Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (53) 2012
УДК 340.12 Ю.Б. Шубников*
О предпосылках возникновения Права Европейского Союза (историко-теоретический анализ)
В статье анализируются предпосылки возникновения Права Европейского Союза как наднациональной правовой системы. Автор предлагает выделить две основные группы предпосылок: общие и непосредственные. В статье дается систематизация и содержательная характеристика данных предпосылок.
Ключевые слова: Европейский Союз, право Европейского Союза, римское право, германское право, каноническое право, феодальное право, торговое право, европейская интеграция.
Y.B. Shubnikov*. On the premises of Rights of the European Union (historical and theoretical
analysis).The article analyzes the causes of occurrence of the European Union Law system as a supranational legal system. The author offers to distinguish two main groups of causes: the general and direct. The article gives the systematization and informative description of the given causes.
Keywords: European Union, European Union law, Roman law, German law, canon law, feudal law, commercial law, European integration.
В ходе развития как мирового, так и европейского цивилизационного процесса четко прослеживается тенденция интеграции и сближения культур разных социальных общностей, существующих в современном мире. И очевидно, что чрезвычайно важное место здесь принадлежит праву, во-первых, как неотъемлемому элементу человеческой культуры и, во-вторых, как одному из основных инструментов интеграционного процесса. Одним из важнейших результатов развития интеграционных процессов в современной мировой и прежде всего европейской правовой культуре стало возникновение права Европейского Союза.
Право Европейского Союза, вобрало в себя элементы различных систем права, опыт правового регулирования рыночных и социально-политических отношений в наиболее передовых странах Европы. Оно представляет собой новый надгосударственный публично-правовой феномен, который находится в одном ряду с международным и государственным правом и который сформировался как самостоятельная наднациональная система права, имеющая черты государственности (публичности) и распространяющая свое влияние на значительную группу европейских стран (27 стран с совокупной численностью населения приближающейся к 500 млн. человек).
Данная система права представляет собой комбинированное политико-правовое образование. Оно содержит в себе международно-правовые элементы, в число которых можно отнести международно-договорную основу его возникновения и обязательное присутствие государств в качестве сторон этого договора. Кроме того, право Европейского Союза имеет элементы национальных правовых систем: наличие законодательной и исполнительной власти, конституционные начала, гражданство, наличие отраслевого многообразия норм, наличие своей судебной системы и др.
Многофакторность элементов, образующих право ЕС, позволяет говорить о его комплексной природе. Поэтому можно согласиться с высказанной точкой зрения о том, что «правовая природа права Европейского Союза имеет комплексный, гетерогенный характер, совмещающий в себе видоизмененные для целей Союза черты как внутригосударственного, так и международного права» [1, с. 59].
Подобная природа Права Евросоюза обусловлена природой самого Евросоюза, который как субъект правоотношений являет собой не имевшее ранее в истории человечества аналогов надгосударственное политико-правовое объединение множества государств, организованное по государственному типу. Принципиальная новизна данного политико-правового образования заключается прежде всего в том, что оно являет собой масштабные добровольные объединения стран на основе широкого круга оснований. В рамках Евросоюза имеет место единство в осуществлении странами-участницами деятельности практически во всех сферах общественной практики: экономической, политической, социальной и правовой, в том числе.
Появление и последующее развитие Евросоюза и его права явилось результатом имеющих длительную историю и разную природу, сложных и многоплановых предпосылок. Условно их можно разделить на две основные группы: общие и непосредственные. В рамках первой группы (общих) предпосылок можно выделить две подгруппы: неправовые и правовые.
К числу общих неправовых предпосылок образования единого союза европейских государств следует отнести естественные и социальные. К естественным предпосылкам относится расположение
* Шубников, Юрий Борисович, доктор юридических наук, кандидат экономических наук, профессор, профессор кафедры гражданского процесса Санкт-Петербургского университета МВД России. Россия, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1.
* Shubnikov, Yuri Borisovich, doctor of law, Ph.D. in economics, professor, professor of department of civil procedure of St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Russia, St. Petersburg, Pilot Pilyutov str., 1.
Статья поступила в редакцию 20 февраля 2012 года
© Шубников Ю.Б., 2012
стран-участниц Европейского Союза на территории единого континента. Это расположение, обеспечивая близость государственных территорий, создавало благоприятные условия для постоянного многовекового взаимодействия народов стран Союза друг с другом и выработки ими взаимоприемлемых форм сосуществования во всех сферах бытия. Кроме того, присущие Западной Европе благоприятные климат, наличие незамерзающих морей, доступность других континентов, высокая плотность населения также стали важными предпосылками наиболее успешного развития экономики и усиления международного разделения труда.
К социальным предпосылкам можно отнести прежде всего греко-римские интеллектуальные и духовные ценности, которые образовали основу европейской культуры, науки, искусства, морали и нравственности. Важнейшей экономической предпосылкой европейского объединения стал рыночный характер экономики стран-участниц, который впервые сложился и затем получил всеобщее признание в этих странах. Неоценимая роль в единении европейского общества принадлежит христианству, которое во многом способствовало не только духовному, но и государственному единению европейцев. Одной из важных политических предпосылок существования союза, по нашему мнению, были активные как внутриполитические, так и внешнеполитические процессы, происходившие на европейском континенте (войны, революции, восстания, перевороты, создание различных союзов, заключения внутригосударственных и межгосударственных договоренностей и др.), которые в конечном итоге и привели к формированию и сближению общих демократических ценностей народов Европы.
Естественные социально-экономические и политические предпосылки образуют общие (косвенные) неправовые начала права Евросоюза. К числу же общих правовых предпосылок, лежащих в основании права Европейского Союза, можно отнести зародившиеся на европейском континенте римское право, германское право, каноническое право, право городов, торговое право.
Существование греческой и римской цивилизаций стало отправной точкой для последующего формирования общей европейской правовой культуры как средневековой, так и современной Европы. Как известно, древнеримский период истории Европы заложил основу как западноевропейской, так и восточноевропейской системы культур. Обе эти системы построены на базе эллинистской культуры. Западная и восточная системы европейской культуры имеют общие корни, которые символически определяются ссылкой на Иерусалим и Афины, города, символизирующие две древнейшие цивилизации, заложившие начала современной европейской культуры.
«Елавное различие этих двух систем в культурно-идеологическом аспекте заключалось в том, что на Западе источником дальнейшего развития цивилизации был Рим, в то время как на Востоке — Константинополь. Образно говоря, греческая интеллектуальная база явилась той плавильной печью, в которой воедино слились иудейская религия, греческая философия и римская государственноправовая система. Их рациональный анализ и синтез стали в конечном итоге той творческой и преобразующей силой, которую и называют эллинистической культурой» [2, с. 139].
Культурный мир эллинизма по существу выступает той первоосновой, которая в последующем объединила Европу в союз, а особенности, правового развития Рима вполне обоснованно можно считать составной частью общего процесса развития всей европейской правовой культуры. Сформированные в эти века европейские правовые традиции, по сути, лежат в основе современного европейского и в значительной степени мирового права. В праве влияние древнеримской культуры проявилось прежде всего в широчайшем распространении положений римского права практически во всех правовых системах современности.
Начало римского (древнего, квиритского) права связано с первыми (VII — III вв. до н.э.) веками существования римской цивилизации. В этот период были приняты Законы XII таблиц, закрепившие основные институты правовой системы Рима, сложившиеся к этому времени. В конце II в. до н.э. К.М. Сцевола подготовил первую систематизацию римского права. Ее создание связывают с возникновением европейской юридической науки.
К началу нынешней эры римское право стало основной правовой системой Средиземноморья, Передней Азии и Северной Африки. Римская юриспруденция впервые определила в качестве основных принципов права равноправие субъектов гражданского оборота, неприкосновенность частной собственности, эквивалентность обмена благами, свобода волеизъявления и др. В завершенном и наиболее полном виде достижения римского права имперского периода нашли отражение в кодификации Юстиниана в IV в.
После распада Империи римское право утратило свою значимость и уступило место примитивному праву германских племен. В XI в. в северной Италии и южной Франции как наиболее развитых в экономическом, торговом отношении регионах вновь возник интерес к римскому праву. В это время сложилась Болонская школа, которая положила начало научному изучению юстиниановой кодификации.
В конце XVIII в. и начале XIX в. под влиянием глобальных социальных перемен во Франции нормы римского права получили новое социально-экономическое содержание, став инструментом буржуазных преобразований и буржуазной практики. В 1904 г. был принят Французский гражданский кодекс (кодекс Наполеона), получивший широчайшее распространение в Европе и в мире благодаря активной внешнеполитической деятельности Наполеона. Позднее, в конце XIX в., положения римского права получили дальнейшее развитие в Еерманском гражданском уложении, которое широко распространилось в Европе и в мире. Таким образом, римское право обрело новое признание и развитие в Европе.
В период раннего средневековья наряду с римским правом на формирование европейской правовой культуры того времени оказывало влияние также германское право, зародившиеся в более
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (53) 2012
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (53) 2012
раннюю эпоху. В период с III в. до конца V в. ослабленный в военно-политическом и социальноэкономическом отношении Западный Рим не смог сдержать натиска многочисленных племен германцев, вандалов, готов, франков и других народов. В результате их пришествия на западных территориях Империи стали возникать их государства. В V веке в ходе Великого переселения народов они разрушили Западную Римскую империю и расселились по всей Европе от Англии и Испании до Крыма и даже побережья Северной Африки.
В ходе завоевания и освоения захваченных римских территорий германцы во многих отношениях пребывали еще на уровне родового общества. В германском родовом обществе законодательство как таковое не имело места и поэтому не имелось возможности для закрепления и систематизации правовых норм, которые служили бы для объединения народа. Еерманское право в течение длительного периода передавалось последующим поколениям в традиционной устной форме. Право германского родового общества носило преимущественно примирительный характер и представляло собой сумму норм, постепенно все более дифференцировавшихся по содержанию конфликтных ситуаций, возникавших между отдельными представителями общества. При возникновении конфликтов германцы устраивали сход, где совместно искали выход из опасной ситуации, чреватой кровной местью и враждой. Вульгарное право германцев характеризовалось весьма примитивным уровнем формирования правовых понятий. В германском вульгарном праве отсутствовала техника ведения гражданских процессов и четкая система институтов.
Постепенно германские короли стали воспринимать римские политические, религиозные и правовые идеи и реализовывать их в практике управления государством. Они стали брать на себя функции формирования государственного права, которое все более воспринимало характерные особенности римского права, постепенно утрачивая черты германского. Однако германцы, довольно легко и быстро приняв римское право, применяли его в более простой и потому более доступной форме, которая получила название «вульгарное римское право». Таким образом, германские государства в правовом и в основном в культурном отношении к началу средних веков характеризовались сочетанием римской и германской культур но-правовых традиций [2, с. 126-135].
Еще одной значимой правовой предпосылкой появления европейского права, проявившейся на рубеже античности и средневековья, стало феодальное (ленное) право. Еще в период существования Римской империи на территории Европы возникла и получила развитие феодальная социально-экономическая форма организации общества. «Феодальный строй» опирался на власть крупных землевладельцев (феодалов, сеньоров), все основные факторы хозяйственной деятельности (земля и рабочая сила) были сконцентрированы в их руках, а города и рынки перешли под их непосредственную защиту.
Право в рамках данной социально-экономической системы обеспечивало закрепление юридического неравенства в сословной организации феодального общества. Для феодального права были характерны низкий уровень нормотворческой практики, нормативные акты носили преимущественно казуистический характер, основными источниками права были главным образом обычаи, соглашения феодалов, а также грамоты монархов. Большую роль в этой системе права играли суды.
Правовые корни феодального общества можно найти еще в позднеантичную эпоху. Небогатые римские граждане искали защиту у крупных землевладельцев. В обмен на нее они отдавали землевладельцам свои небольшие участки земли, а потом свою же землю брали у них в аренду. Подобное положение связано отчасти с тем, что первоначально феодальная система представляла собой не что иное, как инструмент для организации социальной и экономической защиты общества, в котором государственная власть больше уже не функционировала. Такая первоначальная форма феодализма предусматривала формирование прав и обязанностей, соблюдать которые в равной мере должны были как крупные феодалы, так и кормившиеся возле них вассалы
Характерная черта феодального строя в той форме, в какой он возник во франкском государстве и затем распространился по всей Европе (за исключением Швеции, Норвегии и Финляндии), заключалась в правовом иммунитете как самого феодала, так и его вассалов. Королевские чиновники в отдельных случаях даже не имели права и ногой ступить на их землю. Не имели они и права вершить какой бы то ни было суд или чинить расправу и устраивать экзекуции на их земле. Земли феодалов и их вассалов не подлежали официальному обложению налогами. Данные особенности отношений, сформировавшиеся в рамках феодализма, во многом способствовали тому, что феодальное право явилось основой возникновения на европейском континенте таких правовых систем, как каноническое и городское право.
Считается, что самостоятельную ветвь европейского феодального права составило каноническое право, расцвет которого пришелся на Средние века. Каноническое право изначально представляло собой совокупность норм, принятых церковными иерархами и соборами и содержащихся в церковных канонах, т.е. в правилах, относящихся к устройству церковных учреждений, взаимоотношению церкви с государством и прихожанами. Становление и развитие канонического права явилось одним из важнейших факторов средневекового этапа эволюции европейского права.
Положения канонического права были порождены прежде всего христианской церковной системой, которая охватила практически всю Европу. Каноническое право католической церкви оказало серьезнейшее влияние на становление права европейского континента за исключением восточной его части. Римское право не имело в средние века такого глубокого влияния на правопорядок и общественную жизнь европейских стран, как каноническое право. Последнее стало сильным орудием укрепления и развития церковной власти и перестройки социальной структуры общества в нужном церкви направлении.
Прежде всего каноническое право, которое в своей основе было правом управления, привело к тому, что церковная собственность стала несравненно лучше управляемой и в связи с этим более эффективно используемой, чем нецерковное имущество. Кроме того, церковь, используя свое влияние на сознание верующих, получила большое богатство благодаря добровольным пожертвованиям и завещаниям.
О широком распространении канонического права не только в религиозной, но и других сферах общественной практики свидетельствуют хроники, анналы, описания судебных процессов и другие источники тех времен. В них имеются свидетельства регулирования каноническим правом как отношений частного права (имущественных, семейных, наследственных), так и публичного (уголовных, административных).
Религиозная правовая культура и каноническое право как ее неотъемлемая часть подверглись влиянию и римской правовой культуры. Об этом свидетельствуют большинство письменных церковных документов, сохранившихся в Европе со средних веков. Прежде всего, это каноны соборов и синодов, сборники церковного права, протоколы церковных судов и списки дел, подготовленных к слушанию в этих судах, монашеские картулярии и другие многочисленные артефакты.
Каноническое право в средние века занимало уникальную нишу среди правовых систем, процветавших в период позднего средневековья. Так оно исполняло роль международного права, что было связано с тем, что, за небольшим исключением, его нормы применялись повсюду в римско-католическом христианском мире. Средневековое каноническое право играло центральную роль в средневековой политической, экономической и общественной жизни общества. Оно являлось заметной составляющей интеллектуального развития общества в средние века, поскольку канонисты сумели найти новые решения правовых проблем — как старых, так и вновь возникавших, исходя из инновационных подходов к анализу правовых и церковных институтов, и способствовали продвижению на практике новых идей, внося неоценимый интеллектуальный вклад в правовую науку
Расцвет канонического права, обусловленный необходимостью проведения церковных реформ, сопровождался высоким уровнем правового просвещения народных масс. Авторитет церкви приводил к тому, что даже люди совсем низкого общественного положения владели доктринальными основами канонического права, особенно по таким вопросам, как согласие на брак, соблюдение поста и религиозных праздников, ростовщичество, юридическая сила завещаний.
Средневековое каноническое право было системой права во многом параллельной светским отраслям права. Ераницы между каноническим и светским гражданским правом оставались легко проницаемыми на протяжении всего средневековья вплоть до нового времени, тем самым создавая базис, на котором основываются многие современные правовые системы [3, с. 27].
Еще одним значимым фактором, повлиявшим на формирование европейской правовой культуры, стало возникновение и интенсивное развитие в средние века городского права. В Западной Европе в рассматриваемый период происходило выделение города как самостоятельного субъекта политической, экономической и правовой сфер общественной практики. Образование города, по мнению И.М. Кулишера, было связано с «двумя моментами — сооружением крепости и устройством рынка». Именно рынок в последующем определил особую роль города в общественном развитии и в становлении городского права. «Рыночное право (или купеческое право, ибо оно было предоставлено всем торговцам в широком смысле, т.е. всем лицам, посещавшим рынок) превратилось постепенно в общегородское право» [4, с. 221].
Существование и активное развитие в Европе высокой степени политической и экономической независимости городов от государства и формирование автономного городского права — еще один существенный фактор становления европейской государственности и европейского права. Еородское право выступало как право самостоятельное и обособленное от права, действовавшего в государстве. Основным содержанием данного права являлось осуществление трансакций как между лицами, проживающими в городе, так и между городом как субъектом и третьими лицами, в значительной степени в связи с хозяйственной деятельностью.
Постепенно, по мере расширения торговых связей между европейскими городами, их право унифицировалось, преодолевались местные различия. Возникли крупные юридические объединения городов, в которых совет городов-метрополий часто выполнял функции высшей инстанции по отношению к суду дочернего города. Примерами таких городов-метрополий можно назвать Любек, одно время имевший более 100 дочерних в юридическом отношении городов, или Магдебург, право которого было вначале принято во многих городах Средней Еермании, а затем распространилось далеко на Восточную Европу и Лондон [2.143.].
В городах активно развивалось правотворчество, направленное в значительной степени на обеспечение прав и интересов субъектов торговых сословий (ремесленников, купцов, менял и др.), отличных от прав и интересов феодалов и королевской власти. Еородское право в основном выступало как писаное право. Его положения излагались в городских статутах, королевских указах или сеньориальных хартиях, пожалованных городу.
Еородское право, несмотря на наличие в нем отдельных феодальных институтов, не являлось феодальным правом. В большой степени оно было приближено к буржуазному праву.
Еородское право широко и активно опиралось на международное торговое право и нормы сухопутного торгового права, составленные в городах Италии, Испании, Франции, Еермании и т.д. Тем самым городское право активнейшим образом влияло на унификацию и интеграцию европейского права и внесло заметный вклад в формирование единых хозяйственно-правовых традиций в странах Западной Европы.
Наиболее заметное воздействие на формирование единства европейского права оказало возникновение в средние века торгового (предпринимательского) права. Зарождение и становление торгового права именно в Европе было обусловлено тем, что в этот исторический период рыночные отношения наиболее полное и широкое распространились именно на европейском континенте. Уже во времена Римской империи рыночные отношения получили широчайшее развитие и в значительной степени способствовали расцвету и процветанию этой цивилизации.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 1 (53) 2012
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (53) 2012
Как известно, Древний Рим выступил преемником культур целого ряда древнейших государств (Египет, Ассирия, Вавилон, Древняя Ереция) и находился в силу своего геополитического положения в центре торговых путей между Европой, Азией и Африкой. В то же время он долгое время обладал военно-политическим приоритетом на этих континентах. Хозяйственная система Рима на рубеже эпох во многом несла в себе рыночные элементы, что способствовало созданию соответствующих правовых институтов.
В Кодексе Юстиниана впервые в истории человечества были систематизированы и формализованы в виде писаных норм права правила торговой деятельности, оформлены основополагающие для предпринимательства правовые институты: собственности, договора, ответственности и др. [5, с. 12-19].
В средние века, после упадка экономической активности в Европе, вызванного распадом и гибелью Римской империи, началось оживление рыночных отношений. В рамках корпоративных профессиональных и социальных образований (цехов, гильдий, университетов, городов и др.) формировалось сословное торговое право, выделившееся из общегражданского права и начавшее приобретать специфические черты (предпринимательские субъекты и объекты правоотношений и др.), что привело к оформлению дуализма частного права, который предполагает отделение норм предпринимательского (торгового) права от норм гражданского права. Начало данного процесса связано с выработкой в начале второго тысячелетия в Италии торговых обычаев и правил, которые были затем заимствованы другими странами Европы, а затем и мира. На основе норм итальянского торгового права впоследствии были выработаны нормы ныне действующего торгового права [6, с. 69].
С развитием рыночных отношений в Западной Европе к концу XVIII и началу Х1Х вв., после принятия во Франции вначале в 1804 г. Еражданского кодекса, а затем в 1807 г. Торгового кодекса, происходит окончательное оформление дуализма частного права. Французский торговый кодекс, а позже (после 1897 г.) и Еерманское торговое уложение получили распространение в Европе, а затем и во всем мире. Таким образом, торговое право может характеризоваться как один из основополагающих элементов правовой культуры не только Европы, но и мира.
Наличие в рассматриваемый период юридических предпосылок к возникновению европейского права оказало исключительное по своей значимости воздействие на современную европейскую правовую культуру, которая, по существу, явилась результатом слияния и взаимообогащения множества правовых систем, имеющих свои богатейшие культурные основы. Такого многообразия основ не имеет ни одна из основных правовых систем современности (мусульманская, индийская, Дальнего Востока и Африки).
Указанные выше предпосылки носят достаточно общий характер и не были непосредственными причинами возникновения Права Европейского Союза. Они прежде всего оказали влияние на формирование европейского права как совокупности правовых систем стран Европы и различных европейских межгосударственных союзов.
Начиная с древнейших времен, в Западной Европе происходил процесс формирования правовой общности правовых норм различных стран при одновременном стремлении их сохранить свою правовую независимость. Именно в этот период складывается понимание европейского права как совокупности норм национального права европейских государств, и международного права, действующего на европейской территории, включая Россию.
К числу непосредственных предпосылок возникновения Права Европейского Союза можно отнести интеграционные процессы в экономике Западной Европы, происходившие после второй мировой войны. Первым шагом к интеграции Европы было создание в 1951 г. Европейского объединения угля и стали (ЕОУС). В рамках данной организации впервые были созданы институты и органы управления интеграционными процессами на европейском рынке угля и стали, отработаны приемы и методы управления ими.
В 1957 г. было учреждено Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), предусмотревшее введение общего рынка, включавшего в себя все сферы хозяйствования, за исключением сфер производства угля и стали. В этом же году было создано Европейское сообщество по атомной энергетике (Евроатом), приоритетным направлением деятельности которого являются научные исследования и промышленное использование ядерной энергии.
Деятельность европейских сообществ касалась экономической сферы общественной практики, преследовала схожие цели и была связана с одними и теми же государствами. В этой связи стала очевидной нецелесообразность параллельного существования трех самостоятельных институтов (органов управления) европейских сообществ. В 1957 г. и 1967 г. произошло слияние органов управления сообществ, в результате сложилась единая система управления их делами (Совет, Комиссия, Суд, Ассамблея).
За годы существования европейских сообществ усилились процессы европейской интеграции, в результате чего в 60-е гг. в Европе сложился общий рынок. Формальным признаком существования этого рынка явилось создание в 1968 г. таможенного союза. В 1966 г. была принята общая аграрная политика. В эти же годы Судом Европейских сообществ было декларировано формирование специфической правовой системы Европейских Сообществ.
В 70-е гг. происходит оформление самостоятельной финансовой системы сообществ: с 1971 г. сообщества стали финансироваться за счет собственных ресурсов (сельскохозяйственные пошлины, таможенные пошлины, доля от НДС) вместо взносов стран-участниц. В 1975 г. была создана Счетная палата Европейских Сообществ, подведомственная Ассамблее. В 1979 г. была создана европейская валютная система, основу которой образовала единая европейская валюта — экю.
В этот период на основе развивающейся экономической интеграции и глобализации хозяйственных процессов происходит образование в границах Европы межнациональных организаций в наиболее значимых сферах хозяйствования (угледобыча, производство стали, атомная энергетика и др.), в которых участвовало незначительное число стран. Как результат здесь происходит формирование наднациональных субъектов (их органов), координирующих и регулирующих взаимодействие хозяйствующих субъектов в этих сферах.
Возникновение данных организаций предполагало создание наднациональных правовых форм (источников) и механизмов их создания и применения, образующих право Европейских сообществ. Данное право включает в себя нормы, принятые для обеспечения функционирования ЕОУС, Евратома и Европейского сообщества. Центральное место в праве Европейских сообществ занимало право Европейского сообщества
Эти и другие предпосылки, присущие периоду существования европейских сообществ, оказали существенное влияние на появление в последующем Европейского Союза и сопутствующего ему права.
Непосредственной фактической предпосылкой возникновения Права Евросоюза стало создание Евросоюза после подписания странами-участницами в 1992 г. Договора о Европейском Союзе и последующей его ратификации и вступления в силу в 1993 г. По существу, можно говорить о появлении нового субъекта права, содержащего в себе признаки субъекта международного права (учреждение международным договором, регулирует межгосударственные отношения) и субъекта национального права стран-членов Союза (участвует в регулировании национальных отношений).
Образование Евросоюза привело к появлению в рамках Европы нового качества правовых отношений. Во-первых, возникли новые органы управления (институты), которые заменили органы европейских сообществ и оптимизировали управляемость внутри нового образования. Во-вторых, новая организация осуществляет свою деятельность во всех основных сферах общественной практики, а не только в экономической. В-третьих, произошло значительное сокращение суверенитета стран-участниц и расширение правомочий сообществ, образующих Евросоюз. В-четвертых, в рамках Евросоюза сформирован экономический и валютный союз. В-пятых, Маастрихтским договором введен институт гражданства Евросоюза и определены основные права граждан.
Возникновение Европейского Союза как специфического социально-политического субъекта стало предпосылкой формирования права Европейского Союза как особой правовой системы, «нормы, которой регулируют общественные отношения, складывающиеся в ходе интеграционного процесса в рамках Европейского Союза» [7, с. 81].
Таким образом, Право Евросоюза является результатом развития целого ряда предпосылок, среди которых можно выделить общие неправовые и правовые, и непосредственные экономикоинтеграционные и фактические. Совокупность указанных предпосылок стала тем уникальным, не имеющем аналога в мире, сочетанием условий, способствовавших появлению такого правового феномена, как Право Европейского Союза. Данная наднациональная правовая система, базируясь на исторически сложившейся общности базовых национальных социально-экономических условий, имеет общие для всех стран-участниц Евросоюза правовые цели, проблемы, задачи, формы и методы, источники и принципы. Эта общность приводит к тому, что развитие права Евросоюза способствует развитию национальных правовых систем стран-участниц в той же степени, что и развитие последних на развитие права Союза.
Список литературы
1. Право Европейского Союза : учеб. пособие / С.Ю. Кашкин и др. — М.: Проспект, 2009.
2. Лннерс, Э. История европейского права / Ин-т Европы. — М.: Наука, 1996. — 395 с.
3. Плешков, Е. В. Каноническое право средневековой Европы : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Специальность 12.00.01 — Теория и история права и государства. — Ставрополь, 2002.
4. Кулишер, Н. М. История экономического быта Западной Европы. — 9-е изд. — Т. 1-2. — Челябинск: Социум, 2004. — 1030 с.
5. Халфина, Р. О. Современный рынок: правила игры. — М.: 1993. —127с.
6. Шубников, Ю. Б. Предпринимательство в дореволюционной России: становление правового обеспечения : монография. — СПб.: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2001. — 180 с.
7. Кашкин, С. Ю. Введение права Европейского Союза : учебник. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Эксмо, 2010. — 464 с.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 1 (53) 2012