Научная статья на тему 'К вопросу о взаимодействии культурных традиций Востока и Запада (на примере симфонического творчества композиторов Узбекистана)'

К вопросу о взаимодействии культурных традиций Востока и Запада (на примере симфонического творчества композиторов Узбекистана) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
481
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / INTERACTION / НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / NATIONAL CULTURE / ТРАДИЦИЯ / TRADITION / СИМФОНИЯ / "МАКОМНЫЙ" СИМФОНИЗМ / SYMPHONY / ЖАНР / GENRE / МОДЕЛЬ / MODEL / СЕМАНТИКА / SEMANTICS / СИНТЕЗ / МОНОДИЯ / КОНЦЕПЦИЯ / CONCEPT / SYNTHESES / MONODIY / "MAKOM" SIMPHONY

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Давыдова Татьяна Юрьевна

Статья посвящена проблеме культурного взаимодействия стран Востока и Запада. Автор подчеркивает, что многообразные интеграционные явления в сфере музыкального искусства способствуют обогащению как национальных культур, так и мировой культуры в целом, рождая прогрессивные идеи, новые формы и средства выразительности. Усвоение участниками диалога содержательных идей и языковых средств инонациональной музыки и их своеобразное воплощение в обновлённых формах композиторского творчества автор рассматривает на материале симфоний композиторов Узбекистана. Результаты анализа произведений позволяют утверждать: узбекская симфония обрела свое место в контексте широчайших явлений современной культуры, став своеобразным соединительным звеном в процессе синтеза западных и восточных традиций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о взаимодействии культурных традиций Востока и Запада (на примере симфонического творчества композиторов Узбекистана)»

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

К ВОПРОСУ О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ КУЛЬТУРНЫХ

ТРАДИЦИЙ ВОСТОКА И ЗАПАДА (НА ПРИМЕРЕ СИМФОНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА

КОМПОЗИТОРОВ УЗБЕКИСТАНА) Давыдова Т.Ю. Email: Davidova17117@scientifictext.ru

Давыдова Татьяна Юрьевна - старший преподаватель, кафедра теории музыки, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: статья посвящена проблеме культурного взаимодействия стран Востока и Запада. Автор подчеркивает, что многообразные интеграционные явления в сфере музыкального искусства способствуют обогащению как национальных культур, так и мировой культуры в целом, рождая прогрессивные идеи, новые формы и средства выразительности. Усвоение участниками диалога содержательных идей и языковых средств инонациональной музыки и их своеобразное воплощение в обновлённых формах композиторского творчества автор рассматривает на материале симфоний композиторов Узбекистана. Результаты анализа произведений позволяют утверждать: узбекская симфония обрела свое место в контексте широчайших явлений современной культуры, став своеобразным соединительным звеном в процессе синтеза западных и восточных традиций. Ключевые слова: взаимодействие, национальная культура, традиция, симфония, жанр, модель, семантика, синтез, монодия, концепция, «макомный» симфонизм.

TO QUESTION ABOUT INTERACTION CULTURAL TRADITION ORIENT AND WEST (ON EXAMPLE SYMPHONIC CREATIVE ACTIVITY COMPOSER UZBEKISTAN) Davidova T.Yu.

Davidova Tatyana Yurievna - Senior Teacher, DEPARTMENT OF THEORY OF THE MUSIC, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: аг^с1е is dedicated to problem of the cultural interaction of the countries of the Orient and West. The Author emphasizes that multiform интеграционные phenomenas in sphere music art promote both enrichment of the national cultures, and world culture as a whole, giving birth progressive ideas, new forms and facility выразительности. The assimilation dialogue participant profound идей and language facilities инонациональной musics and their своеобразном entailment in updated forms композиторского creative activity author considers on material symphony composer Uzbekistan. The results of the analysis of the product allow to confirm: uzbek symphony has found its place in context of the most broad phenomenas of the modern culture, having become своеобразным by connecting section in process of the syntheses west and east tradition.

Keywords: interaction, national culture, tradition, symphony, genre, model, semantics, syntheses, monodiy, concept, "makom" simphony.

Взаимодействие культур - один из феноменов, имеющих непосредственное отношение к реалиям современного бытия - политике, экономике, науке, художественному творчеству. В условиях нашей действительности внимание

исследователей привлекает прежде всего опыт западно-восточных связей, получивший яркое и впечатляющее отражение в искусстве.

Проблема диалога культур Востока и Запада обсуждается в мире более полутора столетий и имеет различные аспекты. В течение долгого времени эта проблема рассматривалась с позиций европоцентризма, по которой утверждалось, что человеческая культура развивается по единой восходящей линии и Запад достиг более высокого уровня, чем Восток. Но многие прогрессивные мыслители и выдающиеся деятели мировой науки и культуры выступали за взаимодействие культур Востока и Запада, ведущее к развитию и обогащению мировой культуры. Они открывали для себя непреходящую идейно -эстетическую ценность культурного наследия народов Востока и соединяли его с достижениями передовой культуры Запада. В то же время многие мыслители и художники Востока, обращаясь к Западу, обогащали свои национальные культуры, внося новую струю в общественную и культурную жизнь своих народов.

Действительно, обе культуры многогранны, каждая из них зародилась много веков назад и до сих пор продолжает развиваться, совершенствоваться и вбирать в себя что-то новое. Сближение происходит не только внутри определенных регионов, идет процесс налаживания мощных связей общепланетарного масштаба. Восток всматривается в Запад, а Запад, в свою очередь, обращается к Востоку. При таком подходе Восток и Запад выступают как некая совокупность. Частью этого диалога является процесс музыкально-исторический. Многообразные явления интеграции различных национальных культур являются той движущей силой музыкального искусства, которая наполняет его новым содержанием, рождает новые формы и средства выразительности, прогрессивные идеи, особенно когда во взаимодействие вступают принципиально различные художественные системы. Последнее столетие позволило расширить представление о существовании мировой музыкальной цивилизации. «Отныне понятие «мировая музыка» перестало отождествляться всецело с искусством Европы, - отмечает В. Конен, - ... рухнула «китайская стена», отделяющая культуру европейских народов от неевропейских» [1, 97].

Синтез культурных традиций Востока и Запада, выявление форм взаимодействия восточного и западного мышления и моделей их диалога будут рассмотрены в данной статье на примере жанра симфонии в творчестве композиторов Узбекистана. Естественно, индивидуальные черты каждого конкретного автора, стилевой путь, избираемый им, определяется тем, как соотносятся в его сознании обе системы. Возможны два противоположных взгляда: с позиций «своего» на «чужое» и «чужого» на «свое». И с этих позиций (в данном аспекте) современное творчество композиторов Узбекистана репрезентирует интереснейший набор образцов в рамках жанра симфонии. Среди творцов, симфонические опусы которых прекрасно иллюстрируют эти разные художественные ориентиры, можно назвать Н. Закирова, которому ближе система европейского мышления, и М. Бафоева, явно тяготеющего к традиционной монодической эстетике, что естественно отражается на содержательной, языково -стилевой, композиционной, архитектонической специфике их произведений.

Поиски Н. Закирова несомненно связаны со сферой классического симфонизма, преимущественно бетховенского типа в соединении с национальным по характеру материалом. В качестве образца, наиболее последовательно воспроизводящего основную идею европейской модели, можно указать на Третью (камерную) симфонию Н. Закирова. В области архитектоники европейские классические основы и традиции являются направляющими. Это наглядно выступает на примере общей, строго организованной в рамках единого целого структуры цикла, а также - внутренней организации частей. Соответственно, и оркестровое воплощение произведения ясно и рационально. Композитор не склонен к преувеличению в трактовке отдельных инструментов. Оркестровка данной симфонии классична в лучшем смысле этого слова.

Она не перегружена и звучит в высшей степени непринужденно и красиво. Во всех случаях чувствуется точный слуховой контроль. На языковом же уровне в произведении можно выделить два пласта. Первый - фольклорный, впитывающий интонации, ритмы, лады народной музыки (усульная тема и связующая из первой части, тема второй части) и второй - остро современный, связанный с системой свободных алеаторических построений (расширение звуковой сферы, насыщение материала фоничностью). Оперируя современными средствами, композитор доказывает художественную продуктивность их взаимоотношения с национальным началом. Данная симфония - пример активного постижения Закировым музыкально-стилистических средств XX века, классически-европейских и монодийных традиций и их органичного сплава.

В ином направлении идут поиски М. Бафоева, творчество которого характеризуется поисками новых, драматургических решений, полностью подчиненных особенностям национальных жанров. Непосредственным импульсом для создания его симфонических опусов послужили образцы не только музыкальной, но и музыкально-поэтической восточной традиции. Такова, например, «Симфония-газель» для солиста, мужского хора, струнных и ударных. Жанровое обозначение произведения говорит о том, что идея его своеобразна, поскольку здесь сочетаются типические черты довольно разнородных жанров: симфонии с её масштабами, принципами широкого развертывания, и газели - стихотворной формы лирической восточной поэзии, предполагающей камерность, интимность. Но, поскольку Бафоев при написании своего сочинения, прежде всего, исходит из специфики такого профессионального жанра устной траиции, как маком (в вокальных частях которого использовались те же газели), то именно подобные особенности восточной поэзии, как большой удельный вес лирических эмоций, искусство долгодлящихся состояний являются, словно объединяющим звеном, связывающим столь различные жанровые сферы. Скрещивание этих двух миров, двух традиций предопределило и композиционные особенности симфонии. Симфония представляет собой четырехчастный цикл, части которого чередуются по принципу контраста: первая часть - Adagio, вторая - Allegro, третья - Andante и четвертая - Allegro. Как мы видим, при относительном сохранении инвариантной модели, Бафоев стремится к внутреннему переосмыслению европейского канона (то есть к «обратному» соотношению темповых закономерностей симфонического цикла). Показательна в этом смысле первая часть произведения, особенности формообразования которой, полностью соответствуют специфике строения жанров национального искусства. Это своеобразная трехчастная структура, музыкальную ткань которой пронизывает многократно варьируемая исходная интонация вздоха. Две кульминации (вторая - центральная) логически вытекают из предшествующего развития и выдержаны в характере, типичном для ауджей традиционной вокальной музыки (высокий регистр, распев гласных, насыщенность оркестрового звучания, что отражает драматический накал эмоций). «Симфония - газель» - первое обращение Бафоева к жанру симфонии. Однако из вышеизложенного ясно, что композитор трактует его структуру по-своему, исходя, из образного содержания газелей. В произведении нет характерных для классической симфонии конфликтующих образов внутри частей, нет столкновений, борьбы, что «возмещается» контрастом эмоциональных состояний и вытекает из особенностей восточной поэзии. Естественно, и приемы развития (преимущественно вариантно-вариационные), и выразительные средства (сочетание декламационности и распевности в мелодии, широта ее диапазона в ауджах, частое смена метра, прихотливость ритмического рисунка, синкопированность, тяга к красочности звучания) также суть проявления менталитета восточного человека. Тем не менее, это не простое подражание традиции, музыка симфонии достаточно современна по своему языку. «Симфония-газель» - новый шаг на пути к дальнейшему взаимопроникновению двух искусств - искусства поэтического и музыкального, двух традиций - традиции монодической (восточной) и многоголосной (европейской).

В следующей, Второй симфонии Бафоев закрепляет, но на еще более высоком уровне те находки, которые им были апробированы в «Симфонии-газели». Здесь ориентиром для композитора уже полностью служит маком. В симфонии Бафоев обращается к национальному источнику как к обобщенно-целостному явлению, претворяя общую атмосферу макомов, передавая типичное для этого жанра средствами современного симфонического развития. Европейская инвариант служит для композитора лишь исходным началом, приводящим к его переосмыслению и созданию самобытного национального образца жанра. Классическая модель симфонии в опосредованном виде присутствует в произведении, но естественно организуется под влиянием специфики монодического искусства; показательно в этом смысле и то, что ни одна из частей опуса не использует закономерностей сонатности, а основана на последовательном раскрытии какого-либо определенного образа. И в соотношении частей целого, расположенных по принципу образного и темпового контраста отражается типичный признак макомной «метадраматургии» [2]: наиболее весомые, особенно в содержательном плане медленные, нечетные части и эмоционально оттеняющие и дополняющие их быстрые части. На всем протяжении цикла ощущается единая линия непрерывного движения, тенденция к сквозному развитию, как в конструктивном понимании, так и образно-эмоциональном. Закономерности национальных жанров ощущаются и на более мелком масштабном уровне, так сказать в отдельных элементах драматургии. В характере интонационного материала (опора на узкообъемные образования с постоянным возвращением к своему устою, уравновешенность восходящее - нисходящих линий, кварто -квинтовая координация опорных тонов); приемах его развертывания (постепенное продвижение мотива - зерна к его кульминации, контраст диатонической горизонтали и диссонирующей вертикали, способствующей автономизации мелодической линии; полифонизация ткани); фактурной организации (обилие инструментальных соло, воспроизведение ансамблевой манеры исполнения).

Можно констатировать следующее: узбекские композиторы интегрировали и творчески преломили в своих произведениях структуру европейской музыкальной композиции. Разные пути, но одинаковая значимость художественных результатов обоих авторов, утверждающих, каждый по-своему, творческую позицию. Проявляя художественную инициативу, композиторы обеспечивают неповторимость своего почерка, индивидуальность концепций симфоний, раздвигая сложившееся нормативное представление о жанре. В частности, благодаря экспериментам узбекских композиторов, обнаруживаются иные, отличные от европейских потенции для последующего развития симфонии, что дает возможность сохранить себя как концептуальный жанр, как самоценное явление, привлекая новые приемы, средства из неевропейского мира.

Итак, взаимодействие и взаимообогащение культур является важной движущей силой прогресса мировой культуры. Однако интеграция и диалог культур плодотворны в том случае, когда вступают во взаимодействие прогрессивные элементы культур, когда отсутствуют разного рода проявления как европоцентризма, так и востокоцентризма. Западная и восточная культуры, несомненно, дополняют и обогащают друг друга. Их существование в одном мире современной цивилизации объективно необходимо.

Список литературы /References

1. Конен В.Д. Значение внеевропейских культур для профессиональных школ ХХ века (К постановке проблемы в историческом плане) // Музыкальный современник. Вып. 1. М., 1973.

2. Термин «метадраматургия» в сходном контексте применен Н. Янов-Яновской. См. об этом: Янов-Яновская Н.Я. Узбекская симфоническая музыка. (Процессы освоения симфонического жанра восточной монодийной культурой - опыт типологизации). Автореф. дис. ... докт. иск-я. М., 1983.

СТАНОВЛЕНИЕ УЗБЕКСКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ

КОМПОЗИТОРСКОЙ ШКОЛЫ Махаров Н.Т. Email: Makharov17117@scientifictext.ru

Махаров Нодирбек Толкуновым - композитор, преподаватель, кафедра композиции и инструментоведения, Государственная консерватория Узбекистана, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: ХХ век для узбекской музыки стал очень своебразным и плодотворным веком. Потому что, как нам известно, на это повлияло всё, что нас окружало, это и социальная жизнь, это и бытовая жизнь, это и произошедшие истории, это и формирование нового мышления человечества. То, что происходило вокруг нас, несомненно показало свое отражение в разных видах искусства, в том числе и в музыке. В данной статье мы хотим раскрыть аспект именно становления композиторской школы в Узбекистане и поэтому данная статья имеет такое название.

В становлении узбекской композиторской школы в творчестве композиторов отражаются разные жанры и стили, которые перевоплощались в собственных сочинениях композиторов. То есть, как были поставлены первые шаги для становления и развития узбекской композиторской школы, так композиторы, долго не задумываясь, начали активно работать в этой сфере. Можно даже увидеть в творчестве одного композитора разные стили, разные направления, разные жанры и современные композиторские техники письма. На наш взгляд, это означает то, что с профессиональной точки зрения композиторская школа была на правильном пути и композиторы воспитывались на профессиональном уровне. В будущем ожидаем от молодых, только начинающих композиторов более плодотворных и более содержательных произведений, которые будут также иметь огромный успех, как и у вышеперечисленных композиторов.

Ключевые слова: композиторская школа, мышление, традиция, жанр, стиль, техника письма, симфония, вокальная музыка.

FORMATION UZBEK NATIONAL COMPOSERS SCHOOLS

Makharov N.T.

Makharov Nodirbek Tolkunovich - Composer, Teacher, DEPARTMENT COMPOSITIONS AND INSTRUMENT CONDUCT, STATE CONSERVATORY OF UZBEKISTAN, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: ХХ age for uzbek music became very singular and seminal age. Since, as us known, on this has affected all that us surrounded, this and social life, this and home life, this and happened to histories, this and shaping the new thinking mankind. That occurred around us, certainly has shown its reflection in miscellaneous type art, including in music. In given article we want to reveal the aspect exactly formations composers schools in Uzbekistan and so given article has such names.

In formation uzbek composers schools in creative activity composer are reflected different genres and styles, which entailment in own compositions composer. That is to say, as first

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.