частности, в рамках исследования будут заявлены несколько типов таких элементов, что является предметом патентования в отраслевом фонде алгоритмов и программ. Область применения результатов работы не
ограничивается рамками сферы образования. Изложенные методики могут применяться в смежных отраслях с целью повышения эффективности информационных систем аналогичных конструкций.
Литература
1. Финогеев А.Г. Синергетика информационных процессов в виртуальном образовательном пространстве // Открытое образование. - 2003. - № 3. - С 47-54.
2. Заличев Н.Н. Энтропия информации и сущность жизни. - М.: Радиоэлектроника, 1995. - 192 с.
3. Кулагин В.П., Найханов В.В., Овезов Б.Б., Роберт И.В. и др. Информационные технологии в сфере образования, - М.: Янус-К, 2004. - 248 с.
4. Авдеев С. Синергетика информационных взаимодействий// Ростовская электронная газета. - № 19. - 8 октября 2000., www.relga.rsu.ru.
5. Мордвинов В. А. Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования / НИИВО. -Вып. 3. - М., 2004 . - 55 с.
6. Мордвинов В. А., Петров К.А. Онтология информационных систем. Отраслевой фонд алгоритмов и программ. Свидетельство об отраслевой регистрации разработки № 4895 от 06.08.2004.
7. Радаев В.В., Гридина Е.Г., Иванников А. Д., Кондаков А.М.и др. / Интернет-порталы: содержание и технологии: Сб. научн. ст. - Вып. 2 / Редколл.: Тихонов А.Н. (пред.) и др.; ГНИИ ИТТ «Информика» . -М.: Просвещение, 2004. - 499 с.
8. Михайлов А.И., Черный А.И., Гиляревский Р.С. Основы информатики, . - М.: Наука, 1968.
9. Вентцель Е.С. Теория вероятностей. - М.: Высшая школа, 1998 . - 576 с.
10.Мордвинов В.А., Матчин В.Т. // Информсреда в образовании. - Ч.3. - Проектирование и сопровождение ИС в образовании. - 167 с.
11.Хакен Г. Информация и самоорганизация: Макроскопический подход к сложным системам/ Пер.с англ. - М.: Мир. - 1991. - 240 с.
12.Jaynes E.T.Information Theory and Statistical Mechanics //Phisical Review, 1957. -v.108. -№2. -Р.171-190.
13.Цымбал Л.А. Синергетика информационных процессов. - М.: Наука 1995. - 118 с.
14.Вильсон А. Дж.. Энтропийные методы моделирования сложных систем. - М.: Наука-1978. - 248 с.
К ВОПРОСУ О СТУДЕНЧЕСКОЙ МОБИЛЬНОСТИ
Г.А. Краснова, д.фил.н., проф., директор Института дистантного образования, зав.каф. Информационных технологий в образовании Тел. (495) 434-65-01, E-mail: [email protected] Российский университет дружбы народов http://www.ido.rudn.ru П.С. Аветисян, к.ф.-м.н., проректор Тел.: (374 10) 26-28-11, (374 10) 63-42-19, E-mail:[email protected] Российско-армянский университет http://www.rau.am
About export of education which becomes one of the most profitable branches of economy, both in
financial, and in the strategic plan.
Международное образование является одним из наиболее быстрорастущих экспортных секторов. Всемирный рынок образования оценивается в 1,5 трлн долларов. При этом глобальный спрос на высшее образование составляет 97 млн мест, а спрос на международное высшее образование равняется 1,8 млн мест. По прогнозам IDP Education Australia, к 2025 году спрос на международное образование стремительно увеличится и составит 262 млн мест, при этом доля высшего образования будет со-
ставлять не менее 7,2 млн мест. Исходя из данных исследования, экспорт образования станет одной из наиболее прибыльных отраслей экономики, как в финансовом, так и в стратегическом плане. Это продиктовано тем, что студенческая мобильность отражается не только на цифрах финансовых показателей, связанных с затратами на обучение и необходимыми расходами на проживание. Трудоустройство по окончании вуза и возможная натурализация в стране обучения являются не менее важными факторами,
влияющими на получение высшего образования за рубежом.
Следует отметить, что международные студенты являются не только источником дополнительных доходов и пополнением
дефицита квалифицированной рабочей силы. Студенты-иностранцы также очень сильно влияют на сохранение конкурентоспособности национальных вузов, подталкивая их к улучшению качества преподавания и бытовых условий, расширению научно-исследовательской базы, разработке принципиально новых курсов обучения при унификации измерения успеваемости студентов (кредитов) и обеспечению возможности перехода из одного высшего учебного заведения в другое без затрат на дополнительное обучение. Таким образом, наличие определенного процента студентов-иностранцев свидетельствует о том, что данное высшее учебное заведение стремится к активному развитию и заботится о поддержании своего реноме на международной арене.
Важнейшими мероприятиями, направленными на увеличение количества иностранных студентов во всех странах большой восьмерки, являются: принятие более дружелюбного визового законодательства, снятие ограничений в получении работы для иностранных студентов, поддержка миграции квалифицированных сотрудников и преподавателей. В большинстве стран большой восьмерки плата за обучение взимается в полном объеме.
В качестве обязательных принципов для стран, предоставляющих образовательные услуги студентам-иностранцам, в настоящее время сформулированы следующие:
Обязательная гарантия качества предоставляемых услуг и присуждаемых квалификаций за счет ужесточения систем аккредитации и контроля качества.
Для обеспечения международного признания квалификаций необходимо тесное взаимодействие между национальными агентствами по оценке качества и аккредитации.
Органы власти стран ОЭСР, ответственные за проведение образовательной, ми-
грационной политики и оказание международной помощи, должны поддерживать международное взаимодействие в целях координации профессиональной академической мобильности и регулирования вопросов «утечки мозгов» в интересах стран-экспортеров и стран-импортеров образовательных услуг[1].
В 2003 году за рубежом обучалось около 2 млн студентов. По прогнозам аналитиков, к 2025 году эта цифра приблизится к 7,2 млн.
По статистике числа обучающихся иностранных граждан на первом месте стоят США (586 тыс.чел.), на втором - Великобритания (233 тыс.чел.), на третьем - Германия (200 тыс.чел.). Далее следуют Франция (160 тыс.чел.), Австралия (157 тыс.чел.), Испания (124 тыс.чел.), Канада (100 тыс.чел.), Россия (65 тыс. чел.).
По данным Министерства образования и науки Республики Беларусь, в 2005/2006 учебном году в вузах республики обучалось 5965 иностранных учащихся ( в т.ч. из стран СНГ), что на 11% выше уровня 2004/2005 учебного года [2]. По данным мировой статистики в области образования ЮНЕСКО из Всемирного доклада по образованию за 2003 год количество иностранных студентов в Республике Украина составляло 18 312 человек, или 1% от общего количества студентов украинских вузов [3]. В остальных странах Содружества Независимых Государств иностранных студентов еще меньше.
Среди государств - поставщиков студентов эксперты особо выделяют страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), где проживает почти 60% мирового населения. Около 43% от общей численности иностранных студентов, обучающихся в странах ОЭСР, прибыли из АТР, при этом на долю КНР (с Гонконгом) приходится 10%, Республику Корея - 5%, Индию и Японию - по 4% от общей численности иностранных студентов. Большая часть этих студентов отправляются на учебу в США, Великобританию и Австралию, и все студенты оплачивают обучение сами [4].
По нарастающей линии идет внутриев-ропейская студенческая мобильность. На долю европейских студентов приходится 35% от общей численности иностранных студентов в странах ОЭСР. К 2020 году 15% бакалавров и 20% магистров будут проходить обязательный семестр обучения за рубежом. Их общая численность составит не менее 2,0 млн человек.
Необходимо отметить, что если студенты из Европы предпочитают краткосрочные образовательные программы, часто за счет грантов, все остальные (выходцы из Азии) оплачивают полные курсы обучения и, как правило, из собственных средств.
Оставшиеся проценты от общей численности иностранных студентов в странах ОЭСР распределяются следующим образом: Африка - 12%, Северная Америка - 7%, Южная Америка - 3%, Океания - 1%.
Среди государств - участников СНГ только в Республике Казахстан обучение за рубежом выделено в качестве одного из приоритетов государственной образовательной политики. Международная стипендия «Болашак» учреждена 5 ноября 1993 года постановлением Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева. В основу данной инициативы легла идея содействия талантливой молодежи в получении качественного образования за рубежом для дальнейшего применения полученного ими опыта во благо государства. В период с 1994 по 2004 год в рамках программы «Болашак» было присуждено около 800 стипендий. Стипендия «Болашак» стала своеобразным гарантом успешного карьерного роста и профессиональной самореализации ее выпускников. Подтверждением этому служит тот факт, что многие выпускники программы занимают ответственные посты на государственной службе, в государственных и международных организациях, в акционерных структурах, работают в различного рода государственных и международных проектах.
В рамках конкурса 2005 года количество претендентов составило 6698 человек, тем самым число желающих получить образование за рубежом возросло в 45 раз по сравнению с прошлыми годами. Увеличено на 1000 количество именных стипендий Президента Республики Казахстан для студентов вузов, которое в настоящее время составляет 1080 стипендий.
Большинство претендентов подали документы на обучение в США - 33,5% от общего числа (2058 чел.), Великобританию -
27,2% (1670 чел.), Российскую Федерацию -20,1% (1236 чел.). По остальным странам доля претендентов от общего количества колеблется от 0,1 до 4,6% [5].
Несмотря на рост числа претендентов основные принципы программы «Болашак» остаются неизменными. Это:
■ высокий уровень подготовки претендентов;
■ сохранение положительного имиджа программы в стране и за рубежом;
■ проведение конкурсного отбора по принципу открытости и справедливости;
■ направление обладателей стипендии на обучение в лучшие университеты мира [6].
В качестве приоритетных направлений по обучению за рубежом выделены:
- Государственное управление;
- Государственная программа развития образования;
- Государственная программа развития здравоохранения;
- Государственная программа развития космической деятельности;
- Стратегия индустриально-инновационного развития;
- Государственная программа развития сельских территорий;
- Государственная программа развития жилищного строительства;
- Государственная программа формирования электронного Правительства;
Развитие кластеров: металлургия, транспортная логистика, текстильная промышленность; пищевая промышленность, туризм, нефтегазовое машиностроение, строительные материалы;
Наука;
Общественная безопасность;
Социально-культурное развитие;
Развитие гражданской авиации.
Несомненно, опыт Республики Казахстан может быть полезен и остальным странам Содружества Независимых Государств.
«Внутренняя интернационализация » («internationalisation at home»), или мобильность студентов появилась исторически самой первой вместе с зарождением первых университетов. В разное время, по разным причинам мобильность студентов во всем мире то увеличивалась, то сокращалась. Но во всех случаях причинами данной формы интернационализации являлись и являются экономические, финансовые, академические, культурные, идеологические и другие факторы, проявляющиеся в разном сочетании.
Литература
1. Материалы к заседанию Государственного Совета Российской Федерации 24.03.2006. Зарубежный опыт в образовании: Аналитический обзор. - М., 2006.
2. Все данные об иностранных учащихся, обучающиеся в Республике Беларусь, занесены в единый банк данных.
3. Всемирный доклад по образованию 2003. Сравнение мировой статистики в области образования ЮНЕСКО. - Монреаль: Статистический институт, 2003. - С. 93.
4. Подробнее см.: Хузиятов Т.Д. Регионализация в АТР: условия и предпосылки формирования единого образовательного пространства http://www.msses.ru .
5. Материалы доклада Министра образования и науки Республики Казахстан, htpp:www.edu.gov.kz .
6. http//www.edu-cip.kz/ru .
ОТКРЫТЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
Н.В. Комлева, к.э.н., доц., зав. каф. МОиТП Тел.: +7(495)442-80-98, E-mail: [email protected] С.И. Макаров, асп. каф. МОиТП, программист Научно-образовательный центр НИЧМЭСИ Тел.: +7(495)248-13-76, E-mail: [email protected] В.А. Перевалов, асп. каф. МОиТП, начальник лаборатории Научно-образовательный центр НИЧ МЭСИ Тел.: +7(495)246-26-64, E-mail: [email protected] Московский государственный университет экономики, статистики и информатики
(МЭСИ)
http:/
'www.mesi.ru
The article below presents the concept of Open Educational Resources and provides an overview of European universities' initiatives on developing new educational content, with special emphasis given to the MORIL Project of the European Association of Distance Teaching Universities in which MESI (Moscow State University of Economics, Statistics & Informatics) is taking part.
Введение
Концепция Открытых Образовательных Ресурсов (Open Educational Resources - OER)
возникла в 2001 году, когда Масса-чусетский Технологический Институт [1] выступил с инициативой создания Открытой Среды Курсов (OpenCourseWare) [2], позволяющей свободно использовать разработанные материалы через Интернет любыми лицами на некоммерческой основе. Сейчас консорциум насчитывает более 50 членов и предоставляет бесплатный доступ к большому количеству (более полутора тысяч) высококачественных курсов по различным
предметам и дисциплинам, не требуя для этого даже регистрации.
Участники проекта OpenCourseWare не считают, что раздаривают свои материалы, предоставляя к ним свободный доступ в сети Интернет. Напротив, создатели Открытой Среды Курсов убеждены в том [3], что деятельность на конкурентном рынке дистанционного образования очень сложна, а создание открытых ресурсов актуально и необходимо для современного высшего образования.
Инициативу Массачусетского Технологического Института спустя несколько лет