17. URL : http://www.psylab.info.
18. URL : http://fedorgirenok.narod.ru/Katastro-phe.htm.
Project technique use for senior teenagers’ ethnic tolerance resource revelation
There is considered the problem of ethnic tolerance and its revelation at senior teenagers. There are substantiated the theoretical grounds of research, described the project techniques directed at teenagers’ attitude revelation to the representatives of other ethnic groups, given the research results. According to the findings pedagogic work at ethnic tolerance development may be grounded by the idea of activity mediation.
Key words: ethnic identity, ego-identity, psychosocial moratorium, tolerance, explication, project techniques.
Н.М. КОННОВА (Астрахань)
ИНТЕГРАТИВНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ (из опыта работы ОГОУ ДОД «Областной центр развития творчества детей и юношества»)
Предложен авторский подход к анализу определения понятия «дополнительное образование детей», выделены особенности учреждений дополнительного образования детей. На примере ОГОУ ДОД «Областной центр развития творчества детей и юношества» проанализированы запросы субъектов внешней среды, определены объект и цели процессов интеграции в учреждениях дополнительного образования детей, сформулирована сущность интегративного потенциала.
Ключевые слова: дополнительное образование детей, учреждение дополнительного образования детей, потенциал, интеграция, интегративный потенциал.
Термин «дополнительное образование детей» характеризует, по терминологии ЮНЕСКО, сферу неформального образования, связанную с индивидуальным развитием ребенка
в культуре, которое он выбирает сам (или с помощью значимого взрослого) в соответствии со своими желаниями и потребностями. В ней одновременно происходят его обучение, воспитание и личностное развитие в свободное время. Наиболее распространенное определение понятия «дополнительное образование» сформулировал В.А. Горский: «Дополнительное образование детей - это совокупность познавательной, исполнительской, творческой и коммуникативной деятельности, лежащей за пределами государственного образовательного стандарта» [2, с. 7].
Существуют различные формулировки понятия «дополнительное образование» (В.В. Аб-раухова, А.В. Скачкова, П.Н.Ходунова, В.В.Фе-дотова, В.Я. Ясвин, В.П. Голованов), в результате их анализа мы пришли к выводу о том, что оно рассматривается как:
- составная часть системы образования и воспитания детей и подростков, учащейся молодежи, ориентированная на свободный выбор и освоение дополнительных образовательных программ;
- неотъемлемая часть образовательного пространства, расширяющая возможности и увеличивающая эффективность системы образования;
- специфическая органическая часть системы общего и профессионального образования, предоставляющая детям интеллектуальные, психолого-педагогические, образовательные, развивающие и другие услуги на основе свободного выбора и самоопределения;
- целенаправленный процесс обучения, воспитания, развития личности посредством реализации дополнительных образовательных программ, оказания дополнительных образовательных услуг за пределами основных образовательных программ, включая изучение тех областей науки и культуры, которых нет в школьных программах;
- процесс коммуникации, направленный на формирование мотивации познания и творчества у развивающейся личности ребенка;
- открытый саморегулирующийся комплексный процесс обучения и воспитания;
- процесс гармоничного единства познания, творчества и общения детей и взрослых, в основе которого лежат любознательность, свободный поиск пути к мастерству и постижению смысла жизни.
В соответствии с типовым положением об учреждении дополнительного образования
© Коннова Н.М., 2010
(УДО), основное предназначение УДО - развитие мотивации к познанию и творчеству у личности, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства. Основные задачи учреждения - обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей [6]. На практике это выражается в удовлетворении многообразных потребностей детей в познании и общении, которые далеко не всегда могут быть реализованы в рамках предметного обучения в школе.
Понимая «потенциал» (от лат. potentia -сила, возможность) как средства и источники, имеющиеся в наличии и использующиеся для достижения определенных целей, решения каких-либо задач, можно констатировать, что учреждения дополнительного образования детей обладают значительным потенциалом, который прежде всего выражается в их особенностях. Мы согласны с А.Б. Фоминой [7, с. 28] в том, что данным учреждениям присущи:
- мобильность - быстрое реагирование на запросы общества в расширении содержательных видов деятельности;
- персонификация образовательного процесса - ребенок находится в центре педагогического внимания, для него создается индивидуальный образовательный маршрут, что обеспечивает более высокое качество образования;
- личностная ориентация педагогического процесса - на развитие личностных качеств, задатков, способностей и особенностей ребенка, его отношения к миру, людям, самому себе;
- многофункциональность - учреждение дополнительного образования детей, предоставляя разнообразные услуги, осуществляет деятельность по нескольким направлениям (образование, культурно-досуговая деятельность, работа в социуме, экономическая и коммерческая деятельность и др.);
- полиструктурность - ориентируясь на социальный заказ, УДО имеет гибкие структуры (от временных объединений и акций до долговременных программ, от кружка до комплексного творческого объединения);
- системность целей - все цели, от единичного мероприятия до стратегических целей развития всего учреждения, образуют сложное иерархическое дерево целей, ориентированных на конечный результат;
- педагогизация социальной среды и содержательного досуга - вся деятельность УДО направлена на реализацию главных функций (социально-воспитательной, культурообразующей, обучающей и развивающей);
- психологизация образовательного и социокультурного пространства - в первую очередь, изучение личностей ребенка и педагога как субъектов образовательного процесса и межличностных отношений;
- валеологизация среды - создание условий для сохранения и улучшения психического и физического здоровья детей;
- интегративность - активное взаимодействие с учреждениями образования, медицины, культуры и т.д, а также с семьей.
как уже отмечалось, дополнительное образование детей входит в единое образовательное пространство России. По мнению В.А. Березиной, «единое образовательное пространство - управляемая система предоставления личности различных условий для самовоспитания, саморазвития и обучения разного уровня, в которой выстраивается преемственность между разными типами учреждений в содержании образования и организации его освоения обучающимися» [1, с. 20]. Предоставить полный спектр образовательных и культурно-досуговых услуг учащимся и их родителям, даже при хорошей ресурсной базе и развитых партнерских связях, ни одно образовательное учреждение не может. кроме того, в рамках государственной политики все больше утверждается идея, что достижение нового качества образования обеспечивается не отдельным учреждением, а их сетью.
На примере ОГОУ ДОД «Областной центр развития творчества детей и юношества» можно сказать, что основными потребителями услуг учреждений дополнительного образования детей, как правило, являются:
• государство в лице органов государственной власти;
• муниципальные сообщества в лице родителей и общественности;
• обучающиеся;
• взрослые потребители образовательных и социокультурных услуг.
Проведенный нами анализ запросов данных категорий субъектов внешней среды [4] позволяет сформулировать следующие группы потребностей:
Субъект внешней среды Запросы и потребности
Государство 1. Доступность качественного образования при эффективном использовании ресурсов 2. Обеспечение функциональной грамотности 3. Формирование ключевых компетенций
Родители 1. Качественная подготовка к дальнейшему профессиональному образованию 2. Психофизическая безопасность детей; обеспечение разнообразия образовательных и социокультурных услуг и удовлетворение образовательных интересов детей 3. Обеспечение здоровья детей 4. Участие в принятии решений 5. Доступ к ресурсам учреждения
Обучающиеся 1. Обеспечение психофизиологического комфорта 2. Качественная подготовка к дальнейшему профессиональному образованию 3. Удовлетворение разнообразия интересов 4. Обеспечение самоуважения и признания 5. Возможность выбора индивидуальных образовательных траекторий
Взрослые потребители образовательных и социокультурных услуг 1. Дополнительные образовательные услуги 2. Методические услуги 3. Оздоровительные услуги 4. Досуговые услуги 5. Доступ к ресурсам учреждения
Становится ясно, что качественное и максимально полное удовлетворение запросов субъектов внешней среды возможно только через организацию взаимодействия с другими учреждениями и организациями. Поэтому, развивая дополнительное образование, наш Центр активно сотрудничает с организациями и учреждениями других предметных и творческих сфер в различных аспектах: информационном, организационном, кадровом, предметном, содержательном и т.д., становясь, таким образом, открытой системой и субъектом образовательной политики на региональном уровне.
Но интеграция - это не просто сотрудничество и взаимодействие, первоосновой категории «интеграция» являются понятия «интеграл», «интегрирование», обозначающие объединение в одно целое каких-либо частей. Интеграл (от лат. integer - «целый») - величина, получающаяся в результате действия, обратного дифференцированию. Дифференциация - процесс разделения и приращения. При тщательном рассмотрении дифференциальноинтегративных процессов можно говорить о их неразрывной связи. Сущность заключается во взаимодействии различного рода элементов, категорий, явлений и процессов на основе единства аналитико-синтетических
и дифференциально-интегративных процессов, результатом которого являются полнота и целостность. Опираясь на исследование О.В. Кайгородовой [3], рассматривающей связь понятия «процесс интеграции» с понятием «действие» и категорией «развитие», мы определили для себя такие объекты интеграции, как тип учебного заведения, уровень образования, качества личности, содержание образования, педагогический и организационноуправленческий процесс, отдельные образовательные программы и учебные планы.
Кроме того, мы считаем, что развитие процессов интеграции обусловлено целями, на достижение которых и направлена деятельность учреждения дополнительного образования детей, среди них:
1) удовлетворение потребностей субъектов внешней среды;
2) получение преимуществ от процесса интеграции своих компонентов;
3) отбор эффективных форм организации теоретической и практической деятельности;
4) расширение сферы функционирования учреждения.
При этом процессы происходят не только во внешней, но и внутренней среде учреждения через взаимосвязь целевого, содержательного и оценочно-результативного компонентов, специфика которых заключается в интеграции познавательного, ценностно-ориентированного, практико-преобразующего, творческого блоков образовательно-воспитательного процесса [5].
Процессы интеграции способствуют накоплению интегративного потенциала, реализация которого содействует развитию современного дополнительного образования детей. Это позволяет учреждениям дополнительного образования быть более открытыми, активно взаимодействующими с внешней средой на основе сотрудничества, способными реорганизовывать свою структуру и перестраивать технологию функционирования в зависимости от меняющихся условий. В то же время это процесс, связанный с преодолением ведомственных барьеров, поисками дополнительного финансирования и предполагающий работу коллективов образовательных учреждений в инновационном режиме. Поэтому интегративный потенциал учреждений дополнительного образования детей не может быть реализован в полном объеме без использования управленческого потенциала, нормативно-правовой базы партнерской деятельности, согласованного плана образовательной деятельности.
Реализация интегративного потенциала - естественное условие функционирования учреждений дополнительного образования детей, источник их саморазвития и самоактуализации. Таким образом, сущность интегративного потенциала заключается в возможности и необходимости (в рамках деятельности учреждений дополнительного образования детей), слияния компонентов внешней и внутренней сред в единое социально-педагогическое пространство, рассмотрение которого предполагается в перспективе.
Литература
1. Березина В.А. Дополнительное образование детей России. М., 2007.
2. Горский В.А., Мартиросян Б.П. Инновации в дополнительном образовании // Доп. образование. 2003. № 4. С. 7.
3. Кайгородова О.В. Развитие процессов интеграции образовательных учреждений в системе педагогических учреждений : автореф. дис. ... канд. пед. наук. Калининград, 2009.
4. Коннова Н.М. Концептуальные идеи развития системы дополнительного образования Астраханской области // Образование в Астраханской области. 2007. № 2.
5. Наседкина Г.А. Опыт социокультурной деятельности подростков в системе дополнительного образования // Педагогика. 2007. № 4.
6. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей : утв. Постановлением Правительства РФ от 07.03.1995 г. № 233.
7. Фомина А.Б. Новые задачи УДОД в воспитании и развитии подрастающего поколения // Внешкольник. 2007. № 4. С. 28.
Integrative potential of supplementary education institutions (based on he experience of the Regional Centre of Creativity Development for Children and Youth)
There is suggested the author’s approach to the conception defining analysis "supplementary education for children”, marked the peculiarities of children’s supplementary education institutions. Based on the work experience of the Regional Centre of Creativity Development for Children and Youth there are analyzed the inquiries of external environment subjects, found out the object and aims of integration processes in the institutions of supplementary education for children, defined the essence of integrative potential.
Key words: supplementary education for children, institution of supplementary education for children, potential, integration, integrative potential.