Научная статья на тему 'Организация молодежного движения в России на основе модели спортивной Федерации'

Организация молодежного движения в России на основе модели спортивной Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1276
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / YOUTH / МОЛОДЕЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ / YOUTH MOVEMENT / ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С МОЛОДЕЖЬЮ / ORGANIZATION OF WORK WITH YOUTH / МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / YOUTH POLICY / СПОРТ / SPORTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Завьялов Александр Александрович

В статье проводится параллель между организацией работы в сферах спорта и молодежной политики, предлагается новый механизм общественно-государственного партнерства в реализации государственной молодежной политики и формирования молодежного движения в России, который заключается в формировании реестра молодежных программ на общероссийском, региональном и муниципальном уровнях и развитии механизма субсидирования молодежных общественных организаций, реализующих эти молодежные программы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Завьялов Александр Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORGANIZATION OF YOUTH MOVEMENT IN RUSSIA ON THE BASIS OF THE MODEL OF SPORTS FEDERATION

The article compares the organization of work in the fields of sports and youth policy, proposes a new mechanism of public and state partnership in the implementation of state youth policy and the formation of youth movement in Russia, which is based on the formation of a registry of youth programmes at national, regional and municipal levels and the development of the mechanism of subsidizing youth public organizations that implement these programmes for youth.

Текст научной работы на тему «Организация молодежного движения в России на основе модели спортивной Федерации»

ОРГАНИЗАЦИЯ МОЛОДЕЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В РОССИИ НА ОСНОВЕ МОДЕЛИ СПОРТИВНОЙ ФЕДЕРАЦИИ

THE ORGANIZATION OF YOUTH MOVEMENT IN RUSSIA ON THE BASIS OF THE MODEL OF SPORTS FEDERATION

A.A. Завьялов

A.A. Zavyalov

Молодежь, молодежное движение, организация работы с молодежью, молодежная политика, спорт. В статье проводится параллель между организацией работы в сферах спорта и молодежной политики, предлагается новый механизм общественно-государственного партнерства в реализации государственной молодежной политики и формирования молодежного движения в России, который заключается в формировании реестра молодежных программ на общероссийском, региональном и муниципальном уровнях и развитии механизма субсидирования молодежных общественных организаций, реализующих эти молодежные программы.

Youth, youth movement, organization of work with youth, youth policy, sports. The article compares the organization of work in the fields of sports and youth policy, proposes a new mechanism of public and state partnership in the implementation of state youth policy and the formation of youth movement in Russia, which is based on the formation of a registry of youth programmes at national, regional and municipal levels and the development of the mechanism of subsidizing youth public organizations that implement these programmes for youth.

Одна из стратегических задач современной России - построение гражданского общества, прежде всего выражающегося в повышении субъектности негосударственных образований. Не исключение и сфера работы с молодежью.

Молодежные общественные объединения - это институт социализации молодежи, механизм ее вовлечения в общественную и политическую жизнь, подготовки молодого поколения к взрослой жизни, профессиональной деятельности, воспитания активной жизненной позиции, где молодой человек сам принимает решения, планирует деятельность, изыскивает ресурсы, совершает поступки и несет за них ответственность, руководит и подчиняется руководству. Прежний советский опыт и практика зарубежных государств говорят о целесообразности иметь сильные, высокоавторитетные молодежные организации, которые имели бы свои программы и проекты, направленные на молодежь, являлись бы проводни-

ками государственной молодежной политики [Куприянова, 2003].

В российской молодежной политике на уровне законодательства были заложены механизмы работы с молодежным движением. Так, в Постановлении Верховного Совета РФ от 03.06.1993 № 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в РФ» закреплено положение о государственной поддержке развития молодежного и детского движения органами местного самоуправления. Официально провозглашается «приоритет общественных инициатив по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий и программ, касающихся молодежи».

Механизм субсидирования закреплен в Федеральном законе от 28.06.1995 №98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений». Для поддержки молодежных организаций создается Федеральный реестр молодежных и детских

<

m

Щ

$9

I %

С И

о

ь

к к

W Рq Н U

Рч

<

о ^

о о о Q

£ W

н S о

Рч W

о §

к

и

W V S

ь

1-4

<с п

W

с

S

д

н

U

W PQ

объединений. Деятельность может быть поддержана исходя из основных направлений государственной молодежной политики в РФ. Решение о государственной поддержке проектов (программ) молодежных и детских объединений принимается федеральным органом исполнительной власти по реализации государственной молодежной политики по результатам конкурса указанных проектов (программ).

Однако сами направления, сформулированные в «Основных направлениях государственной молодежной политики в РФ», на наш взгляд, носят разрозненный характер и не могут быть определены как единая категория для перечисления.

1. Обеспечение соблюдения прав молодежи.

2. Обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодежи.

3. Содействие предпринимательской деятельности молодежи.

4. Государственная поддержка молодой семьи.

5. Гарантированное предоставление социальных услуг.

6. Поддержка талантливой молодежи.

7. Формирование условий, направленных на физическое и духовное развитие молодежи.

8. Поддержка деятельности молодежных и детских объединений.

9. Содействие международным молодежным обменам.

Общемировая практика реализации молодежной политики подчеркивает работу с частными молодежными инициативами и инициативами молодежных общественных объединений ни как одно из направлений деятельности органов по делам молодежи, а как принципиальное условие реализации всей молодежной политики. Вместе с тем в нашей стране эта деятельность стоит в одном ряду с другими направлениями деятельности органов по делам молодежи, малопонятна организаторам работы с молодежью на региональном и муниципальном уровнях, затратна по своей природе и слабо доказуема в бюджетном отношении. К этому добавляется ответственность должностных лиц в связи с

отчетностью при организации такой поддержки, в результате эта работа ведется не в полную силу и ею пренебрегают.

Обратимся к модели работы с общественными организациями в сфере спорта. В Федеральном законе от 04.12.2007 № Э29-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» указывается определение понятия «спортивная федерация» как общественная организация, целями которой являются развитие одного или нескольких видов спорта, их пропаганда, организация, а также проведение спортивных мероприятий. Далее осуществляется ведение реестра общероссийских спортивных федераций по аналогии с федеральным реестром молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой, однако, кроме реестра организаций, орган исполнительной власти ведет всероссийский реестр видов спорта, которые признаны в РФ. При этом развитие этих видов спорта, проведение мероприятий (соревнований, сборов и т.д.) - прерогатива общественных организаций, которые получают соответствующее финансирование. Виды спорта могут включать в себя различные спортивные дисциплины, как, например, «метание копья» в «легкой атлетике».

Если применить аналогичную модель к сфере молодежной политики, мы бы получили следующее. Федеральный орган по делам молодежи создает «Реестр общероссийских молодежных программ», который содержит список всех содержательных направлений деятельности в сфере молодежной политики, например (перечень может быть продолжен):

1. Добровольческая деятельность молодежи.

2. Научно-техническое творчество молодежи.

3. Предпринимательская деятельность молодежи.

4. Творческая деятельность молодежи.

Каждая программа может состоять из подпрограмм, например, добровольческая деятельность молодежи:

- в области помощи инвалидам;

- в области помощи детям, оставшимся без попечения родителей;

- в области помощи в поиске пропавших людей;

- в области помощи в чрезвычайных ситуациях.

Право реализации молодежных программ предоставляется на конкурсной основе общероссийским молодежным общественным организациям, которые предлагают комплекс мер -план работы на год, с проведением конкретных мероприятий в этой области, в том числе конкурсов, образовательных форматов, акций, другой деятельности, направленной на решение тех задач, которые указаны в описании определенного вида деятельности, а также формируют систему поддержки талантливой молодежи в указанной области, создают условия для участия в этой деятельности молодых людей с ограниченными возможностями и др.

При этом общероссийская молодежная организация должна:

- иметь в качестве цели своей организации развитие этого направления деятельности;

- опираться на региональные общественные организации, осуществляющие свою деятельность на территории более половины субъектов РФ, а региональные молодежные общественные организации, в свою очередь, должны опираться на местные молодежные организации.

Таким образом, формируется молодежное движение и обеспечивается реализация молодежных программ по приоритетным направлениям. Существующие ныне организации будут устремлены к суживанию своей деятельности, что придаст их деятельности конкретику, а «карликовые» местные молодежные организации найдут смысл существования в составе региональных организаций, наращивая свою роль в обществе. Важнейшим условием станет не наличие определенного количества членов (при нынешних условиях - 3 ООО чел.), а наличие разветвленной сети региональных и местных организаций (при этом арифметический подсчет показывает, что минимальная численность таких организаций составит 258 чел. = 43 субъекта РФ х 2 местных организации х 3 члена местных организаций).

Реестр общероссийских молодежных программ становится и управляющим элементом, поскольку в случае необходимости можно будет включить в него новую молодежную программу. Реестр становится механизмом поддержки молодежных организаций, а главное - гарантом востребованности данных программ, поскольку опирается на широкую сеть молодежных организаций. С определенной периодичностью проводится государственная аккредитация общероссийских организаций, имеющая целью подтверждение легитимности, т.е. определение наличия региональных и местных организаций, на деятельность которых она опирается.

В случае если ни одна из общероссийских молодежных организаций не заявилась на участие в конкурсе, данная молодежная программа может либо выводиться из Реестра, либо осуществляться федеральными учреждениями органа по делам молодежи до объявления нового конкурса. Реестр также может быть расширен, если какая-либо общероссийская молодежная общественная организация заявит о потенциально новом виде деятельности в соответствующем порядке по аналогии, как происходит признание нового вида спорта.

Данный механизм может быть создан на региональных и местных уровнях с масштабируемым уровнем требований к молодежным общественным объединениям. Развитие такой модели работы целесообразно внедрять поэтапно и начинать работу надо именно с региональных уровней. При этом региональные и местные реестры могут быть дополнены актуальными программами регионального и местного значения.

Для применения этой модели потребуется внести фундаментальные изменения в Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» или принять новый закон. Данная модель также может найти отражение в базовом федеральном законе о молодежной политике, который может иметь название «Об организации работы с молодежью в Российской Федерации».

а

ч

с m

о

ь

к Щ

w m н о

Рч <

о ^ о о

О Й

Ei

W

н S о

Рч

W

0

1

к %

о

W V S

ь

1-4

<с п

W

с

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

S

X

н и

щ м

При этой схеме общественные объединения, с одной стороны, станут социальными подрядчиками, а с другой - партнерами по формированию направлений содержательной деятельности в сфере государственной молодежной политики [Рожнов, 2006].

Реализация данной модели приведет к следующим результатам:

- во-первых, сформируются всероссийские сети молодежных общественных организаций;

- во-вторых, будут обеспечены плюрализм в молодежном движении и формирование значительного количества путей для развития каждого молодого человека;

- в-третьих, новые смыслы повсеместно приобретут молодежные парламентские структуры, в которые будут стремиться представители молодежных общественных организаций;

- в-четвертых, обеспечится сменяемость, поскольку участие в таких организациях ограничивается молодежным возрастом;

- в-пятых, обеспечиваются формирование новых видов работы с молодежью и обновление технологий работы с молодежью;

- в-шестых, будет оказываться весь актуальный перечень форм поддержки молодежных инициатив;

- в-седьмых, реализуются молодежные программы, опирающиеся на реальный молодежный контингент в территориях;

- в-восьмых, сформируется принцип субси-диарности как основы реализации молодежной политики;

- в-девятых, расширятся механизмы участия молодежи в управлении делами;

- в-десятых, обеспечится единство реализации молодежной политики на территории России.

Важнейшее место в этой системе займут государственные и муниципальные учреждения по работе с молодежью, которые станут центрами развития молодежных инициатив и молодежных общественных организаций, способных использовать площади этих учреждений для осуществления работы с молодежью, а также пользоваться информационной, методической и ресурсной поддержкой. Модель организации деятельности

молодежных учреждений, имеющих такие функции, описаны автором в предыдущих публикациях [Завьялов, 20146; Завьялов и др., 2012].

Отметим, что в Европе механизмом кооперации с молодежными организациями и объединениями являются два европейских молодежных центра в Будапеште и Страсбурге, которые открывают возможности для участия в совместных мероприятиях, в том числе молодежных форумах, обучающих программах, и являются исследовательскими структурами [Рудаков, 2006].

O.A. Рожнов констатирует, что слабость государственной молодежной политики в России -в попытке построить работу с молодежью, основываясь на субъектно-объектном подходе. Даже молодежные общественные объединения всегда рассматривались как объект воздействия. Отсутствие полноценного общественно-государственного механизма - главная проблема молодежной политики сегодня.

Предложенная модель показывает свою эффективность и устойчивость в зарубежных странах, в нашей стране такая модель эффективно функционирует в сфере спорта, а в настоящее время для ее реализации все предпосылки созданы и в сфере молодежной политики. Указанная модель определит общее место молодежной политики в системе государственной деятельности, функции учреждений и кадров по работе с молодежью, о неразрешенных проблемах которых идет речь в предыдущей работе автора [Завьялов, Ширякова, 2014а], наконец, позволит молодежной политике встать на путь устойчивого развития.

Именно поэтому в образовательный процесс будущих специалистов сферы молодежной политики и в программы профессиональной переподготовки необходимо включать указанную модель как вероятностную, модель, которую необходимо постепенно выстраивать в России.

Библиографический список

1. Завьялов A.A., Ширякова А.О. К вопросу о создании условий для подготовки профессиональных кадров в сфере организации работы с молодежью в Красноярском крае

// Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2014а. № 1(27). С. 75-79.

2. Завьялов A.A. Организационное и кадровое обеспечение учреждений сферы молодежной политики // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 20146. №4 (30). С. 57-61.

3. Завьялов A.A., Рудинская О.В., Никифоров A.B. Региональная модель организации деятельности муниципального молодежного центра: методические рекомендации, пере-раб. и доп. Красноярск, 2012. 20 с.

4. Куприянова Г.В. Совершенствование управления государственной молодежной политикой в условиях модернизации российского общества: дис. ... канд. соц. наук. М., 2003. 171 с.

5. Постановление Верховного Совета РФ от 03.06.1993 г. № 5090-1 «Об основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.

6. Приказ Министерства спорта РФ от 02.09.2013 № 702 «Об утверждении порядка признания видов спорта, спортивных дисциплин и включения их во Всероссийский реестр видов спорта и порядка его ведения» // СПС КонсультантПлюс.

7. Рожнов O.A. Управление молодежной политикой в современной России: дис. ... канд. соц. наук. М., 2006. 164 с.

8. Рудаков A.B. Механизм формирования и технологии реализации государственной молодежной политики РФ: дис. ... канд. полит. наук. Нижний Новгород, 2006. 236 с.

9. Федеральный закон от 28.06.1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» // СПС КонсультантПлюс.

10. Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.

а

ч

с m

о

ь

к Щ

w m н о

Рч <

о ^ о о

О Й

Ei

W

н S о

Рч

W

0

1

к %

о

W V S

ь

1-4

<с п

W

с

S

X

Н U

м

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.