ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
ВЗАИМОСВЯЗЬ НАЦИОНАЛЬНЫХ И СОВРЕМЕННЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ В ТВОРЧЕСТВЕ КОМПОЗИТОРОВ УЗБЕКИСТАНА Джамалова Д.А. Email: Djamalova17124@scientifictext.ru
Джамалова Дильдора Абдувахабовна - кандидат педагогических наук, директор, Республиканский специализированный музыкальный академический лицей им. В.А. Успенского,
г. Ташкент, Республика Узбекистан
Аннотация: в данной статье освещается одна из актуальных проблем современного музыкального искусства - взаимодействие национальных традиций и современного композиторского творчества. Объектом исследования стали композиторская школа Узбекистана и творчество узбекских авторов разных поколений. Цель работы: рассмотреть интересные и перспективные способы и методы претворения национальных традиций в композиторском творчестве Узбекистана. Результаты помогут глубже осмыслить и осознать процессы взаимообогащения и взаимодействия национального в узбекском национальном композиторском творчестве.
Ключевые слова: традиция, музыкальная культура, традиционный и композиторский пласт, типологические фазы, макомы, дастаны, симфония, музыка для театра, техника письма.
INTERCOUPLING NATIONAL MUSIC TRADITION AND MODERN COMPOSER CREATIVE ACTIVITY UZBEKISTAN
Djamalova D.A.
Djamalova Dildora Abduvahabovna - Candidate of the Pedagogical Sciences, Director,
REPUBLICAN SPECIALIZED MUSIC ACADEMIC LYCEUM NAME V.A. USPENSKIY, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN
Abstract: in given article is sanctified one of the actual problems modern music art - an interaction national tradition and modern composer creative activity. The object of the study became composer school Uzbekistan and creative activity of the uzbek authors of the different generations. Purpose work: consider interesting and perspective ways and methods of the materialization national tradition in composer creative activity Uzbekistan. The results will help deeper to comprehend and realize the processes взаимообогащения and interactions national in uzbek national composer creative activity.
Keywords: tradition, music culture, traditional and composer layer, typology of the phase, makoms, dastans, symphony, music for theatre, technology letter.
УДК 078.74
Богатая своими многовековыми традициями музыкальная культура Узбекистана за годы своего становления и эволюции прошла сложный путь развития, в результате которого были освоены многообразные пласты профессионального музыкального творчества. Национальная композиторская школа Узбекистана яркое тому подтверждение. Внедрившаяся в местную почву в начале ХХ века, за сравнительно короткий исторический период она успела стать частью и достоянием общенациональной культуры. На её базе в дальнейшем были освоены многообразные жанры и формы композиторского творчества, такие как
симфония, опера, балет, кантата, оратория, камерная, вокальная и инструментальная музыка.
Два пласта традиционный (монодийный) и новый для ХХ века композиторский (многоголосный) сосуществуя и взаимодействуя на всех исторических этапах последующих десятилетий, были и оставались важнейшими факторами музыкальной жизни Узбекистана. Являясь богатым культурным и духовным наследием узбекского народа национальные традиции окаазали влияние как на формирование фундамента композиторской школы Узбекистана, так и на дальнейший импульс в реализации творческого потенциала большого поколения композиторов данного региона.
Известный музыковед, доктор искусствоведения, профессор Н.С. Янов -Яновская в своих фундаментальных работах, посвященных исследованию национального композиторского творчества и симфонической музыки, выделяет три условные типологические фазы развития национальной композиторской школы, в котором первая фаза «...связана с освоением по преимуществу языка многоголосия (поиски гармонии, фактуры «выводимых» из традиционного мелоса), отсюда обработка монодийных напевов как основная сфера приложения композиторских сил». Далее, на второй стадии, автор выделяет изучение и познание различных жанров в качестве структурных закономерностей. В данном контексте проблема жанра отождествляется с проблемой формы. И наконец, третья фаза характеризуется осознанием жанра как такового, предполагающего, а также допускающего различные конструктивные решения, обеспечивающие самостоятельность драматургии и естественное движение национальной «интонационной фабулы» [1, 69-70].
Каждая фаза развития узбекского композиторского творчества характеризовалась и своим отношением к неациональным традициям подчёркивает в этой связи учённый. На первой фазе неизбежно отождествление национального с народным, на втором уровне национальное поникает в тематизм, форму, отдельные детали композиторского строения внося в европейскуй конструкцию свои коррективы. И наконец, третий пронизывающий все уровни и элементы языка (лад, ритм, гармонию, фактуру) композиционную форму, драматургию произведения, жанровую область, эмоционально -смысловое содержание и стиль. Происходит осознание в национальной традиции как многоуровнего объёмного эстетического целого .
Действительно, на разных этапах вслед за старшим поколением композиторов (Толибжон Садыков, Дони Зокиров, Мухтар Ашрафи, Икрам Акбаров,Борис Гиенко ) затем средним (Сайфи Джалил, Нурилло Закиров, Тулкун Курбанов, Мирсодик Таджиев, Мирхалил Махмудов, Феликс Янов-Яновский, Рустам Абдуллаев, Хабибулло Рахимов, Нуриддин Гиясов, Мустафо Бафоев и др.) а сегодня к национальным традициям как к неиссякаемому источнику обращается и молодое поколение (Ойдин Абдуллаева, Джахонгир Шукуров) совсем ещё юное (включая молодёжь, недавно окончившую вузы или обучающиеся) которые «...учатся у своих предшественников синтезу национальны и инонацильных традиций, богатству претворения закономерностей родного искусства, оркестровому мастерству, моделированию процессов формообразования, генетика которых зиждется в драматургии профессионально-традиционного искусства» [2, 65]
С обретением Независимости, осовобождаясь от догм, клише и идеологии предшествующей эпохи компзиторское творчество узбекских авторов пронизано духом исследования, экспериментов и поисков в различных областях музыкального искусства. Расширяется музыкальная лексика, возрождаются архаические пласты музыкального фольклора, обогащаются средства выразительности и виды современной композиторской техники письма.
В сценическом искусстве Узбекистана выделяются тенденции, тесно переплетающиеся с историческими изменениями в стране, по-новому осмысливается контекст социальной реальности. В новый период обновляется тематика, круг образов и событий, воплощенных на подмостках и музыкального театра. Опора театрального искусства на национальные традиции, воплощение этнографии, фольклора, ритуалов и национального быта узбекского народа одно из приоритетных направлений современного узбекского театра. Мир старины и современности колоритно и ярко демонстрируется в произведениях композиторов, написанных и для музыкального театра. По -новому осмысливаются исторические ценности, взгляд отечественных композиторов на многовековое наследие народа. Обращением к национальной тематике, музыкальным жанрам и формам, историческим фигурам выделяют в этом ряду музыкальные драмы Бахриддина Лутфуллаева "Самарканд Ушшоги", балеты Мустафо Бафоева "Мозийдан нур" и "Бухорои тариф" а также образы великих исторических личностей в драме Фархода Алимова "Нодирабегим", Мухамаджона Атаджанова "Бабур", балетах Алишер Икрамова "АмирТемур", Мустафо Бафоева "Звезда Улугбека", в его опере "Ахмад Фаргони", и опере Икрам Акбарова "Ибтидо хатоси".
Современные композиторы стремятся проникнуть в ещё неисследованные сферы традиционного искусства в инструментальной и симфонической музыке, в его формы (дастаны - Игорь Пинхасов «Симфония-дастан»; Анвар Эргашев «Doston-music» и др.), в жанры лирической поэзии (Мустафо Бафоев «Симфония -газель»).
На современном этапе обилие традиционно-восточных жанровых форм находит своё отражение в названиях произведений: куй, маком, дастан, газель, мушкилот, марсия, рубои, касыда, тасниф. Вместе с тем встречаются гибридные формы, попытка художников воссоединить два мира: маком-симфония, концерт-маком, дастан концерт, поэма куй, симфония-газель и др.
Овладевая стилистическими средствами двух традиций на современном этапе, композиторы демонстрируют органичность и художественную продуктивность их взаимодействия. В этом смысле современное композиторское творчство предпринимает активные поиски в соеденениии, взаимовлиянии национального искусства с европейским и музыкальными системами ХХ века (импрессионизм, неоклассицизм, экспрессионизм, неофольклоризм, соноризм, алеаторика, минимализм) а также с новейшими техниками композиторского письма.
Можно с уверенностью сказать, что эта тенденция продолжает свои традиции и в начавшемся новом XXI веке. Достижения узбекских композиторов сегодня на республиканской, международной арене, удостоенные призов на мировых фестивалях и конкурсах (Феликс Янов -Яновский, Мирсодик Таджиев, Мустафо Бафоев, Рустам Абдуллаев, Хабибулло Рахимов, Полина Медюлянова, Джахонгир Шукуров и другие), яркое тому подтверждение.
Список литературы /References
1. Янов-Яновская Н. Узбекская музыка и ХХ век. Т., 2007.
2. Давыдова Т. Современное состояние симфонического творчества (на примере жанра симфонии // Узбекская музыка на стыке столетий (XX-XXI вв.): тенденции, проблемы (коллективная монография). Т., 2008.