Практика реализации международных стипендиальных программ:
опыт Республики Казахстан
А. К. Сагинтаева, А. К. Аширбеков
Сагинтаева Аида Кыстаубаевна
кандидат филологических наук, главный исполнительный директор Высшей школы образования Назарбаев Университета. E-mail: asagintayeva@ nu.edu.kz
Аширбеков Адиль Курманбаевич
магистр гуманитарных наук, младший научный сотрудник департамента науки Высшей школы образования Назарбаев Университета. E-mail: [email protected]
Адрес: 010000, Республика Казахстан, Астана, пр. Кабанбай батыра, 53.
Аннотация. Международная стипендия Президента Республики Казахстан «Болашак» была инициирована для того, чтобы в условиях реструктуризации экономики обеспечить национальным кадрам доступ к передовым знаниям по направлениям науки, которые не были развиты в стране. Программа «Болашак» начала осуществляться в 1994 г., и к 2013 г. по ней прошли обучение 6282 человека. Опыт ее
реализации анализируется на основании документов, регламентирующих участие в программе, а также опроса ее администраторов, стипендиатов и выпускников, проведенного Высшей школой образования Назарбаев Университета в период с 2011 по 2013 г. Совершенствование программы в течение 20-летнего периода ее реализации осуществлялось по следующим основным направлениям: обеспечение равного доступа к участию в программе для всех граждан страны; определение приоритетных направлений подготовки специалистов; формирование списка высших учебных заведений для обучения за рубежом; определение уровней образования, которые целесообразно финансировать в рамках программы; создание условий для возвращения стипендиатов программы в Республику Казахстан. Ключевые слова: международные стипендиальные программы, Казахстан, программа «Болашак», доступ к образованию, бакалавриат.
Статья поступила в редакцию в июне 2014 г.
После обретения независимости Республика Казахстан столкнулась с целым комплексом новых вызовов. В условиях практически остановившейся промышленности, а также массового оттока высококвалифицированных специалистов за рубеж руководству страны было необходимо создать условия для формирования «новых знаний», которые обеспечили бы успешный переход плановой экономики на рыночные рельсы.
http://vo.hse.ru
119
l»ol
ПРАКТИКА
Программа «Болашак» была призвана стать тем самым механизмом, который позволит казахстанским специалистам в условиях реструктуризации экономики и перехода от сырьевой промышленности к инновационной получить доступ к передовым знаниям по тем направлениям науки, которые не были развиты в стране.
Впервые о возможности обучения казахстанских студентов в лучших зарубежных университетах в рамках данной программы Президент Республики Казахстан объявил в 1993 г. Первые 187 обладателей международной стипендии выехали на обучение в 1994 г. Всего по программе по состоянию на 2013 г. обучились 6282 человека1.
В настоящее время в рамках программы «Болашак» республиканский бюджет ежегодно финансирует 3 тыс. стипендий2. Целевые ассигнования средств на обучение за рубежом — не единственный способ финансирования стипендиальных программ. Например, правительство Чили для реализации международной стипендиальной программы Becas Chile Program (BCP) выделило средства в размере 6 млрд долл., которые были размещены на депозитах зарубежных банков. Финансирование программы осуществляется за счет ежегодной прибыли фонда в размере 250 млн долл. [OECD, World Bank, 2010. P. 43].
Стипендиаты программы «Болашак» могут рассчитывать на финансирование обучения для получения степени бакалавр, магистр, PhD не более одного раза. На участие в программе могут претендовать и студенты, уже поступившие и проучившиеся определенное время в зарубежном вузе.
Стипендиатам программы «Болашак» оплачивается стоимость обучения в высшем учебном заведении, медицинское страхование, а также другие обязательные услуги по требованию университета. В течение всего периода обучения они получают ежемесячную стипендию, которая покрывает расходы на проживание, питание и приобретение учебных материалов.
За 20-летний период ее реализации «Болашак» была значительно усовершенствована. Изменения касаются пяти ключевых аспектов осуществления программы:
• обеспечение равного доступа к участию в программе для всех граждан страны;
• определение приоритетных направлений подготовки специалистов; 1 2
1 http://www.bolashak.gov.kz/index.php/ru/o-stipendii/istoriya-razvitiya
2 http://www.bolashak.gov.kz/images/Pretendentu/Documents/%D0%9F%D1 %80%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%BB%D0%B0_%D0%BE%D1%82%D 0%B1.pdf.
120
Вопросы образования. 2014. № 4
А. К. Сагинтаева, А. К. Аширбеков Практика реализации международных стипендиальных программ
• формирование списка высших учебных заведений для обучения за рубежом;
• определение уровней образования, которые целесообразно финансировать в рамках программы;
• создание условий для возвращения стипендиатов программы в Республику Казахстан.
В самом начале реализации программы небольшое количество стипендий, ограниченный доступ к информации породили в общественном мнении суждение, что программа предназначена для детей чиновников высшего эшелона власти [Perna et al., 2014. P. 12]. Статистика за 2007 г., помимо общих данных по стипендиатам, включала сведения о социальном статусе родителей молодых людей, прошедших конкурс на обучение за рубежом. Среди стипендиатов программы у 48% родители были работниками частного сектора, у 15% — сотрудниками бюджетных организаций, у 12% — пенсионерами. И только у 10% стипендиатов родители относились к группе государственных служащих. За последние шесть лет это соотношение не претерпело больших изменений (рис. 1).
Изначально преодоление социального неравенства не входило в список задач, на решение которых была нацелена программа. Тем не менее на данный момент, как отметил президент Казахстана Н. Назарбаев на Форуме стипендиатов и выпускников программы «Болашак», она может рассматриваться как социальный лифт для молодых казахстанцевз. Эта программа стала
Предоставление равного доступа к участию в программе
Рис. 1. Социальный статус родителей стипендиатов программы «Болашак» за период 2005-2012 гг. (%)
Госслужащие, работники бюджетных организаций и предприятий, 35
Безработные, 8 3
Военнослужащие, 1
Работники частных структур, 38
Нет родителей, 2 Другое, 2 Пенсионеры, 14
3 http://inform.kz/rus/article/2609778
http://vo.hse.ru
121
ЩОІ
ПРАКТИКА
своеобразным воплощением «казахстанской мечты». Выпускники программы достаточно востребованы на рынке труда. Работодатели отмечают высокий уровень их профессиональной подготовки, знание иностранных языков, а также современный стиль мышления.
Для обеспечения равного доступа к участию в программе во всех регионах страны и моногородах проводятся выездные брифинги с приемом документов на местах. Разработана соответствующая электронная государственная услуга. До 2008 г. всем кандидатам необходимо было подавать документы на программу лично, т. е. выезжать в г. Астану, зачастую многократно. Теперь все желающие могут подавать документы через портал электронного правительства и центры обслуживания населения из любой точки страны [Perna et al., 2014].
Определение Все 336 стипендиатов, обучавшихся по программе «Болашак» приоритетных до 1997 г., имели статус самостоятельно поступивших. На на-специальностей чальном этапе реализации программы основная функция государства состояла в финансировании уже принятых на обучение граждан. Ни список вузов, в которые могут поступать стипендиаты, ни специальности, по которым они обучаются, государство не устанавливало и не контролировало.
Принятая в 1997 г. Стратегия развития Республики Казахстан до 2030 г. привнесла в реализацию программы ряд корректировок4. Были изменены требования к выбору специальности обучения, разработан перечень приоритетных специальностей, который формируется ежегодно на основе заявок, поступивших от центральных и местных исполнительных органов, научно-исследовательских институтов, высших учебных заведений и других государственных организаций. В перечень приоритетных специальностей также вносятся дополнения на основании анализа долгосрочных кадровых потребностей той или иной отрасли экономики, которые определяются по программным документам развития страны. Сформированный перечень утверждается на заседании Республиканской комиссии по подготовке кадров за рубежом и публикуется в печатных изданиях и на официальном сайте Центра международных программ5.
С 2011 г. внедрен программно-целевой механизм реализации программы — заключение трехсторонних договоров между работодателем, стипендиатом и администратором программы. Такой механизм облегчает подготовку специалистов для осуще-
4 http://www.akorda.kz/ru/page/kazakhstan-2030_1336650228
5 www.bolashak.gov.kz
122
Вопросы образования. 2014. № 4
А. К. Сагинтаева, А. К. Аширбеков Практика реализации международных стипендиальных программ
ствления государственных программ развития тех или иных отраслей экономики страны.
В первые годы действия программы стипендия присуждалась преимущественно по экономическим и гуманитарным специальностям [Ирсалиев, 2003. С. 173], обучающиеся по техническим специальностям составляли менее 20% стипендиатов. Основная причина заключалась в низком уровне знания иностранного языка у претендентов на обучение по инженерным и техническим специальностям. В дальнейшем для них были изменены условия участия в программе: был снижен пороговый экзаменационный балл по иностранному языку и предоставлена возможность обучаться на языковых курсах продолжительностью до четырех учебных семестров в соответствующей языковой среде за рубежом. После этого конкурсанты могут пройти повторное тестирование и по его результатам поступить в вуз.
В 2005 г. программа «Болашак» значительно расширилась. Формирование Так, если с 1994 по 2004 г. было присуждено 785 стипендий, то списка вузов в 2005 г. обладателями стипендии стали 1796 граждан страны.
Постоянный рост потребности в специалистах в области инновационного индустриального развития, образования и науки, новых информационных технологий побудил правительство страны принять решение направлять ежегодно на обучение за рубеж 3 тыс. человек, в частности по программам бакалавриата.
Увеличение числа стипендий по программе «Болашак» было обусловлено объективной потребностью в высококвалифицированных специалистах, однако оно отразилось на качестве подготовки студентов. Некоторые зарубежные вузы, особенно в период международного финансового кризиса 2007-2008 гг., значительно снизили требования к поступающим, при этом пострадал общий уровень подготовки стипендиатов. В 2007 г. был составлен список зарубежных вузов, рекомендуемых гражданам Республики Казахстан для обучения в рамках программы «Болашак». Если на начало 2007 г. общее количество вузов, в которых могли обучаться стипендиаты, составляло 630, то в 2008 г. список сократился до 480, а сегодня не превышает 200 университетов в 33 странах мира (рис. 2)6.
С 2008 г. началась активная работа по трансферу студентов в университеты, занимающие более высокие позиции в мировых рейтингах, таких как Academic Ranking of World Universities Шанхайского университета, QS World University Rankings, публикуемый журналом The Times Higher Education. Также при составлении списка рекомендуемых университетов учитывается позиция
6 http://www.bolashak.gov.kz/index.php/ru/o-stipendii/istoriya-razvitiya
http://vo.hse.ru
123
ЩОІ
ПРАКТИКА
Рис. 2. География обучения стипендиатов программы «Болашак» (%)
39
вуза в национальном рейтинге, например в США это рейтинг US News and World Report. Обучение в филиалах университета, которые расположены за рубежом, в рамках программы «Болашак» не допускается.
Российские университеты по количеству стипендиатов-казах-станцев устойчиво занимают 3-е место после вузов США и Великобритании. В 2013 г. в российских высших учебных заведениях в рамках программы «Болашак» обучались 840 казахстанцев.
Определение На начальном этапе финансирование выделялось только на учеб-уровней ные программы, по результатам прохождения которых присваи-образования вается ученая степень. Однако в 2008 г. перечень финансируемых программ был расширен, что позволило научно-педагогическим кадрам проходить краткосрочные стажировки за рубежом. Организация с помощью программы «Болашак» научных стажировок принесла мультипликативные положительные результаты за счет интернационализации куррикулума, повышения публикационной активности и увеличения числа совместных исследовательских проектов.
Еще одно важное изменение последних лет — прекращение в 2011 г. подготовки специалистов по программам бакалавриата. О причинах такого решения позволяют судить результаты опроса администраторов, стипендиатов и основных стейкхолдеров программы, проведенного Высшей школой образования Назар-
124
Вопросы образования. 2014. № 4
А. К. Сагинтаева, А. К. Аширбеков Практика реализации международных стипендиальных программ
баев Университета в период с 2011 по 2013 г. Всего в исследовании приняли участие 62 респондента.
Готовить за рубежом специалистов по программам бакалавриата оказалось нецелесообразно ввиду:
• юного возраста стипендиатов. Средний возраст казахстан-цев, поступающих на программы бакалавриата, составляет 17-19 лет, т. е. это юноши и девушки, еще не достигшие достаточного для обучения за рубежом уровня психологической и гражданской зрелости. Администраторы программы, комментируя прекращение финансирования бакалавриата, утверждают, что «работодатели отдают предпочтение магистрам. Это очень маленькая страна, где любой работодатель желает заполучить магистра с дипломом зарубежного вуза» [Perna, Orosz, Jumakulov (в печати)]. Некоторые респонденты считают инвестиции в бакалавриат «растратой государственных средств», так как стипендиаты еще слишком молоды и неопытны, чтобы получить и осознать выгоды и преимущества от обучения за рубежом: «Государство вкладывает столько денег в течение трех-четырех лет в студента, но в этом возрасте студент не является достаточно зрелым, чтобы понять это» [Ibid.];
• дороговизны обучения бакалавров за рубежом. Стоимость подготовки бакалавра выше стоимости подготовки по программам магистратуры;
• открытия нового высшего учебного заведения в Республике Казахстан — Назарбаев Университета, призванного создать необходимую академическую и научную среду на территории страны, а также предоставить образовательные услуги международного уровня без необходимости выезжать за рубеж.
Возвращение после обучения за границей в Казахстан с последующей работой по специальности в течение пяти лет является обязательным условием участия стипендиатов в программе «Болашак». Выпускник программы, выполнивший свои обязательства, не обязан возвращать средства, затраченные на его обучение. Гарантией возвращения является обязательство стипендиата обеспечить залог, который бы покрывал расходы на обучение. Ввиду высокой стоимости обучения в лучших вузах мира и иногда юного возраста стипендиатов условия участия в программе предусматривают возможность выступать в качестве залогодателя для родителей (родственников) стипендиата. Если же стоимость имущества не покрывает расходы на обучение, стипендиат может привлечь согаранта.
Такой механизм обеспечения возвращения стипендиатов на родину неоднократно подвергался критике, и тем не менее
Механизмы
обеспечения
возвращения
стипендиатов
http://vo.hse.ru
125
ЩОІ
l»ol
ПРАКТИКА
Литература
он оказался достаточно эффективным: имеются лишь единичные случаи невозвратившихся.
В других странах с целью привлечения студентов, обучавшихся за рубежом, на родину используются другие механизмы. К примеру, в Сингапуре, Тайване, а также Южной Корее государство гарантирует стипендиатам, обучившимся за рубежом, высокую зарплату и быстрый карьерный рост. В Казахстане выпускникам программы «Болашак» подобные привилегии не предоставляются.
Некоторые государства (Индия, Китай), напротив, не препятствуют желанию выпускника остаться в стране обучения, рассчитывая на дивиденды в виде развития экономических связей, трансферта научных знаний.
По прошествии 20 лет программа «Болашак» остается актуальной. Эволюционируя вместе с важнейшими экономическими, политическими и социальными институтами страны, а также дополняя их, программа показала свою адаптивность и гибкость, что свидетельствует о ее состоятельности.
1. Ирсалиев С. А. Состояние, проблемы и пути развития международного сотрудничества в области образования. Астана, 2003.
2. OECD, World Bank (2010) Chile's International Scholarship Program. Paris: OECD and the World Bank.
3. Perna L., Orosz K., Jumakulov Z. Understanding the Human Capital Benefits of an International Scholarship Program: A Case Study of the Bolashak Program // International Journal of Educational Development (в печати).
4. Perna L., Orosz K., Jumakulov Z., Kishkentayeva M., Ashirbekov A. (2014) Understanding the Programmatic and Contextual Forces that Influence Participation in a Government-Sponsored International Student-Mobility Program http://link.springer.com/article/10.1007/s10734-014-9767-4
126
Вопросы образования. 2014. № 4
PRACTICE
En
The Practice of Implementing International Scholarships: Experience of the Republic of Kazakhstan
Aida Sagintayeva Authors
Ph.D. in Philology, Executive Director, Nazarbayev University Graduate School of Education (Republic of Kazakhstan). E-mail: [email protected]
Adil Ashirbekov
Master of Humanities, Junior Researcher, Department of Science of Nazarbayev University Graduate School of Education (Republic of Kazakhstan). E-mail: [email protected]
Address: 53 Kabanbay batyra pr., 010000, Astana, Republic of Kazakhstan.
Bolashak Kazakhstan International Presidential Scholarship was introduced to Abstract provide citizens with access to advanced knowledge in newly emerging fields when economy was being restructured and manufacturing industries were being pushed out by innovational ones. The Bolashak Project was launched in 1994 and involved 6,282 people by 2013. The initiative-related experience is analyzed based on the documents regulating participation in the program and on a survey among administrators, scholars and graduates conducted by the Graduate School of Education of Nazarbayev University between 2011 and 2013. Throughout the twenty years of existence, the program has enhanced its effects in the following aspects: providing equal access to participation in the program for all citizens of the country; identifying the priority areas for degree programs; developing the list of foreign higher educational institutions to provide an opportunity for learning abroad; determining the levels of education that need financing under the program; creating conditions to make scholars of the program return to the Republic of Kazakhstan.
international scholarships, Kazakhstan, Bolashak program, access to educa- Keywords tion, Bachelor's degree.
Irsaliyev S. (2003) Sostoyaniye, problemy i puti razvitiya mezhdunarodnogo References sotrudnichestva v oblasti obrazovaniya [Status, Problems and Development Patterns of International Collaboration in Education], Astana.
OECD, World Bank (2010) Chile's International Scholarship Program. Paris: OECD and the World Bank.
Perna L., Orosz K., Jumakulov Z. Understanding the Human Capital Benefits of an International Scholarship Program: A Case Study of the Bolashak Program // International Journal of Educational Development (forthcoming).
Perna L., Orosz K., Jumakulov Z., Kishkentayeva M., Ashirbekov A. (2014) Understanding the Programmatic and Contextual Forces that Influence Participation in a Government-Sponsored International Student-Mobility Program.
Available at: http://link.springer.com/article/10.1007/s10734-014-9767-4 (accessed 10 November 2014).
http://vo.hse.ru
127