Djamalova Dildora Abduvahabovna, Candidate of the pedagogical sciences, director RSMAL name V.A.USPENSKIY Tashkent, Republic of Uzbekistan E-mail: [email protected]
TO QUESTION ABOUT INTERACTION NATIONAL MUSIC TRADITION AND MODERN COMPOSER CREATIVE ACTIVITY UZBEKISTAN ON EXAMPLE OF THE PRODUCT YANOV-YANOVSKIY)
Abstract: Given article is dedicated to one of the the most actual problems modern art - an interaction national tradition and modern composer creative activity. The object of the study are chose personality and creative activity of the known composer Uzbekistan F. Yanov-Yanovskiy.
Each of offered making the composer offers its reading the question of the interaction: quote, materialization separate devil uzbek music, entailment general philosophical context, draft on funds modern composer of the technology. Besides, compositions of the composer are performed both in Uzbekistan, and in all world, and can serve the its figurative by creative landmark for young composer.
Keywords: music, tradition, performer, contemporaneity, composer, trend, national, tembr, genre.
Джамалова Дильдора Абдувахабовна, Кандидат педагогических наук, директор РСМАЛ имени В. А. Успенского Ташкент, Республика Узбекистан E-mail: [email protected]
К ВОПРОСУ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ
МУЗЫКАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ И СОВРЕМЕННОГО КОМПОЗИТОРСКОГО ТВОРЧЕСТВА УЗБЕКИСТАНА (НА ПРИМЕРЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЯНОВ ЯНОВСКОГО)
Аннотация: Данная статья посвящена одной из наиболее актуальных проблем современного искусства - взаимодействию национальных традиций и современного композиторского творчества. Объектом исследования выбраны личность и творчество известного композитора Узбекистана Ф. Янов-Яновского.
Каждое из предложенных произведений композитора предлагает своё прочтение вопроса взаимодействия: цитирование, претворение отдельных черт узбекской музыки, воплощение общефилософского контекста, использование средств современной композиторской техники. Кроме того, сочинения композитора исполняются как в Узбекистане, так и во всём мире, и могут служить своеобразным творческим ориентиром для молодых композиторов.
Ключевые слова: музыка, традиция, исполнитель, современность, композитор, тенденция, национальное, тембр, жанр.
Взаимосвязи и взаимодействие богатейших духовно-творческих традиций народа и композиторского творчества всегда были и остаются важнейшими факторами музыкальной жизни Узбекистана. Сочинения М. Бурханова, С. Юдакова, М. Таджиева, Т. Курбанова, Р. Абдуллаева, М. Ба-фоева, Д. Саидаминовой и многих других композиторов глубоко и органично претворяют мелодические, ритмические, тембровые черты народных и изустно-профессиональных жанров в симфониях, операх, кантатах и ораториях, камерной музыке. Они прочно вошли в репертуар исполнительских коллективов республики, различных стран мира; им посвящены многочисленные исследования. Особенно хотелось бы отметить включение произведений узбекских композиторов в программы музыкальных учебных заведений. К примеру, в РСМАЛ имени В. А. Успенского на всех отделах (фортепианном, струнном, духовом, народном, дирижёрско-хоровом) регулярно проводятся конкурсы на лучшее исполнение сочинений узбекских авторов; репертуар Юношеского симфонического оркестра лицея украшен опусами наших мастеров.
Пути претворения национального материала бесконечно разнообразны: цитирование, обработка, акцентирование тех или иных особенностей мелодии, ритма. Порой это едва поддающееся определению ощущение времени, интонации, красочности звуковой ткани. Каждый из авторов предлагает своё «видение» ситуации, порой очень неожиданное, новаторское.
Для известного композитора, профессора, заслуженного деятеля искусств Узбекистана Феликса Марковича Янов-Яновского национальное и современное неотделимы друг от друга. Композитор родился на узбекской земле, он, как пишет исследователь, «изначально погружён в стихию узбекского мелоса» [1]. Музыкант открывает
новые грани в трактовке узбекского материала. Пытливым слухом художника, через восприятие современных тенденций мировой музыки он обнаруживает ещё нереализованные возможности воплощения. Композитор отмечает своеобразный парадокс: в мировой практике увлечение восточными культурами привело к активному исследованию и использованию нетемперированной музыки, в то время, как «композиторы, живущие и работающие в Узбекистане, нередко проходят мимо того, с чем постоянно соприкасаются...».
Для данной статьи мы выбрали некоторые работы Ф. Янов-Яновского, наиболее ярко демонстрирующие подход автора к претворению узбекского национального материала: Концерт для гобоя и камерного оркестра: «Рубайят» -кантату для баритона и оркестра на стихи Омара Хайяма; камерные произведения «Прелюдию и фугетту» для альта соло, «Настроения» для виолончели и фортепиано. Критериями для отбора послужили также успешная исполнительская судьба сочинений и оригинальность замысла.
Концерт для гобоя и камерного оркестра обращает на себя внимание свежим взглядом на тембры инструментов оркестра, которые начинают звучать как национально-характерные. Автор воспринимает тембр гобоя с неожиданной стороны: перед слушателем - сурнай, традиционный узбекский инструмент. Его голос словно парит над остальными инструментами; монолог гобоя воспроизводит образ философского размышления, долгого и бесконечного одиночества. Национальный характер музыки подчёркнут многими чертами: диатоникой с чертами ладов народной музыки, мелизматикой. Мотив гобоя трансформируется, особенно трагично звуча в сольных каденциях -смысловых кульминациях обеих частей. Во второй части композитор претворяет такой приём народной музыки, как постепенное восхождение
к кульминации-ауджу. Каждое новое проведение темы начинается с более высокой ступени.
«Рубайят» впервые был исполнен в Москве солистом Сергеем Яковенко и симфоническим оркестром под управлением Александра Ведерникова. В поэзии великого восточного поэта композитор нашёл многие созвучные своему творчеству темы: вечность человеческого страдания, борьба мудрости и глупости, боль одиночества. Ещё одним стимулом к появлению произведения послужило впечатление, которое произвело на него посещение концертов традиционной музыки. На одном из них чтение стихов происходило в сопровождении струнного инструмента (руба-ба) и чередовалось с собственно пением. Композитору захотелось использовать яркий драматургический и тембровый приём в новом сочинении.
Ф. Янов-Яновский выбрал для воплощения следующие стихотворения Хайяма: «Книга жизни моей перелистана», «Опасайся плениться красавицей, друг», «Сокровенною тайной с тобой поделюсь», «Я знаю этот вид напыщенных ослов», «Если тот или этот дурак», «Пей вино», «За мгновеньем мгновенье - и жизнь промелькнёт». Сложный замысел привёл композитора к использованию вокальной и инструментальной сонорики. Свою лепту в усиление эффекта сонор-ности звучания внёс также исполнитель опуса Сергей Яковенко.
Трагический тон задаётся с первого звука первой части: медленное звучание голоса, то ли пение, то ли стон. Оркестровые краски тихи и почти незаметны. Мелодия баритона не «подогнана вплотную» к слогам текста, содержит множество распевов. Средний раздел резко контрастен, светлый, ослепительный: «Юность - птица». Он решён алеаторически, вне рамок метра. Вторая часть кантаты «Опасайся плениться красавицей, друг» иронична по характеру. Партия голоса больше напоминает речь, чем пение; значительна роль ударных инструментов. Музыкальное решение третьей части подсказано фразами стихотворения
«С любовью к тебе я в земле растворюсь», «Из праха с любовью к тебе поднимусь. Два символа, восхождение и нисхождение, обретают здесь почти зримое воплощение. Следуя тексту, музыка запечатлевает некоторые иллюстративно-изобразительные детали. Так, образ кружащихся мелких длительностей в партии струнных звучит на словах «прах», «песок».
Третья и четвёртая части представляют новую область содержания - гротеск, сарказм. Отталкиваясь от «подсказки» в тексте «Пусты, как барабан, а сколько громких слов!», автор создаёт динамичную картину, когда и голос, и инструменты словно один «долбят» фразы стихотворения.
Шестая часть резко контрастирует с предыдущими двумя. Это лирическое воспоминание. Поначалу образ светел, энергичен. Словам «Пей вино!» сопутствует быстрый темп, танцевальный ритм. Но энергии хватает ненадолго. После фразы «Цветение весны и прошедшие лета» движение замедляется, долго тянутся басы. Седьмая часть завершает линию, связанную с лирическими воспоминаниями. Текст проговаривается, а не поётся. Композитор полагается на богатство звучания голоса и интуицию исполнителя. Произносимые слова «За мгновеньем мгновенье - и жизнь промелькнёт» сопровождаются только трагическими ударами литавр и выразительным монологом солирующей виолончели. Созданный образ ярок и силён, хотя достигается лаконичными средствами. Заключительная восьмая часть - возвращение первой. Так композитор подчёркивает, что трагизм происходящего вечен, неизменен, предопределён с самого начала.
«Рубайят» Ф. Янов-Яновского следует назвать одним из ярких сочинений композитора, где ему удалось воплотить восточный колорит музыки новыми выразительными средствами. Таков богатый спектр звучания голоса, обильное использование соло инструментов. Особенно запоминается воздушность фактуры, свобода изложения и развития музыкального материала.
Среди камерных работ Ф. Янов-Яновского ярко выраженным национальным колоритом отмечены «Прелюдия и фугетта» для альта соло и «Настроения» для виолончели и фортепиано. В первом сочинении автор применяет натуральные лады, синкопированную ритмику, мелизмати-ку. Но особенно интересно, что композитор воплощает форму, свойственную узбекской музыке, то есть так называемую форму «пешрав», чередование меняющихся элементов (хона) и неизменных (бозгуй). Как и должно быть, каждое следующее проведение хона звучит выше предыдущего, постепенно приближаясь к кульминации, самой высокой мелодической точке произведения.
Цикл пьес «Настроения», по мнению музыкальной общественности,- один из наиболее удачных примеров «вживания» в природу узбекской музыки и претворения её черт в творчестве композитора. Оригинальна идея цикла. В нём четыре части, две из которых песенные, а две - танцевальные. В каждой из пар одна часть основана на подлинной народной мелодии, а вторая - на похожей, но «своей», авторской.
В первой части композитор использует известную мелодию «Савти Абдурахмонбеги». Тема песни разворачивается свободно, как диалог виолончели и фортепиано. Отметим «гудящую» квинту усуля. С каждым новым проведением мелодия звучит вше, устремляясь к кульминации. Вторая часть имеет подзаголовок «Элегия». Тема Andante близка мелодии «Савти Абдурахмонбеги». Но общий облик пьесы бо-
лее жёсткий, современный. Иначе трактована и кульминация. Теперь это взволнованный речитатив виолончели на фоне словно «замершего» аккорда у фортепиано.
Третья часть, Allegro moderato,- самая светлая, игриво-танцевальная. Виолончель звучит разнообразно, то как щипковый инструмент, то ударный (чередование штрихов col legno, arco, pizzicato). Иногда её звучание приближается к высокому духовому инструменту (свистульке, наю). Четвёртая часть также песенно-танцеваль-ная. Но музыкальный образ становится более строгим, в нём нет кокетства, игривости. На первый план выходит полифоническое начало.
О композиторе Ф. Янов-Яновском говорят, что он открыт ко всему новому, что появляется в музыкальном искусстве, находится в постоянном поиске Музыкант - один из самых глубоких знатоков музыкального искусства, в том числе искусства ХХ века. Он претворил в творчестве элементы додекафонии, алеаторики, сонористи-ки, обратился к выразительности минимализма, безусловное воздействие на него оказали музыкальный импрессионизм, неоклассицизм. Но важно другое: новые выразительные средства важны для него как возможность более глубоко и интересно раскрыть замысел каждого нового сочинения. Пытливым ухом художника, через восприятие современных тенденций мировой музыки он ищет и обнаруживает новые возможности взаимосвязей и взаимодействия композиторского творчества и национальных традиций.
Список литературы:
1. Азимова А. Нить (Штрихи к двойному портрету) // Музыкальная академия.- М.,- 1992.- № 3.