Научная статья на тему 'Формирование духовно-нравственных ориентиров учащихся в современной школе'

Формирование духовно-нравственных ориентиров учащихся в современной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3421
307
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ / НРАВСТВЕННОСТЬ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ / SPIRITUAL AND MORAL EDUCATION / ETHICS / PERSONAL DEVELOPMENT / SPIRITUAL VALUES / SPIRITUAL AND MORAL CULTURE / CULTURE OF PERSONALITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рынковая Наталья Петровна

Статья посвящена проблеме формирования духовно-нравственных ценностей у школьников. Показано, что нравственное воспитание является одной из самых важных сторон процесса формирования личности ребенка. В наше время, когда общество зачастую способствует размыванию нравственных норм, происходит утрата духовно-нравственных ориентиров, необходимо серьезно задуматься о путях преодоления духовно-нравственного кризиса в человеке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE FORMATION OF SPIRITUAL AND MORAL VALUES OF STUDENTS IN MODERN SCHOOLS

The article is devoted to the formation of spiritual and moral values of school students. It is shown that moral education is one of the most important aspects of the process of forming the child’s personality. Nowadays, when society often contributes to the erosion of moral standards, there is a loss of spiritual and moral values, it is necessary to think seriously about how to address the spiritual and moral crisis in man.

Текст научной работы на тему «Формирование духовно-нравственных ориентиров учащихся в современной школе»

20

х § Н.П. Рынковая

|1 Формирование духовно-нравственных

ориентиров учащихся в современной школе

^

Статья посвящена проблеме формирования духовно-нравственных ценностей у школьников. Показано, что нравственное воспитание является одной из самых важных сторон процесса формирования личности ребенка. В наше время, когда общество зачастую способствует размыванию нравственных норм, происходит утрата духовно-нравственных ориентиров, необходимо серьезно задуматься о путях преодоления духовно-нравственного кризиса в человеке.

Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, нравственность, развитие личности, духовные ценности, духовно-нравственная культура, культура личности.

У современных детей по сравнению со своими сверстниками предыдущих поколений становятся очевидными различия в мировосприятии, темпах развития, поведении и осознании самого себя. Родители и опытные педагоги констатируют, что сегодня большинство детей не умеют общаться, играть, выстраивать свои отношения со сверстниками и пр. Все чаще учителя начальных классов обеспокоены поведением «оригинальных детей» с нестандартным поведением, которые мешают вести занятия и учиться другим детям. Причем если раньше таких личностей было 1-2 человек на класс, то сейчас их количество увеличивается. Причин тому множество. Одна из них - практически полное отсутствие семейного воспитания. Все отчетливее проявляется в детях дефицит ласки, душевного тепла и взаимного внимания. Родители все меньше общаются со своими детьми. При этом при первой же неудаче многие первоклашки с истерикой забиваются под парту, крича, что его не любят и не понимают. Совершенным явным и очевидным становится планомерное и сознательное развращение наших детей.

Подобные проблемы снежным комом несут свое продолжение в средней школе. Что же делать нам, сеющим разумное, доброе, вечное? Современные дети открыты для любой информации, они смелые и стремительные. И это тоже проблема, поскольку ребенок никогда не остается наедине с самим собой и не останавливается послушать шуршание осенних листьев. Дети не чувствуют опасности, они поглощают море информации и живут в мире спайдерменов в уверенности, что они такие же сильные и неуязвимые.

Одной из целей школьного образования является научить ориенти- к роваться в мире духовных ценностей, отражающих разные культуры и | о мировоззрения. При формировании духовно-нравственных ценностей | § важно ориентироваться на саморазвитие личности: 1) осознание само- с ^ ценности личности, ее уникальности; 2) неисчерпаемости возможностей развития каждой личности, а также ее творческого саморазвития; 3) приоритете внутренней свободы для творческого саморазвития по отношению к свободе внешней.

Воспитание личности должно включать в себя: овладение культурой мышления; выработку навыка мыслить самостоятельно; привитие интереса к исследованию явлений социальной, духовной, гражданской жизни и к анализу их причин и следствий.

Понятие «нравственность» (от нравить - любить) относится и к мировоззренческому уровню. Наши дети живут не на сказочной планете, они буквально выживают в этом неприветливом мире. И наша первостепенная задача как педагогов подвести детей к осознанию, пожалуй, самых главных вопросов: «Кто Я?» и «Для чего я живу на этой земле?». И, поверьте, на эти вопросы у современной школы нет запланированных часов. В наших детей «запихивают» знания о чем угодно, но не о самих себе и мире вокруг.

На уроках по духовно-нравственому воспитанию важно показать детям, что жизнь - это деятельность, созидающая и преобразующая работа. И на этом пути не следует впадать в панику, сваливать вину на внешние обстоятельства (правительство, чиновников, современное общество и т.п), а смело привносить в этот не всегда приветливый мир настоящие мысли, чувства и поступки. Надо учить детей не бояться ошибок, учить способности переживать разнообразные эмоции: радоваться, волноваться, страдать, надеяться, достигать, разочаровываться.

Русский психолог Н.Н. Ланге, показывая особенности формирования устойчивых волевых мотивов, проследил, как из первоначально бессистемных действий, беспорядочности желаний, бессвязной последовательности мотивов с течением времени и под воздействием воспитания вырабатывается единство, формируются детерминирующие тенденции поведения.

Ум, чувства, воля - три кита, на которых должно строиться формирование духовно-нравственных ориентиров. При этом, несомненно, чрезвычайно важна роль личного авторитета педагога, превосходства ума, знаний, душевных свойств. Но свой личный авторитет взрослый должен использовать не для подавления учащегося, а для стимулирования его сил в направлении совершенствования личности.

х к Важную роль в формировании нравственного чувства играет атмос-| л фера семьи, где и должно начинаться его развитие. Наиболее важным § периодом является подростковый возраст, где от ребенка требуется уже £ ш способность к более или менее широким обобщениям, к оценке окружаюсь щего с нравственной точки зрения, к суждению о своих и чужих поступках. Единство нравственного чувства и интеллекта выражается понятием «совесть». Всякое чувство приобретает характер нравственного, если оно сопровождается проявлением совести.

Первый урок по духовно-нравственному воспитанию в шестом классе я начала с вопроса: «Что должен уметь человек в 11-12 лет?». Общими усилиями пришли к заключению, что, помимо чисто практических учебных навыков, человек должен уметь дружить, общаться, но при этом необходимо главное - способность к состраданию, сопереживанию, умение слышать и слушать. Именно здесь коренится древо, именуемое любовью друг к другу.

Надо заметить, что зачастую дети сами предлагают оригинальную творческую идею, которая в дальнейшем способна вырасти в целый творческий проект. При обсуждении понятия «совесть» один из учащихся вдруг таинственно произнес:

- А я знаю, как выглядит совесть.

На лицах детей недоумение. Ловлю момент и даю на дом творческое задание изобразить совесть. Признаюсь честно, что не ожидала такого бурлящего потока мыслей и образов, который излился в работах детей. Он не пересыхает и посей день. На нашей страничке в «Фейсбуке» даже устроили конкурс на лучшую работу по данной теме. Непременным условием для меня является поощрение любых творческих начинаний учащихся. Поэтому на страничке размещаются работы всех детей, без деления на «одаренных» и «посредственных». По этому же принципу выбирается и «лучшая» из работ, которая меняется каждую неделю, красуясь на обложке альбома.

Обсуждая ту или иную тему, стараюсь быть тактичной, уважать и серьезно относиться ко всем «детским» вопросам. Умение выслушать -непременное требование наших уроков. Это довольно сложно, поскольку современный мир буквально кипит и клокочет, отнимая у человека время и силы на внутреннюю тишину и сосредоточенность. Именно поэтому многие из людей так боятся одиночества. Непросто обстоит дело и с выражением добрых мыслей и эмоций.

На одном из уроков предлагаю учащимся поиграть в простую игру под названием «Пожелание другу». Согласно правилам игры, дети по цепочке должны передавать своему соседу по парте добрые пожелания и чувства,

начиная фразу следующими словами: «Дорогой друг! Я желаю тебе...». к Из тридцати человек только десять сумели сформулировать свое поже- | о лание по стандартной формуле-подсказке: «Желаю хорошо учиться, не | § болеть и т.п.» Лишь некоторые из учащихся смогли связать эти поже- с ^ лания с нравственными категориями: «Желаю счастья, хороших друзей, хорошего настроения и пр.» Встретилось и одно оригинальное пожелание: «Желаю найти остров вечной радости». Необходимо отметить, что в процессе игры дети неумело выражали свои мысли и чувства, чувствовали себя довольно скованно, стеснялись посмотреть в глаза своим одноклассникам, боясь, вероятно, выглядеть смешными.

Предлагаю новое творческое задание - «Письмо другу». Есть время поразмыслить. Надеюсь, что на бумаге мысли детей станут глубже, а чувства более искренними: «Андрей, я желаю тебе быть всегда веселым. Если я чем обидел тебя - прости. Я хочу, чтобы ты хорошо учился, и исправлялся, если что-то не получается. Ты - мой друг навсегда, я постараюсь тебе помогать и не обижать»; «Дорогой друг! Не болей никогда. Мои маленькие пожелания: быстро сделать уроки, посмотреть хороший фильм, доехать до конца велодорожки на Москва-реке, погулять в парке, а завтра - удачно ответить у доски»; «Я хочу, чтобы мой друг был честным, добрым, счастливым. Хочу, чтобы родители любили своих детей больше всех».

Искажается и ограничивается такое высокое понятие, как любовь. Многие из детей, давая определение данному понятию, суживают его значение до слова с «неприличным содержанием». А ведь именно на любви основаны все ценностные смыслы! И как важно готовить подростка к верности, к хранению чувства, научить его верить в любовь, помочь понять, что любовь - это труд души.

Основным же фундаментом нравственности, бесспорно, является семья. Проблема неполных семей становится все более распространенным явлением и особую важность приобретает вопрос о его влиянии на детей и подростков. На своих уроках я стараюсь как можно больше и глубже раскрывать тему семьи и семейных взаимоотношений, используя различные примеры из жизни святых, наших предков и современников. Яркими примерами и идеалом семейной верности и любви является жизнь царственных страстотерпцев, история Маргариты и Александра Тучковых, жертвенная любовь к своему мужу Анны Григорьевны Достоевской и др. Особо в таких беседах подчеркиваю роль женщины как преданной жены, любящей матери.

При этом важно отметить то, что даже самый «неблагополучный» ребенок из самой «неблагополучной» семьи мечтает о доме, где всегда горит

х к свет, и где непременно ждут твоего возращения, где любят и принимают | л тебя - любым. Приведу лишь некоторые из многочисленных цитат из § творческих работ шестиклассников на тему «Свет родного окна»: «Когда я смотрю на свет в окне моей квартиры, мне хочется поскорее зайти туда о и почувствовать заботу своих родителей: Любимый свет в моем окне Дрожит, как трепетная тайна, Дрожит и тихо шепчет мне:

Всё в этой жизни неслучайно.» (Роксана, 12 лет); «Я знаю и чувствую, что дома меня ждут и любят мои близкие, родные люди. Моя семья для меня самое главное на свете. В моей семье всегда тепло и уютно. Я всегда с нетерпением жду возвращения домой» (Катя, 11 лет); «Вот идешь ты домой вечером и видишь, что в твоем окне горит свет. Думаешь, что твои мама с папой переживают за тебя. Ведь ты для них - всё» (Глеб, 11 лет); «Свет родного окна - это тепло моей мамы.» (Олеся, 11 лет).

Особую роль в духовно-нравственном воспитании играет нравственный идеал как совершенное воплощение представлений о человеке. Данный идеал наиболее близок миру ребенка, который мыслит не логическими категориями и разумом, а образами и сравнениями, он учит детей подражать избравшим добро, следовать за отвергающими зло. Ведь душа ребенка особенно нацелена на динамику, экспрессию, героический пафос в жизни. Особое внимание на уроках уделяю таким понятиям, как честь и достоинство. На нашей страничке в «Фейсбук» есть рубрика «Мысли о главном», где ребята помещают свои творческие работы о «незаметных» героях нашего времени. Среди них - Сергей Солнечников, российский офицер, ценой своей жизни спасший подчиненных ему солдат при взрыве боевой гранаты, Саша Ершова, девочка, совершившая подвиг во время ужасной катастрофы в аквапарке «Трансвааль» 14 февраля 2004 г., Женя Табаков, ценой своей жизни спасший сестру от преступника, и другие. Важен тот факт, что эти примеры - из сегодняшней жизни, потому и воспринимаются детьми с особым вниманием и чуткостью. Подобные примеры наполняют сердце верой в человека, раскрывают абсолютную ценность каждой личности перед Богом. Эта вера для учителя - действительная убежденность в том, что в каждом ребенке есть то самое доброе и прекрасное, что может послужить основанием к тому, на чем построится его последующая жизнь. И это не просто «способности» или «таланты». Нет людей, лишенных способностей к любви, к милосердию, к мужеству, к доброте. Эти истинные таланты мы и должны помочь ребенку открыть в себе.

В этом направлении должна строиться и работа с родителями. Приведу к самый распространенный в моей практике пример. Что ожидают услы- | о шать родители о своем ребенке, приходя на родительское собрание? Не | § знает, не понимает, не умеет, не хочет, а отсюда, конечно же, не уважает с ЕЕ и не любит. Как быть, если ребенок не вписывается в рамки педагогического стандарта? Какие воспитательные меры принять обескураженным и пристыженным родителям? Вопрос непростой и неоднозначный. Но знаю точно, нельзя подрубать корни еще неокрепшему растению. Поливать и удобрять. Направлять и поощрять. Терпеть и любить. И на это тепло дети непременно откликнутся, и в сердце прорастут посеянные нами семена. Подтверждением тому, самые сокровенные слова и мысли, сказанные близкому человеку. Жизнь дает новое творческое задание для детской души.

И мы, взрослые, прежде всего, должны сами полюбить жить по-настоящему, не растворяясь в телевизоре, пустых разговорах, компьютерных игрушках и пр. Только тогда дети, видя наше деятельное участие в преобразовании себя и окружающего мира, тоже научаться любить и ценить жизнь, не убегая от трудностей, а шаг за шагом следуя радостным путем добра.

Библиографический список

1. Рынковая Н.П. Формирование духовно-нравственных ценностей на уроках «Истоки» // Спешите делать добро. Межрегиональная научно-практичекская конференция, посвященная 160-летию со дня смерти Ф.П. Газа. М., 2013. С. 118-127.

2. Рынковая Н.П. Роль личностного начала в формировании духовно-нравственной культуры современных школьников // Вестник КарГУ. 2014. № 3. С. 168-174.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.