Теория государства и права
Экономическая свобода - понятие емкое, но она не означает вседозволенности, не знающей границ, а всегда связана с риском и ответственностью. Свободный выбор для предпринимателя может осуществляться по-разному. Он может быть анархически диким по своему принципу «все средства хороши» или нравственно ориентированным, когда свободный выбор имеет основания осознания необходимости руководствоваться в своей деятельности принципом согласия, вечными ценностями. Российская Федерация определяется в новой Конституции как социальное государство. Это означает, что достойная жизнь и свободное развитие его граждан - не только личная свобода, но и задача государства. Индивид не «один на один» противостоит окружающему миру, а является частицей огромного социального организма. Следовательно, консенсус между государством и личностью должен быть найден прежде всего в социальной сфере.
Итак, экономическая свобода - это свобода, понимаемая в совокупности прав и обязанностей делового человека, которая исключает в себе возможности злоупотребления ею. Ее вырождение в культ эгоизма и материальных благ проявляется в гипертрофированных и уродливых формах предпринимательства.
Общемировая тенденция взаимодействия государства и предпринимательства видится на путях их взаимной ответственности и доверия, баланса воли и интересов, с опорой на согласие и гуманистические идеалы мировой цивилизации.
Список литературы
1. Кистяковский, Б. А. Государство и личность // Русская философия собственности. XVIII-XX. - 1993.
2. Ильин, И. А. О частной собственности // Русская философия собственности (XVIII-XX вв.). -СПб.: СП «Ганза», 1993.
3. Новгородцев, П. И. Кризис современного правосознания. - М., 1909.
4. Лукашева, Е. А. Социальное государство и защита прав граждан в условиях рыночных отношений // Социальное государство и защита прав человека. - М., 1994.
Literature
1. Kistyakovskiy, B. A. Gosudarstvo i lichnost // Russkaya filosofiya sobstvennosti. XVIII-XX. - 1993.
2. Ilin, I. A. O chastnoy sobstvennosti // Russkaya filosofiya sobstvennosti (XVIII-XX vv.). - SPb.: SP «Ganza», 1993.
3. Novgorodtsev, P. I. Krizis sovremennogo pravosoznaniya. - M., 1909.
4. Lukasheva, E. A. Sotsialnoe gosudarstvo i zaschita prav grazhdan v usloviyah ryinochnyih otnosheniy // Sotsialnoe gosudarstvo i zaschita prav cheloveka. - M., 1994.
УДК 340
Ю.Б. Шубников*
К вопросу о роли права в развитии общественных отношений в условиях модернизации государства
В статье предпринята попытка на основании обобщения имеющихся в научной литературе исследований природы и содержания социальных институтов, раскрытия места и роли государства и права в процессе институциональных преобразований общества.
Ключевые слова: социальные институты, формальные институты, государство, право.
Y.B. Shubnikov*. To the question about the role of law in development of public relations in the conditions of modernization of the state. The article attempts on the basis of generalization of available scientific literature studies of the nature and content of social institutions disclosure of the place and role of state and law in the process of institutional transformation of society.
Keywords: social institutions, formal institutions, the state, law.
Государство и право, являясь важнейшими факторами существования и развития общества, всегда находятся в центре внимания научного сообщества. Теория государства и права относится к числу наиболее разработанных направлений обществоведения. На сегодняшний день имеется множество общепризнанных трактовок природы и содержания государства и права как научных категорий. Вместе с тем представляется, что современная отечественная правовая наука недостаточное внимание уделяет еще одной точке зрения на природу данных явлений общественного бытия, которая получила
* Шубников, Юрий Борисович, доктор юридических наук, профессор, начальник кафедры Санкт-Петербургского университета МВД России. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, пл. Репина 1, E-mail: shubnikovub@mail.ru.
* Shubnikov, Yuri Borisovich, doctor of law, Professor, head of Department of St. Petersburg University of MIA of Russia. Russia. Address: 198206, St. Petersburg, Repin sq., 1. E-mail: shubnikovub@mail.ru.
© Шубников Ю.Б., 2014
Шубников Ю.Б. К вопросу о роли права в развитии общественных отношений в условиях.
достаточно широкое признание в мире и сегодня достаточно активно разрабатывается российскими обществоведами. Речь идет об институционализме, или, если быть точнее, об неоинституционализме.
В соответствии с институциональной теорией развитие общественной практики основывается на институционализации общественных отношений. Понятие «социальный институт» в социологических исследованиях данной направленности используется главным образом для анализа макропроцессов, происходящих в обществе. Данное понятие используется как аналитическая единица исследования социальных процессов в различных сферах общественной практики [7, с. 76-78].
Социальные институты представляют собой «систему правил, убеждений, норм и организаций, которые совместно порождают регулярность социального поведения» [3, с. 56]. Они выступают как социальное выражение взаимодействия субъектов общественных отношений в ходе получения необходимых для их жизнедеятельности благ. При этом институциональные отношения выступают в качестве объективных социальных условий бытия каждого из субъектов этих отношений, существующих независимо от их субъективного их восприятия и оценки.
Социальные институты, представляя собой результат взаимодействия субъектов общественной практики в процессе создания и оборота ограниченных благ, выполняют целый ряд функций, которые определяют их роль в становлении и развитии общества [8, с. 36]. Функция создания, распределения и обмена ограниченных благ объективно обусловлена тем, что отношения как объективная социальная составляющая присущи всем процессам общественной практики. Поэтому институт как устойчивая совокупность отношений выступает неотъемлемым условием существования и развития процессов создания, распределения и обмена, ограниченных благ (ресурсов).
Регулирующая (координирующая) функция. Институты представляют собой структурные социальные элементы, обладающие спецификой и определенностью воздействия на общественные процессы. Государство и иные социальные образования, (семья, церковь, политические партии, национальные и профессиональные общности и др.) используют данную определенность и предсказуемость для регулирующего воздействия на протекание общественных процессов на соответствующем уровне.
Функция оптимизации общественных отношений. Фиксация в институтах конкретных алгоритмов поведения позволяет экономить на издержках субъекта по поиску им варианта поведения в ситуации, ему не приходится тратить дополнительные силы и средства для поиска варианта взаимоотношений, если уже существует сформированный в виде института его алгоритм. Кроме того, объективно присущий любому члену общества интерес в максимизации своего потребления при минимизации сопутствующих издержек приводит к оформлению в качестве институтов наиболее оптимальных на данный момент вариантов отношений.
Функция принуждения субъектов общественной практики к соблюдению институциональных правил поведения. Сложившееся в обществе многообразие социальных институтов (семьи, религии, государства, права, экономики и др.) обеспечивается в значительной степени посредством применением санкций к лицам, нарушающим правила (общественное порицание, изгнание из сообщества, административное и уголовное наказание, неустойка и др.). Угроза применения санкций является одним из важнейших стимулов соблюдения субъектами общественных отношений правил, образующих содержание социального института.
Институцианальная теория государства и права изначально получила свое развитие в экономической науке. Это прежде всего обусловлено особой ролью экономических отношений в существовании и развитии социальных институтов. Экономические отношения выступают как неотъемлемая часть любого института. Это связано с тем, что институциональные отношения всегда несут в себе экономические начала, которые проявляются в том, что они направлены на определение порядка взаимодействия субъектов по поводу создания и оборота блага, являющегося объектом институциональных отношений.
Так, например, религия как институт, обеспечивающий удовлетворение потребности в осуществлении субъектом его религиозных представлений о божественном устройстве мира, содержит в своей структуре отношения, имеющие экономические содержание. Это проявляется в том, что любая религия определяет порядок распределения имеющихся благ среди ее приверженцев (не укради, трудись, делись с ближним, не давай деньги в рост и т.д.). Кроме того соблюдение религиозных обрядов предполагает действия и отношения по созданию и содержанию храмов, предметов ритуала, религиозных святынь. Отношения по содержанию священнослужителей, религиозного образования и пропаганды также предполагают экономические действия. Экономическая составляющая также присуща и всем другим институциональным отношениям (политическим, культурным, научным, правовым и др.).
Таким образом, экономическая деятельность, представляя собой процесс создания и последующего оборота благ, необходимых для потребления, образует неотъемлемую составляющую любого института, является обязательным фактором его существования и тем самым оказывает влияние на его существование и реализацию. Более того, по нашему мнению, особенность экономической деятельности как составляющей института предопределяет его содержание.
Данное понимание места экономических отношений в институциональной системе общества нашло отражение в теории «экономического империализма» Г. Беккера. Данная теория, основываясь на применении экономических инструментов анализа, анализирует содержание социологических, психологических, политических, правовых и других общественных отношений. «Экономический
Теория государства и права
империализм» использует экономические методы при анализе поведения человека в любой сфере его бытия [2, с. 32-35].
С точки зрения порядка выстраивания в обществе институциональных отношений, выделяются формальные и неформальные институты [1, с. 11; 4, с. 35]. Формальные институты представляют собой институциональные отношения, получившие закрепление в виде нормативно-правовых актов (законов, подзаконных нормативно-правовых актов) и обеспечиваемые за счет государственного бюджета. Неформальные институты проявляются как устойчивые отношения, закрепляемые в виде обычаев, традиций, которые закрепляются в сознании людей или во внеправовых письменных источниках (религиозных и других общественно признанных классических трудах) и обеспечиваются средствами субъектов гражданского общества (граждане, семья, церковь, политические партии, профсоюзы и др.).
Формальные институты, в отличие от неформальных, поддаются сознательному воздействию и поэтому могут выступать в качестве основного инструмента регулирования общественной практики. Особую роль здесь играют политика, государство и право, которые сами могут рассматриваться как формальные институты.
Политика во всех своих значениях, будучи явлением общественной практики, выступает как совокупность средств, способов, методов, инструментов активного властного воздействия субъектами общественной практики на протекание институциональных процессов и их существование. Политическая деятельность граждан, политических партий и иных общественных образований и организаций, связанная с переделом власти, непосредственно вытекает из процессов, происходящих в обществе, и направлена на их регулирование. Поэтому политика, с точки зрения институционального устройства общества, всегда направлена на создание, изменение и сохранение институтов, причем не только политических, но и в других сферах общественного бытия.
Политическая практика, таким образом, может рассматриваться как процесс внедрения, устранения и (или) совершенствования субъектами общественной практики тех или иных социальных институтов для получения обществом благ, необходимых для его жизнедеятельности. Субъекты политических отношений в своей деятельности ставят перед собой цель выстроить и реализовать нужные им институциональные отношения.
К основополагающим элементам политического процесса можно отнести государство. Государство в институциональном устройстве общества представляет собой социальное образование, выполняющее целый комплекс функций, связанных с формализацией, сохранением, обеспечением деятельности как формальных, так и неформальных институтов существующих в обществе [6, с. 344-345].
Развитие институциональных структур возможно только при условии, когда в этом процессе участвует государство как третья сторона, обеспечивающая соблюдение субъектами правил взаимоотношений. Государство в этом случае рассматривается как агентство (агент) по обеспечению и защите прав участников хозяйственной деятельности в рамках так называемого общественного договора [1, с. 170-185; 4, с. 223-224].
К числу главных целей деятельности государства, определяемых применительно к институциональному устройству общества, можно отнести, во-первых, обеспечение функционирования и развития существующих институтов; во-вторых, выбор и формирование институтов, оптимизирующих общественную практику. Для достижения этих целей в рамках «общественного договора» общество предоставляет государству право определять правила, по которым строятся отношения в обществе, и обеспечивать их соблюдение, в т.ч. и с применением насилия в определенных границах, что как бы чуждо принципу рыночной свободы. Но парадокс состоит в том, что без наделения государства правом на ограниченное принуждение (насилие) невозможно обеспечить функционирование рыночных институтов [5, с. 43], которые в соответствии с либеральной теорией нуждаются в свободе от принуждения.
В рамках общественного договора государство в целях «максимизации» наделяется в определенных случаях властью устанавливать и перераспределять права, а также исключительным правом осуществлять насилие в определенных границах. Государство здесь по существу представляет собой институт принуждения (насилия). Без наделения государства правом на ограниченное принуждение (насилие) невозможно обеспечить функционирование формальных институтов.
Институциональное строительство в современных условиях возможно только при наличии государства как органа, осуществляющего обеспечение и регулирование общественной практики. Развитие институциональных структур, позволяющих субъектам хозяйствования предпринимать действия, построенные на сложных отношениях с другими субъектами, охватывающих длительные периоды времени, в условиях достаточно большой неопределенности и непредсказуемости возможно только при условии, когда в этом процессе участвует государство как третья сторона, обеспечивающая соблюдение субъектами правил взаимоотношений. Государство в этом случае рассматривается как агентство (агент) по обеспечению и защите прав участников хозяйственной деятельности в рамках так называемого общественного договора.
Право, исторически и логически регулируя прежде всего отношения внутри гражданского общества (гражданское право, предпринимательское право, трудовое право, семейное право и т.д.), определяет также правила взаимодействия как государства с гражданским обществом (административное право, налоговое право, таможенное право и т.д.), так и правила организации самого государства (конституционное право). Кроме того, образуя неотъемлемый элемент как гражданского общества, так и государства, право обеспечивает существование и функционирование
Шубников Ю.Б. К вопросу о роли права в развитии общественных отношений в условиях...
формализованных институтов. При этом право нужно рассматривать как основной государственный инструмент формализации институтов и обеспечения их функционирования.
Право, выполняя функцию инструмента формализации и закрепления общественных институтов, используется государством также и для реализации функции целенаправленного использования институтов как инструмента регулирования (корректирования) общественных процессов. В этой своей функции право используется государством для сознательного (через правовые инструменты - закон, суд, органы государственной власти) совершенствования институтов, приспосабливая их к постоянно меняющимся условиям и нуждам общества. Подобное значение права в институциональной системе общества предопределяет его высокую значимость в развитии общества. Поэтому вопросы совершенствования правовой системы всегда находятся в центре внимания общества.
Право в институциональной системе общества представляет собой важнейший инструмент закрепления в виде норм права отношений, присущих формальным институтам, и обеспечения правовыми средствами их реализации. Оно также используется для противодействия негативному влиянию деструктивных институтов и содействия использованию в общественной практике позитивных проявлений неформальных институтов.
Право, выполняя функцию инструмента формализации и закрепления в обществе институтов, порожденных общественной практикой, используется государством и гражданским обществом для целенаправленного применения институтов в обеспечении поступательного развития общества. В этой своей функции право предоставляет возможность обществу осознанно через правовые инструменты (закон, суд, органы государственной власти) не только использовать институты, но и совершенствовать их, приспосабливаясь к постоянно меняющимся условиям и нуждам общества. Подобное значение права в институциональной системе общества предопределяет его высокий удельный вес в общественном развитии, поэтому вопросы совершенствования правовой системы всегда находятся в центре внимания общества.
Рассматривая государство и право как основные внешние факторы социального воздействия на институциональные процессы, необходимо отметить, что с точки зрения институционализма сами эти факторы рассматриваются как сложившиеся общественные институты, являющиеся результатом социальной практики.
Список литературы
1. Агапова, И. И. Институциональная экономика : учебное пособие — М.: Экономистъ, 2006. — 254 с.
2. Беккер, Г. Человеческое поведение: экономический подход // Избранные труды по экономической теории / пер. с англ.; сост., науч. ред., послесл. Р.И. Капелюшников; предисл. М.И. Левин. — М.: ВШЭ, 2003 — 672 с.
3. Грейф, А. Институты и путь к современной экономике. Уроки средневековой торговли. — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2013. — 563 с.
4. Институциональная экономика: новая институциональная теория : учебник / под общей ред. А.А. Аузана. — М.: Инфра-М, 2006. — 416 с.
5. Капелюшников, Р. И. Экономическая теория прав собственности (методология, основные понятия, круг проблем). — М., 1990. — 226 с.
6. Олейник, Ф. Н. Институциональная экономика : учебное пособие. — М.: Инфра-М, 2007. —
416 с.
7. Норт, Д. Институты и экономический рост: историческое введение // THESIS. Теория и история экономических и социальных институтов и систем. — 1993, весна. — Т. 1. — Вып. 2.
8. Шубников, Ю. Б. Признаки и функции социальных институтов // Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. — 2013. — № 4 (60).
Literature
1. Agapova, 1.1. Institutsionalnaya ekonomika : uchebnoe posobie — M.: Ekonomist', 2006. — 254 s.
2. Bekker, G. Chelovecheskoe povedenie: ekonomicheskiy podhod // Izbrannyie trudyi po ekonomicheskoy teorii / per. s angl.; sost., nauch. red., poslesl. R.I. Kapelyushnikov; predisl. M.I. Levin. — M.: VShE, 2003 — 672 s.
3. Greyf, A. Institutyi i put k sovremennoy ekonomike. Uroki srednevekovoy torgovli. — M.: Izd. dom Vyisshey shkolyi ekonomiki, 2013. — 563 s.
4. Institutsionalnaya ekonomika: novaya institutsionalnaya teoriya : uchebnik / pod red. A.A. Auzana. — M.: Infra-M, 2006. — 416 s.
5. Kapelyushnikov, R. I. Ekonomicheskaya teoriya prav sobstvennosti (metodologiya, osnovnyie ponyatiya, krug problem). — M., 1990. — 226 s.
6. Oleynik, F. N. Institutsionalnaya ekonomika : uchebnoe posobie. — M.: Infra-M, 2007. — 416 s.
7. Nort, D. Institutyi i ekonomicheskiy rost: istoricheskoe vvedenie // THESIS. Teoriya i istoriya ekonomicheskih i sotsialnyih institutov i sistem. — 1993, vesna. — T. 1. — Vyip. 2.
8. Shubnikov, Y. B. Priznaki i funktsii sotsialnyih institutov // Vestnik Sankt-Peterburgskogo universiteta MVD Rossii. — 2013. — № 4 (60).