Научная статья на тему 'Учебная миграция в Россию: существующие практики и возможные перспективы'

Учебная миграция в Россию: существующие практики и возможные перспективы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1306
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧЕБНАЯ МИГРАЦИЯ / МИГРАЦИЯ / EDUCATIONAL MIGRATION / MIGRATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полетаев Дмитрий Вячеславович

По итогам двух исследований, в которых принимал участие автор, описывается современное состояние учебной миграции в России. Рассматривается экономическая эффективность учебной миграции и российская практика приёма учебных мигрантов. Анализируется привлекательность России глазами абитуриентов из Казахстана и даются рекомендации для поэтапной реорганизации процесса учебной миграции в Россию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Полетаев Дмитрий Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Educational Migration in Russia: Current Practice and Future Prospects

The present situation of the educational migration in Russia according to the results of the two studies, in which participated the author, is described. Economic efficiency of educational migration and Russian practice of educational migration admission are considered. The attractiveness of Russia by the eyes of applicants from Kazakhstan is analyzed and recommendations how to reorganize step-by -step the educational migration process in Russia are given.

Текст научной работы на тему «Учебная миграция в Россию: существующие практики и возможные перспективы»

^•3 Полетаев

УЧЕБНАЯ МИГРАЦИЯ В РОССИЮ: СУЩЕСТВУЮЩИЕ ПРАКТИКИ И ВОЗМОЖНЫЕ ПЕРСПЕКТИВЫ

Учебная миграция, несмотря на свою очевидную выгоду со многих позиций, к сожалению, остаётся без государственного внимания. Между тем, из всех видов миграционных потоков -это самый прибыльный для государственного бюджета и исключительно удобный для повышения авторитета страны, наилучший для рекрутирования новых молодых, адаптированных и образованных граждан, которых сейчас не хватает России.

Использованные в статье данные исследований. В данной статье использованы результаты двух исследовательских проектов, в которых автор принимал непосредственое участие и в разработке методологии их проведения, и в её реализации, как в качестве исполнителя, так и руководителя.

Первое исследование «Вузы России как механизм адаптации учебных мигрантов» (2007-2008 гг.).

Оно было выполнено в рамках сетевого проекта «Трансграничные миграции и принимающее общество на Востоке России: практики взаимной адаптации» осуществлён АНО ИНО-Центр в рамках программы "Межрегиональные исследования в общественных науках" совместно с Министерством образования Российской Федерации, Институтом перспективных российских исследований им. Кеннана (США) при участии Корпорации Карнеги в Нью-Йорке (США), Фондом Джона Д. и Кэтрин Т. МакАртуров (США), под руководством В.И. Дятлова, д.и.н., проф. Иркутского Госуниверситета. Точка зрения, отраженная в данном документе, может не совпадать с точкой зрения вышеперечисленных благотворительных организаций. Автор статьи выражает признательность за помощь координаторам Проекта в Томске Дементьевой С.В. и в Воронеже - Лебедевой С.Г. за помощь в его проведении. См. в работе [1].

Второе исследование 2010 г. - «Учебная миграция из Казахстана в Россию как один из аспектов стратегического сотрудничества в рамках развития Таможенного союза».

Данный проект осуществлён при поддержке Программы исследований региональной интеграции Фонда технического содействия ЕАБР, Евразийский

390

банк развития в Астане и Москве в 2010 г. Ракишевой. Б.И. (Астана, Казахстан), Полетаевым Д.В.(Москва, Россия), Шаловой Г.Т. (Астана, Казахстан), Бекетае-вой Д.Р. (Астана, Казахстан). См. [2, 3].

Международные сравнения, мировые масштабы учебной миграции и её экономическая эффективность. По данным ОЭСР, в 2011 г. в мире около 135 млн. студентов обучались в 36 тыс. высших учебных заведениях. По прогнозам экспертов, через 10 лет эта цифра удвоится, в основном за счёт роста обучающихся в вузах Азии и Европы. При этом численность студентов, обучающихся не в своей стране продолжает расти. С 1975 г. по 1990 г. количество тех, кто обучался за рубежом, выросло с 600 тыс. до 1,2 млн. чел., к 2000 г. их насчитывалось 1,9 млн., а к 2006 г. цифра выросла до 2,9 млн. Более половины всех студентов, обучающихся за рубежом, приходится на США, Великобританию, Германию и Францию. На 2010 г. экспорт образовательных услуг принёс экономике США 20 млрд. долл. [4]. В 2010-2011 учебном году в США рост численности иностранных студентов, обучающихся в колледжах и университетах, составил 4,7% по сравнению с предыдущим учебным годом, и 32% по сравнению с 2000/2001 учебным годом.

Суммарные доходы от экспорта всех видов российских образовательных услуг в 2007/2008 учебном году, включая платные курсы русского языка для иностранцев в России и за рубежом, обучение и проживание в России иностранных школьников и т.д. составили 1,1 млрд. долл. США [5]. То есть на Россию сегодня приходится около 1% ежегодных доходов от мирового рынка образовательных услуг (оцениваемого в 100 с лишним млрд. долл. США).

В России в 2007/2008 учебном году обучалось очно и заочно: 7,1 тыс. иностранных студентов колледжей и других учреждений среднего профессионального образования, 11,6 тыс. иностранных слушателей подготовительных отделений вузов, 117,9 тыс. иностранных студентов, 3,7 тыс. аспирантов, 0,1 тыс. докторантов, 14,7 тыс. иностранных стажеров, интернов, ординаторов. В общей сложности это составляет около 155 тыс. чел. При этом в США только в колледжах и университетах в этом же учебном году обучалось 623,8 тыс. иностранных учащихся.

391

Экспорт образовательных услуг, как и каждая экспортоори-ентированная сфера экономики, требует инвестиций для повышения конкурентоспособности и получаемой прибыли. Так, США в виде субсидий, грантов и стипендий в 2007/2008 гг. выделили около 6 млрд. долл. для обучения иностранных граждан в своих колледжах и университетах, получив в качестве совокупной прибыли (в том числе включающей расходы иностранных учащихся на проживание в США) 18 млрд. долл. Таким образом, каждый из обучавшихся в колледжах и университетах США иностранцев принес в среднем 24 тыс. долл. В России же каждый иностранный учащийся вузов и ссузов очной и заочной форм обучения (около 155 тыс. чел.) приносит в среднем 5,3 тыс. долл. Виной тому - низкий объём российской помощи иностранным учащимся: около 60 млн. долл. США. Соотношение размеров материального стимулирования обучения иностранных студентов-очников в России и доходов от их обучения составляет 1:12,7 , а в США это соотношение - 1:3. В итоге доходы от обучения одного иностранного студента в России примерно в 5 раз ниже, чем в США [6].

Российская практика приёма учебных мигрантов: опыт столицы и региональных центров (по исследованию 20072008 гг.)1. Советский Союз был заинтересован в том, чтобы его идеология распространялась по миру, чтобы формировалось его позитивное восприятие. Это достигалось за счет обучения иностранных студентов. Идеология «дружбы народов и интернационализма», помимо своей прямой политической функции, формировала позитивное общественное восприятие учащихся-

1 Данное исследование проводилось в гг. Томск, Москва и Воронеж. Анкетный опрос учащихся-иностранцев, обучавшихся в российском вузе и не имевших российского гражданства, проводился по стандартизированной анкете в мае-октябре 2008 г. и охватил 776 чел. (в Москве - 464, в Томске - 203, в Воронеже -109). Выборка структурировалась по странам прибытия (дальнее и ближнее зарубежье - по 50%), периоду учёбы респондентов в РФ (не более трети -первый год обучения, не более трети - последний курс). В выборке - 2/3 юношей и 1/3 - девушек. Анкета состояла из блоков: «Мотивы приезда на учёбу в РФ и источники информации о российских вузах», «Оценка качества обучения и условий жизни в России», «Источники финансирования обучения в вузах РФ», «Жизнь в России и перспективы» и «Социально-демографические характеристики анкетируемого». Опрос 25 экспертов (10 - в Москве, 10 - в Томске и 5 -в Воронеже) осуществлен по гибкому вопроснику, с блоками вопросов, касающихся различных аспектов адаптации иностранных студентов в российских вузах, в том числе во времена СССР.

392

иностранцев, что способствовало созданию благоприятной среды для их адаптации.

Сейчас советская идеология ушла, но не сменилась чем-то иным, например, прагматичным восприятием иностранных учащихся как экономического ресурса для РФ. Иностранные учащиеся ни правоохранительными органами, ни общественным мнением не выделяются в отдельную подгруппу: учебных мигрантов не отличают от мигрантов трудовых. Нетолерантность российской среды обитания учебных мигрантов как естественное следствие достаточно высокого уровня мигрантофобии в России увеличивает сложность их адаптации. Причиной тому во многом служит и российское законодательство, не выделяющее иностранных учащихся в отдельную категорию: они получают визы на общих основаниях, не имеют права на частичную занятость и прочих специальных прав, широко практикуемых в странах массового приёма учебных мигрантов.

Анализ интервью воронежских, московских и томских экспертов, приводящих различные примеры локальных решений системной проблемы учебных мигрантов в законодательстве РФ, отчётливо показывает давно назревшую необходимость его изменения. Выявленные в процессе исследования неформальные практики, например, такие, как локальные договорённости вузов с местными отделениями милиции о «более внимательном, специальном отношении» к учебным мигрантам, ярко иллюстрируют как заинтересованность вузов в комфортном пребывании в их городе иностранных студентов, так и возможные риски, связанные с действиями правоохранительных органов в отношении учебных мигрантов.

Необходимо закрепить в общественном сознании понимание того, что интеллигентный и образованный иностранец, приносящий России серьёзный денежный доход, помогает ей выстраивать своё будущее, укрепляет её экономическую стабильность. Позитивная подача информации об иностранных студентах вполне выполнимая для СМИ задача.

Для привлечения иностранных студентов, стажеров и аспирантов необходимо и актуально не просто высокое качество предоставляемых знаний, престиж выдаваемого диплома, но и

393

обеспечение высоких жизненных стандартов, способствующих успешному обучению и комфортному самоощущению, быстрой адаптации учебных мигрантов. Обеспечить всё это нельзя без отлаженного и гибкого механизма работы с иностранцами внутри самой вузовской системы, механизма способного быстро перестраиваться сообразно постоянно меняющимся условиям. В силу высокой конкурентности международного рынка образования Россия может на нем успешно работать только в случае создания специальных институциональных условий и механизмов для быстрого преодоления иностранными учащимися возникающих барьеров в инокультурном для них российском социуме.

Приведенное исследование показало, что для решения названной проблемы:

• Россия фактически не проводит стимулирующей миграционной политики по отношению к учебным мигрантам, не выделяет их из общего миграционного потока и не способствует формированию механизма их быстрой и лёгкой адаптации в РФ;

• вузы, работающие на международном рынке образования, нуждаются в государственной поддержке для организации процесса адаптации учебных мигрантов;

• из всех факторов, влияющих на адаптацию учебных мигрантов, знание русского языка является самым важным и определяющим, поэтому адаптация иностранных студентов из дальнего зарубежья в целом проходит сложнее и более растянута во времени, она требует специальных программ, которые есть далеко не во всех вузах, обучающих иностранцев;

• из вновь возникших в последние годы факторов, мешающих адаптации учебных мигрантов, главными являются факторы, связанные с прямым нарушением прав человека и угрозой личной безопасности, что ярко показал опрос иностранных учащихся.

Проведенное исследование даёт также основания утверждать, что выход на международный рынок образования и поступательное развитие учебной миграции в Россию могут быть стимулированы государством:

394

• модернизацией научно-технической инфраструктуры российской образовательной системы;

• облегчением регистрационных процедур и уменьшением излишней их бюрократизации;

• выдачей вида на жительства и российского гражданства наиболее талантливым иностранным учащимся при их желании;

• легализацией частичной трудовой занятости для иностранных студентов, особенно в период каникул;

• развитием системы международных соглашений, способствующих более простой процедуре нострификации, признания дипломов российских вузов за рубежом и взаимного признания дипломов иностранных вузов в РФ, что будет особенно важно для стран СНГ, так как упростит обучение для иностранцев из этих стран в российских аспирантурах;

• изменением механизмов взаимодействия государства и вузов, обучающих иностранцев по государственному набору;

• государственными мерами по созданию и поддержанию толерантной жизненной среды, в том числе через государственное противодействие мигрантофобской информационной кампании в СМИ;

• пресечением преступной деятельности скинхедов (национал-социалистской их ветви2) и подобных им ми-грантофобских неформальных групп;

• созданием под эгидой Министерства образования и науки современной, подробной, ясной, бесплатной и мультия-зычной информационной системы в сети Интернет, в которую могут быть интегрированы как государственные, так и негосударственные высшие учебные заведения;

• внедрением системы грантовой поддержки талантливых зарубежных абитуриентов, в том числе с полным возме-

2 НС- скинхеды (англ. Nazi skinheads или National Socialist skinheads) — радикальные националисты и расисты, которые придерживаются национал-социалистической идеологии, выступают за идею расового сепаратизма и

превосходства белой расы (White Power), культивируют насилие, идеализируют Третий рейх и коллаборационистов. Деятельность НС-скинхедов часто носит экстремистский, нередко террористический характер.

395

щением всех их издержек и возможностью упрощённого получения российского гражданства для тех, кто согласен зафиксировать намерение жить и работать в РФ в виде долгосрочных контрактных соглашений;

• созданием особой программы поддержки абитуриентов -соотечественников за рубежом, в том числе с привлечением средств частных благотворительных российских фондов, в целях использования системы высшего образования как адаптационного механизма для возвращения соотечественников в Россию;

• созданием государственных культурных, образовательных и трудовых программ обмена, подобных уже существующим немецким, британским, австралийским, американским программам, направленным на пропаганду российского образования и российской культуры, привлечение частных лиц и организаций к деятельности в рамках таких программ;

• развитием мероприятий рекламного характера за рубежом (участие и самостоятельное проведение выставок образования; создание и развитие сети координаторов, занимающихся вопросами образования и информирования о российских образовательных возможностях зарубежных абитуриентов при российских посольствах и представительствах), налаживание контактов с существующими объединениями соотечественников за рубежом5;

• развитием и восстановлением системы преподавания русского языка в зарубежных странах и развитием новостного вещания на зарубежных языках (в том числе в странах Центральной и Восточной Европы) национальных российских радиостанций и телевизионных каналов, при особом внимании к молодежным культурным и музыкальным программам.

5 Мероприятия такого рода регулярно проводят за рубежом под эгидой Федерального агентства по делам Содружества Независимък Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству (Россотрудничества), но масштаб их проведения явно не соответствует необходимому (см. [8]).

396

В то же время решение данной задачи может быть обеспечено российскими вузами путем:

• постоянной кадровой работы в правоохранительной системе по выявлению и наказанию нечистоплотных и коррумпированных полицейских, вымогающих с иностранных студентов взятки при проверке документов;

• усиления контроля за кадровой политикой в российских учебных заведениях, что исключит проявление нетолерантного отношения со стороны администрации и преподавателей к иностранным учащимся, и создаст толерантную среду обучения, исключающую проявление любых форм расизма со стороны российских студентов;

• развития общественной и культурной жизни в вузах, активным вовлечением в неё иностранных учащихся, поощрением развития в российских городах системы хос-телов, позволяющих иностранным студентам активно путешествовать по РФ (как это происходит за рубежом);

• строительства комфортабельных новых и реконструкции старых общежитий с оборудованием автомобильных парковок и организацией бесплатного доступа всех студентов к сети Интернет. (Небольшим специализированным вузам должна быть предоставлена возможность аренды небольшого числа мест в кампусах больших университетов);

• налаживания контактов с выпускниками вузов СССР и РФ за рубежом4 в рамках развития сети международной деятельности российских вузов, укрепления культурных и научных связей, привлечения спонсоров;

Привлекательность России для получения высшего образования глазами казахских абитуриентов. Россия до сих пор сохраняет привлекательность для получения образования для абитуриентов из стран бывшего СССР, но, как показало исследование в Казахстане, со временем, привлекательными остаются только ведущие российские вузы, а мигрантофобия, бытовая неустроенность и низкое качество транспортной, соци-

4 К этому же призвали в своём «Обращении» и участники второго Всемирного форума иностранных выпускников российских (советских) высших учебных заведений в Москве, 5 октября 2007 г. (см. [7]).

397

альной и коммуникативной инфраструктуры, серьёзно снижают привлекательность российского образования для иностранных абитуриентов5.

Обследование показало, что в качестве альтернативы РФ казахстанские школьники чаще всего рассматривают Великобританию. США, Чехию, Турцию и даже Японию. Выбор страны обусловлен, в любом случае, наличием в ней хороших вузов (обе группы опрошенных школьников, желающих учиться в РФ (55%) или в другой стране (30%), поставили это условие на первое место). Желающие поехать учиться в РФ на второе по важности место ставят культурный фактор («Здесь интересно жить - много развлечений, интересных мест и т.п.» - 13%), на третье - советы друзей, знакомых (12%), и только на четвёртое - заботу о студентах-иностранцах (10%). Для предпочитающих в качестве будущего места учёбы РФ безопасность жизни стоит на одном из последних мест (4%). Напротив, желающие поехать на учёбу не в РФ казахские школьники именно заботу о студентах-иностранцах в стране предполагаемой учёбы ставят на второе место (29%). Следом у них идёт безопасность жизни («Здесь безопасно жить, нет скинхедов, нет плохого отношения к людям из других стран, людям иной национальности или расы - 19%, а потом - культурный фактор (17%).

5 Анкетный опрос 200 выпускников казахстанских школ в мае-июне 2010 г. в Астане был проведён, для оценки их намерений и предпочтений при выборе вузов для обучения:100 чел. тех, кто намерен учиться в РФ и 100 тех, кто хочет учиться за границей, но не в РФ, 50 % - юноши и 50 % - девушки. Опрошенные -ученики 6 школ-лицеев, 7 школ-гимназий, 5 общеобразовательных школ, казахско-турецкого лицея для одаренных девочек, казахско-турецкого лицея для одаренных юношей и международной школы непрерывного образования. Анкета состояла из 49 вопросов и была разбита на тематические блоки: стратегия выбора страны обучения и источники информации о предполагаемом для обучения вузе, городе и стране; оценка города проживания и города предполагаемой учёбы; проблемы при обучении за границей, личная безопасность при обучении; знание о президентской программе «Болашак», дающей гранты на обучение за рубежом с последующей обязательной работой в государственных организациях Казахстана; знание языка предполагаемого обучения, перспективы трудоустройства в Казахстане с дипломом зарубежного вуза, осуществляемая подготовка для поступления в зарубежный вуз, миграционные намерения и намерения на будущее, индивидуальная социально-демографическая характеристика семьи школьника и его успеваемость.

398

Среди выбравших в качестве страны предполагаемой учёбы РФ наиболее популярны города (в порядке убывания): Москва, Томск, Санкт-Петербург.

На первом месте при выборе места учёбы для казахских школьников стоят советы родственников, друзей, учителей, а на втором - Интернет. Телевидение и радио поставили на третье место те, кто выбирает для учёбы РФ, выбравшие для учёбы не Россию ставят их на четвёртое место. Публикации в газетах более значимы для тех, кто выбирает не РФ, хотя сравнение этих процентов для двух групп школьников показывает их близость.

Главная причина обучения за границей для обеих групп школьников - желание в принципе учиться не в Казахстане (среди тех, кто хочет учиться в РФ, 26% и в другой стране 30%). Для выбравших РФ следующими по значимости после этого желания были: более высокая плата за обучение в Казахстане (20%), более высокий конкурс при поступлении в вузы Казахстана (16%), а также ос-тутствие в Казахстане возможностей обучения по выбранной специальности, профессии (11%). Выбравшие для обучения не РФ важными считают следующие причины: «Диплом вуза той страны, куда я поеду, признается за рубежом при продолжении образования» (23%), «в Казахстане более высокий конкурс при поступлении в вуз» (12%) и совет родителей, знакомых (11%).

Среди выбравших РФ в качестве страны обучения немного ниже уровень знания о программе «Болашак» [9], несколько больше желающих использовать её возможности среди тех, кто хочет обучаться не в РФ.

Болашак — стипендия Президента Республики Казахстан. Учреждёна 5 ноября 1993 г. постановлением Н. А. Назарбаева и финансирует получение высшего образования за рубежом для дальнейшего применения полученного ими опыта во благо государства. В 2010 г. стипендиаты имели возможность обучения в 200 вузах 23 стран мира. Согласно статистике за 2008 г., 93,6% претендентов отобранных для участия в конкурсе были казахской национальности, 3% русской, 0,9% корейской и 0,5% татарской. Практически полное отсутствие представителей славянских и других европейских этносов в составе участников объясняется введением в 2008 г. обязательного требования знания казахского языка. Низкий уровень преподавания казахского языка и отсутствие продуктивных методик обучения ему объясняют столь высокий процент представителей титульной нации, для которой казахский язык является родным. Для сравнения, по данным за 2009 г., в Казахстане проживает 63,1% этнических казахов, 23,7% русских, 2,1% украинцев и 1,1% немцев. Такие пропорции стимулируют рост числа студентов нетитульной нации, из числа не казахов, поступающих в зару-

399

бежные (преимущественно российские) вузы самостоятельно и после окончания обучения меняющих гражданство и остающихся жить за границей.

Те, кто будет учиться не в РФ знают русский язык немного лучше, чем те, кто хочет учиться в РФ. Знание английского и других языков - у первых значительно выше. Сложности при трудоустройстве у желающих обучаться в РФ могут возникнуть из-за того, что в Казахстане нет работы по предполагаемой для обучения профессии. Для тех, кто хочет учиться в другой стране, это менее весомая причина. Наряду с ней, значимой причиной выступает то, что в Казахстане могут не признать полученный диплом зарубежного вуза.

Среди желающих в РФ, больше тех, кто хочет там осесть надолго, а среди желающих учиться в других странах, больше тех, кто хочет там остаться на некоторое время. В обеих группах главная причина такого настроя - возможности трудоустройства в стране обучения. В группе предпочитающих обучение не в России, большее значение имеют хорошие условия жизни, а среди желающих учиться в РФ этот фактор по значимости стоит только на третьем месте ( на втором - проживание в РФ родных и близких).

У казахских школьников, которые хотят поступать в российский вуз, выше успеваемость. Среди них больше тех, кто учится в обычной средней школе, а не в лицее или спецшколе. Это дети из более многочисленных по составу семей с более высоким образованием у родителей. Такие семьи либо достаточно обеспеченные, либо живущие скромно (среди них меньше представителей «среднего класса»), в отличие от тех семей, дети из которых хотят учиться не в России.

Около 90% желающих учиться не в РФ - казахи, а среди тех, кто предпочитает РФ, их только 35%, и русских - больше половины (53%).

Итак, в РФ настроены ехать казахские школьники менее прагматичные, больше доверяющие мнению своих родителей, менее осведомлённые о возможностях образования. Они спокойнее относятся к комфорту и более определённы в своих планах на обучение. Среди них больше тех, кто рассматривает обучение как ступеньку к возвращению на историческую родину в РФ. Большинство школьников, предпочитающих обучение не в РФ, ставит целью высокие заработки и удобные ус-

400

ловия учёбы, проявляя меньше доверяя сложившимся в казахстанском обществе стереотипам об учёбе в РФ. Они стремятся получить опыт работы за границей, но больше склонны пусть и через какое-то время к возвращению в Казахстан.

На примере абитуриентов Казахстана видно, что учебная миграция из стран СНГ в основном носит характер воссоединения с исторической Родиной, когда ступенькой к переезду на постоянное место жительства в Россию становится обучение в российском вузе. Уровень жизни семей абитуриентов, желающих ехать в для обучения РФ ниже, чем у выбирающих другие страны. Таким образом, в перспективе постепенное исчерпание группы абитуриентов, воссоединяющихся с исторической Родиной и постепенно падающая популярность российского образования у небогатых слоёв населения Казахстана. Эти тенденции, вероятно, без специальных исследований нельзя экстраполировать на все остальные страны бывшего СССР, но выявленные по казахстанским данным результаты весьма симптоматичны.

Общие выводы. Если говорить о минусах и промахах в государственной политике России при организации учебной миграции в нашу страну, необходимо обратить внимание на следующие основные моменты:

• На рынке образовательных услуг Россия уделяет слабое мало внимание конкуренции со стороны стран СНГ, уже выстроивших свои национальные системы образования и конкурирующих за абитуриентов-иностранцев внутри СНГ (Украина, Беларусь), которые составляют самую перспективную для РФ группу.

• Существование в России ксенофобии, расизма, национализма, в том числе по отношению к иностранным учащимся.

• Отсутствие в российском обществе понимания отличия учебных мигрантов от трудовых.

• Слабое устаревшее техническое оснащение российских вузов и ссузов, отсутствие полноценных кампусов в подавляющем числе вузов.

• Отсутствие полноценной работы с выпускниками вузов, в том числе с иностранными.

401

• Отсутствие нормативной правовой базы, которая позволяет организовывать практики и стажировки для иностранных студентов.

• Отсутствие разрешения на работу для иностранных учащихся как в рамках законного прохождения практики, так и для возможности подрабатывать в свободное от учёбы время.

• Отсутствие как государственного (со стороны Минобр-науки РФ), так и негосударственного (независимые рейтинги исследовательских организаций, не входящих в состав российских образовательных учреждений) мониторинга соотношения цены и качества образования, а также поддержки предприятий, где работают студенты, или бизнеса, организованного студентами, в том числе и инновационного бизнеса.

• Отсутствие логически выстроенной государственной политики по отношению к образовательной миграции и интеграции РФ в мировой рынок образовательных услуг.

Рекомендации для поэтапной реорганизации учебной миграции в России. В краткосрочном периоде (ближайшие пять лет), помимо уже указанных выше конкретных мер, необходимо выдерживать следующие приоритеты.

1. Целевая помощь российским вузам, готовым наращивать потенциал приема иностранных учащихся и доказавшим свою готовность приростом численности таких учащихся, в строительстве кампусов, общежитий, приобретении оборудования и модернизации инфраструктуры. Такая поддержка может быть осуществлена по факту уже достигнутых результатов. Так, если вуз построил общежитие, значительную часть (до 50-70%) вложений, которые он сделал, можно ему вернуть, определяя их как вложения в городскую инфраструктуру. Такое субсидирование может осуществляться как федеральными средствами, так и средствами субъекта Федерации. Для этого необходимо предусмотреть изменения в законодательстве, чтобы дать субъектам Федерации право вкладывать деньги в такого рода проекты, так как в статьях расходов такие инвестиции не предусмотрены. При таком подходе реально увеличить число мест для иностранных учащихся, чтобы привлекать их в большем количестве.

402

2. Развитие и сохранение имеющихся научных школ, по возможности возрождение утраченных, укрепление их материально-технической базы, считая образовательную сферу точкой экономического роста и развивая экспорт образования.

3. Развитие регионального вектора путем поддержки не только столичных вузов. По всей России достаточно сильных вузов, включая Дальний Восток и Сибирь. Красноярск, Новосибирск, Томск, Иркутск всё ещё имеют серьёзный потенциал, постепенно и неуклонно снижающийся в сложившихся неблагоприятных российских условиях.

В среднесрочной перспективе (5-10 лет) необходимо переходить к развитию экспортного потенциала не только российских вузов, но и техникумов, ПТУ и колледжей. Очевидно, что их надо развивать не только для приёма иностранцев, но и для обеспечения экономики России квалифицированными рабочими, дефицит которых отчасти возник из-за чрезмерной доступности высшего образования. Часть вузов, не соответствующих вузовским стандартам, избегая расформирования, целесообразно перевести в разряд среднеобразовательных учреждений и организовать экспорт такого образования, ориентируясь сначала на страны СНГ, а постепенно расширяя работу и на страны дальнего зарубежья. На этом этапе необходимо возрождение уважения к рабочим специальностям. Всемирный кризис 2008-2010 гг. частично скорректировал профориентацию молодёжи западных стран: с маркетинга и банковской сферы на профессии в сфере реального производства. Появилось осознание, что существуют специальности, востребованные даже во времена кризиса экономики. Очевидно, что пренебрежительное отношение к «грязному» труду на производстве, формируется в России не только низкой его оплатой, но и отсутствием государственной политики в этом вопросе, тогда как в западных странах уважительное отношение к любому труду формируется с детства, а студенты часто начинают трудовую карьеру с работы в МакДональдсе и подобной ей неквалифицированной работы.

Целесообразность стратегической направленности на развитие экспорта среднеспециального образования обусловлена

403

тем, что сейчас временные трудовые мигранты в РФ занимают в основном рабочие места, над которыми стоят остальные сферы приложения труда. Если этот слой рабочих мест во многом занят мигрантами, то местные жители занимают более высокие позиции. В условиях сложной демографической ситуации скорее рациональна установка на то, чтобы российские граждане занимали рабочие места более высокой квалификации, а трудовые мигранты, имеющие доступ к среднеспеци-альному образованию, заполняли «низовой слой» «пирамиды труда» и имели в дальнейшем возможность подниматься по ней вверх. Таким образом, Россия может использовать существующую сейчас ситуацию «демографического сжатия» как модель развития. Это не идеальный вариант, а продвижение такой идеи нуждается в серьезном обсуждении, но это - вест-ма вероятный сценарий на ближайшую перспективу.

Планирование развития образовательной миграции на ближайшие 10 лет, по нашему мнению, должно быть увязано как с возможностями российской молодёжи подняться на более высокий уровень по профессиональной лестнице, так и с образовательной миграцией из-за рубежа в средние специальные учебные заведения РФ. В дальнейшем часть людей, обучившихся в России может остаться в ней или работать на российских производствах, вынесенных за границу (на первом этапе в страны СНГ). Создавая условия для учёбы молодежи других стран и развивая свои учебные заведения, в том числе средне-специальные, РФ развивает и обеспечивает работой свой профессорско-преподавательский состав.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Если после обучения в России учебные мигранты возвратятся в свои страны, они станут тем связующим звеном между государствами, которое не в силах заменить ни одно международное соглашение между Россией и страной исхода таких учебных мигрантов. Люди, получившие образование в России, рассказывая о ней у себя на Родине, в случае если они довольны своим обучением, обеспечат новый приток зарубежных абитуриентов в российские ссузы и вузы. Вместе со стабильным притоком иностранцев в высшие учебные заведения может сформироваться и поток в среднеспециальные учебные заве-

404

дения тех учебных мигрантов, кто считает, что высшее образование - не для него. Такой вариант возможен, если качество образовательной системы в целом будет иметь хороший имидж. Это в итоге привлечёт тех зарубежных абитуриентов, для которых найдется работа на российских промышленных предприятиях и в различных организациях, где ощущается нехватка кадров.

Обучающиеся в колледжах 15-летние ученики - это несовершеннолетние дети, поэтому должен быть разработан большой блок нормативно-правового обеспечения пребывания несовершеннолетних иностранных граждан на территории РФ.

Разработка такой нормативной правовой базы займёт не менее года. В случае развития предлагаемой двуступенчатой модели образовательной миграции необходимо специальное поручение правительства, регламентирующее деятельность в этой области федеральных органов государственной власти с включением в работу Министерства образования и науки, Федеральной миграционной службы, Министерства регионального развития, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации. На взаимные согласования и проверки, апробирование в нескольких учебных заведениях уйдёт ещё не менее года. Вся подготовительная работа может занять около двух лет интенсивной работы.

Пока в РФ такого законодательства нет даже в проекте, и все разговоры о развитии образовательной миграции упираются в тупик несовершенства законодательной базы, например, в отношении возраста учащихся.

В долгосрочной перспективе (10-15 лет) выстраивание предложенной цепи образовательных политик (от экспорта высшего образования - к экспорту среднеспециального), включённой в общегосударственные цели формирования толерантной среды и социокультурной интеграции оседающих в РФ учебных мигрантов, должно быть направлено на полноценное включение российских вузов и ссузов в мировую образовательную систему. Это подразумевает постоянную модернизацию материально-технической базы, международную мобильность не только учащихся, но и преподавателей, интеграцию вузов и ссузов в международные исследовательские про-

405

екты в максимально возможном масштабе. Именно это будет означать полномасштабную работу на мировом образовательном рынке. В такой долгосрочной перспективе бывшие граждане СССР и РФ, выехавшие за рубеж, могут быть привлечены к взаимовыгодному сотрудничеству, при интеграции российской образовательной системы в мировой образовательный рынок.

Литература и информационные источники

1. Вузы России как механизм адаптации учебных мигрантов // В кн. Трансграничные миграции и принимающее общество: механизмы и практики взаимной адаптации / Под науч. ред. проф. В.И. Дятлов. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2009. (Труды Иркутского МИОНа) с. 289-342 (http://www.demoscope.ru/weekly/knigi/transmig/transmig.pdJ)

2. Dmitry Poletaev, Botagoz Rakisheva. Educational Migration from. Kazakhstan to Russia as an Aspect of Strategic Cooperation. Within the Customs Union" Journal of Eurasian Economic Integration #4 2011 стр.198-219 http://eabr.org/media/img/rus/publications/magazine/no4%282011%29/n4_2011 _16.pdf

3. Взгляд школьников-абитуриентов г. Астаны на возможности продолжения своего образования в России и других зарубежных странах// материалы международной научно-теоретической конференции Постсоветские модели социальных трансформаций: опыт двадцатилетия, Караганда, 2011, с. 352-356

4. Мировой кризис и международная мобильность студентов. Учёба за рубежом.ру. Весна 2011. Электронный ресурс: режим доступа: http://www.studyabroad.ru/guide/lib/Mobility.php

5. Арефьев А.Л. Российское образование на экспорт /Демоскоп -weekly № 441 - 442 (1 - 14 ноября 2010). Электронный ресурс: режим доступа: http://demoscope.ru/weekly/2010/0441/tema01.php

6. Арефьев А.Л. Сколько Россия зарабатывает на экспорте образовательных услуг? // Демоскоп-weekly № 441 - 442 (1-14 ноября 2010) http://demoscope.ru/weekly/2010/0441/tema06.php

7. Обращение участников второго Всемирного форума иностранных выпускников российских (советских) высших учебных заведений (г. Москва, 1-3 октября 2007 г.). Электронный ресурс: режим доступа: http://www.russia.edu.ru/news/events/forum-2007/2323/

8. Сайт Россотрудничества. Электронный ресурс: режим доступа: http://www.rusintercenter.ru/?lang=ru&menu=115

9. Сайт АО «Центра международных программ «Болашак» http://www.edu-cip. kz/kz/index.php

406

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.