20
х § Н.П. Рынковая
|1 Формирование духовно-нравственных
ориентиров учащихся в современной школе
(з
^
Статья посвящена проблеме формирования духовно-нравственных ценностей у школьников. Показано, что нравственное воспитание является одной из самых важных сторон процесса формирования личности ребенка. В наше время, когда общество зачастую способствует размыванию нравственных норм, происходит утрата духовно-нравственных ориентиров, необходимо серьезно задуматься о путях преодоления духовно-нравственного кризиса в человеке.
Ключевые слова: духовно-нравственное воспитание, нравственность, развитие личности, духовные ценности, духовно-нравственная культура, культура личности.
У современных детей по сравнению со своими сверстниками предыдущих поколений становятся очевидными различия в мировосприятии, темпах развития, поведении и осознании самого себя. Родители и опытные педагоги констатируют, что сегодня большинство детей не умеют общаться, играть, выстраивать свои отношения со сверстниками и пр. Все чаще учителя начальных классов обеспокоены поведением «оригинальных детей» с нестандартным поведением, которые мешают вести занятия и учиться другим детям. Причем если раньше таких личностей было 1-2 человек на класс, то сейчас их количество увеличивается. Причин тому множество. Одна из них - практически полное отсутствие семейного воспитания. Все отчетливее проявляется в детях дефицит ласки, душевного тепла и взаимного внимания. Родители все меньше общаются со своими детьми. При этом при первой же неудаче многие первоклашки с истерикой забиваются под парту, крича, что его не любят и не понимают. Совершенным явным и очевидным становится планомерное и сознательное развращение наших детей.
Подобные проблемы снежным комом несут свое продолжение в средней школе. Что же делать нам, сеющим разумное, доброе, вечное? Современные дети открыты для любой информации, они смелые и стремительные. И это тоже проблема, поскольку ребенок никогда не остается наедине с самим собой и не останавливается послушать шуршание осенних листьев. Дети не чувствуют опасности, они поглощают море информации и живут в мире спайдерменов в уверенности, что они такие же сильные и неуязвимые.
Одной из целей школьного образования является научить ориенти- к роваться в мире духовных ценностей, отражающих разные культуры и | о мировоззрения. При формировании духовно-нравственных ценностей | § важно ориентироваться на саморазвитие личности: 1) осознание само- с ^ ценности личности, ее уникальности; 2) неисчерпаемости возможностей развития каждой личности, а также ее творческого саморазвития; 3) приоритете внутренней свободы для творческого саморазвития по отношению к свободе внешней.
Воспитание личности должно включать в себя: овладение культурой мышления; выработку навыка мыслить самостоятельно; привитие интереса к исследованию явлений социальной, духовной, гражданской жизни и к анализу их причин и следствий.
Понятие «нравственность» (от нравить - любить) относится и к мировоззренческому уровню. Наши дети живут не на сказочной планете, они буквально выживают в этом неприветливом мире. И наша первостепенная задача как педагогов подвести детей к осознанию, пожалуй, самых главных вопросов: «Кто Я?» и «Для чего я живу на этой земле?». И, поверьте, на эти вопросы у современной школы нет запланированных часов. В наших детей «запихивают» знания о чем угодно, но не о самих себе и мире вокруг.
На уроках по духовно-нравственому воспитанию важно показать детям, что жизнь - это деятельность, созидающая и преобразующая работа. И на этом пути не следует впадать в панику, сваливать вину на внешние обстоятельства (правительство, чиновников, современное общество и т.п), а смело привносить в этот не всегда приветливый мир настоящие мысли, чувства и поступки. Надо учить детей не бояться ошибок, учить способности переживать разнообразные эмоции: радоваться, волноваться, страдать, надеяться, достигать, разочаровываться.
Русский психолог Н.Н. Ланге, показывая особенности формирования устойчивых волевых мотивов, проследил, как из первоначально бессистемных действий, беспорядочности желаний, бессвязной последовательности мотивов с течением времени и под воздействием воспитания вырабатывается единство, формируются детерминирующие тенденции поведения.
Ум, чувства, воля - три кита, на которых должно строиться формирование духовно-нравственных ориентиров. При этом, несомненно, чрезвычайно важна роль личного авторитета педагога, превосходства ума, знаний, душевных свойств. Но свой личный авторитет взрослый должен использовать не для подавления учащегося, а для стимулирования его сил в направлении совершенствования личности.
х к Важную роль в формировании нравственного чувства играет атмос-| л фера семьи, где и должно начинаться его развитие. Наиболее важным § периодом является подростковый возраст, где от ребенка требуется уже £ ш способность к более или менее широким обобщениям, к оценке окружаюсь щего с нравственной точки зрения, к суждению о своих и чужих поступках. Единство нравственного чувства и интеллекта выражается понятием «совесть». Всякое чувство приобретает характер нравственного, если оно сопровождается проявлением совести.
Первый урок по духовно-нравственному воспитанию в шестом классе я начала с вопроса: «Что должен уметь человек в 11-12 лет?». Общими усилиями пришли к заключению, что, помимо чисто практических учебных навыков, человек должен уметь дружить, общаться, но при этом необходимо главное - способность к состраданию, сопереживанию, умение слышать и слушать. Именно здесь коренится древо, именуемое любовью друг к другу.
Надо заметить, что зачастую дети сами предлагают оригинальную творческую идею, которая в дальнейшем способна вырасти в целый творческий проект. При обсуждении понятия «совесть» один из учащихся вдруг таинственно произнес:
- А я знаю, как выглядит совесть.
На лицах детей недоумение. Ловлю момент и даю на дом творческое задание изобразить совесть. Признаюсь честно, что не ожидала такого бурлящего потока мыслей и образов, который излился в работах детей. Он не пересыхает и посей день. На нашей страничке в «Фейсбуке» даже устроили конкурс на лучшую работу по данной теме. Непременным условием для меня является поощрение любых творческих начинаний учащихся. Поэтому на страничке размещаются работы всех детей, без деления на «одаренных» и «посредственных». По этому же принципу выбирается и «лучшая» из работ, которая меняется каждую неделю, красуясь на обложке альбома.
Обсуждая ту или иную тему, стараюсь быть тактичной, уважать и серьезно относиться ко всем «детским» вопросам. Умение выслушать -непременное требование наших уроков. Это довольно сложно, поскольку современный мир буквально кипит и клокочет, отнимая у человека время и силы на внутреннюю тишину и сосредоточенность. Именно поэтому многие из людей так боятся одиночества. Непросто обстоит дело и с выражением добрых мыслей и эмоций.
На одном из уроков предлагаю учащимся поиграть в простую игру под названием «Пожелание другу». Согласно правилам игры, дети по цепочке должны передавать своему соседу по парте добрые пожелания и чувства,
начиная фразу следующими словами: «Дорогой друг! Я желаю тебе...». к Из тридцати человек только десять сумели сформулировать свое поже- | о лание по стандартной формуле-подсказке: «Желаю хорошо учиться, не | § болеть и т.п.» Лишь некоторые из учащихся смогли связать эти поже- с ^ лания с нравственными категориями: «Желаю счастья, хороших друзей, хорошего настроения и пр.» Встретилось и одно оригинальное пожелание: «Желаю найти остров вечной радости». Необходимо отметить, что в процессе игры дети неумело выражали свои мысли и чувства, чувствовали себя довольно скованно, стеснялись посмотреть в глаза своим одноклассникам, боясь, вероятно, выглядеть смешными.
Предлагаю новое творческое задание - «Письмо другу». Есть время поразмыслить. Надеюсь, что на бумаге мысли детей станут глубже, а чувства более искренними: «Андрей, я желаю тебе быть всегда веселым. Если я чем обидел тебя - прости. Я хочу, чтобы ты хорошо учился, и исправлялся, если что-то не получается. Ты - мой друг навсегда, я постараюсь тебе помогать и не обижать»; «Дорогой друг! Не болей никогда. Мои маленькие пожелания: быстро сделать уроки, посмотреть хороший фильм, доехать до конца велодорожки на Москва-реке, погулять в парке, а завтра - удачно ответить у доски»; «Я хочу, чтобы мой друг был честным, добрым, счастливым. Хочу, чтобы родители любили своих детей больше всех».
Искажается и ограничивается такое высокое понятие, как любовь. Многие из детей, давая определение данному понятию, суживают его значение до слова с «неприличным содержанием». А ведь именно на любви основаны все ценностные смыслы! И как важно готовить подростка к верности, к хранению чувства, научить его верить в любовь, помочь понять, что любовь - это труд души.
Основным же фундаментом нравственности, бесспорно, является семья. Проблема неполных семей становится все более распространенным явлением и особую важность приобретает вопрос о его влиянии на детей и подростков. На своих уроках я стараюсь как можно больше и глубже раскрывать тему семьи и семейных взаимоотношений, используя различные примеры из жизни святых, наших предков и современников. Яркими примерами и идеалом семейной верности и любви является жизнь царственных страстотерпцев, история Маргариты и Александра Тучковых, жертвенная любовь к своему мужу Анны Григорьевны Достоевской и др. Особо в таких беседах подчеркиваю роль женщины как преданной жены, любящей матери.
При этом важно отметить то, что даже самый «неблагополучный» ребенок из самой «неблагополучной» семьи мечтает о доме, где всегда горит
х к свет, и где непременно ждут твоего возращения, где любят и принимают | л тебя - любым. Приведу лишь некоторые из многочисленных цитат из § творческих работ шестиклассников на тему «Свет родного окна»: «Когда я смотрю на свет в окне моей квартиры, мне хочется поскорее зайти туда о и почувствовать заботу своих родителей: Любимый свет в моем окне Дрожит, как трепетная тайна, Дрожит и тихо шепчет мне:
Всё в этой жизни неслучайно.» (Роксана, 12 лет); «Я знаю и чувствую, что дома меня ждут и любят мои близкие, родные люди. Моя семья для меня самое главное на свете. В моей семье всегда тепло и уютно. Я всегда с нетерпением жду возвращения домой» (Катя, 11 лет); «Вот идешь ты домой вечером и видишь, что в твоем окне горит свет. Думаешь, что твои мама с папой переживают за тебя. Ведь ты для них - всё» (Глеб, 11 лет); «Свет родного окна - это тепло моей мамы.» (Олеся, 11 лет).
Особую роль в духовно-нравственном воспитании играет нравственный идеал как совершенное воплощение представлений о человеке. Данный идеал наиболее близок миру ребенка, который мыслит не логическими категориями и разумом, а образами и сравнениями, он учит детей подражать избравшим добро, следовать за отвергающими зло. Ведь душа ребенка особенно нацелена на динамику, экспрессию, героический пафос в жизни. Особое внимание на уроках уделяю таким понятиям, как честь и достоинство. На нашей страничке в «Фейсбук» есть рубрика «Мысли о главном», где ребята помещают свои творческие работы о «незаметных» героях нашего времени. Среди них - Сергей Солнечников, российский офицер, ценой своей жизни спасший подчиненных ему солдат при взрыве боевой гранаты, Саша Ершова, девочка, совершившая подвиг во время ужасной катастрофы в аквапарке «Трансвааль» 14 февраля 2004 г., Женя Табаков, ценой своей жизни спасший сестру от преступника, и другие. Важен тот факт, что эти примеры - из сегодняшней жизни, потому и воспринимаются детьми с особым вниманием и чуткостью. Подобные примеры наполняют сердце верой в человека, раскрывают абсолютную ценность каждой личности перед Богом. Эта вера для учителя - действительная убежденность в том, что в каждом ребенке есть то самое доброе и прекрасное, что может послужить основанием к тому, на чем построится его последующая жизнь. И это не просто «способности» или «таланты». Нет людей, лишенных способностей к любви, к милосердию, к мужеству, к доброте. Эти истинные таланты мы и должны помочь ребенку открыть в себе.
В этом направлении должна строиться и работа с родителями. Приведу к самый распространенный в моей практике пример. Что ожидают услы- | о шать родители о своем ребенке, приходя на родительское собрание? Не | § знает, не понимает, не умеет, не хочет, а отсюда, конечно же, не уважает с ЕЕ и не любит. Как быть, если ребенок не вписывается в рамки педагогического стандарта? Какие воспитательные меры принять обескураженным и пристыженным родителям? Вопрос непростой и неоднозначный. Но знаю точно, нельзя подрубать корни еще неокрепшему растению. Поливать и удобрять. Направлять и поощрять. Терпеть и любить. И на это тепло дети непременно откликнутся, и в сердце прорастут посеянные нами семена. Подтверждением тому, самые сокровенные слова и мысли, сказанные близкому человеку. Жизнь дает новое творческое задание для детской души.
И мы, взрослые, прежде всего, должны сами полюбить жить по-настоящему, не растворяясь в телевизоре, пустых разговорах, компьютерных игрушках и пр. Только тогда дети, видя наше деятельное участие в преобразовании себя и окружающего мира, тоже научаться любить и ценить жизнь, не убегая от трудностей, а шаг за шагом следуя радостным путем добра.
Библиографический список
1. Рынковая Н.П. Формирование духовно-нравственных ценностей на уроках «Истоки» // Спешите делать добро. Межрегиональная научно-практичекская конференция, посвященная 160-летию со дня смерти Ф.П. Газа. М., 2013. С. 118-127.
2. Рынковая Н.П. Роль личностного начала в формировании духовно-нравственной культуры современных школьников // Вестник КарГУ. 2014. № 3. С. 168-174.