует необходимость разработки и проведения специальных курсов и мероприятий (мастер-классов, круглых столов и т.п.), на которых учителя приобретали бы опыт изменения и формирования содержания разработанных ЭОР. Без знания возможностей адаптирования ЭОР и умения их применять в работе сетевое взаимодействие не может быть эффективным. Следовательно, освоение адаптивности предшествует сетевому взаимодействию. Преимущества сетевого взаимодействия следующие:

Международный научный журнал «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»_ISSN 2410-6070_№ 4/2015

1. Возможность для учителя преодолеть разрыв между собой и учащимся. Учитель, зарегистрировавшийся на сайте, учится способам сетевого взаимодействия у более опытных коллег, одновременно применяя полученные знания и умения на практике.

2. Возможность самостоятельно определять те формы взаимодействия, которые на определенном временном этапе учителю необходимы, параллельно выстраивая личную учебную среду, что немаловажно.

3. Возможность одновременно получать опыт разного рода. Несмотря на то, что подобное взаимодействие возникло не так давно, видов сетевого взаимодействия много — от обсуждения вопроса до создания собственного сообщества. Один и тот же учитель в одном сообществе может быть автором и ведущим мастер-класса, в другом

— участником какой-то творческой группы, в третьем — только начинающим.

4. Возможность расширения профессиональной компетентности за счет адаптивности ЭОР, которые создают сами учителя и размещают на страницах сообществ. Действительно, нередки случаи, что разработка, выложенная учителем в Сеть, оказывается невостребованной коллегами (не получает отзывов или получает отрицательные отзывы или большое количество замечаний). Если бы ЭОР, размещаемые учителями в Интернете, не были адаптивными, то реагировать на отзывы и замечания было бы невозможно и, следовательно, не было бы стимула для повышения ИКТ-компетентности.

5. Возможность распространения инновационного (диссеминации) опыта. Следует отметить, что в требованиях, предъявляемых к учителям высшей категории, это было прописано [4, 11]. Еще в 1996 г. Е. Я. Чернихова [11] писала о том, что учитель высшей категории должен быть способен руководить работой творческой группы учителей по наиболее актуальным проблемам преподавания своего предмета и организовать опытно-экспериментальную работу в ней. Однако в действительности учитель, распространявший собственный опыт, был исключением, а не правилом. Следовательно, диссеминации опыта не уделялось должного внимания. Сетевое взаимодействие открывает большие возможности для распространения учителями собственного опыта. В рамках порталов учитель может самостоятельно организовать собственную творческую группу, провести собственный мастер-класс или вебинар. На ведущих учительских порталах появляются материалы, ориентирующие учителя на их освоение, а также на освоение технологий, с помощью которых они были созданы.

Любое сетевое сообщество — это профессиональное объединение педагогов, создаваемое на принципах добровольности, открытости, предоставляющее возможности участникам устанавливать контакты, налаживать сетевое взаимодействие, позволяющее получать опыт познания себя через работу с другими [5]. Как следствие, формируется ИКТ-компетентность учителя. Сегодня уже можно говорить о том, что сетевая организация дополнительного профессионального образования с необходимостью и достаточностью создает пространство образовательных услуг, способных удовлетворить множество потребностей, в том числе каждого педагога. Список использованной литературы:

1. Адольф В. А. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя // Педагогика. - 1998. - № 1. - С. 72-75.

2. Адольф В. А., Степанова И. Ю. Методологические подходы к формированию информационной культуры педагога // Информатика и образование. - 2006. - № 1. - С. 2-5.

3. Арсентьева Н. В. Развития ИКТ-компетентности педагога. Поиск решения проблемы // Информационные технологии для Новой школы: матер. V междунар. конф. - Т. 2. - СПб.: ГОУ ДПО ЦПКС СПб «Региональный центр оценки качества образования и информационных технологий», 2014. - С. 130-132.

4. Ваше право, учитель / сост. Н. С. Пешкова. - СПб: ТОО Издательство «Гиппократ», 1996. - 200 с.

5. Гололобова Н. Л. Повышение профессиональной компетентности слушателей в межкурсовой период при использовании возможностей сетевых сообществ педагогов: автореф. дис. ... канд. пед. наук: / Н. Л.. Гололобова - Омск, 2010. - 27 с.

6. Драхлер А. Б. Сеть творческих учителей: методическое пособие. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. - 171 с.

7. Наумов А. Р. Образование 2.0 стучится в дверь... Откроем? [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://offline. сотр^егга.ги/ 2008/760/388331

8. Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании - воспитатель, учитель): офиц. текст [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70435556

9. Старцева Е. С. ИКТ-компетентность учителя // Информационные технологии для Новой школы: матер. конф.

- СПб.: ГОУ ДПО ЦПКС СПб «Региональный центр оценки качества образования и информационных

Международный научный журнал «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА»

ISSN 2410-6070

№ 4/2015

технологий», 2011.- С. 176-178.

10. Суслов В. Г., Кузнецова Т. С. Необычный урок географии: представляем опыт работы учителей Санкт-Петербурга // География и экология в школе XXI века. - 2007. - № 1. - С. 52-54.

11. Чернихова Е. Я. Самодиагностика профессиональной деятельности учителя (диагностические и обучающие методики, вып. 7 для учителей географии) / ред. Т. Г. Браже. - СПб.: РАО. 1996. - 63 с.

12. Шестакова Ю. А. ИКТ-компетентность учителя-предметника [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://j ournal.kuzspa.ru/ articles/59

© Т. С. Комиссарова, А. Л. Миллер, 2015

УДК 371.134+159,955( 072)

И.Г. Коршунова

Преподаватель Крымский факультет Краснодарский университет МВД России г.Симферополь, Российская Федерация

СПОСОБЫ ПРИМЕНЕНИЯ РЕФЛЕКСИВНОГО ПОДХОДА В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

Аннотация

Статья раскрывает вопросы, связанные с использованием рефлективного подхода в процессе обучения, который способствует реализации и воспитанию квалифицированных, знающих специалистов, способных найти свое место в профессиональной среде.

Ключевые слова

Рефлексивный подход, рефлексия, критический анализ, квалифицированный специалист, показатели успешности, профессиональное становление, социально-психологическое воздействие.

Одной из главных составляющих для развития и укрепления государственности является «повышение качества профессиональной подготовленности .. .с учетом новейших концептуальных подходов к развитию образования» [3, с.1].

Современные принципы профессионального образования основываются на положении о том, что слушатель, не должен являться объектом педагогического воздействия. Основная цель реформы в сфере образования - воспитание квалифицированных, знающих специалистов, способных найти свое место в профессиональной среде. «Одним из условий успешной и продуктивной учебной деятельности является изменение самого студента, его работа над собой» [7, с.4].

Под рефлексией мы понимаем «осмысление форм и предпосылок деятельности, критический анализ знания и методов познания, процесс самопознания, раскрытия внутреннего строения и специфики духовного мира человека »[ 6, а 305].

Исследования в области формирования рефлексии и её механизмов ведутся с 80-х годов XX века. Важными механизмами саморазвития и профессионального роста студентов являются профессиональная рефлексия и рефлексивная культура, так как именно они способствуют обновлению ценностных ориентаций, устремлений, способов деятельности, отношения к себе и к будущей профессиональной деятельности.

Так, например, В.И. Слободчиков [9, ^56] указывает на многозначность термина «рефлексия». В то же время все исследователи проблем формирования рефлексивной культуры подчеркивают её значимость для личностного саморазвития и само понимания. Это означает, что в процессе профессиональной подготовки необходимо уделять большее внимание на индивидуальные и личные аспекты образовательного процесса — персональные черты слушателя, его опыт, установки, отношение к себе и другим людям. В этом плане становится необходимым углубление понимания развития внутренних механизмов саморазвития, от которых зависит эффективность подготовки и личностно-профессиональный рост.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.