УДК 323.3 Шаповалов Сергей Николаевич
аспирант кафедры истории и культурологии Кубанского государственного университета shapovalov07 @дтаМ.сот
РЕАЛИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ НА РУБЕЖЕ ХХ-ХХ1 ВВ.: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ
Shapovalov Sergey Nikolaevich
post-graduate student of the chair of history and culturology, Kuban State University shapovalov07 @gmail.com
REALIZATION OF STATE YOUTH POLICY ON BOUNDARY OF XX-XXI CENTURIES: BASIC TENDENCIES
Аннотация:
В статье рассматриваются основные направления государственной молодежной политики, реализуемые как на федеральном, так и региональном уровне. Особое внимание уделяется законодательному и организационно-политическому обеспечению государственной молодежной политики.
Ключевые слова:
государственная молодежная политика, федеральная целевая программа, студенческие трудовые отряды.
The summary:
The article examines the main directions of state youth policy, implemented at both the federal and regional level. The particular attention is paid to the legislative, organizational and political maintenance of the state youth policy.
Keywords:
state youth policy, federal target program, students labour teams.
На рубеже ХХ-ХХ1 вв. для России особенно актуальны задачи повышения благосостояния народа, развития гражданского общества, модернизации экономической базы, перехода к современному информационному обществу, в то же время необходимо помнить, что успешное строительство нового возможно лишь при активном участии в этом процессе молодежи. Сегодня молодежь в России составляет почти 40 млн человек, являясь значительной частью населения страны [1, с. 4]. Она представляет собой важнейший социальный потенциал. Однако, для того чтобы молодежь могла использовать свой потенциал, необходимы соответствующие отделы, комитеты, департаменты, министерства как на региональном, так и на федеральном уровне, которые занимались бы решением основных молодежных проблем, а также способствовали более активной интеграции молодого поколения в общественную жизнь. В этой связи не вызывает сомнения то, что продуманная молодежная политика государства имеет приоритетное значение.
На протяжении 1990-х и в начале 2000-х годов в стране создавались и реорганизовывались государственные органы, занимающиеся реализацией молодежной политики (Государственный комитет РСФСР по молодежной политике; Комитет РФ по делам молодежи; Комитет РФ по делам молодежи, физической культуре и туризму; Государственный комитет РФ по делам молодежи; Государственный комитет РФ по молодежной политике и т. д.). Был разработан и реализован целый ряд молодежных программ: федеральные целевые программы «Молодежь России (1998-2000 годы)», «Молодежь России (2001-2005 годы)», «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей», «Доступное жилье» и т. д. Однако постоянные преобразования комитетов, отсутствие необходимой документальной базы, проблемы с финансированием и внедрением разрабатываемых программ не способствовали успешному решению поставленных государством задач.
Более продуктивным и успешным являлся период 2005-2009 годов, поскольку в это время произошло совершенствование законодательного и организационно-политического обеспечения государственной молодежной политики. Так, 30 марта 2005 года Постановлением Государственной думы Федерального собрания РФ от 30 марта 2005 г. № 1658-^ ГД был образован Комитет Государственной думы по физической культуре, спорту и делам молодежи. В его состав вошло 9 депутатов (председатель В.А. Третьяк) [2]. В ведении комитета были следующие вопросы: развитие массового спорта, федеральная политика в области детско-юношеского и студенческого спорта, спорта высших достижений и профессионального спорта, правовое регулирование физической культуры и спорта среди инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В этом же году, 11 июля 2005 года, Постановлением Правительства Российской Федерации № 422 была утверждена программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы» [3], которая стала одним из инструментов государственной политики в области воспитания. На ее реализацию из федерального бюджета планировалось выделить почти 500 млн рублей (с учетом внебюджетных средств). Из этих средств 43,85 млн руб. планировалось выделить Министерству образования и науки РФ; 25,65 млн руб. - Министерству культуры РФ; 27,55 млн руб. - Министерству обороны РФ. Координацию работ осуществлял Российский государственный военный историко-культурный центр при Правительстве Российской Федерации, директором которого был Ю.П. Квятковский [4].
Главная задача программы заключалась в том, чтобы дополнить и сконцентрировать усилия государственных и общественных структур на наиболее существенных межведомственных направлениях патриотического воспитания. Основной целью являлось совершенствование и дальнейшее развитие системы патриотического воспитания граждан России, сохранение и приумножение исторических традиций Отечества, формирование у граждан патриотического сознания, упрочение единства и дружбы народов Российской Федерации.
Огромное значение для развития государственной молодежной политики имели разработка и утверждение Стратегии государственной молодежной политики в Российской Федерации (Распоряжение Правительства РФ от 18 декабря 2006 года № 1760-р) [5]. Стратегия разработана на период до 2016 года и определяет совокупность приоритетных направлений, ориентированных на молодежь, включая задачи, связанные с участием молодежи в реализации приоритетных национальных проектов.
С учетом тенденций социально-экономического и политического развития России молодежная политика в рамках принятой Стратегии реализуется по следующим важнейшим направлениям: вовлечение молодежи в социальную практику и ее информирование о потенциальных возможностях развития; интеграция молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в общество; развитие созидательной активности молодежи; информирование всех молодых людей о возможностях их развития в России и в мировом сообществе; выявление, продвижение, поддержка молодежи и ее достижений в социально - экономической , политической , творческой и спортивной сферах.
Такая система приоритетных направлений государственной молодежной политики должна обеспечить улучшение положения молодых людей и привести к увеличению вклада молодежи в конкурентоспособность страны на мировой арене. Для реализации приоритетных направлений предусмотрены следующие проекты: Российская молодежная информационная сеть «Новый взгляд»; «Доброволец России»; «Карьера»; «Молодая семья России» [6, с. 17].
По мнению специалистов, помимо своих непосредственных задач, Стратегия государственной молодежной политики может стать нормативной базой, необходимой для разработки и утверждения проекта федерального закона «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации».
Новые программы и документальная база позволили существенно активизировать реализацию государственной молодежной политики не только на федеральном, но и региональном уровне. Так, в субъектах Российской Федерации реализацию государственной молодежной политики (по состоянию на 2009 год) осуществляли 11 министерств по молодежной политике, 7 объединенных министерств, 5 государственных комитетов, 20 комитетов по молодежной политике, 4 агентства, 12 департаментов, 13 управлений, 11 отделов. С молодежью работало более 247 государственных учреждений регионального значения, подведомственных органам по делам молодежи, и более 4500 муниципальных учреждений сферы молодежной политики. В них работало свыше 100 000 специалистов. По данным Министерства юстиции России, в стране зарегистрировано 69 международных и общероссийских и около 150 000 межрегиональных, региональных и муниципальных детских и молодежных общественных объединений [7, с. 8].
Практически во всех субъектах РФ основным механизмом реализации молодежной политики являются региональные целевые программы. Всего на территории России органами по делам молодежи реализуется около 220 программ. Действуют программы по обеспечению жильем молодых семей, выполняются программы поддержки молодежных общественных организаций, молодых семей, талантливой молодежи, программы по трудоустройству, духовно-нравственному воспитанию, по работе с молодежью, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, программы по спорту, организации отдыха и пропаганде здорового образа жизни [8, с. 90-91].
Однако определяющим моментом в системе государственной молодежной политики можно по праву считать 12 мая 2008 года. В этот день было создано Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ (Указ Президента РФ от 12 мая 2008 года № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти») [9]. Министром нового органа был назначен В.Л. Мутко. В структуре образованного министерства было создано 10 департаментов, в том числе один непосредственно занимающийся проблемами молодежи - Департамент молодежной политики и общественных связей.
В целях реализации возложенных задач и создания эффективной модели государственной молодежной политики, Министерство спорта, туризма и молодежной политики определяет свою деятельность по следующим направлениям: формирование молодежной политики как отрасли, имеющей четкую структуру, предмет ведения и критерии оценки своей деятельности; создание необходимой инфраструктуры молодежной политики, прежде всего через реформирование имеющихся учреждений для молодежи и создание новых; совершенствование нормативно-правовой базы и ее унификация на всей территории страны; определение стандартов работы с молодежью, совершенствование системы подготовки кадров.
Большое значение Министерство спорта, туризма молодежной политики придает поддержке студенческих трудовых отрядов. Студенческие отряды работают в различных отраслях экономики РФ - строительстве, сельском хозяйстве, на транспорте, а также в здравоохранении, торговле и сфере услуг. Они объединяли в своих рядах более 270 тысяч молодых людей из 72 субъектов РФ (по состоянию на 2009 год), и эта цифра динамично возрастает. Общий объем заработанных участниками студенческих отрядов средств за летний период 2008 года составил около 5 млрд руб. [10, с. 13].
В летний период 2009 года была организована работа трех Всероссийских студенческих строек: строительство спортивных объектов для проведения зимних Олимпийских игр 2014 года в городе Сочи; строительство объектов на острове Русский в городе Владивостоке для проведения саммита АТЭС 2012 года; строительство Железногорской ТЭЦ в Красноярском крае. Кроме того, в целях формирования отряда волонтеров для XXII зимних Олимпийских игр в городе Сочи и XXVII Всемирной летней универсиады в городе Казани Министерство спорта, туризма и молодежной политики совместно с Оргкомитетом «Сочи-2014» планируют отобрать специалистов из числа лучших представителей волонтерского движения для реализации программы «Олимпийское волонтерское движение», участниками которой станут десятки тысяч молодых россиян [11].
Указом Президента РФ от 18 сентября 2008 года № 1383 2009 год в Российской Федерации был объявлен Годом молодежи [12]. Во всех субъектах РФ разработаны региональные планы проведения Года молодежи, в которых представлено множество проектов, проводимых на всех уровнях, вплоть до районных центров, муниципалитетов и поселков. В субъектах РФ сформированы региональные штабы и оргкомитеты по проведению Года молодежи, в некоторых из них оргкомитеты возглавили главы субъектов, что свидетельствует о важности подобных мероприятий в масштабах страны и приоритетности молодежной политики в конкретных субъектах РФ. Несомненно, что эти меры подтверждают важность и серьезность намерений со стороны государства к выстраиванию эффективной молодежной политики.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 года № 1955-р был утвержден состав организационного комитета (председатель - премьер-министр РФ В.В. Путин) по проведению Года молодежи и план основных мероприятий, в который включены программы, проекты и мероприятия, соответствующие приоритетам и задачам, поставленным в стратегических государственных документах [13, с. 93]. Составлен Всероссийский календарный план, который представлен в Интернете и направлен на региональный и муниципальный уровень. Для информирования молодежи в режиме онлайн открыт портал Года молодежи, на котором отражена информация о ходе проведения мероприятий и размещены другие полезные ресурсы, в том числе по занятости, профориентации, волонтерству и творчеству.
Среди запланированных мероприятий можно выделить следующие: Всероссийская акция «Вахта Памяти-2009», Всероссийская патриотическая акция «Во славу Великой Победы», празднование Дня России (12 июня), финал Всероссийской военно-спортивной игры «Победа»; мероприятия по реализации проекта «Молодежь Кавказа» (конференция «Кавказ - наш общий дом», «Студенческая весна на Кавказе», фестиваль молодежи Кавказа «Дружба народов - единство России»); выставка-форум молодежного и юношеского изобретательства «НТТМ-2009»; презентация итогов проекта поддержки и развития молодежного предпринимательства «Молодежный бизнес России»; Дельфийские игры-2009; Фестиваль молодежных субкультур; Всероссийская конференция по вопросам обеспечения жильем молодежи и молодых семей; III Санкт-Петербургский международный молодежный кинофестиваль; Создание интернет-портала «Молодые кадры России»; создание олимпийского волонтерского корпуса «Сочи-2014».
Еще одним важным мероприятием, направленным на дальнейшее совершенствование государственной молодежной политики, стало заседание Государственного совета Российской Федерации. Оно прошло17 июля 2009 года. Тематикой заседания являлась «Молодежная политика в Российской Федерации». Проведенный Государственный совет был направлен не только на обсуждение текущего положения молодежи и государственной молодежной политики в России, но в большей мере на практические предложения по
изменению в области законодательства, выработке новых механизмов реализации молодежной политики, а также методов и способов стимулирования активности молодежи. На рассмотрение Государственного совета были вынесены следующие предложения: установить во всех субъектах Федерации единый возраст по избранию в представительные органы муниципальной власти, муниципальных образований (любой гражданин, который достиг 18-летнего возраста), разработать и утвердить федеральную целевую программу «Молодежь России» на 2009-2015 годы, рассмотреть вопрос о системе государственного заказа и социальных гарантий для молодых специалистов, которые выпускаются из высших учебных заведений, зафиксировать статус студенческих отрядов, дать законодательное определение, совершенствование работы РОСТО (ДОСААФ), создание настоящего просветительского молодежного канала, состоящего из молодежи и работающего для молодежи и другие инициативы [14].
Подводя итог, важно отметить, что Правительство Российской Федерации определяет и рассматривает государственную молодежную политику как самостоятельное направление деятельности государства. От ее эффективности зависят развитие страны, рост благосостояния граждан и совершенствование общественных отношений. В современных условиях молодежная политика должна быть направлена на воспитание самостоятельной, инициативной, идейной, ответственной молодежи, на подготовку ее к активному участию в социально-экономической и политической жизни страны. Успешная реализация государственной молодежной политики зависит от согласованных действий всех уровней власти: от федеральных до региональных и муниципальных, что прежде всего обусловливает необходимость в постоянной координации взаимных усилий и определении вектора движения для успешного решения поставленных задач.
Ссылки:
1. Касьянов В.В. Государственная молодежная политика в России: опыт, проблемы, перспективы. Краснодар, 2010.
2. Собр. законодательства РФ. 2005. № 15. Ст. 1288.
3. Там же. № 29. Ст. 3064.
4. Министерство науки и образования РФ. [Электронный ресурс]. иР1_: http://mon.gov.ru/ (дата обращения: 01.05.2011).
5. Собр. законодательства РФ. 2006. № 52. Ст. 5622.
6. Стратегия государственной молодежной политики в Российской Федерации. М., 2005.
7. Рожнов О.А. Материалы Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации // Аналитический вестник. 2009. № 9 (376).
8. Собр. законодательства РФ. 2008. № 20. Ст. 2290.
9. Касьянов В.В. Указ. соч.
10. Собр. законодательства РФ. 2008. № 20. Ст. 2290.
11. Мутко В. Молодежная политика должна найти достойное место в наших стратегических документах. [Электронный ресурс]. иР1_: http://minstm.gov.ru/ (дата обращения:
01.05.2011).
12. Касьянов В.В. Указ. соч.
References (transliterated):
1. Kas'yanov V.V. Gosudarstvennaya molodezhna-ya politika v Rossii: opyt, problemy, perspektivy. Krasnodar, 2010.
2. Sobr. zakonodatel'stva RF. 2005. No. 15. Art. 1288.
3. Ibid. No. 29. Art. 3064.
4. Ministerstvo nauki i obrazovaniya RF. [Electronic resource]. URL: http://mon.gov.ru/ (date of access: 01.05.2011).
5. Sobr. zakonodatel'stva RF. 2006. No. 52. Art. 5622.
6. Strategiya gosudarstvennoy molodezhnoy politiki v Rossiyskoy Federatsii. M., 2005.
7. Rozhnov O.A. Materialy Ministerstva sporta, turizma i molodezhnoy politiki Rossiyskoy Federatsii // Analiticheskiy vestnik. 2009. No. 9 (376).
8. Sobr. zakonodatel'stva RF. 2008. No. 20. Art. 2290.
9. Kas'yanov V.V. Op. cit.
10. Sobr. zakonodatel' stva RF. 2008. No. 20. Art. 2290.
11. Mutko V. Molodezhnaya politika dolzhna nayti dostoynoe mesto v nashih strategicheskih doku-mentah. [Electronic resource]. URL: http://minstm.gov.ru/ (date of access:
01.05.2011).
12. Kas' yanov V.V. Op. cit.
13. Собр. законодательства РФ. 2008. № 38. Ст. 4281.
14. Стенограмма заседания Государственного совета «О молодежной политике в Российской Федерации». Москва, 17 июля 2009 года.
13. БоЬг. 2акопо<^еГ stva РР. 2008. N0. 38. Аг1 4281.
14. Stenogramma zasedaniya Gosudarstvennogo soveta «О molodezhnoy politike v Rossiyskoy Federatsii». Moskva, July 17 , 2009.