2. Термин «метадраматургия» в сходном контексте применен Н. Янов-Яновской. См. об этом: Янов-Яновская Н.Я. Узбекская симфоническая музыка. (Процессы освоения симфонического жанра восточной монодийной культурой - опыт типологизации). Автореф. дис. ... докт. иск-я. М., 1983.
СТАНОВЛЕНИЕ УЗБЕКСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ
КОМПОЗИТОРСКОЙ ШКОЛЫ Махаров Н.Т. Email: Makharov17117@scientifictext.ru
Махаров Нодирбек Толкуновым - композитор, преподаватель, кафедра композиции и инструментоведения, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: ХХ век для узбекской музыки стал очень своебразным и плодотворным веком. Потому что, как нам известно, на это повлияло всё, что нас окружало, это и социальная жизнь, это и бытовая жизнь, это и произошедшие истории, это и формирование нового мышления человечества. То, что происходило вокруг нас, несомненно показало свое отражение в разных видах искусства, в том числе и в музыке. В данной статье мы хотим раскрыть аспект именно становления композиторской школы в Узбекистане и поэтому данная статья имеет такое название.
В становлении узбекской композиторской школы в творчестве композиторов отражаются разные жанры и стили, которые перевоплощались в собственных сочинениях композиторов. То есть, как были поставлены первые шаги для становления и развития узбекской композиторской школы, так композиторы, долго не задумываясь, начали активно работать в этой сфере. Можно даже увидеть в творчестве одного композитора разные стили, разные направления, разные жанры и современные композиторские техники письма. На наш взгляд, это означает то, что с профессиональной точки зрения композиторская школа была на правильном пути и композиторы воспитывались на профессиональном уровне. В будущем ожидаем от молодых, только начинающих композиторов более плодотворных и более содержательных произведений, которые будут также иметь огромный успех, как и у вышеперечисленных композиторов.
Ключевые слова: композиторская школа, мышление, традиция, жанр, стиль, техника письма, симфония, вокальная музыка.
FORMATION UZBEK NATIONAL COMPOSERS SCHOOLS
Makharov N.T.
Makharov Nodirbek Tolkunovich - Composer, Teacher, DEPARTMENT COMPOSITIONS AND INSTRUMENT CONDUCT, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: ХХ age for uzbek music became very singular and seminal age. Since, as us known, on this has affected all that us surrounded, this and social life, this and home life, this and happened to histories, this and shaping the new thinking mankind. That occurred around us, certainly has shown its reflection in miscellaneous type art, including in music. In given article we want to reveal the aspect exactly formations composers schools in Uzbekistan and so given article has such names.
In formation uzbek composers schools in creative activity composer are reflected different genres and styles, which entailment in own compositions composer. That is to say, as first
steps were put for formation and developments uzbek composers schools, so composers long not conceiving have begun actively to work in this sphere. Possible even see in creative activity of one composer style miscellaneous, direction miscellaneous, different genres and modern composers of the technology letter. On our glance, this means that that with professional standpoint composers school was on correct ways and composers were brought up on professional level. In the future we expect from young, only beginning composer more seminal and more profound product, which will also have an enormous success, either as beside afore-mentioned composer.
Keywords: composers school, thinking, tradition, genre, style, technology letter, symphony, vokal music.
УДК 075 (071)
Перед началом статьи можно задаться вопросом: каким образом в Узбекистане появилась композиторская школа, ведь основу узбекской музыки составляло монодийное мышление и к тому же в Узбекистане ведущую роль играла профессиональная музыка устной традиции? Значит, в конце XIX века чешские композиторы В. Лейсек и А. Эйхгорн после своих долгих усилий начинают создавать свои композиторские так называемые «школы» и после чего начинают приглашать в Среднюю Азию композиторов других народов. Начиная с 1920-30-х годов такие композиторы, как В Успенский, Г. Мушель, Козловский и многие другие продолжают начатое чешскими композиторами и также делают огромный вклад в становлении и развитии композиторской школы в Узбекистане. Благодаря им в узбекской композиторской творчестве появляются такие жанры, как: музыкальная драма и комедия, опера, балет, симфония, соната, романс, ария, ариозо и многие другие. К тому же, если посмотреть в крупном плане, зарождались следующие направления музыки: это - симфоническая, полифоническая, инструментальная, вокальная, театральная, музыка для кино, современная (то есть музыка, которая основывается на новых композиторских техниках) и даже современная музыка в национальном духе. Далее мы постараемся раскрыть каждый вид музыки по мере возможности:
Поразивший своим искусством как крупнейший композитор-симфонист, автор 19 симфоний Мирсодик Таджиев, показал в своем творчестве новые тенденции и новые виды сонатно-симфонического цикла. Ибо только он впервые осознавая драматургию симфонической музыки, отказывается от Европейских закономерностей симфонии и вместо этого композитор показывает в своих творениях иной взгляд, иное мышление и иной подход в сочинении симфонической музыки. Итак, вышесказанную фразу можно увидеть в его 3 симфонии таким образом: в данной симфонии контрастное сопоставление возникает не между главной и побочной партиями, а между экспозиционным и разработочным отделом, кроме этого насыщенный, эмоциональный взор показывается с помощью включения во вторую часть симфонии песни матери из народного эпоса "Ошик; Fариб". А также цитирование узбекской народной песни "Муножот" в 4 части данной симфонии, не теряя драматургической роли цикла, дает эффект национальной симфонической музыки. Такую модель можно увидеть в 7, 8, 9, 11 симфониях этого же композитора. В развитие узбекской симфонической музыки также внес свой огромный вклад и продолжил традицию М. Таджиева композитор М. Махмудов в симфонии под названием "Наво". В последующем узбекские композиторы, сохраняя все качества симфонизма, в симфонической музыке стали делать акценты на определенные средства выразительности. Например, композитор М. Бафоев в соих творениях делает акцент в большей части на метро-ритм. Другие композиторы, как Ф. Алимов, А. Эргашев, Х. Рахимов обращают особое внимание на инструментовку произведения. Это также доказывает, что каждый композитор старается своим творчеством отличаться от другого, чтобы его узнавали именно по этой отличительной черте. Несомненно узбекские композиторы не исключение [1, 54].
В сфере полифонической музыки можно отделить композитора Тулкуна Курбанова, как композитора-полифониста узбекской музыки. В основе всех произведений данного композитора лежит идея полифонического мышления. В качестве доказательства своих слов, приведем цитату из монографии И.С. Мальмберг [2, 7]: «В творчестве Тулкуна Курбанова главной задачей была постижение глубокой полифонии и применение ее в сочетании с особенностями узбекской монодии». В самом деле, композитор достигнул своей цели которую ставил перед собой когда начал свою композиторскую деятельность. Так например, написанные им фуги для фортепиано, тройная фуга, среди программных произведений прелюдия и фугетта «Свадебная», прелюдия и фуга «Страницы истории», «Авиценна», к тому же симфонии № 6 и № 9 имеют полифонические оттенки, которые сочетаются с основными факторами узбекской монодии. Надо отметить, что полифоническая музыка Узбекистана отражается в творчестве не только у одного композитора. В творчестве композиторов таких, как Д. Сайдаминовой («Памяти друзей», секстет "Lost in the Eternity"), Н. Гиясова (Полифонический маком) полифония имеет немаловажную роль, как и в творчестве Т. Курбанова. В ряд к вышеперечисленным видам музыки нужно добавить и вокально-хоровую музыку тоже, так как этот вид играет значительную роль в развитии узбекской композиторской школы. Итак этот вид музыки имеет следующие разновидности:
A) Хоральная музыка - отражается в творчестве Мутала Бурханова, а если сказать пояснее, то яркие примеры, которые буквально выражают узбекскую хоральную музыку, можно увидеть в следующих произведениях композитора: в хоральных обработках, в оратории «Алишер Навои», в реквиеме «Вечное воспоминание» и во многих других произведениях.
Б) Музыка для детей в Узбекистане имеет очень высокую планку и поэтому мы решили включить этот аспект в данную статью. К композиторам, которые в своем творчестве излагали музыку для детей относятся Ш. Ёрматов, А. Мансуров, Н. Норходжаев, Х. Хасанова и многие другие.
B) Эстрадная музыка, особенно в последние годы, имела огромную популярность среди остальных аспектов. Это направление вокальной музыки можно увидеть в творчестве композиторов Н. Норходжаева и Э. Каландарова.
В последние годы в Узбекистане театральная музыка и музыка для кино имели важнейшую роль, после чего возникла так называемая специальная школа кино музыки. В особенности к этому виду искусства обращали свое пристальное внимание такие композиторы, как М. Махмудов, А. Эргашев, О. Абдуллаева, Х. Хасанова и другие. Музыка, написанная к кинофильмам и к разным спектаклям перечисленными композиторами, в какой-то мере решала дальнейшую жизнь этих жанров и можно сказать узбекские композиторы справлялись и справляются с данной задачей положительным образом.
Наряду с вышеперечисленными направлениями музыки в творчестве узбекских композиторов и не только узбекских композиторов, имело огромный успех обращение к современным техникам композиторского творчества. Современная музыка, по иному говоря - Новая музыка, вошла в творчество композиторов в начале ХХ века и многие композиторы, например: Ф. Янов-Яновский, Д. Янов-Яновский, А. Ким, Ж. Шукуров и другие использовали в своём творчестве только современную технику композиторского письма. А другая часть композиторов сумела сочетать в своих творениях современный стиль письма с национальным колоритом узбекской музыки, в итоге получилась современная музыка, обогащённая национальным духом. Такую своеобразную стилистику использовали следующие композиторы: М. Таджиев, Т. Курбанов, М. Бафоев, Д. Сайдаминова, Х. Хасанова, Ж. Шукуров, Ф. Акрамов и молодые композиторы-студенты в том числе.
Более того, направление которое возникло в современной музыке -неофольклоризм тоже имело особую роль в творчестве композиторов Узбекистана.
Точнее говоря, мелодии народной музыки обработывались в новой интерпретации, в новой оркестровке. Здесь, для обработок использовались не только узбекские народные песни, но и все восточные мелодии тоже являлись материалом для обработок. Среди таких композиторов можно выделить Т. Курбанова. Композитор в цикле поэм для народных инструментов «Хамса» использовал фольклорные примеры 5 народов Средней Азии: узбеков, каракалпаков, таджиков, киргизов и туркменов. Далее, композитор Х. Рахимов в свей композиторской деятельности делает обработки тюркского народа, а композитор М. Атажанов в сочинениях обращается к мелодиям Восточных народов.
Список литературы /References
1. Давыдова Т.Ю. Современное состояние симфонического творчества // Узбекская музыка на стыке столетий (XX-XXI вв.): тенденции, проблемы. Коллективная монография. Ответственный редактор: доктор искусствоведения, профессор Н.С. Янов-Яновская. Т., 2008.
2. Мальмберг И.С. Тулкун Курбанов (Сборник статей). Т., 2007.
О ТЕМБРОВОЙ ОКРАСКЕ В ОРКЕСТРОВОМ ИСПОЛНЕНИИ Гуломжонов К.Р. Email: Gulomjonov17117@scientifictext.ru
Гуломжонов Кахрамон Рустамжон угли - магистр, кафедра композиции и инструментовки, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: перед всеми композиторами, работающими в условиях самобытных национальных культур, предстает музыка, обладающая неповторимыми особенностями, яркой характерностью. Узбекистан бесспорно обладает высокоразвитой культурой в пределах одноголосной народной музыки. Эта культура веками выкристаллизовывалась, отлагаясь в прекрасные и своеобразные формы. Конечно же, национальное своеобразие выражено в напевности и ясности мелодических линий, в определенных ладовых структурах, в изумительном богатстве ритмических образований. Все это совершенно верно, но следует добавить сюда еще одно обстоятельство, иногда считаемое менее важным - тембр. Можно с уверенностью утверждать, что этот компонент в общем облике звучащего музыкального образа постоянно играет очень важную роль. Самое точное цитирование этнографического материала, знакомого и близкого слушателю с детства, может быть плохо воспринято, если характер извлечения звука, тембр будет заменен непривычным, необычайным.
Композитору важно пользоваться собственными записями народной музыки, обогащенными непосредственным впечатлением их подлинного слышания. Только это спасет от ложных представлений о возможностях тембровых обогащений, таящихся в том или ином образце народной музыки.
Ключевые слова: искусство, оркестр, тембр, краска, звучание, лад, ритмика, форма.