Научная статья на тему 'Развитие изобразительных способностей школьников в условиях взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования'

Развитие изобразительных способностей школьников в условиях взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
311
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ОБЩЕЕ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ШКОЛЬНИКИ / DEVELOPMENT / GRAPHIC ABILITIES / SUCCESSION / COOPERATION / GENERAL AND FURTHER EDUCATION / PUPILS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бутина Ольга Владимировна

Статья посвящена исследованию проблемы развития изобразительных способностей школьников в условиях взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования. В ней представлен содержательный компонент двухмодульной преемственной образовательной программы и выделены структурные компоненты развития изобразительных способностей школьников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Бутина Ольга Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development the graphic abilities of pupils in cooperation between institutions of general and further education

The article examines the problem of development the graphic abilities of pupils in cooperation between institutions of general and further education. The substantial component of a two-modular successive educational program is presented. The structural components of development the graphic abilities of pupils are allocated.

Текст научной работы на тему «Развитие изобразительных способностей школьников в условиях взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования»

УДК 372.874 ББК 70/79

Бутина Ольга Владимировна

соискатель кафедра педагогики Курганский государственный педагогический университет

г. Курган Butina Olga Vladimirovna Candidate Department of Pedagogics Kurgan State Pedagogical University Kurgan [email protected]

Развитие изобразительных способностей школьников в условиях взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования Development the graphic abilities of pupils in cooperation between institutions

of general and further education

Статья посвящена исследованию проблемы развития изобразительных способностей школьников в условиях взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования. В ней представлен содержательный компонент двухмодульной преемственной образовательной программы и выделены структурные компоненты развития изобразительных способностей школьников.

The article examines the problem of development the graphic abilities of pupils in cooperation between institutions of general and further education. The substantial component of a two-modular successive educational program is presented. The structural components of development the graphic abilities of pupils are allocated.

Ключевые слова: развитие, изобразительные способности, преемственность, взаимодействие, общее и дополнительное образование, школьники.

Key words: development, graphic abilities, succession, cooperation, general and further education, pupils.

Актуальность исследования поставленной проблемы обусловлена ориентацией образовательной деятельности на совершенствование потенциальных возможностей творческого развития личности. Выявление и педагогическое сопровождение развития способностей детей являются стратегическим направлением модернизации российской школы, составляют значимый компонент в со-

держании образования и напрямую связаны с развивающей функцией образования и воспитания.

Современная система образования ориентирована на построение единого преемственного образовательного пространства, обеспечивающего непрерывное развитие личности. В соответствии с новым государственным стандартом общего образования особенно необходимым становится взаимодействие общего и дополнительного образования. С учетом этого актуальность исследования заключается в выявлении и обосновании условий успешного взаимодействия учреждений общего и дополнительного образования в решении конкретных педагогических задач [1]. В нашем случае это обеспечение развития изобразительных способностей школьников в условиях преемственного сотрудничества учреждений общего и дополнительного образования.

Проблемы интеграции и целостности образовательного пространства рассматривались многими учеными:

- вопросы взаимосвязи урочной и внеурочной работы, основного и дополнительного образования: Е.Б.Евладова, В.И.Казаренков, З.А.Каргина,

Н.А.Морозова, М.О.Чеков;

- работы по различным аспектам дополнительного образования детей (ДОД), по проблемам интеграции основного и дополнительного образования, специфики его организации и программного обеспечения: В.А.Березиной, В.В.Беловой, Е.Б.Евладовой, И.В.Калиш, Л.Г.Логиновой, А.В.Золотаревой, С.Л. Паладьева;

- труды по проблемам воспитания школьников на основе системного, ком-

плексного подхода, культурологического подхода, а также средствами искусства: Е.В. Бондаревской, Л.В.Грековой, В.А.Караковским, Л.И.Новиковой,

Н.Л.Селиваной, Е.Б.Евладовой, И.С.Марьенко Т.И.Петраковой, В.Я.Коровиной, Т.Я.Шпикаловой.

В Законе РФ «Об образовании», в частности, обращено внимание на то, что «непрерывность и преемственность процесса образования должны обеспечиваться на любом этапе обучения при последовательном освоении всей сово-

купности образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности» [2]. Поскольку цели дополнительного образования направлены на реализацию внеурочных индивидуальных интересов и образовательных потребностей каждого школьника и на предоставление возможностей выстраивания им собственной, индивидуальной образовательной траектории, индивидуального образовательного модуля, то реализация таких возможностей увеличивается при объединенных образовательных ресурсах школы и учреждений дополнительного образования. Важно при этом осуществлять взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования. Насколько успешным станет обучение, зависит от качества подготовки на предыдущей ступени. Система преемственности УДО и ДОУ позволяет развивать изобразительные способности на каждой образовательной ступени: в школе -изучать основы изобразительной грамоты, на занятиях «класса-студии» в УДО -совершенствовать свои изобразительные способности.

По мнению педагога О.Е. Лебедева, взаимодействие ОУ и ДОД изначально было направлено на расширение возможностей общего образования; оптимальное использование кадрового, научно-методического, материальнотехнического потенциала, решение общих задач воспитания [3].

Стратегия взаимодействия ОУ и ДОД предполагает развитие ребенка в едином социокультурном и образовательном пространстве. Особое значение приобретает в этом случае программно-методическое обеспечение деятельности субъектов данного образовательного процесса.

Проведенный анализ позволяет выявить программы, решающие многие вопросы взаимодействия общего и дополнительного образования: формирование индивидуальной образовательной траектории одаренных детей; воспитание и социализация; расширение возможности профильного обучения и т.д. Тем не менее, существует проблема преемственного развития изобразительных способностей школьников.

В УДОД разработаны и реализуются программы по изобразительному искусству: Н.В. Гросул "Студия изобразительного искусства", Л. Жежеря "Юный художник", Т.М. Федоровой "Изобразительное искусство", Е.С. Медковой "Утро художника" и другие.

В то же время образовательная деятельность в УДОД не регламентируется никакими стандартами, следовательно все выше перечисленные программы носят ярко выраженный авторский характер и достаточно сложно интегрируются с учебными программами по изобразительному искусству ОУ.

Мы придерживаемся мнения о том, что необходима интегрированная программа "Юный художник", созданная на основе апробированной образовательной программы по учебному предмету «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе и пролонгированной на УДОД. Данная программа разработана на основе ФГОСов и авторской программы УДОД, что позволяет расширить возможности дополнительного образования и школы в решении проблемы развития изобразительных способностей школьников.

Нами разработана двухуровневая программа развития изобразительных способностей школьников, включающая в себя:

- школьный модуль;

- модуль УДОД.

Основными преемственными элементами при проектировании двухмодульной образовательной программы являются:

- цель;

- содержание;

- результат.

Целью и результатом представленной преемственной образовательной программы должно стать развитие изобразительных способностей школьников путем целенаправленного и организованного обучения, сориентированного на планируемые результаты освоения основной образовательной программы.

Школьный модуль представляет собой учебную программу по предмету «Изобразительное искусство», составленную на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по изобразительному искусству (одобренного решением коллегии Минобразования России и Президиума Российской академии образования от 23 декабря 2003 г. № 21/12; утвержденного приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089) и примерной программы Федерального Базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федерации (приказ Министерства образования РФ от 09.03.2004г. № 1312) Курс изучается в 6 классе, рассчитан на 34 учебных часа, по 1 часу в неделю. Основной формой работы является урок.

В 6 классе изучаются станковые, изобразительные виды искусства, формируются основы грамотности художественного изображения (рисунок, живопись, скульптура), понимание основ изобразительного языка, специфики видов искусств. В связи с возрастными особенностями, у обучающихся 6 класса начинает формироваться критическое восприятие своей работы с профессиональных позиций. Желание овладеть умениями реалистичного изображения при отсутствии боязни активизирует развитие изобразительных способностей на доступном возрасту уровне.

В основу тематического деления учебного года положен жанровый принцип. Каждый жанр рассматривается в его историческом развитии. Последовательно обретаются навыки и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства согласно специфике образного строя конкретного вида и жанра изобразительного искусства. Большое значение придается освоению начальных основ грамоты изображения.

В результате обучения изобразительному искусству в 6 классе школьники получают знания об основных видах и жанрах изобразительных (пластических) искусств, выдающихся представителях русского и зарубежного искусства и их

основных произведениях; овладевают основами изобразительной грамоты (цвет, тон, колорит, пропорции, светотень, перспектива, пространство, объем, композиция); применяют художественно - выразительные средства графики, живописи, скульптуры; анализируют содержание, образный язык произведений разных видов и жанров изобразительного искусства; применяют различные художественные материалы (гуашь, акварель, тушь, простой карандаш, пластилин); пользуются средствами художественной выразительности (линия, цвет, тон, объем, светотень, перспектива, композиция) в самостоятельной творческой деятельности.

Второй модуль, предназначенный для учреждений дополнительного образования детей - образовательная программа класса-студии "Юный художник", составленная в соответствии с действующим законом РФ "Об образовании" (ст. 9, 15), письмом о примерных требованиях к программам ДОД (МО и науки РФ департамент молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей от 11.12.2006г. № 06-1844), санитарно-эпидемиологическими требованиями к УДОД СанПиН 2.4.4.1251-03 (введенные 20.06.2003г. № 27Д).

Данная программа рассчитана на один год обучения (144 часа). Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа. Ввиду увеличения количества часов относительно школы в 4 раза, создаются условия для занятий на повышенном уровне. В группу принимаются все поступающие. Целью программы является развитие изобразительных способностей школьников. Содержание программы составлено с опорой на содержание основного образования, что дает возможность для индивидуального развития изобразительных способностей школьников, которые не всегда раскрываются в учебном процессе ОУ. Тематическое деление учебного года соответствует последовательности тем в первом модуле (школьном). В переходном возрасте (11 - 15 лет) у подростков усиливается стремление к анализу. Суммарное изображение начинает их не удовлетворять. Школьники хотят получить знания и навыки реалистичного изображения действительности. Данная программа построена таким образом, чтобы дать более

глубокие представления об основных жанрах и видах изобразительного искусства, обучить образному языку изображения, обратив особое внимание на передачу в рисунках формы, пропорций, объема, перспективы, светотени, композиции. Знакомство школьников в условиях УДОД с различными видами и жанрами ИЗО происходит в процессе творческой деятельности, направленной на воплощение собственных замыслов в конкретном художественном материале, в каждом из видов изобразительной деятельности.

Содержание программы расширяет образный язык обучающихся, их представления о жанрах и видах искусства. Все задания программы направлены на изучение и практическое освоение художественных техник и материалов. Опора на содержание основного образования, индивидуальное развитие тех способностей, которые не всегда раскрываются в учебном процессе, эмоциональная насыщенность, возможности в решении проблемы социальной адаптации и профессионального самоопределения - все это учитывалось нами.

Кроме того, возможности и способы освоения образовательной программы индивидуальны и принципиально ориентированы на личностные потребности школьника. Поэтому содержание обоих модулей дает широкие возможности для углубленной дифференциации в ходе учебного процесса и обеспечивает непрерывный прогресс, который определяется сотрудничеством учащегося и педагога.

Для достижения запланированного результата, с нашей точки зрения, необходимо спроектировать содержательный компонент образовательной программы. Нами выделены структурные компоненты развития изобразительных способностей (художественно-когнитивный, эмоциональный, волевой, зрительно-аналитический, сенсомоторный, художественно-деятельностный). Содержание преемственной деятельности представлено в таблице 1.

Таблица 1

Содержательный компонент преемственной образовательной программы по развитию изобразительных способностей школьников

Структурные элементы Содержание элементов структуры Результат освоения программы

Художественно- когнитивный Развитие зрительной памяти, творческого мышления, творческого воображения Проявление в творческой работе наличия: зрительной памяти, творческого мышления, творческого воображения

Эмоциональный Развитие эмоционального отношения к воспринимаемому и изображаемому объекту, чувства прекрасного Проявление увлеченности творческой работой, чувства прекрасного, эмоционального отношения к воспринимаемому и изображаемому объекту

Волевой Развитие организованности, целеустремленности, работоспособности Проявление волевых качеств личности, обеспечивающих практическую реализацию творческих замыслов, наличие целеустремленности, в поисках нового решения, организованности, работоспособности при выполнении творческого задания

Зрительно- аналитический Формирование грамотности художественного изображения в станковых видах искусств Усвоение умений передачи: пропорций, особенностей объемной и плоской формы, пространственных отношений, светотени, гармонии цвета и тона, перспективы, движения, образного реше-

ния сюжета с применением колористических сочетаний цветов

Сенсомоторный Формирование сенсомо-торных навыков Проявление точности движения, тонкости движения рук

Художественно- деятельностный Формирование умений: видеть характерные признаки, передавать сходства изображаемого объекта; создавать целостное изображение Усвоение умений передачи: характерных признаков и сходства изображаемого объекта; целостности изображения

Таким образом, представленное содержание образовательной программы позволяет обеспечить развитие художественного вкуса и эстетических потребностей и создать условия для формирования необходимых знаний и умений, составляющих изобразительные способности школьников.

Для активизации потребностно-мотивационных установок обучающихся, направленных на развитие изобразительных способностей рекомендуем включать в занятия эмоционально-привлекательные методы учебной деятельности. К ним можно отнести мастер-классы и "круглые столы" с художниками, экскурсии, конкурсы, пленер. Предусмотрены коллективные и индивидуальные задания для обучающихся.

Эффективность созданной программы может оцениваться по следующим критериям:

- предъявление результатов изобразительной деятельности в виде выставок детского творчества;

- результаты участия школьников в различных творческих конкурсах.

Для достижения результатов необходимо использовать совокупность образовательно-познавательных, художественно-развивающих, контрольно-

диагностических учебных занятий. Специфика таких форм организации образовательного процесса состоит в том, что они направлены на стимулирование личной активности, заинтересованности обучающегося в развитии своих изобразительных способностей. Формы занятий представлены в таблице 2.

Таблица 2

Формы учебных занятий в дополнительном образовании детей, обеспечивающие развитие изобразительных способностей

Целевая направленность Формы занятий в ДОД

Образовательно-познавательная Лекции, музейные занятия, «круглые столы» с художниками, искусствоведами, групповые и индивидуальные консультации по проектам, экскурсии, беседы, виртуальные экскурсии по музеям России и мира

Художественно-развивающая Мастер-классы, творческие мастерские, пленер, практические занятия

Контрольно-диагностическая Общие и персональные выставки, конкурсы разных уровней, защита проектов

Итак, хочется подчеркнуть, что разработанная нами интегрированная программа "Юный художник" способна обеспечить развитие изобразительных способностей школьников в процессе взаимодействия общего и дополнительного образования. Данная интеграция, без сомнения, может стать одним из механизмов модернизации общего образования за счет использования потенциала дополнительного образования.

Библиографический список

1. Интеграция общего и дополнительного образования: Практическое пособие [Текст] / Под редакцией Е.Б. Евладовой. - М.: АРКТИ, 2006 - 296 с.

2. Закон Российской Федерации «Об образовании»

3. Дополнительное образование детей: Учебное пособие для студентов Высших учебных заведений [Текст] / Под редакцией О.Е. Лебедева. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. - 256 с.

Bibliography

1. Integration of the general and additional education: Practical manual [Text] / Edited by E.B. Evladova. - M.: ARKTI, 2006 - 296 p.

2. The law of the Russian Federation "About education"

3. Additional education of children: Manual for students of Higher educational institutions [Text] / Edited by O.E. Lebedeva. - M.: Humanitarian publishing center VLADOS, 2003. - 256 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.