К ВОПРОСУ О СОЗДАНИИ УСЛОВИЙ для подготовки ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАДРОВ В СФЕРЕ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ В КРАСНОЯРСКОМ КРАЕ
ABOUT CREATION OF CONDITIONS FOR PREPARATION OF PROFESSIONAL STAFF IN THE SPHERE OF ORGANIZATION OF WORK WITH YOUTH IN THE KRASNOYARSK TERRITORY
A.A. Завьялов, A.O. Ширякова
A.A. Zavyalov, A.O. Shiryakova
Молодежь, организация работы с молодежью, молодежная политика, подготовка профессиональных кадров, высшее образование.
В статье проанализированы причины медленного развития государственной молодежной политики в Российской Федерации в контексте федеральных, региональных и муниципальных органов исполнительной власти, дан анализ ситуации в области высшего образования в сфере государственной молодежной политики в стране, описаны организационные условия формирования высшего образования по направлению Организация работы с молодежью в Красноярском крае.
Youth, organization of work with youth, youth policy, preparation of professional staff, higher education.
The article analyzes the reasons for the slow development of the state youth policy in the Russian Federation in the context of federal, regional and local executive bodies, describes the situation in the system of higher education concerning the field of the state youth policy in the country and tells about the organizational conditions for the formation of higher education in the sphere of "Organization of work with youth "in the Krasnoyarsk Territory.
Отсутствие преемственности, стабильности и совершенствования кадровой политики на государственном уровне в условиях системных изменений в государстве и обществе в 90-е гг. XX-начале XXI вв. отрицательно отразилось на всей системе работы с молодежью [Ткаченко, 2010, с. 85].
С распадом СССР была полностью разрушена система централизованной работы с молодежью, вся воспитательная работа была отдана на откуп таким сферам, как образование, культура и спорт, работники которых как бы автоматически принимали на себя эту миссию. Однако, имея ограниченные ресурсы, рамки и конкретные цели своей деятельности, ни одна из указанных сфер в полной мере не могла разрешить пласт проблем, связанных с молодежью, которые возникали в обществе на данном этапе [Завьялов, 2012, с. 3]. Ситуацию усугубило еще и то, что в это время были ликвидированы программы подготовки методистов по воспитательной работе, стандарты подготовки классных руководителей и многие другие компоненты прежней системы [Бобкова, 2008, с. 194].
Параллельно процессам, которые происходи-
ли в традиционных сферах, начало активно развиваться самостоятельное направление - «молодежная политика». Сегодня словосочетание «молодежная политика» прочно вошло в научный обиход и укрепилось в практике государственной деятельности, а также стало правовым термином.
Тем не менее роль и место молодежной политики в системе государственной деятельности до сих пор не определено. В сложившейся ситуации вот уже четверть века система работы с молодежью в стране находится в зачаточном состоянии в силу того, что полномочия по выработке и реализации государственной молодежной политики постоянно передаются от одной структуры в другую и от одного ведомства в другое [Нехаев, Нехаева, 2013].
Анализ таблицы позволяет сделать вывод о том, что работа с молодежью в стране не может найти сколько-нибудь устойчивые организационные условия с самого начала ее институализации (следует отметить, что словосочетание «молодежная политика» никогда не употреблялось применительно к условиям СССР [Ильинский, Луков, 2008, с. 10]). Этот процесс продолжается и сегодня.
Хроника основных событий государственной молодежной политики (фрагмент таблицы В.В. Нехаева, Т.Г. Нехаевой с добавлениями)
Дата Событие
1 2
7 июня 1989 г. Создан Комитет по делам молодежи Верховного Совета СССР
Февраль 1990 г. Создано Управление по делам молодежи Государственного комитета по труду и социальным вопросам СССР
1 апреля 1991 г. Упразднен Государственный комитет по труду и социальным вопросам СССР
13 апреля 1991 г. Образован Комитет СССР по делам молодежи при кабинете Министров СССР
30 июля 1991 г. Создан Государственный комитет РСФСР по молодежной политике
10 ноября 1991 г. Ликвидирован Государственный комитет РСФСР по молодежной политике с передачей функций Министерству образования РСФСР
29 января 1992 г. Введена должность полномочного представителя Правительства РФ по делам молодежи
16 сентября 1992 г. Создан Комитет по делам молодежи при Правительстве РФ
30 сентября 1992 г. Комитет по делам молодежи при Правительстве РФ реорганизован в Комитет РФ по делам молодежи - орган федеральной исполнительной власти
24 октября 1992 г. Упразднена должность полномочного представителя Правительства РФ по делам молодежи
10 января 1994 г. Ликвидирован Комитет РФ по делам молодежи и образован Комитет РФ по делам молодежи, физической культуре и туризму
17 января 1994 г. Создан Комитет по делам женщин, семьи и молодежи Государственной думы Федерального Собрания РФ 1 созыва
30 мая 1994 г. Комитет РФ по делам молодежи, физической культуре и туризму преобразован в Комитет РФ по физической культуре и туризму и Комитет РФ по делам молодежи
10 июня 1994 г. Создан Совет по делам молодежи при Президенте РФ
19 января 1996 г. Создан Комитет по делам женщин, семьи и молодежи Государственной думы Федерального Собрания РФ II созыва
14 августа 1996 г. Комитет РФ по делам молодежи переименован в Государственный комитет РФ по делам молодежи
30 апреля 1998 г. Упразднен Государственный комитет РФ по делам молодежи
24 июня 1998 г. Образован Департамент по делам молодежи в Министерстве труда и социального развития РФ
22 сентября 1998 г. Образован Государственный комитет РФ по делам молодежи
25 мая 1999 г. Государственный комитет РФ по делам молодежи преобразован в Государственный комитет РФ по молодежной политике
19 января 2000 г. Создан Комитет по делам женщин, семьи и молодежи Государственной думы Федерального Собрания РФ III созыва
21 апреля 2000 г. Образована Правительственная комиссия РФ по делам молодежи
17 мая 2000 г. Упразднен Государственный комитет РФ по молодежной политике с передачей его функций Министерству образования РФ
26 июня 2000 г. Создан Департамент по молодежной политике Министерства образования РФ
9 марта 2004 г. Образовано Министерство образования и науки РФ, в структуре которого создан Департамент по государственной молодежной политике, воспитанию и социальной защите детей, а также Федеральное агентство по образованию, в структуре которого создано Управление по делам молодежи
24 сентября 2007 г. Образован Государственный комитет РФ по делам молодежи
24 декабря 2007 г. Образован Комитет по делам молодежи Государственной думы Федерального Собрания РФ V созыва
12 мая 2008 г. Создано Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ, Государственный комитет РФ по делам молодежи преобразован в Федеральное агентство по делам молодежи
27 июня 2008 г. Создана Общественная молодежная палата при Государственной думе Федерального Собрания РФ V созыва
Окончание табл.
1 2
21 декабря 2011 г. Создан Комитет по физической культуре, спорту и делам молодежи Государственной думы Федерального Собрания РФ VI созыва
21 мая 2012 г. Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ преобразовано в Министерство спорта РФ, а функции по выработке и реализации государственной молодежной политики Федеральным агентством по делам молодежи переданы в Министерство образования и науки РФ
17 октября 2012 г. Утверждено положение о Департаменте дополнительного образования детей, воспитания и молодежной политики Министерства образования и науки РФ
15 июля 2013 г. Департамент дополнительного образования детей, воспитания и молодежной политики Министерства образования и науки РФ переименован в Департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи РФ
22 января 2013 г. Создан Совет Министерства образования и науки РФ по делам молодежи
Изменения в структуре управления естественно влияют на действующий корпус работников, являющихся идеологическими носителями. Ввиду того что большинство планов имеет долгосрочный характер и системное финансирование (например, через целевые программы и государственное задание), меняющиеся составы работников «новой» организации часто не могут увидеть в этих планах смысл, поскольку в правовых формулировках порой не отражаются реальные дела. В результате происходят искажение планов, их постепенное изменение (внесение изменений в целевые программы и государственные задания), нарушение целостности задуманных процессов, снижение эффективности реализации молодежной политики и, как следствие, критика предыдущего состава работников организации, что в конечном итоге приводит к полному отсутствию преемственности.
Пока новый состав по своему усмотрению приводит в соответствие со своим пониманием документацию (на что уходит от года до трех лет) и начинает работу, ему на смену уже приходит новый состав, и все повторяется сначала.
Ситуация усугубляется тем, что изменения федерального уровня отражаются по всей стране на региональных органах исполнительной власти, руководители которых стремятся привести их в соответствие с федеральными. В муниципальных образованиях ситуация складывается аналогичным образом. Все эти изменения происходят с различной скоростью. Таким образом, на сегодняшний момент мы имеем очень разнообразные органы по реализации молодежной политики на местах, что усложняет их координацию и формирование единых представлений об их работе.
Аналогичная ситуация складывается и в системе подготовки кадров для сферы молодежной политики. По данным сводного реестра лицензий на осуществление образовательной деятельности, формируемого Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки, по состоянию на октябрь 2013 г. 171 вуз Российской Федерации осуществляет подготовку по направлению Организация работы с молодежью.
Специальность (направление) Организация работы с молодежью в своем организационном становлении повторяет путь всей сферы молодежной политики. Принадлежность к различным ведомствам, с одной стороны, и осмысление научным сообществом конкретного вуза специфики работы специалистов молодежной сферы - с другой, привели к тому, что открытием и реализацией этой специальности (направления) занимаются разные кафедры - педагогики, социальной педагогики, социальной работы, социологии, массовых коммуникаций, психологии, менеджмента.
Все это порождает многочисленные и порой весьма серьезные проблемы и организационного, и методического, и содержательного характера, часто вызывает недоумение у многих причастных к реализации этих программ людей, включая руководство вузов.
В последнее время начали образовываться кафедры с одноименным названием - «Организация работы с молодежью», которые структурно действуют на разных факультетах (социологии, педагогии, психологии, физической культуры и спорта).
В 2006 г. в Красноярском крае, благодаря принятию регионального Закона «О государствен-
ной молодежной политике Красноярского края», были созданы благоприятные условия для формирования инфраструктурной сети муниципальных учреждений по работе с молодежью.
На сегодняшний момент в области реализации государственной и муниципальной молодежной политики Красноярского края трудятся более 800 человек, из них 561 человек - это специалисты по работе с молодежью и методисты.
Для эффективной реализации государственной молодежной политики в Красноярском крае необходимы профессиональные кадры, вместе с тем анализ, проведенный кафедрой молодежной политики КГБУ «Красноярский краевой Дворец молодежи» показал, что профильное образование «Организация работы с молодежью» имеют только 1,4 % работающих специалистов. Это объясняется тем, что в Красноярском крае отсутствуют высшие учебные заведения, предлагающие соответствующее профильное образование.
Ряд региональных экспертов полагают, что профильное высшее образование не нужно для эффективной реализации молодежной политики и даже вредно для системы, поскольку сформирует у специалистов четкие установки и «убьет» так называемый «креатив». А это является одним из ключевых принципов работы с молодежью. Такая позиция не только высказывается внутри экспертного сообщества, но и транслируется публично на краевых мероприятиях и конференциях в других регионах, другая часть экспертов занимает нейтральную позицию.
Тем не менее специалисты, работающие с молодежью, осознают недостаток базовых знаний. А руководители учреждений озабочены правовым положением своих работников, поскольку в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 28.11.2008 № 678 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников учреждений органов по делам молодежи» были введены требования к соответствующему образованию специалистов.
Таким образом, региональная система развития кадрового потенциала сферы молодеж-
ной политики должна содержать в себе возможность получения высшего профильного образования не только как очевидный организационно-методический элемент, но и как необходимый сточки зрения законодательства.
Эти факторы стали решающими для инициирования работы по открытию направления профессиональной подготовки Организация работы с молодежью в одном из вузов Красноярска. С этой целью:
1. Министерством спорта, туризма и молодежной политики Красноярского края направлено письмо на имя ректора КГПУ им. В.П. Астафьева (№ 3688/19 от 08.09.2011 г.) с ходатайством об открытии направления подготовки Организация работы с молодежью в институте физической культуры, спорта и здоровья им. И.С. Ярыгина.
2. Ученым советом КГПУ им. В.П. Астафьева принято решение об открытии направления подготовки Организация работы с молодежью для присвоения выпускникам квалификации «бакалавр» (протокол № 11 от 30.11.2011 г.).
3. Рабочей группой из числа специалистов КГБУ «Красноярский краевой Дворец молодежи», института физической культуры, спорта и здоровья им. И.С. Ярыгина, учебно-методического управления КГПУ им. В.П. Астафьева организована работа по сбору пакета документов на лицензирование основной образовательной программы высшего образования по направлению Организация работы с молодежью.
4. Проведены консультации с Федеральным координационным центром развития кадрового потенциала молодежной политики Российской Федерации (МГГУ им. А.М. Шолохова), Межрегиональным координационным центром развития кадрового потенциала молодежной политики в Сибирском федеральном округе (Институт молодежной политики и социальной работы Новосибирского государственного педагогического университета) и учебно-методическим объединением по организации работы с молодежью (МГУ им. М.В. Ломоносова).
5. Подготовлен четырехлетний учебный план бакалавриата, осуществлен подбор педагогических кадров и сформирован студенческий библиотечный фонд
6. В соответствии с организационным пла-
ном в сентябре 2012 г. полный пакет документов на лицензирование бакалавриата был направлен в Федеральную службу по надзору в сфере образования и науки Министерства образования и науки Российской Федерации.
7. В феврале 2013 г. КГПУ им. В.П. Астафьева получена лицензия на право осуществления образовательной деятельности по направлению 040700 Организация работы с молодежью.
8. С сентября 2013 г. начата информационная кампания по привлечению потенциальных абитуриентов для получения высшего образования по новому направлению подготовки для Красноярского края Организация работы с молодежью.
Таким образом, с сентября 2014 г. в Красноярском государственном педагогическом университете им. В.П. Астафьева начнется подготовка бакалавров по направлению Организация работы с молодежью. Это новое направление подготовки не только для университета, но и для региона в целом.
Формирование условий для открытия направления в Красноярском государственном педагогическом университете им. В.П. Астафьева уже сопряжено с трансформацией представлений об организации учебного процесса - инициированный и подготовленный первоначально институтом физической культуры, спорта и здоровья им. И.С. Ярыгина учебный процесс будет осуществляться институтом социально-гуманитарных технологий. Это изменение должно способствовать усилению социальной и гуманитарной составляющей подготовки, описанной в работах сотрудников КГПУ им. В.П. Астафьева [Фуряева, 2012, с. 161-166; Адольф, Степанова, 2012, с. 57-61]
Таким образом, подготовка бакалавров по направлению Организация работы с молодежью в КГПУ им. В.П. Астафьева станет новым витком развития государственной молодежной политики в Красноярском крае и ее реализации.
»^блиографичеший список
1. Адольф В.А., Степанова И.Ю. Дидактика: от тактики передачи социального опыта к стратегиям достижения образовательных результатов // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2012. № 4.
2. Бобкова Н.Д. Кадровое обеспечение государственной молодежной политики (историко-педагогический аспект) // Сибирский педагогический журнал. 2008. № 8. С. 193-200
3. Завьялов A.A. Что делать в молодежной политике: метод, рекомендации. Красноярск: Новые компьютерные технологии, 2012. 12 с.
4. Ильинский И.М., Луков В.А. Государственная молодежная политика в России: философия преемственности и смены поколений // Знание. Понимание. Умение. 2008. № 4. С. 5-14.
5. Круглый стол «Перспективы подготовки специалистов в сфере государственной молодежной политики в условиях Межрегионального центра развития кадрового потенциала» (краткий обзор дискуссии) [Электронный ресурс]. URL: ¡mpisr.ru/index. р|1р?Ше=Конференция (дата обращения: 14.10.2013).
6. Нехаев В.В., Нехаева Т.Г. Хроника основных событий государственной молодежной политики [Электронный ресурс]. URL: http://vmo. rgub.ru/policy/chronicle.php (дата обращения: 14.10.2013).
7. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 28.11.2008 № 678 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников учреждений органов по делам молодежи» [Электронный ресурс]. URL: http://www.zakonprost. ru/content/base/128234 (дата обращения: 14.10.2013).
8. Ткаченко В.В. Исторический опыт подготовки кадров по работе с молодежью // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2010. Т. 52, № 8. С. 82-86.
9. Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки [Электронный ресурс]. URL: http://lic.obrnadzor.gov.ru (дата обращения: 14.10.2013).
10. Фуряева ТВ. Контекстно-смысловая стратегия развития высшего профессионального социального образования // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2012. № I.