Современные проблемы воспитания Акутина С.П., Николина В.В.
Формирование семейных духовно-нравственных ценностей у современных школьников: теоретико-методологический анализ проблемы
Современная семья претерпевает значительные изменения в процессе своего исторического развития, при этом одна из ее основных функций, связанная с воспроизводством человека и его воспитанием, остается неизменной на протяжении всего существования человечества. Это доказывает непреходящий характер самоценности семьи. Но изменения, произошедшие за последние десятилетия в российском обществе, деструктивно повлияли на экономическую стабильность семьи и ее духовную целостность, о чем свидетельствуют такие явления нашей жизни, как сокращение населения, рост числа разводов и незарегистрированных браков, малодетность семей, отказ от детей, беспризорность. Одной из главных причин распада современной семьи является духовный кризис, переживаемый нашим народом. Происходит девальвация семейных ценностей, снижается социальная значимость материнства и отцовства.
Духовные традиции русской семейной педагогики восходят к православию. В святоотеческих творениях Тихона Задонского, Феофана Вышенского, Иоанна Кронштадтского в свете идей христианской антропологии раскрывается сущность православной семьи и ее задачи. Теоретическая разработка проблемы семейного воспитания на основе идей светского гуманизма, исследований в области педагогической антропологии и психологии была осуществлена в России во второй половине XIX -первой половине XX веков. Анализ трудов педагогов-антропологов Е.Н. Водовозовой, П.Ф. Каптерева, В. О. Ключевского, П.Ф. Лесгафта, А.Н. Острогорского, В.Н. Сороки-Росинского, В.Я. Стоюнина, К.Д. Ушинского и др. позволил выявить совокупность положений, характеризующих систему семейного воспитания в контексте светского мировоззрения. Научный взгляд Л.В. Загрековой на процесс воспитания семейных духовно-нравственных ценностей в свете православной педагогики углубляет методологию научных знаний: «Цель жизни православного человека состоит в его духовном единении с Богом через воцерквление жизни, т.е. одухотворение. Теснейшего единства с Богом можно достигнуть только посредством совершенной любви к Господу Богу и ближним. Исходя из цели, ведущими задачами православного воспитания являются воспитание духовной стороны человека, помощь в становлении душеполезного опыта, сохранение церковных традиций в семье, в приходе, в школе» [5, с. 68]. Методологическим ориентиром нашего исследования являются идеи Е.В. Бондаревской. Она считает, что духовно-нравственное воспитание личности носит базовый характер в современном воспитании. Нравственное воспитание развертывается как творение человеком себя, создание мира человека, как культурное творчество, как улучшение, культурное преобразование социума [1, с. 96]. Т.И. Власова, развивая идеи Е.В. Бондаревской, обращает внимание на становление духовности личности. Она трактует воспитание духовности как «вектор направленности личности», а нравственность - как границу личностного проявления человека в разных ситуациях. Основу нравственных ценностей личности Т.И. Власова видит в воспитании: Добра, Красоты, Истины [2].
Т.И. Петракова определяет духовность и нравственность как важнейшие, базисные характеристики личности. Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и к обществу. В сочетании они составляют основу личности, где духовность - вектор ее движения (самовоспитания, самообразования, саморазвития), она является основой нравственности. Ученый выделяет следующие критерии сформированности духовно-нравственных ценностей у современных школьников: а) высокая (в соответствии с возрастом) степень информированности учащихся в духовно-нравственной сфере (показатели: широта представлений о наиболее значимых понятиях, степень сформированности понятий); б) высокая степень эмоциональной отзывчивости по отношению к происходящим и историческим событиям, произведениям искусства (показатели: эмоциональность, адекватность оценки, осмысленность, широта и устойчивость интереса); в) высокая степень сформированности духовно-нравственных качеств личности (показатели: высокий уровень самосознания, убежденность, волевые проявления, мотивы деятельности, закрепленные умения, навыки, привычки поведения) [7, с. 9-10].
Мы поддерживаем точку зрения А.М. Русецки, определяющую следующие качественные характеристики семьи и семейного воспитания и их показатели: социальное происхождение; структура семьи; место жительства семьи; материально-бытовые и культурные условия жизни семьи; отношение родителей и детей к вере, церкви и религиозным обрядам; образование родителей и их притязания в области образования своих детей; атмосфера воспитания в семье; культурная жизнь; активность членов семьи в культуре; взаимодействие семьи и школы, семьи и институтов культуры [8, с. 15]. Л.О. Володина в своих исследованиях выделяет систему позитивных традиционных духовно-нравственных ценностей воспитания в русской семье: культурно- национальная и кровная самоценность семьи (кровное родство, дитя, мать, отец, дом, семейный лад, любовь, целомудрие); природно-географические основы семьи и семейного воспитания (природные богатства, земля, труд, хлеб, здоровье); общегосударственные основы русской семьи и семейного воспитания (Родина, соборность, добро, вера, надежда, красота) [3, с. 18]. О.Н. Гноевая выделяет основные ценности семьи: ценности, связанные с самоутверждением личности среди ближайшего окружения; ценности, удовлетворяющие потребность в отцовстве и материнстве; ценности, связанные с удовлетворением потребности в любви и признании; ценности, удовлетворяющие физиологические потребности (сексуально-интимные отношения супругов); ценности, позволяющие чувствовать относительную стабильность и защищенность; ценности, удовлетворяющие потребность в общении и расширяющие его круг; ценности, дающие возможность удовлетворять прагматические потребности [4, с. 10].
Нашу классификацию духовно-нравственных ценностей мы моделировали, исходя из герменевтической философии и педагогики. В современной науке герменевтический подход получил название «методологии вчувствования» (Г.Х.Вригт) и рассматривается как шаг к реализации концепции гуманитарного познания ребенка, в котором большую роль играет субъективный фактор (М.М. Бахтин). Пилотные исследования в области «педагогической герменевтики» (Н.Е. Щуркова) [9] показали, что герменевтический подход повышает эффективность педагогической деятельности, и что высокие результаты
обеспечиваются обращением педагога во взаимодействии с детьми не только и не столько к педагогическим фактам, но к смыслам тех или иных фактов, характеризующих поведение ребенка [6, с. 96-97]. Духовно-нравственные семейные ценности мы разделяем на родовые и видовые ценности. Заглавными (абсолютными) духовно-нравственными ценностями семьи являются: любовь, уважение, целомудрие, истина, культура, добро, вера, надежда, красота, соборность. Мы выделяем также следующие духовно-нравственные ценности семьи: культурно-национальные и кровные ценности семьи (кровное родство, дети, мать, отец, дом, семейный лад, традиции, обычаи, обряды); природно-географические ценности (природные условия и ресурсы, труд, здоровье); общественно-государственные ценности (родина, свобода и равенство, правд достоинство, мир).
>
Таблица 1
Классификация семейных духовно-нравственных ценностей
Родовые ценности Видовые духовно-нравственные ценности
Культурно-национальная и кровная самоценность семьи
Кровное родство почитание, признательность и благодарность предкам, гордость за принадлежность к своему роду, составление генеалогического древа, духовная преемственность поколений, взаимное самопожертвование
Дитя (ребенок) любовь к ребенку, желание добра в жизни, ответственность за нравственное поведение, забота о физическом и интеллектуальном, личностном, социальном здоровье, ребенок - сверхценность, сыновий (дочерний) долг, родительская самоотверженность
Мать тепло, доброта, нежность, мудрость, справедливость, терпение, толерантность, отзывчивость, гуманность, сердечное участие, ласка, бескорыстная забота
Отец ответственность за семью, мудрое наставничество, мужество, сила, благородство, честь, достоинство, смелость, энергичность, ответственность за принятие решений
Дом (домашний очаг) дом как жилищг для организации частного быта семьи, теплота, гостеприимство, взаимопомощь, эстетика быта, поддержание порядка, плановое распределение семейного бюджета, благоприятный микроклимат, мудрое общение, установившийся порядок, источник жизни и защиты
Семейный лад согласованность, уважительность, почтительность, сорадование, единение, мир, согласие, милосердие, коллективизм, супружеский долг, семейный долг, умение выйти из конфликта, нравственная общность, благоприятный социально-психологический климат
Традиции, обычаи, обряды религиозные ритуалы, семейные праздники, коллекционирование, создание вернисажей, фотографии, семейный досуг, преемственность педагогических традиций, традиционные приемы пестования маленьких детей, режим дня, бережное отношение к реликвиям
Природно-географические основы воспитания духовно-нравственных ценностей в семье
Природные условия и ресурсы почтительность, чуткость, сострадание, бережливость, экогуманистическое (духовно-нравственное) отношение к природным богатствам, природосообразная деятельность (В.В. Николина), экологический императив (В.В. Николина), бережное отношение к земле, забота о ее плодородности, устойчивое развитие, воздух, свет, тепло
Труд профессия, ответственность, трудолюбие, упорство, старательность, добросовестность, инициативность, семейный бюджет, творческое созидательное отношение к жизни
Здоровье сила, выносливость, работоспособность, крепость духа
Общественно-государственные основы русской семьи и семейного воспитания
Родина патриотизм, героизм, мужество, полезность Родине, верность ей, законопослушание, национальная гордость, родной язык, гражданственность, честь, слава
Свобода и равенство свободолюбие, духовная самостоятельность, чувство собственного достоинства, признание и уважение прав другого, справедливость, товарищество
Правда безмерная честность, прямодушие, совестливость, верность слову, искренность, доверительность, законопослушание, ответственность
Достоинство ощущение собственной значимости в общественном деле, умение признавать в себе и в других положительные качества, интеллигентность, поддержание своей положительной репутации, высокие требования к себе
Мир миролюбие, дружелюбие, уважение чужой самобытности, толерантность к чужому мнению, поведению, умение ладить с другими, незлопамятность, миротворчество
Профессиона лизм знания, овладение мастерством, труд, востребованность в обществе, духовно-нравственное самосовершенствование и самореализация
Высшие (абсолютные) духовно-нравственные ценности семьи
Любовь духовная привязанность, ответственность членов семьи друг за друга, доверительность, моральная поддержка, нравственная красота, жертвенная родительская любовь, активный интерес к любимому человеку
Уважение видеть в человеке личность, уважение его интересов, стремлений, достоинств, эмоционально-ценностное отношение к близким, свобода, выбор, порядочность, уважение индивидуальности, бескорыстное отношение к другому
Целомудрие скромность, стыдливость, чистота души, честность, порядочность, верность, воздержание
Истина верность, правильное отображение действительности в мыслях, чувствах, поступках, духовная общность детей и родителей, рефлексия
Культура материальные и духовные ценности, создаваемые человечеством в процессе культурно-исторического развития, чтение, музыка, художественно-изобразительное творчество, театр, музеи, национальное и культурное достояние
Добро доброжелательность, добротоделание, добротолюбие, гуманность, сострадание, чуткость
Вера уверенность, святыни, покаяние, самоанализ, духовная рефлексия, избегание внутренней лени, оптимистичность, жизнерадостность
Красота стремление к прекрасному, полнота прекрасных чувств, эмоций, переживаний, восхищение
Соборность бог, милосердие, сопереживание, отзывчивость, святыни, духовное единство, послушание, почитание старших, духовный подвиг, семья - «малая Церковь», смирение, дух самоуправления, толерантность
Таким образом, стремительное изменение духовно-нравственных ценностных ориентаций в течение последних десятилетий, во многом повлиявших на развитие взаимоотношений внутри семьи, возрастающая ценность эмоционально-психологической стороны семейной жизни, резко повышают уровень ожиданий по отношению к семейной жизни, к выполнению роли семьянина, реализовать которые многие супруги просто не в состоянии в силу культурных традиций общества и своих индивидуальных особенностей. Мы соглашаемся с точкой зрения А.В. Мудрика в том, что высокий уровень эмпатии, взаимоуважение и принятие, полную интимность и другие ценностные стороны семейной жизни невозможно достичь, не имея соответствующего опыта, подготовленности к браку и не прилагая довольно больших усилий. Поэтому в ситуации кризиса воспитания, глобальной дисфункциональности семейных отношений,
утраты многих семейных ценностей, приоритета личных интересов над семейными, а также своевременное и всестороннее воспитание духовно-нравственных ценностей школьников при взаимодействии семьи и школы, воспитание будущего семьянина может решить психолого-педагогические проблемы современной семьи.
Литература
1. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования [Текст] / Е.В. Бондаревская. - Ростов-н/Д.: РГПУ, 2000. - 352 с.- С. 96.
2. Власова Т.И. Теоретико-методологические основы и практика воспитания духовности современных школьников [Текст]: дис. докт. пед. наук; 13.00.01/Т.И. Власова.- Ростов-н/Д., 1999. - 366 с.
3. Володина Л. О. Духовно-нравственные ценности воспитания в русской семье во второй половине Х1Х - начале ХХ в. [Текст] автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Л.О. Володина. - Вологда, 2006. -26 с.
4. Гноевая О.Н. Становление готовности старших учащихся к семейной жизни в условиях деятельности психолого-педагогического отделения реабилитационного центра [Текст]: автореф. дис. канд. пед. наук; 13.00.02 / О.Н. Гноевая.- Петропавловск-Камчатский, 2006. - 24 с.
5. Загрекова Л. В. Воспитание и его сущность в контексте идей православной педагогики [Текст]: /Л.В. Загрекова // Духовно-нравственное образование и воспитание в традиции православия: исторический опыт, актуальность возрождения в культуре современной России: материалы международной научно-практической конференции Славянский научный собор «Урал. Православие. Культура»: в 3-х ч. Ч. 1/Челяб. Гос. акад. культуры и искусства; Мин. культуры Челяб. обл. - Челябинск, 2008. - С. 64 - 69.
6. Зырянова Т.В. Герменевтический метод как способ повышения качества филологического образования (на примере художественной литературы) [Текст]: дис. канд. пед. наук / Т.В. Зырянова. - М., 1998.
7. Петракова Т.И. Гуманистические ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания подростков [Текст]: автореф. дис. докт. пед. наук: 13.00.01./Т.И. Петракова; Институт общего образования Министерства образования Российской Федерации. - М., 1999.- 39 с.
8. Русецка А.М. Формирование культурных ценностей у ребенка в польской семье [Текст]: автореф. дис. д-ра пед. наук:13.00.02 / А.М. Русецка. - М., 2007.- 45 с.
9. Щуркова Н.Е. Антикризисная направленность современного воспитания [Текст] / Н Е. Щуркова //Педагогика.- 2007.- №3. - С. 3-12.