Научная статья на тему 'Основные институты постсоветской государственной молодежной политики'

Основные институты постсоветской государственной молодежной политики Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
716
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / МОЛОДЕЖЬ / РОСМОЛОДЕЖЬ / ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ / МОЛОДЕЖНАЯ ПАРЛАМЕНТСКАЯ АССАМБЛЕЯ / THE FEDERAL YOUTH POLICY AGENCY (ROSMOLODEZH) / PUBLIC YOUTH POLICY / YOUTH / THE YOUTH PARLIMENTARY ASSEMBLY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Зуляр Раксана Юрьевна

Представлен краткий исторический обзор формирования государственной молодежной политики РФ; рассмотрена система институтов, являющихся субъектами молодежной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Main Institutions of the Post-Soviet Public Youth Policy

The study gives a short historical review of forming the public youth policy in the RF. Besides it examines the system of institutions which are the youth policy entity.

Текст научной работы на тему «Основные институты постсоветской государственной молодежной политики»

ПРОБЛЕМЫ ПОЛИТИЧЕСКОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ PROBLEMS OF POLITICAL SOCIALIZATION

Серия «Политология. Религиоведение»

2012. № 2 (9), ч. 1. С. 96-105 Онлайн-доступ к журналу: http://isu.ru/izvestia

И З В Е С Т И Я

Иркутского

государственного

университета

УДК 329/78(470)

Основные институты постсоветской государственной молодежной политики

Р. Ю. Зуляр

Иркутский государственный университет, г. Иркутск

Представлен краткий исторический обзор формирования государственной молодежной политики РФ; рассмотрена система институтов, являющихся субъектами молодежной политики.

Ключевые слова: государственная молодежная политика, молодежь, Росмолодежь, федеральное агентство по делам молодежи, молодежная парламентская ассамблея.

Для современного государства эффективная молодежная политика является обязательным условием существования. В условиях глобальных кризисных явлений организация эффективной социальной и политической модернизации общества, проблемы формирования гражданской молодежи, ее политической социализации и политического участия имеют большое значение. Государственная молодежная политика России (далее - ГМП), в соответствии с высказываниями ее руководителей, нацелена на формирование гражданского общества, где принцип самореализации каждого индивида или объединения обеспечит последовательное повышение жизненного уровня, ослабление социального неравенства, сохранение дееспособных молодых поколений, укрепление экономической и политической стабильности общества. Естественным образом, важнейшим объектом такой политики является молодежь, а инструментом - ГМП.

В этой связи становится жизненно важным углубленное изучение вопросов, связанных с деятельностью социализирующих институтов, содержанием и формами политической социализации молодежи, механизмами реализации молодежной политики в Российской Федерации, оптимизацией деятельности системы государственных органов по делам молодежи. Большое значение имеет научно-обоснованная доктрина ГМП. От ее эффективности в значительной степени зависит успешность интеграции молодежи в общество, ее способность стать движущей силой реформ.

Выделяют четыре основные исторически сложившиеся формы реализации молодежной политики. Три модели достаточно известны: модель защит-

но-адаптационная (или «консервативная»), модель социально-

государственная (или «патерналистская») и модель общественногосударственная (или «идеологическая»). Четвертая - новая перспективная модель молодежной политики, понимаемая и реализуемая как система с обратной связью, основана на принципе непосредственного, прямого участия молодых людей в формировании и реализации молодежной политики. Ряд исследователей называют эту модель «самоответственной» или моделью «участия». Такой подход предусмотрен и в европейской молодежной политике. Там он появился еще в середине 1990-х гг., когда была разработана и принята «Европейская хартия об участии молодежи в жизни муниципальных и региональных образований». В ней, в частности, предусмотрено создание и поощрение различных форм и институтов для участия молодежи в жизни своих коммун и регионов. Однако на практике реализация положений Хартии проходит с большим трудом, что связано, не в последнюю очередь, именно с уже сформированным патерналистским или потребительским мировоззрением молодых людей в европейских странах [8].

В СССР, а затем в России в сфере управления ГМП в конце 1980-х, в 1990-е, и в начале 2000-х гг. происходили частые и беспорядочные смены организационного механизма управления, что обусловило снижение реального воздействия государства на решение социальных проблем молодежи. На закате Советского Союза его руководители озаботились проблемами молодежи. Комсомол оказался в глубочайшем кризисе, и решать проблемы молодого поколения было необходимо вне его. Так, в 1990 г. появилась должность Уполномоченного при Президенте СССР по делам молодежи, на которую назначили А. Шаронова. Летом 1991 г. после выборов Президента России в новом российском Правительстве был создан Госкомитет РСФСР по делам молодежи, под руководством того же А. Шаронова. В конце 1991 г. он стал полномочным представителем правительства по делам молодежи, а 16 сентября 1992 г., опять же под его началом, появился Комитет по делам молодежи при Правительстве РФ. 23 декабря 1996 г. после ухода Шаронова в Минэкономики России госкомитет возглавила Т. Новикова. 24 июня 1998 г. вместо госкомитета возник Департамент по делам молодежи в Министерстве труда и социального развития [4].

22 сентября 1998 г. Госкомитет по делам молодежи снова возрожден под руководством В. И. Деникина. С 25 мая 1999 г. по 17 мая 2000 г. он назывался Госкомитетом РФ по молодежной политике. Затем его снова упразднили, а функции передали Департаменту по молодежной политике Минобразования РФ, который возглавила Г. Куприянова. С 1 июня 2004 г., в результате административной реформы, в рамках вновь образованного Минобрнауки возник Департамент государственной молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей (с 2005 г. в названии было убрано слово «государственной»), его возглавил С. Н. Апатенко, а с ноября 2006 г. А. А. Левитская. В Федеральном агентстве по образованию в 2004 г. было создано Управление по делам молодежи [2].

В структуре современной исполнительной власти России прослеживается учрежденческая вертикаль, обеспечивающая проведение молодежной политики. Постоянно внимание к проблемам молодежи демонстрирует глава исполнительной власти РФ - Президент. В практику его работы вошли ежегодные встречи с активистами молодежных организаций, молодыми учеными и студентами, выступления на молодежных форумах. В структуре Правительства РФ работает Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ (Минспорттуризм России), образованное на основании Указа Президента РФ от 12 мая 2008 г. [3].

В соответствии с Постановлением Правительства РФ (29 мая 2008 г.) Минспорттуризм России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической культуры, спорта, туризма и молодежной политики.

В столь широкопрофильном министерстве созданы структуры по направлениям деятельности, в том числе Департамент молодежной политики и общественных связей, в следующем формате: отдел общественных связей; отдел государственных программ и общественных инициатив; отдел регионального взаимодействия и мониторинга; отдел организационнометодического обеспечения мероприятий; отдел государственного регулирования в сфере молодежной политики; отдел информационной и аналитической работы.

Среди подведомственных департаменту подразделений молодежный профиль обслуживает Федеральное агентство по делам молодежи (Росмоло-дежь). Ему подчинены органы по делам молодежи субъектов РФ. Росмоло-дежь является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере ГМП, реализации во взаимодействии с общественными организациями и движениями, представляющими интересы молодежи, мероприятий, направленных на обеспечение здорового образа жизни молодежи, нравственного и патриотического воспитания и на реализацию молодежью своих профессиональных возможностей. Оно осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные ему организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями [2].

Нынешний руководитель Федерального агентства по делам молодежи Сергей Юрьевич Белоконев назначен 26 июня 2012 г. распоряжением Правительства Российской Федерации № 1082-р. В 2007 г. он был избран депутатом Государственной Думы Федерального Собрания РФ в составе федерального списка кандидатов в депутаты ГД, выдвинутого ВПП «Единая Россия», в должности первого заместителя председателя комитета Госдумы по делам молодежи. В ноябре 2011 г. назначен на должность заместителя руководителя Федерального агентства по делам молодежи.

Непосредственно организацией ГМП России также занимаются Минобрнауки РФ, Минсоцздрав РФ, Министерство регионального развития РФ, Федеральная служба исполнения наказаний.

В результате объективно обусловленных организационных решений в настоящее время в высшем органе законодательной власти - Федеральном Собрании, действующем в составе двух палат, выделены специальные структуры, занимающиеся ГМП: Комитет по физической культуре, спорту и делам молодежи ГД (председатель Игорь Александрович Ананских от ЛДПР) и комиссия Совета Федерации по делам молодежи и туризму (председатель Жидких Владимир Александрович).

При Совете Федерации Федерального Собрания РФ функционирует Молодежная парламентская ассамблея (МПА), являющаяся представительным, постоянно действующим совещательным органом, выполняющим задачи по взаимодействию Совета Федерации с молодежными парламентами субъектов РФ, молодежными общественными объединениями РФ по вопросам ГМП. Ее члены осуществляют свою деятельность на общественных началах. Решения МПА для СФ носят рекомендательный характер. В состав МПА, по аналогии с СФ, входят по два представителя от каждого субъекта РФ - по одному представителю от исполнительной и законодательной ветви власти. Первый созыв МПА пришелся на 2004-2006 гг., в ней работало 70 членов из 46 регионов РФ. Ассамблея II созыва объединила в 2007-2009 гг. 140 членов из 74 регионов РФ. Ныне действующая МПА III созыва насчитывает 172 члена из 83 регионов России [2].

Целями и задачами МПА являются: учет мнения молодежи при законотворческой деятельности на федеральном и региональном уровнях в сфере, затрагивающей права и интересы молодежи; выработка рекомендаций и подготовка предложений для СФ, федеральных и региональных органов власти, профильных министерств и ведомств по решению актуальных проблем молодежи; популяризация принципов российского парламентаризма и демократии среди молодежи; поддержка и развитие деятельности региональных и муниципальных молодежных парламентских структур, создание условий для взаимодействия, обмена опытом; содействие в формировании, подготовке и обучении кадрового резерва органов государственной власти и местного самоуправления; повышение интереса молодежи к деятельности органов власти; формирование положительного имиджа органов власти в обществе и молодежной среде.

К выполняемым МПА функциям относятся: проведение экспертизы законопроектов, федеральных законов в сфере молодежной политики совместно с комитетами и комиссиями Совета Федерации; мониторинг федерального и регионального законодательства в сфере ГМП; обеспечение членов Совета Федерации информационно-аналитическими материалами о реализации молодежной политики в РФ; обеспечение членов региональных и муниципальных молодежных консультативно-совещательных структур и молодежных объединений объективной информацией о деятельности государственных органов власти в сфере ГМП и деятельности МПА; участие в парламентских

слушаниях, круглых столах и других мероприятиях по вопросам молодежной политики, проводимых Советом Федерации, Государственной Думой, федеральными министерствами, агентствами и ведомствами, партнерскими организациями; проведение конференций, круглых столов, иных мероприятий по вопросам парламентского просвещения и реализации молодежной политики; взаимодействие с профильными международными молодежными структурами и объединениями с целью обмена опытом в решении актуальных проблем молодежи.

Основной формой работы МПА являются заседания (сессии), проводимые по мере необходимости, но не реже двух раз в год. Сессия состоит из одного или нескольких заседаний МПА. В заседаниях МПА принимают участие члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы ФС РФ, члены Общественной палаты РФ, представители федеральных министерств, агентств и ведомств, представители администраций субъектов Российской Федерации, региональных молодежных консультативно-совещательных структур, представители вузов, студенческих и молодежных объединений.

МПА сотрудничает с профильными ГПМ структурами: Комиссия Совета Федерации по делам молодежи и туризму; Комитет Государственной Думы по делам молодежи; Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ; Министерство образования и науки РФ; Федеральное агентство по делам молодежи РФ; Центральная избирательная комиссия РФ; Пресс-служба Совета Федерации, федеральные и региональные СМИ; Общественная палата РФ; Молодежная общественная палата РФ; Центр развития молодежного парламентаризма в России; Лига международной молодежной дипломатии; Общественная молодежная палата при Государственной Думе РФ; Ассоциация молодежных правительств России; Ассоциация молодых предпринимателей России; Ассоциация молодежных избирательных комиссий России; Фонд социального развития; Российский союз Молодежи; Российский спортивный союз молодежи; Национальный совет молодежных и детских объединений России; Всероссийский штаб студенческих строительных отрядов; региональные и муниципальные молодежные парламенты, молодежные и студенческие объединения.

Действует Молодежная общественная палата (МОП), регулирующая и помогающая развитию молодежного парламентаризма. Ее основной целью является содействие деятельности ГД в области законодательного регулирования прав и законных интересов молодежи. Задачами МОП являются приобщение молодежи к парламентской деятельности, формирование правовой и политической культуры молодежи. Молодежная палата создается на добровольной основе в составе представителей общественных молодежных палат (молодежных парламентов) субъектов РФ. Комиссии МОП организуют работу по направлениям своей деятельности с соответствующими комитетами и комиссиями Государственной Думы, подготавливают совместно с экспертными и рабочими группами МОП проекты рекомендаций по направлениям своей деятельности для их рассмотрения на заседаниях МОП. Заседания МОП проводятся три раза в год и по мере необходимости. В работе МОП мо-

гут принимать участие депутаты ГД, члены СФ, представители федеральных органов исполнительной власти [6].

Посильное участие в реализации ГМП принимает Центральная избирательная комиссия России. На ее базе проходят круглые столы и семинары с представителями молодежных организаций, участвующих или помогающих организации избирательных кампаний. Под ее эгидой подготавливается и издается обучающая и справочная литература для молодежи и студентов.

Все институты государственной власти проводят постоянный мониторинг молодежной среды на предмет ее политических пристрастий, позиции и отношения к государству, его структурам и политическим партиям.

В настоящее время большая роль в выработке и организации ГМП отводится провластным общественным организациям и форумам. В частности, на Всероссийском молодежном форуме «Селигер» в рамках смены «Молодежные правительства» (июль 2012 г.) 500 молодых управленцев, членов молодежных правительств и инициативных групп из 60 регионов страны в течение недели набирались знаний и компетенции, чтобы вложить полученный опыт в развитие своего региона.

На смене прошли собеседования на стажировки в различные органы власти. По результатам этой работы 73 участника форума пройдут стажировки в Минсельхозе РФ, Министерстве промышленности и торговли РФ, Министерстве регионального развития РФ, Федеральном агентстве по туризму, Федеральном агентстве по делам молодежи, а также в различных департаментах г. Москвы.

В результате активной работы участников смены были созданы два федеральных совещательных органа - Молодежное министерство спорта и Молодежное министерство образования. Это два новых совместных проекта Ассоциации молодежных правительств РФ, «Команды-2018», МФПУ «Синергия», «Национальной студенческой футбольной лиги» и «Всероссийского студенческого союза». Новые молодежные министерства будут курировать профильные проекты на региональном и федеральном уровнях [9].

Основное отличие молодежной политики от политики в отношении детей, иных социально незащищенных категорий населения заключается в том, что она предполагает активное участие молодежи в жизни общества, создает условия для предоставления молодежи прав и возможностей в решении ее собственных проблем, возлагает на молодых людей и их объединения реальную ответственность, вовлекает молодежь в созидательные процессы, в активную общественно-полезную деятельность. Это позволяет рассматривать ГМП в ряду вопросов стратегического развития всего общества, наращивания его творческого потенциала и инновационных ресурсов [5].

В государствах-участниках СНГ молодежная политика выделилась в самостоятельную сферу государственной деятельности относительно недавно. Сам термин вошел в юридическую систему постсоветских государств из принятого в 1991 г. Закона Советского Союза «Об общих началах государственной молодежной политики в СССР». Следует заметить: отсутствие термина не означало, что такой деятельности государство ранее не осуществляло. Со-

ветский режим весь период своего существования уделял пристальное внимание молодежи и до мелочей контролировал весь процесс ее социализации. Государство и квазиобщественные организации заботились об образовании, идейно-политическом, военно-патриотическом, трудовом и физическом воспитании подрастающего поколения.

Учитывая значимость молодежной проблематики, практически все государства-участники СНГ в первые годы своей независимости приняли законодательные акты, направленные на правовую защиту интересов молодого поколения. В частности, в России был принят Указ Президента РФ «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики» от 16.09.1992; Постановление Верховного Совета РФ от 03.06.1993 г. «Основные направления государственной молодежной политики». В 1999 г. Государственная Дума РФ приняла ФЗ «Об основах государственной молодежной политики в Российской Федерации», на который Президент РФ наложил вето. Но были приняты Федеральные законы «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». С проведением ГМП в сфере образования непосредственно связаны положения Закона РФ от 10 июля 1992 г. «Об образовании» с последующими многократными изменениями.

Указ Президента РФ от 16 сентября 1992 г. «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики» (с изменениями от 12 апреля 1999 г.) в целях создания социально-экономических, правовых и организационных условий и гарантий для социального становления молодых граждан, максимального раскрытия потенциала молодежи в интересах развития общества предусматривает признание осуществления целостной ГМП в России одним из приоритетных направлений социально-экономической политики государства.

В качестве первоочередных задач, требующих решения, рассматриваемым Указом Президента Российской Федерации были выделены: обеспечение соблюдения прав молодых граждан, установление для них гарантий в сфере труда и занятости, содействие их предпринимательской деятельности; создание условий, направленных на физическое и духовное развитие молодежи, предоставление молодым гражданам гарантированного минимума социальных услуг; осуществление поддержки молодой семьи, талантливой молодежи, молодежных объединений; содействие международным молодежным обменам.

Рассматриваемым Указом предусматривалось создание Российского фонда федеральных молодежных программ для организационного и финансового обеспечения приоритетных программ развития молодежи (п. 3), поддерживалось предложение об образовании Национального совета молодежных объединений в целях координации деятельности молодежных и детских объединений России для защиты и реализации их интересов, прав молодежи и детей (п. 4), а также принятие ряда иных мер.

Кроме того, принимались указы и иные правовые акты Президента РФ по отдельным вопросам, связанным с ГМП, в частности: Распоряжение Президента РФ от 24 июня 1993 г. «О праздновании Дня молодежи»; Указ Президента РФ от 6 марта 1995 г. «О Национальном фонде молодежи»; Указ Президента РФ от 16 мая 1996 г. «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи» (с изменениями от 21 апреля 1997 г.); указы Президента РФ от 25 января 2005 г. «О Дне российского студенчества» и от 29 февраля 2008 г. № 283 «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи»; Указ Президента РФ от 18 сентября 2008 г. «О проведении в Российской Федерации Года молодежи» и др.

Существует ряд постановлений Правительства РФ, направленных на решение отдельных вопросов ГМП, например, Постановление Правительства РФ от 24 июля 2000 г. «О военно-патриотических молодежных и детских объединениях», Постановление Правительства РФ от 18 января 1992 г. «О дополнительных мерах по социальной защите учащейся молодежи» (с изменениями в последующие годы) и ряд др.

В настоящее время приоритетные направления в сфере молодежной политики определены в Стратегии государственной молодежной политики в РФ, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 18 декабря 2006 г.; Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г., утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г., Основных направлениях деятельности Правительства РФ на период до 2012 г. утвержденных Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г.

В ряде случаев постановления Правительства РФ принимаются в развитие законодательных положений или в целях конкретизации общих положений, предусмотренных законодательными актами, указами Президента РФ или иными постановлениями Правительства РФ. В качестве примера могут быть приведены Постановление Правительства РФ от 19 марта 2001 г. «Об утверждении Типового положения об общеобразовательном учреждении» (с изм. и доп.), согласно п. 9 которого по инициативе детей в общеобразовательном учреждении могут создаваться детские общественные объединения.

В 2001 г. Правительственной комиссией по делам молодежи одобрена Концепция ГМП в РФ. Нормативное закрепление действий федеральных органов исполнительной власти по отдельным аспектам ГМП реализовано путем принятия федеральных целевых программ (ФЦП). Среди них: федеральная целевая программа «Молодежь России (2001-2005 годы)», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 27.12.2000 г.; государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы», утвержденная Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2000 г. Эти нормативные документы не только определили основные направления реализации ГМП в стране, но и создали и развили правовые, со-

циально-экономические и организационные условия для самореализации молодежи, духовно-нравственного воспитания молодого поколения [5].

На реализацию целей ГМП направлен комплекс мероприятий органов государственной власти и органов местного самоуправления. По своим составляющим молодежная политика очень разнородна - здесь и вопросы социальной защиты, и политического образования, проблемы труда и занятости, обеспечения процессов образования и воспитания, вопросы медицинской профилактики, мероприятия групп риска и мн. др. При организации ГМП российское руководство ориентируется на зарубежный опыт и соответствующие нормы международного законодательства.

Таким образом, к началу второго десятилетия XXI в. в России в основном сформирована система институтов, являющихся субъектами государст-

венной молодежной политики.

1. Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти : указ Президента РФ от 12 мая 2008 г. № 724 // Рос. газ. - 2008. - 13 мая.

2.Зуляр Р. Ю. Основные направления современной российской государственной молодежной политики // Изв. Иркут. гос. ун-та. Сер. Политология. Религиоведение. - 2010. - № 2 (5). - С. 26-33.

3. Министерство спорта, туризма и молодежной политики РФ [Электронный ресурс] : официальный сайт. - иЯЬ: www.minstm.gov.ru.

4. Молодежная политика РФ [Электронный ресурс] // Молодежное движение «Сильные духом». Московское городское отделение общероссийского фонда ветеранов и сотрудников подразделений специального назначения и спецслужб органов государственной безопасности «Вымпел-гарант». -ШЬ: http://vimpell.rU/i ndex.php/proekty-molo ае2*поьроИй/2011 -06 -19 -23-28-54.

5. Молодежь России (2001-2005 годы) : эффективность и перспективы : Фе-дер. целевая программа / Аналит. вестн. Совета Федерации ФС РФ. 2004. № 31 (251).

6. Об утверждении положения об общественной молодежной палате при государственной Думе федерального собрания Российской федерации [Электронный ресурс] : постановление Гос. думы ФС РФ от 10.06.2005 № 1979-1У ГД // КонсультантПлюс [Электронный ресурс] : справочная правовая система.

1. Issues of the system and structure of the federal executive authority : the RF President's decree from 12.05.2008 N 724 // Ros. gaz. - 2008.- May, 13.

2. Zulyar R. Yu. Main tendencies of the contemporary Russian youth policy // The New of the ISU. Political Science and Religious Studies. - 2012. - N 2(5). -P. 26-33.

3. The RF Ministry of sport, tourism and youth policy, official webpage [On-line resource]. - URL: www.minstm.gov.ru.

4. The RF youth policy [On-line re-

source] // The youth movement «Silniye duhom» (People of fortitude). Moscow city's branch of the fund of veterans and officers of special military sub-units and intelligent service of the state security «Vympel-garant» (Pennant-protector). -URL: http://vimpell.ru/index.php/proekty-

molodezhnoi-politiki/2011-06-19-23-28-54

5. Youth of Russia (2001-2005) : efficiency and perspectives : federal goal-oriented program // The analytical news of the Federal Council of FA RF. - 2004. -N 31 (251).

6. On the approval of the regulation of the Youth Public Chamber at the State Duma of the Federal Assembly of the Russian Federation [On-line resource] : resolution of the State Duma of FA RF from 10.06.2005 N 1979-IV GD : ConsultantPlus : the information service.

7. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти : указ Президента РФ от 9.03.2004 № 314 // Рос. газ. - 2004. - 11 марта.

8. Попов В. Р. Четыре модели молодежной политики в теории и на практике // Технологии реализации молодежной политики и работы с молодежью в современном мире : сб. тез. Междунар. конф. Москва, 20-21 июля 2010 г. - М. : Мос-ков. гос. гуманит. ун-т им. М. А. Шолохова, 2010. - С. 394-398.

9. 24 июля на Всероссийском молодежном форуме «Селигер» завершилась смена «Молодежные правительства» [Электронный ресурс] // Методобъедине-ние. Виртуальное методическое объединение библиотек и организаций, работающих с молодежью. - ШЬ: http://vmo.rgub.ru/ poИcy/news/news_archive.php?yeal=2012.

7. On the system and structure of the federal executive authority : the RF President's decree from ot 9.03.2004 N 314 // Ros. gaz. - 2004. - May, 11.

8. Popov V. P. Four models of the

youth policy in theory and practice // Technologies of the youth policy implementation and social work in the contemporary world : collected articles of the Intern. conference. Moscow, July 20-21, 2010. - M. :

M. A. Sholokhov Moscow State University for Humanitarian studies, 2012.- P. 394-398.

9. The season «The youth authorities» has been concluded at the All-Russian youth forum «Seliguer» on July 24th [On-line resource] // Methodological association. Online methodological association of the libraries attending to the youth. - URL: http ://vmo .rgub .ru/policy/news/news_archiv e.php?year=2012.

Main Institutions of the Post-Soviet Public Youth Policy

R. Yu. Zulyar

Irkutsk State University, Irkutsk

The study gives a short historical review of forming the public youth policy in the RF. Besides it examines the system of institutions which are the youth policy entity.

Key words: public youth policy, youth, the Federal Youth Policy Agency (Rosmolodezh), the Youth Parlimentary Assembly.

Зуляр Раксана Юрьевна - кандидат политических наук, старший преподаватель кафедры политологии и истории Иркутского государственного университета, 664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1-410 б, тел. 8(3952)334372,

Zulyar Raksana Yurievna - Candidate of Political Sciences, Senior Lecturer, the Department of Political Science and History, the Irkutsk State University,664003, Irkutsk, Karl Marx St., 1-410 b, phone 8(3952)334372, e-mail: raksana-m@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.