Научная статья на тему 'Открытые образовательные ресурсы'

Открытые образовательные ресурсы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
431
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Открытое образование
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Комлева Н. В., Макаров С. И., Перевалов В. А.

The article below presents the concept of Open Educational Resources and provides an overview of European universities' initiatives on developing new educational content, with special emphasis given to the MORIL Project of the European Association of Distance Teaching Universities in which MESI (Moscow State University of Economics, Statistics & Informatics) is taking part.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Open educational resources

The article below presents the concept of Open Educational Resources and provides an overview of European universities' initiatives on developing new educational content, with special emphasis given to the MORIL Project of the European Association of Distance Teaching Universities in which MESI (Moscow State University of Economics, Statistics & Informatics) is taking part.

Текст научной работы на тему «Открытые образовательные ресурсы»

Литература

1. Материалы к заседанию Государственного Совета Российской Федерации 24.03.2006. Зарубежный опыт в образовании: Аналитический обзор. - М., 2006.

2. Все данные об иностранных учащихся, обучающиеся в Республике Беларусь, занесены в единый банк данных.

3. Всемирный доклад по образованию 2003. Сравнение мировой статистики в области образования ЮНЕСКО. - Монреаль: Статистический институт, 2003. - С. 93.

4. Подробнее см.: Хузиятов Т.Д. Регионализация в АТР: условия и предпосылки формирования единого образовательного пространства http://www.msses.ru .

5. Материалы доклада Министра образования и науки Республики Казахстан, htpp:www.edu.gov.kz .

6. http//www.edu-cip.kz/ru .

ОТКРЫТЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

Н.В. Комлева, к.э.н., доц., зав. каф. МОиТП Тел.: +7(495)442-80-98, E-mail: [email protected] С.И. Макаров, асп. каф. МОиТП, программист Научно-образовательный центр НИЧМЭСИ Тел.: +7(495)248-13-76, E-mail: [email protected] В.А. Перевалов, асп. каф. МОиТП, начальник лаборатории Научно-образовательный центр НИЧ МЭСИ Тел.: +7(495)246-26-64, E-mail: [email protected] Московский государственный университет экономики, статистики и информатики

(МЭСИ)

http:/

'www.mesi.ru

The article below presents the concept of Open Educational Resources and provides an overview of European universities' initiatives on developing new educational content, with special emphasis given to the MORIL Project of the European Association of Distance Teaching Universities in which MESI (Moscow State University of Economics, Statistics & Informatics) is taking part.

Введение

Концепция Открытых Образовательных Ресурсов (Open Educational Resources - OER)

возникла в 2001 году, когда Масса-чусетский Технологический Институт [1] выступил с инициативой создания Открытой Среды Курсов (OpenCourseWare) [2], позволяющей свободно использовать разработанные материалы через Интернет любыми лицами на некоммерческой основе. Сейчас консорциум насчитывает более 50 членов и предоставляет бесплатный доступ к большому количеству (более полутора тысяч) высококачественных курсов по различным

предметам и дисциплинам, не требуя для этого даже регистрации.

Участники проекта OpenCourseWare не считают, что раздаривают свои материалы, предоставляя к ним свободный доступ в сети Интернет. Напротив, создатели Открытой Среды Курсов убеждены в том [3], что деятельность на конкурентном рынке дистанционного образования очень сложна, а создание открытых ресурсов актуально и необходимо для современного высшего образования.

Инициативу Массачусетского Технологического Института спустя несколько лет

поддержали влиятельные учебные заведения и организации Европы: Открытый Университет Великобритании [4], Открытый Университет Нидерландов [5] и Европейская ассоциация Университетов Дистанционного Обучения (The European Association of Distance Teaching Universities - EADTU) [6]. Что же такое Открытые Образовательные Ресурсы и почему университеты, лидирующие в области электронного образования, готовы инвестировать свои средства в такую малопривлекательную для капиталовложений сферу?

Открытые Образовательные Ресурсы На самом деле вложения в разработку новых образовательных ресурсов не являются настолько убыточными, насколько это

кажется на первый взгляд, и нацелены на расширение доступности, повышение качества открытого высшего образования и реализацию программы непрерывного обучения lifelong learning. Стремительное обесценивание навыков и знаний специалистов, общее понижение уровня образования и уменьшение числа поступающих в связи с демографической ситуацией в европейском регионе усиливают комплексный кризис традиционных университетов, избегающих перехода к новым рынкам и подходам в образовании. Выходом из сложившейся ситуации, как считают идеологи OER [7], может стать создание особого образовательного пространства, внутри которого системно интегрируются различные объекты обучения и целевые группы, а также сотрудничество вузов в разработке новейших инструментов lifelong learning - Открытых Образовательных Ресурсов.

Открытый Образовательный Ресурс -это особый образовательный контент, удовлетворяющий всем требованиям независимого и самостоятельного обучения, инвариантный по отношению к категориям обучаемых, представленный в глобальной электронной среде и содержащий все необходимые средства для эффективного учебного процесса, основанного на диалоге и сотруд-

ничестве.

Новым смыслом и новым значением обладает каждое слово приведенного термина [7]. Слово «Открытые» подразумевает гораздо больше, чем просто «Доступные» или «Свободно распространяемые»; оно означает новые принципы создания и пользования информацией. Слово «Образовательные» ближе к слову «Обучающие», что актуально при переходе к системе, в центре которой стоит не преподаватель, а сам обучаемый. Слово же «Ресурсы», в свою очередь, подразумевает не просто электронные учебные материалы и качественный контент, а особые веб-средства, включающие практические задания, тесты и грамотное педагогическое руководство процессом обучения.

Убедиться в том, что Открытые Образовательные Ресурсы существуют и действительно обладают перечисленными особенностями, не сложно - для этого достаточно ознакомиться с содержанием сайта [2] и учебными материалами OpenCourseWare [8]. На рис.1 в качестве примера представлена домашняя страница курса «Artificial Intelligence» («Искусственный Интеллект»).

Данный курс, как и все другие материалы OpenCourseWare, находится в свободном доступе, не требует регистрации и может быть открыт в любой момент с помощью Интернет-браузера. Как видно из рисунка, помимо непосредственного учебного материала курс содержит: собственную программу, план занятий, проектные задания, экзаменационные тесты, форум для обсуждения возникающих вопросов, ссылки на основную литературу, дополнительные ресурсы и т.д. Также имеется возможность скачать архив с курсом для его последующего самостоятельного изучения без доступа в Интернет. Заметим, что файл архива в среднем занимает 25-30 Мб, но может превышать и 100 Мб, что говорит о том, что помимо текстовой информации курсы содержат рисунки, аудиофрагменты, видеоматериалы и т.д. Приведенная информация позволяет утверждать, что проект OpenCourseWare Массачусетского Технологического Института направлен на создание Открытых Образовательных Ресурсов, которые представляют собой современный образовательный контент для полноценного и самостоятельного дистанционного обучения.

Рис.1. Домашняя страница курса «Искусственный интеллект»

Европейские проекты OpenLearn, OpenER и MORIL

Инициативу Массачусетского Технологического Института поддержали в Европе в рамках нескольких проектов: OpenLearn Открытого Университета Великобритании [9], OpenER Открытого Университета Нидерландов [10] и MORIL (Multilingual Open Resources for Independent Learning) [11] Европейской ассоциации Университетов Дистанционного Обучения. Общая задача перечисленных проектов - создание и исследование Открытых Образовательных Ресурсов как нового способа расширения высшего образования в странах Европы, подготовка к новым бизнес-моделям с ключевой ролью устойчивого развития, а также стирание границ между естественным, неофициальным и официальным обучением с помощью Интернет-технологий и сотрудничества в рамках международных образовательных сообществ.

Проекты отличаются по составу участников и выбранным целевым группам. Если OpenER и OpenLearn - это программы отдельных университетов для отдельных языковых групп [12] (где OpenLearn имеет все шансы получить широкое распространение, имея в своей основе английский язык [13]), то программа MORIL многоязычна и развивается силами высших учебных заведений 9 европейских стран: Голландии, Великобри-

тании, Германии, Франции, Испании, Португалии, Италии, Турции и России. Российский университет МЭСИ принимает участие в проекте МОЫЕ с 2006 года, когда московский вуз был включен в состав Европейской Ассоциации Университетов Дистанционного Обучения [14].

Ассоциация ЕАБТи была основана в 1987 году в целях воплощения инноваций и развития е-1еагш^ в Европе и мире на основе Болонского процесса и принципах обучения в течение всей жизни с применением информационно-коммуникационных технологий. На данный момент ассоциация включает более 20 высших учебных заведений из 19 стран Европы, которые совместно обучают более 2 000 000 студентов по дистанционным программам и имеют решающий голос в сообществе открытого высшего образования в Европе. Современная деятельность ЕАБТи заключается в работе над проектами по развитию виртуальной мобильности (Е-Моуе), улучшению преподавания иностранных языков (ОБЕАС), повышению качества электронного обучения (Е-хсе11епсе), повышению прозрачности высшего образования (EduContact), развитию методологии создания электронных курсов (Е2^теей^) и т.д. [11].

Проект ассоциации по созданию европейских многоязычных ресурсов для самостоятельного обучения МОМЕ рассчитан на

два этапа [15], находится в стадии подготовки и призван объединить усилия в продвижении идей Открытых Образовательных Ресурсов в Европе и мире. Инициатива МОЫЬ отличается от более ранних программ OpenCourseWare, ОрепБЯ и ОрепЬеагп, прежде всего, своим масштабом, подразумевает тесное международное сотрудничество 10 университетов, обмен опытом и технологиями, а также перевод и локализацию учебных материалов в соответствии с культурными особенностями отдельных стран и регионов.

В рамках программы МОЫЬ предлагается концепция двух путей [15]: без зачисления и с зачислением в вуз. Первый вариант обеспечивает доступ к открытым и бесплатным курсам вступительного уровня бакалавра (объемом 2 зачетные единицы), а также к неформальной сетевой среде, включающей тесты для самопроверки, дискуссионные форумы и онлайн-сообщества. Вариант с зачислением в вуз обеспечивает доступ к тем же курсам, но дополнительно предлагает общение с преподавателем, учебные привилегии, а также формальные оценки, экзамены, сертификаты и признание рынком труда.

Основной принцип организации работы заключается в использовании распределенной модели с тем, чтобы каждый партнер сохранял контроль над собственной инфраструктурой и регистрацией зачисляемых в вуз. При этом необходимо согласовать стандарты и взаимодействие сетей для эффективного управления, переработки и обмена материалов, а также полностью принять философию совместного использования контента и сервисов в рамках концепции Открытых Образовательных Ресурсов.

Заключение

Помимо брендинга университетов, дающих обучение в течение всей жизни, Открытые Образовательные Ресурсы способны содействовать обогащению учебных планов и развитию международного сотрудничества студентов и преподавателей, использующих эти ресурсы. Чарльз Вест, экс-президент Массачусетского Технологического Института считает, что в движении к открытым ресурсам происходит «зарождение мета-университета - прозрачной, доступной, динамичной, совместно созданной структуры открытых материалов и платформ, на которых Высшее Образование может быть построено и усовершенствовано по всему миру» [7].

Для российских университетов участие в проекте МОМЬ - это не только инициатива стратегической интеграции с Европейской системой Высшего Образования в рамках Болонского процесса, но и адекватный ответ вызовам и требованиям современного общества. Создание качественных открытых курсов - это маркетинговый шаг в завоевании новых сфер российского рынка образовательных услуг и перспектива выхода на международный уровень с востребованным контентом, переведенным на несколько языков, при поддержке ассоциации БЛБТИ.

Московский государственный университет экономики, статистики и информатики выступает пионером в создании Открытых Образовательных Ресурсов среди российских учебных заведений и имеет хорошую возможность для того, чтобы применить накопленный опыт в использовании новейших информационных технологий и подтвердить

высокий статус университета в данной сфере.

Литература

1. Massachusetts Institute of Technology http://www.mit.edu/

2. MIT OpenCourseWare http://ocw.mit.edu/index.html

3. About OpenCourseWare Consortium http://www.ocwconsortium.org/about/index.shtml

4. The Open University of United Kingdom http://www.open.ac.uk/

5. Open Universiteit Nederland http://www.ou.nl/

6. The European Association of Distance Teaching Universities - EADTU http://www.eadtu.nl

7. Fred Mulder. Bringing a global movement on Open Educational Resources in a new, European, learner-centred mode. Prepared for the EADTU Conference 2006, Tallinn.

8. Artificial Intelligence Course, Electrical Engineering and Computer Science, MIT OpenCourseWare http://ocw.mit.edu/OcwWeb/Electrical-Engineering-and-Computer-Science/6-034Spring-2005/CourseHome/index.htm

9. LearningSpace and OpenLearn, The Open University of United Kingdom http://openlearn.open.ac.uk/

10.OpenER Project, Open Universiteit Nederland http://www.opener.ou.nl/

11.EADTU Running Projects http://www.eadtu.nl/default.asp?hId=4&mmId=39

12. Robert Schuwer, Fred Mulder. OpenER: a Dutch initiative on OER. Bridging informal and formal learning. Prepared for the EADTU Conference 2006, Tallinn.

13. Stephen Bradley. OpenLearn: supporting sharing and shaping of Open Educational Resources. Prepared for the EADTU Conference 2006, Tallinn.

14. Пресс-центр МЭСИ. Включение МЭСИ в состав EADTU http://www.mesi.ru/press-centre/news/?nid=624

15. Helmut Fritsch, Ben Janssen. Collaborative action on European Multilingual Open Educational Resources for Independent Learning. Prepared for the EADTU Conference 2006, Tallinn.

ДИНАМИКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНТЕРНЕТ-СЕРВИСОВ СТУДЕНТАМИ РОССИЙСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ (НА ПРИМЕРЕ РГГУ)

Л.А. Сысоева, к. т. н., доц., директор Центр дистанционных технологий обучения РГГУ Тел.: (499) 973-43-15, E-mail: [email protected] Российский государственный гуманитарный университет

Considering the results of statistic analyze the internet-services using by the student of Russian State University of Humanities. Statistic material was collected on 2000-2005 years period. For the forming of representative selection was conducted the group of student's questioner from RSUH and his regional department.

Введение

С развитием Интернет-технологий все больший интерес вызывают сетевые электронные образовательные ресурсы. Формирование глобального информационного пространства рассматривается во многих странах мира как основа для наиболее полной самореализации людей. Разрабатывая электронные информаци-оннообразователь-ные ресурсы, отвечающие всем современным технологическим требованиям, важно понимать: насколько они могут быть востребованы, какая часть населения страны может стать потребителем сетевых образовательных ресурсов, в какой степени электронные образовательные услуги, предоставляемые учебными заведениями и различными организациями, будут удовлетворять потребности учащихся и т.д.

Постановка задачи

Задача: провести анализ технико-технологических возможностей потенциальных потребителей сетевых информационно-образовательных ресурсов.

Методы исследования: функционально-структурный анализ, факторный анализ [1, 2, 3]. Формирование репрезентативной выборки выполнялось методом простой слу-

чайной выборки.

Для оценки технико-технологических возможностей потенциальных потребителей сетевых информационно-образовательных ресурсов использовались данные за 20002006 годы, полученные в результате проведения группового анкетирования по 18 показателям, которые отражают уровень динамики в области использования информационных и коммуникационных технологий.

Технико-технологические параметры:

1) виды подключений к коммуникационным каналам дома (домашнее подключение);

2) виды подключений к коммуникационным каналам на рабочем месте;

3) виды интеграции внутрикорпоративного информационного пространства (корпоративные информационные системы, Intranet, Extranet, CRM, SCM и др.);

4) процент граждан, использующих ПК дома;

5) процент граждан, использующих ПК на рабочем месте;

6) процент граждан, использующих Интернет дома;

7) процент граждан, использующих Интернет на рабочем месте;

8) используемые Интернет-сервисы;

9) используемые программные системы.

Тематические параметры:

10) тип предприятий (отраслевая принадлежность);

11) форма собственности предприятий;

12) профессиональная направленность;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.