Научная статья на тему 'К вопросу об интеграции художественного образования и технологии в системе дополнительного образования'

К вопросу об интеграции художественного образования и технологии в системе дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
533
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / КОМПОНЕНТЫ ИНТЕГРАЦИИ / ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК / ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ТЕХНОЛОГИЯ / ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УРОВНИ ИНТЕГРАЦИИ / INTEGRATION / INTEGRATION COMPONENTS / INTEGRATED LESSON / ADDITIONAL EDUCATION / TECHNOLOGY / ART EDUCATION / LEVELS OF INTEGRATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Брехова Алла Витальевна, Попкова Наталья Васильевна

В работе рассматриваются вопросы интеграции художественного образования и технологии при обучении детей в системе дополнительного образования. Дополнительное образование детей является необходимым звеном в воспитании и образовании личности. Его значимость в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает учащимся в профессиональном самоопределении, способствует реализации их знаний, полученных в базовом компоненте. Рассмотрены подходы к осуществлению интеграции и в частности в системе дополнительного образования, выявлены развивающие возможности интегрированного урока. Выделены и проанализированы компоненты структурно-содержательной модели интеграции и уровни интеграции в условиях учреждения дополнительного образования детей. В качестве примера рассмотрена интеграция технологии и изобразительного искусства на примере одного из уроков по курсу «Дизайн костюма», тема урока: «Изготовление эскиза платья с последующим составлением чертежа выкройки и нанесением основных линий моделирования».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Брехова Алла Витальевна, Попкова Наталья Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question about the integration of art education and technology in the system of additional education

In the work deals with the integration of art education and technology for children in the system of additional education. Additional education of children is a necessary link in the upbringing and education of the individual. Its significance is that it increases the variable component of General education and helps students in professional self-determination contributes to the realization of their knowledge gained in the basic component. Considers approaches to integration and, in particular, in the system of additional education, identified developmental opportunities integrated lesson. Selected and analyzed the components of the structural model of integration and levels of integration in terms of institutions providing supplementary education for children. As an example, consider the integration of technology and art on the example of one of the lessons for the course "costume Design", the theme of the lesson: "Production sketch of the dress with the subsequent compilation of the drawing pattern and drawing the main lines modeling".

Текст научной работы на тему «К вопросу об интеграции художественного образования и технологии в системе дополнительного образования»

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес статьи: pnojournal.wordpress.com/archive15/15-03/ Дата публикации: 1.07.2015

№3 7456™ А. В. Брехова, Н. В. Попкова

К вопросу об интеграции художественного образования и технологии в системе дополнительного образования

В работе рассматриваются вопросы интеграции художественного образования и технологии при обучении детей в системе дополнительного образования.

Дополнительное образование детей является необходимым звеном в воспитании и образовании личности. Его значимость в том, что оно усиливает вариативную составляющую общего образования и помогает учащимся в профессиональном самоопределении, способствует реализации их знаний, полученных в базовом компоненте.

Рассмотрены подходы к осуществлению интеграции и в частности в системе дополнительного образования, выявлены развивающие возможности интегрированного урока. Выделены и проанализированы компоненты структурно-содержательной модели интеграции и уровни интеграции в условиях учреждения дополнительного образования детей.

В качестве примера рассмотрена интеграция технологии и изобразительного искусства на примере одного из уроков по курсу «Дизайн костюма», тема урока: «Изготовление эскиза платья с последующим составлением чертежа выкройки и нанесением основных линий моделирования».

Ключевые слова: интеграция, компоненты интеграции, интегрированный урок, дополнительное образование, технология, художественное образование, уровни интеграции

Perspectives of Science & Education. 2015. 3 (15)

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: psejournal.wordpress.com/archive15/15-03/ Accepted: 25 May 2015 Published: 1 July 2015 No. 3 (15). pp. 115-120.

A. V. Brehova, N. V. Popkova

To the question about the integration of art education and technology in the system of additional education

In the work deals with the integration of art education and technology for children in the system of additional education.

Additional education of children is a necessary link in the upbringing and education of the individual. Its significance is that it increases the variable component of General education and helps students in professional self-determination contributes to the realization of their knowledge gained in the basic component.

Considers approaches to integration and, in particular, in the system of additional education, identified developmental opportunities integrated lesson. Selected and analyzed the components of the structural model of integration and levels of integration in terms of institutions providing supplementary education for children.

As an example, consider the integration of technology and art on the example of one of the lessons for the course "costume Design", the theme of the lesson: "Production sketch of the dress with the subsequent compilation of the drawing pattern and drawing the main lines modeling".

Keywords: Integration, integration components, integrated lesson, additional education, technology, art education, levels of integration

соответствии ¡ВрЩреМямньЩЙ Образовательными требованиями и актуальным социальным заказом дополнительное образование рассматривается сегодня ¡как взаимосвязанное коммуникативное, социокультурное и личностное развитие учащихся. Особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика Человека. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится интеграция образовательных факторов: школы, дополнительного образования семьи, микро и макросоциума

[2]. Проблема интеграции обучения и воспитания была всегда важна как для теории, так и для практики и остается быть актуальной в настоящее время. Ее актуальность определяется новыми социальными запросами, предъявляемыми к дополнительному образованию, и обусловлена изменениями в сфере образования, науки и производства.

Вопрос об осуществлении интеграции в педагогическом процессе возник в тот период, когда знания, собираемые и обобщаемые философией, перестали укладываться в рамки одной науки, и в результате из философии стали выделяться самостоятельные отрасли знаний. Дифференциация наук, в свою очередь, обусловила переход к раздельному преподаванию учебных дисциплин. В процессе дробления, как свидетельствует история педагогики, между знаниями нарушилась естественная связь, которая существует между предметами и явлениями реального мира.

Поэтому в начале XX века стали разрабатываться так называемые «кооперированные курсы», суть которых сводилась к интеграции профессиональных знаний с практической деятельностью. Позднее, в 20-х годах XX в., в России стал складываться опыт использования интеграции в целях соединения обучения с жизнью, с производственным трудом учащихся

[3]. Таким образом, ученые-педагоги связывали интеграцию с содержательным изменением процесса обучения. Они выявляли зависимости знаний от содержания, построения учебного материала, структуры урока, предпринимали попытки изменения существующих образовательных стандартов и создания новых учебных программ.

Сегодня проблема интеграции в педагогике изучена с различных позиций — это общетеоретический и педагогический аспекты интеграции, вопрос интеграции и дифференциации научного знания, проблема практического синтеза, а также протекание интеграционных процессов в профессиональном образовании.

В педагогическом процессе под интеграцией понимают одну из сторон процесса развития, связанную с объединением в целое ранее раз-[розненных частей. Этот процесс может проходить как в рамках уже сложившейся системы, Шак в рамках новойсисшмыйСущность проще -

са интеграции это качественные преобразования внутри каждого элемента, входящего в систему. Принцип интеграции предполагает взаимосвязь всех компонентов процесса обучения, всех элементов системы, связь между системами, он является ведущим при разработке целеполагания, определения содержания обучения, его форм и методов [4].

Основными задачами дополнительного образования на современном этапе являются подготовка молодого человека к жизни, показ многообразия духовной сферы, удовлетворение познавательных и эстетических потребностей. Но, разумеется, ни одна стабильная учебная программа не в состоянии включить все это в себя. Поэтому дополнить и расширить имеющиеся знания учащихся, стимулировать их познавательную активность есть первостепенная задача интегрированного подхода в учебно-воспитательном процессе [2].

Интегрированный подход позволяет органически соединить логические и эмоциональные начала, используя силу эмоционального воздействия на ребенка, построить систему научного и эстетического просвещения с привлечением воспитательного потенциала урока. И как нельзя лучше интегрированный подход близок к системе дополнительного образования, позволяя наиболее широко и полно применять имеющиеся все возможности.

Интеграция в системе дополнительного образования может проявляться как на уровне межпредметных связей, так и на уровне интеграции общего и дополнительного образования. На наш взгляд, это способствует наиболее качественному и углубленному усвоению материалов различных предметов, которые изучают ученики.

Можно сказать, что целью интеграции дополнительного и общего образования в рамках всей системы образования — это создание целостного образовательного пространства как условия развития личности ребенка.

На примере уроков трудового обучения и изобразительного искусства можно рассмотреть значение интеграции. Такая интеграция способствует проявлению творческого интереса учащихся к работе, прочному усвоению знаний, активизации их мыслительной деятельности, формированию эстетического вкуса и нравственных качеств.

На таких уроках используются как индивидуальная работа, так и коллективное творчество, вводятся игровые моменты, осуществляется связь с музыкой, литературой, историей. Все задания носят ярко выраженный творческий характер.

Интегрированный урок — это всегда творчество, нестандартный подход к учебному занятию. Он требует дополнительной подготовки, специальной ¡литературы.

116 2307-2447

В ийтегрир'оваНнОм^РокеРпредЯетом анИЯза выступают многоплановые объекты, информа-КиЯ ' о сущности которых содержится в различных учебных дисциплинах.

При интеграции разных видов искусств, рредметной деятельности все содержание включается в процесс разработки и создания образа практически на равных основаниях. Включение материала других предметов предполагает его рассмотрение характерными методическими ¡приемами. Например, интегрированный урок, в котором синтезируется материал уроков чтения и изобразительного искусства, требует от учителя использования методики работы с текстом и методики работы над рисованием отдельных объектов (или природы).

Хочется отметить развивающие возможности интегрированного урока. Во-первых, он позволяет реализовать один из важнейших принципов дидактики — принцип системности обучения (если комплекс учебного материала отвечает це-юостности, структурности, взаимозависимости, иерархичности, множественности).

Во-вторых, создает оптимальные условия для развития мышления (способность к абстракции, умения выделять главное, проводить аналогии, осуществлять анализ, сопоставление, обобщение и т.д.). Тем самым развивая логичность, гибкость, критичность.

В-третьих, способствует развитию системного мировоззрения, гармонизации личности учащихся.

Процесс интеграции требует выполнения определенных условий:

- объекты исследования совпадают либо достаточно близки;

- в интегрируемых предметах используются одинаковые или близкие методы исследования;

- они строятся на общих закономерностях и теоретических концепциях.

Учителю важно научиться переводить ученика из одного вида деятельности в другой, способствуя развитию его потенциальных возможностей. Средством перевода является продукт, созданный ребенком.

Важно помнить, что проведения занятий интегрированного характера требует большой предварительной подготовки со стороны учителя: углубленного знания материала тех дисциплин, что будут совмещаться на уроке, умения использовать нужные знания в ходе урока, интегрируя их согласно поставленным задачам.

Модель интеграции дополнительного и других сфер образования в условиях учреждения дополнительного образования детей (модель Цвнутренней интеграции») позволяет в образовательном пространстве выделить взаимосвязанные компоненты и уровни интеграции, определить их вариативные возможности, следовательно, содействовать осмыслению и повышению качества дополнительного образования

¡детеЩб].

в ятругетурй^^содержа^вл^ой'модеяя интеи

грации в условиях учреждения дополнительного образования детей (УДО) можно выделит 4 взаимосвязанных компонента: ценностно-целевой, содержательный, организационно-управленческий, аналитико-рефлексивный.

Ценностно-целевой компонент характеризует степень интереса субъектов образовательного процесса к интегративной деятельности и включает:

- профессиональную направленность как устойчивый интерес к интегративной деятельности;

- осознание субъектами взаимодействия ценностей, наличие мотивации к процессам интеграции внутри УДО детей;

- целевую программу интеграции внутри учреждения;

- подбор средств и методов взаимодействия, адекватных целям интеграции.

Ценностно-целевой компонент «внутренней интеграции» также включает в себя конструирование образовательного процесса в УДО детей на уровне целей и задач, планирование инте-гративной деятельности, разработку педагогического взаимодействия, адекватного целям [7].

Данный компонент включает ценностное принятие и осмысление интеграции внутри УДО детей.

Содержательный компонент модели интеграции в условиях УДО детей детерминирован основными функциями дополнительного образования и предполагает:

- преемственность образовательных программ в УДО детей;

- наличие интегрированных дополнительных образовательных программ;

- расширение возможностей по реализации функций обучения, воспитания, оздоровления, развития, коррекции, профориентации;

- умение педагогами проектировать и конструировать интегративное содержание образования, учебно-воспитательный процесс, а также систему и последовательность собственных действий и действий воспитанников с учетом особенностей интеграции, результатов взаимодействия, личностных особенностей участников педагогического процесса;

- знания и умения по основам интеграции внутри УДО детей, по методологии и теории интеграции в образовании;

- проявление творчества в отборе содержания интегративной деятельности.

Организационно-управленческий компонент модели «внутренней интеграции» обусловлен владением специалистами на практике технолоД гиями образовательной и управленческой деятельности на основе идеи интеграции, а также владение конструированием, организацией и управлением результативной интеграцией в условиях УДО детей.

Орfа^HйiiЦй^н^-упраBяенЧlElЯЯ¡¡ компонент включает:

- владение средствами, техникой, методами, формами, приемами интегративной деятельности как системой умений по решению педагогических задач;

- умение проектировать и конструировать процессы интеграции;

- систему и последовательность действий субъектов интеграции с учетом специфики образовательного процесса, результатов деятельности, личностных особенностей участников педагогического процесса;

- высокоразвитые умения педагогического взаимодействия, дающие специалистам возможность адекватно оценивать педагогическую ситуацию, правильно понимать воспитанников, коллег, взаимодействовать с воспитанниками на уровне сотрудничества;

- наличие координационного Совета по вопросам интеграции в УДО детей;

- стимулирование процессов интеграции в учреждении;

- создание системы управления внутренней интеграцией;

- контроль и мониторинг результатов интеграции.

Аналитико-рефлексивный компонент интеграции в условиях учреждения дополнительного образования составляют умения определять результаты интегративной деятельности, осуществлять самооценку, рефлексию и самоанализ собственной педагогической деятельности.

Аналитико-рефлексивный компонент модели «внутренней интеграции» составляют умения педагогических работников в области педагогического анализа процессов интеграции:

- умения анализировать и обобщать результаты интеграции внутри УДО детей;

- осуществление самоанализа процессов интеграции и рефлексию собственных действий на основе интеграции в УДО;

- мониторинговые умения по вопросам интеграции в УДО детей.

В структуре модели интеграции в условиях УДО детей мы на основе интегративного и дифференцированного подходов выделяем три взаимосвязанных уровня: ситуативный (формальный), базовый и высокий.

Предназначение каждого уровня — в обеспечении информацией об исходном или текущем состоянии сформированности интеграции в учреждении дополнительного образования детей и определении перспектив дальнейшего развития [процессов взаимодействия в учреждении [5].

Можно отметить следующие уровни интеграции в условиях учреждения дополнительного образования детей («внутренней интеграции»):

1. Уровень ситуативной (формальной) интеграции:

- интеграция осуществляется ситуативно, от-

сутствуют осознанные цели внутренней интеграции;

- отсутствуют оформленные в документах цели, план и программа интеграции;

- не определены должностные обязанности по воплощению интеграции;

- нет системы мониторинга внутренней интеграции;

- преемственность учебных и воспитательных планов и программ осуществляется на уровне отдельных педагогов;

- низкая мотивация педагогов ни участие в процессах интеграции, не сформированы отношения взаимопомощи и сотрудничества;

- процесс обогащения субъектов интеграции знаниями и опытом совместной практической деятельности системно не управляем;

- слабое проявление интеграции не приводит к формированию целостного восприятия педагогами образа воспитательного пространства учреждения дополнительного образования;

2. Базовый уровень «внутренней интеграции»:

- осуществление интеграции не носит системного характера;

- цели интеграции внутри УДО детей определены, оформлены в документах, имеется план внутренней интеграции;

- определены ответственные по воплощению внутренней интеграции;

- проводятся совместные дела между отдельными детскими объединениями, между педагогическим и детским коллективами, в процессе которых формируются отношения сотрудничества, партнерства;

- имеется информационный обмен о деятельности детских объединений, отдельных педагогов;

- изучается эффективность процессов внутренней интеграции, разрабатывается мониторинг результатов интеграции;

- складывается система управления процессами интеграции в условиях УДО детей;

3. Высокий уровень «внутренней интеграции» в УДО детей:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- цели интеграции приняты, сориентированы и осознаны всеми субъектами взаимодействия;

- определена программа, план внутренней интеграции, направленные на организацию преемственности учебных и воспитательных планов и программ УДО детей, организацию общих дел;

- разработана система информации о деятельности субъектов интеграции;

- субъекты деятельности осознают необходимость и мотивированы на участие в процессах внутренней интеграции;

- системно проводятся совместные дела между педагогическим и детским коллективами, происходит взаиморазвитие субъектов и учреждения в целом, формируются отношения сотрудничества и сотворчества;

118 ^М 2307-2447

- осуществляется мониторинг результатов внутренней интеграции;

- система деятельности и информационного обмена способствует созданию индивидуальных образовательных маршрутов детей;

- разработана система управления процессами «внутренней интеграции» в УДО детей;

- сформировано целостное восприятие педагогами образа воспитательного пространства УДО детей.

Большое значение для повышения качества образования при обучении детей в системе дополнительного образования имеет интеграция художественного образования и технологии [1].

Рассмотрим интеграцию технологии и изобразительного искусства на примере одного из уроков по курсу «Дизайн костюма», тема урока: «Изготовление эскиза платья с последующим составлением чертежа выкройки и нанесением основных линий моделирования». Задачей данного урока является научить учащихся применять знания изобразительного искусства и технологии в совместной работе. Изготовление эскиза, правила его составления является темой, которую изучают на предметах изобразительного искусства, а моделирование — темой, изучаемой на уроках технологии. Но на данном курсе

они изучаются совместно, что позволяет ученикам наиболее точно разобраться с их особенностями, а так же увидеть связь между, казалось, разными предметами.

Подводя итоги можно сделать следующие выводы.

Дополнительное образование играет немаловажную роль в жизни каждого ребенка. От того, насколько будут развиты его творческие способности в период школьного возраста, во многом будет зависеть его творческий потенциал во взрослой жизни. Дополнительное образование создает «ситуацию успеха», помогает ребенку в изменении своего статуса, создает эмоциональный и психологический комфорт обучения.

Изучение дополнительный дисциплин, отличных, но связанных с дисциплинами, изучаемыми в общеобразовательных учреждениях, позволяют учащимся расширить свой кругозор, раскрыть потенциал своих способностей и более углубленно изучить понравившиеся направления.

Поэтому, большое значение в образовательном процессе имеют занятия, которые проводятся на основе интеграции различных предметов, а в частности интеграции технологии и изобразительного искусства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Брехова А.В., Попкова Н.В. Интеграция художественного образования и технологии при обучении детей в системе дополнительного образования для повышения качества образования // Проблемы управления качеством образования: материалы 8й научно-практической конференции /МНИЦ ПГСХА. Пенза: РИО ПГСХА, 2013. С.19-22

2. Дополнительное образование детей: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. О.Е.Лебедева. М.: ВЛАДОС, 2000. 256 с.

3. Емельянова И.Е. Интегрированная познавательная задача как системообразующий фактор художественно-творческого развития ребенка // Начальная школа плюс До и После. 2011. № 10. С. 15-20.

4. Жильцова О. А. Интеграция общего и дополнительного образования школьников. М.: Акрополь, 2011. 256 с.

5. Митина Л. М. Психология профессионального развития учителя: учебно-методическое пособие. М.: Флинта: МПСИ, 1998. 200 с.

6. Харитонова В.А., Меньшиков И.В., Санникова О.В. Методология синергетики в моделировании развития образования // Сборник трудов конференции по синергетике. Материалы Межрегиональной конференции. Москва-Ижевск, 2001.

7. Трубайчук Л.В. Интеграция как средство организации образовательного процесса // Начальная школа Плюс До и После. 2011. № 10. С.1-7.

REFERENCES

1. Brekhova A.V., Popkova N.V. Integratsiia khudozhestvennogo obrazovaniia i tekhnologiipri obuchenii detei v sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniia dlia povysheniia kachestva obrazovaniia [Integration of art education and technology in teaching children in the system of additional education to improve the quality of education]. Problemy upravleniia kachestvom obrazovaniia: materialym 8i nauchno-prakticheskoi konferentsii / MNITs PGSKhA [Problems of education quality management: proceedings of the 8th scientific and practical conference]. Penza, RIO PGSKhA Publ., 2013. pp.19-22

2. Dopolnitelnoe obrazovanie detei: Ucheb. posobie dlia stud. vyssh. ucheb. zavedenii / Pod red. O.E.Lebedeva [Additional education of children: Textbook for students of higher educational institutions / Under the editorship of O. E. Lebedev]. Moscow, VLADOS Publ., 2000. 256 p.

3. Emel'ianova I.E. Integrated cognitive task as a system factor for creative development of the child. Nachalnaia shkola plius Do i Posle - Elementary school plus Before and After, 2011, no. 10, pp. 15-20 (in Russian).

4. Zhil'tsova O.A. Integratsiia obshchego i dopolnitel'nogo obrazovaniia shkol'nikov [Integration of general and additional education of the students]. Moscow, Akropol' Publ., 2011. 256 p.

5. Mitina L.M. Psikhologiia professionalnogo razvitiia uchitelia: uchebno-metodicheskoe posobie [Psychology of professional development of teachers: manual]. Moscow, Flinta: MPSI Publ., 1998. 200 p.

6. Kharitonova VA., Men'shikov I.V., Sannikova O.V. Metodologiia sinergetiki v modelirovanii razvitiia obrazovaniia [Methodology of synergetics in modeling the development of education]. Sbornik trudov konferentsii po sinergetike. Materialy Mezhregional'noi konferentsii [Proceedings of the conference on synergetics. Materials of the Interregional conference]. Moscow-Izhevsk, 2001.

Щ. Trubaichuk L.V. Integration as a means of organizing the educational process. Nachalnaia shkola Plius Do i Posle - Elementary school Plus Before and After, 2011, no. 10, pp. 1-7 (in Russian).

Информация об авторах

Брехова Алла Витальевна

(Россия, Воронеж) Кандидат педагогических наук, доцент кафедры технологических и естественнонаучных дисциплин Воронежский государственный педагогический университет Е-mail: [email protected]

Попкова Наталья Васильевна

(Россия, Воронеж) Магистранта 2 курса физ/мат факультета профиля "Профессиональное образование" Воронежский государственный педагогический университет E-mail: [email protected]

Information about the authors

Brekhova Alla Vital'evna

(Russia, Voronezh) PhD in Pedagogical Sciences Associate Professor of the Department of Technology and Natural Sciences Voronezh State Pedagogical University E-mail: [email protected]

Popkova Natal'ia Vasil'evna

(Russia, Voronezh) Undergraduate student 2nd year Physics and Mathematics Faculty Profile "Professional education" Voronezh State Pedagogical University E-mail: [email protected]

120 ISSN 2307-2447

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.