Научная статья на тему 'К вопросу о состоянии современной семьи'

К вопросу о состоянии современной семьи Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
136
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / FAMILY / РЕБЕНОК / CHILD / ЦЕННОСТИ / VALUES / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ЦЕННОСТИ / SPIRITUAL AND MORAL VALUES / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / SPIRITUAL AND MORAL UPBRINGING

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Гунькина Людмила Сергеевна

В статье принимается попытка проанализировать ценности и проблемы современной семьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE STATE OF THE MODERN FAMILY

The article attempts to analyze the values and problems of the modern family.

Текст научной работы на тему «К вопросу о состоянии современной семьи»

УДК 37.018.1 ББК 74.905

К ВОПРОСУ О СОСТОЯНИИ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ

Гунькина Людмила Сергеевна, аспирант кафедры общей и социальной педагогики гуманитарного факультета Воронежский Государственный педагогический университет (г. Воронеж)

Аннотация. В статье принимается попытка проанализировать ценности и проблемы современной семьи.

Ключевые слова: семья, ребенок, ценности, духовно-нравственные ценности, духовно-нравственное воспитание.

ON THE STATE OF THE MODERN FAMILY

Gunkina L.S.

Abstract. The article attempts to analyze the values and problems of the modern family. Key words: family, child, values, spiritual and moral values, spiritual and moral upbringing.

«Ребенок - зеркало семьи;

Как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца».

В.А. Сухомлинский

Духовно-нравственное состояние современного общества является актуальной проблемой многих социально-гуманитарных наук, что характеризует поиски духовного обновления человека. От решения проблем духовно-нравственного состояния в значительной степени зависят направления социальной политики государства, изменения в образовании, культуры в целом. Именно семье отводится главная роль в формировании духовно-нравственных основ личности.

Семья - это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества-родительства-родства, и тем самым осуществляющая воспроизвод-

ство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семьи [1]. Данное определение, сформулированное двадцать лет назад, в 1996 году, принадлежит Анатолию Ивановичу Антонову, профессору и заведующему кафедрой социологии, семьи и демографии социологического факультета МГУ им. Ломоносова, должно непременно существовать и в наше время.

Весьма тревожно, что в сегодняшнем времени данное определение семьи не всегда актуально, четко наблюдается отстранение взрослого мира от мира детства. Сегодня взрослые все чаще, устраняются от исполнения государственной миссии - воспитания детей.

Необходимо отметить, что значительное число современных родителей множественные неудачи в семейной, профессиональной и иной сферах переносят на ребенка. Современный

ребенок - младенец, дошкольник, младший школьник, подросток, старшеклассник, который при сохранении сущностных оснований и действенных механизмов сознания, мышления разительно отличается не только от того «дитя», которого описывали в своих произведениях Коменский и Песталоцци, Ушинский и Пирогов, Заззо и Пиаже, Корчак и другие великие «детоводители» прошлого, но и качественно отличается даже от ребенка 1990-х годов. При этом ребенок не стал хуже или лучше своего сверстника двадцатипятилетней давности, он просто стал другим [12; с. 49]!

Продолжает ли он (ребенок) отражать нравственную чистоту родителей?

Если примерно два-три десятилетия назад ребенок развивался в условиях малого социума: семьи, класса, ближайшего окружения, то сегодня ребенок сталкивается с принципиально новой ситуацией. Когда уже с дошкольного, младшего школьного возраста он находится в огромном развернутом социальном, в том числе новом знаниевом, пространстве, где на его сознание буквально давит хаотичный поток информации, идущей прежде всего из телевизора, Интернета, перекрывая знания, получаемые от родителей, воспитателей, учителей. Причем эта информация, не имеющая структурно-содержательной логической связи, подаваемая не системно, а бисерно, не просто не вписывается в систему образования, а принципиально меняет, в частности, не только сочетание зрительного и слухового восприятия детей, но и структуру их мышления, самосознание и миропонимание. Это происходит в обстановке резко изменившейся системы отношений взрослых и детей, а главное - понимание ими ценностей.

Термин «ценность» как центральный в аксиологии обозначает не свойство вещей, а предпочтения людей, рассматриваемые в контексте их целей и интересов. Ценности -это то, что осознается человеком как доброе в противоположность злому, хорошее - плохому, возвышенное - низменному, полезное - вредному, прекрасное - отвратительному и т.д. Таким образом, ценности выражают личностное, духовное отношение человека к миру, основанное не только на когнитивном (от лат. cognition - знание, познание) аспекте, но его жизненном, экзистенциальном бытии

[5]. В данном контексте под экзистенциальным бытием понимается осмысление, преломление и оценивание человеком внешнего опыта взаимодействия с миром сквозь призму внутреннего, глубинно-личностного «я». Отсюда, можно сказать, что ценности - это выражение индивидуальной, ориентированной на продолжительность и устойчивость, а так же и господствующей и особенно общей заинтересованности в определенных объектах.

По роли в жизни человека различаются ценности утилитарные и духовные. Духовные составляют сферу высших ценностей, связанных со смыслом жизни и предназначением человека.

Изменения, которые произошли в российском обществе, негативно повлияли на духовную целостность семьи. А что происходит в обществе, когда начинается борьба за свои частные интересы - политические, экономические, национальные, классовые или социальные, когда эти ценности становятся самыми главными? Идет борьба не на жизнь, а на смерть, и разрушается ткань человеческого общения, происходит снижение семейных ценностей, уменьшается социальная значимость деторождения.

По данным опроса института социологии РАН, около 50% молодых людей готовы переступить через свои моральные принципы ради успеха. Для многих под словом успех, к сожалению, подразумевается вольная и роскошная жизнь, зарабатывание денег любыми способами. Происходит навязывание философии гедонизма, согласно которой наслаждение является высшим благом и смыслом жизни [3; с. 187].

Эти негативные предпосылки общественного развития, к сожалению, становятся все более устойчивыми и оказывают негативное влияние на воспитание подрастающего поколения.

В связи с этим необходимо создание условий и стимулов для роста рождаемости, поддержки материнства и семьи. В формировании духовно-нравственных ценностей семья является составляющим ядром процесса воспитания.

Духовно-нравственные ценности - это установки личности, являющиеся системообразующим элементом ценностных ориен-таций, указывающие на их культурное, соци-

52

альное, человеческое значение, регулирующие сознательную деятельность и поведение, придающие им нравственный характер и ориентирующие её на достижение высших идеалов [2].

Духовно-нравственные ценности состоят из двух понятий. Остановимся поподробнее на каждом из них.

Духовность - это «устремление человека к тем или иным высшим ценностям и смыслу, идеалу, стремление человека переделать себя, приблизить свою жизнь к этому идеалу и внутренне освободиться от обыденности» [5]. Духовность проявляется в стремлении человека строить свои отношения с окружающим миром на основе добра, истины, красоты, строить свою жизнь на основе гармонии с окружающим миром. Одним из сильнейших источников духовности является совесть, а проявлением духовности - любовь.

Нравственность - фундаментальное понятие, если мы хотим разобраться с менталитетом. Главная черта личности российского гражданина - это стремление к нравственности и поиску высшего смысла. Нравственность - это компонент культуры, содержанием которого выступают этические ценности, составляющие основу сознания. Нравственность - это способность человека действовать, думать и чувствовать в соответствии со своим духовным началом, это способы и приемы передачи вовне своего внутреннего духовного мира. Процесс духовно-нравственного воспитания - это совокупность последовательных взаимодействий воспитателя и коллектива, направленных на достижение эффективности и качества педагогической деятельности и должного уровня нравственной воспитанности личности подростка [4].

Харламов И.Ф. считает, что нравственность является составной частью комплексного подхода к воспитанию личности: «Формирование нравственности есть не что иное, как перевод моральных норм, правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и их неуклонное соблюдение» [14].

Главными целями воспитания духовно-нравственных ценностей являются передача культурных ценностей, накопленных личностью, обществом и привитие способностей для восприятия и принятия культурного наследия. Для эффективного воспитания духовно-нрав-

ственных ценностей требуется создание условий для саморазвития, самопознания, самореализации творческой личности; построение отношений на основе добра, справедливости, гуманности, принятие индивидуальных черт; формирование активной жизненной позиции воспитанников; развитие коммуникативных способностей у воспитанников; создание педагогических ситуаций для нравственного самовыражения личности.

Духовно-нравственные ценности не существуют обособленно. Они накладываются на все виды ценностей, как бы облагораживая их, придавая человеческой деятельности духовно-нравственный характер. Формирование духовно-нравственных ценностей проистекает в течение всей жизни человека, но ранний возраст является наиболее благоприятным периодом. Именно в раннем возрасте формируется мировоззренческая позиция. Особый интерес для нас представляет философско-религиозная литература. В работах Н.А. Бердяева, В.В. Зеньковского, В.В. Розанова, В.С. Соловьева рассматривается духовная и психологическая сущность феномена человека, основа его нравственного бытия.

Педагогический аспект воспитания моральных ценностей раскрыт в работах К.Д. Ушинского, Н.И. Болдырева, Е.В. Бондарев-ской, В.А. Сластенина, В.П. Фетисова, З.И. Васильева и др.

«Тоска по аристократизму есть тоска по нравственной философии», медленное угасание в России последней все более наблюдал В.П. Фетисов. С горечью и сожалением наблюдал он искажение фундаментальной нравственной проблематики в жизни современного человека, ее замену вопросами частными и побочными, прикладными и техническими, убивающими и растлевающими таким образом начала коренных философских дум. Техника и технология передовой жизни овладевают умами современных «философов», погоня за сиюминутным материальным богатством и роскошной жизнью затмевают извечные начала морали, вековые традиции русской жизни [13].

По словам русского философа И. А. Ильина, именно семья является «первичным лоном человеческой культуры», она призвана передавать духовно-религиозную, национальную и культурную традиции [7]. Целью духовно-

религиозной традиции является зародить личность ребенка, сформировать чувства ребенка, основанные на представлениях о добре и зле, основанные на христианских заповедях. Национальные традиции могут служить действенным средством духовно-нравственного воспитания, так как обладают педагогическим потенциалом. Культурные традиции включают в себя нравственные законы и принципы человеческих отношений. Именно через культурные традиции семейного воспитания передаются правила межличностного взаимодействия, которые передаются детям от родителей.

Главной особенностью современных духовно-нравственных основ воспитания является то, что родителям необходимо осваивать его не только применительно к детям, но и применительно к самим себе. Им необходимо решать сложные задачи: стать носителями такой духовно-нравственной культуры и такого образа жизни, который они стараются привить детям для благополучной социализации в различной социокультурной среде; создать и, безусловно, поддерживать такую духовную, культурную и психологическую атмосферу в семье, в которой у ребенка формировалось бы стремление к святому и доброму, а также умение отстаивать собственные интересы и взгляды.

Тема ценностей в современных исследованиях остается по-прежнему актуальной и рассматривается в новых аспектах. В своем исследовании «Формирование культурных ценностей у ребенка» доктор педагогических наук Русецка А.М. выделяет иерархию ценностей современной семьи: первое место занимают автотелические, за ними следуют жизненные, нравственные и духовные. Автотелические ценности выступают как цели, достигаемые людьми самостоятельно для себя. Определяют выбор стратегических целей в жизни человека, такие как любовь, семейное благополучие. К жизненным ценностям можно отнести здоровье человека и материальное благополучие. Нравственные ценности, сложившиеся в обществе, это добросовестность, порядочность, честность, уважительность и мн. др. Духовные ценности характеризуются связью с религией, высшими идеалами [10; с. 45].

С точки зрения доктора философских наук, профессора Панковой Л.М., главными ценностями семьи являются любовь, дети, здо-

ровье всех и совместно проведенное время, и в такой семье проявляются результаты духовной деятельности всех ее членов. Ценности семьи - средство единения и обмена. Благодаря нравственным ценностям происходит передача опыта от поколения к поколению [9; с. 320].

Сформированная на определенных ценностях социума семья развивает у ребенка то, что ценимо ею в сфере этих ценностей. Во взаимной связи и зависимости семьи, государства, общества и нации, когда их отношения пронизаны «сетью» уходящих и нарождающихся цивилизационных ценностей, возникает необходимость познания истории семьи данной общности. (Более подробно рекомендуем см. Т.Н. Мальковская. Семья и власть в России ХУП-ХУШ столетий. - М., 2005.)

В современном обществе семья представляет собой ведущую ценность - она является институтом, который позволяет каждой отдельно взятой личности воспроизводить себя через рождение будущего поколения, воспитывать его, позволяет самореализоваться, принимать различные социальные роли.

Меры, направленные на укрепление института семьи, должны иметь государственную основу и включать не только экономическую поддержку, а иметь комплексный характер. Семейная политика должна реализовываться в организационно-идеологической сфере, в СМИ и информационной политике, в области здравоохранения, образования, в области улучшения социально-экономических условий. Главным в реализуемых мерах должна быть направленность на повышение престижа семейного образа жизни и семьи в целом.

Литература:

1. Антонов, А.И., Медков, В.М. Социология семьи. -М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления («Братья Карич»), 1996. - 304 с.

2. Большой психологический словарь. [Текст] / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещеряков, В.П. Зинченко. -Санкт-Петербург: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2007.

3. Вестник Института социологии РАН «Социальное измерение современного российского родитель-ства», № 2. - 2011. - С. 187.

4. Воловикова, М.И. Нравственность в современной России. [Текст] / М.И. Воловикова // Психологический журнал. - 2009. - № 4. - С. 267.

5. Даль, В.И. Толковый словарь русского языка, современная версия. [Текст] / В.И. Даль. - М., 2001.

6. Зелевская, Н.А. Ценностный подход к проблеме семейного воспитания / Н. А. Зелевская // Образование. - 2004. - № 6. - С. 16-25.

7. Ильин, И.А. Собрание сочинений: в 10 т. / Сост., вступит. ст. и коммент. Ю.Т. Лисицы. - Москва: Русская Книга. - Т. 1. - 1993-1999.

8. Мальковская, Т.Н. Семья и власть в России XVII-ХУШ столетий. - М., 2005.

9. Панкова, Л.М. Человек и семья: философский анализ формирования культуры брачно-семейных отношений: Дис. ... д-ра философских наук. - СПб, 2006. - 385 с.

10. Русецка, А.М. Формирование культурных ценностей у ребенка в польской семье: Автореф. дис. ... д-ра пед. наук. - М., 2007. - 45 с.

11. Соловьев, С.М. История России с древнейших времен. - СПб., 1903.

12. Фельдштейн, Д.И. Глубинные изменения современного Детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования/ Д.И. Фельдштейн // События. - 2011. -№ 1(26). - С. 45-54.

13. Фетисов, В.П. Философия морали. Тоска по русскому аристократизму. - Воронеж, 1995.

14. Харламов, И.Ф. Педагогика: Курс лекций. [Текст] / И.Ф. Харламов - М.: Просвещение, 1990.

15. Харчев, А.Г., Мацковский, М.С. Современная семья и её проблемы. - М., 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.