Вестник Самарской гуманитарной акалемии. Серия «Психология». 2015. № 2(18)
УАК 159.9
ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕАЬ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ ДО 3 ДЕТ
© И. А. Старовойтова © Н. П. Панкова © Ю. Н. Гладышева © С. Н. Храмкова
Старовойтова Ирина Арсентьевна старший воспитатель СП ГБОУ СО гимназия «Гармония» г.о. Отрадный Самарской области «Д/с № 13»
e-mail: [email protected]
Панкова Наталья Петровна
воспитатель
СП ГБОУ СО
гимназия «Гармония»
г.о. Отрадный
Самарской области
«Д/с № 13»
e-mail: [email protected]
Гладышева Юлия Николаевна
воспитатель
СП ГБОУ СО
гимназия «Гармония»
г.о. Отрадный
Самарской области
«Д/с № 13»
e-mail: [email protected]
Храмкова Светлана Николаевна
инструктор
воспитатель
ССП ГБОУ СО
гимназия «Гармония»
г.о. Отрадный
Самарской области
«Д/с № 13»
e-mail: [email protected]
Статья посвящена созланию инновационной молели сопровожления летей от 1,5 ло 3 лет, не посещающих летский сал, и их ролителей, лающей возможность получить квалифицированную психолого-пелагогическую помощь при солействии заинтересованных внешних организаций горола. Аанная молель заключается в организации клуба семейного развития « Сближение» на базе АОО, работа которого направлена на развитие партнерских отношений межлу летским салом, семьями и общественными организациями.
Ключевые слова: инновационная модель, социализация, адаптация, взаимодействие, клуб, семейное развитие.
В настоящее время в Российском обществе отмечается повышенное внимание к семье со стороны всех социальных институтов. Происходящие в государстве, обществе и образовании перемены предъявляют новые требования к характеру и качеству отношений образовательных учреждений и семьи. В связи с этим необходимо все усилия направлять на культивирование взаимопониманий в семьях, на повышение педагогической культуры родителей, совершенствование воспитательного потенциала семьи.
Воспитание, как педагогический процесс, оказывает направленное воздействие на развитие личности и является функцией одного из агентов социализации — образовательного учреждения [6, с. 58].
С прогрессивными идеями о воспитании детей с малого возраста в России выступали
The Bulletin of the Samara Humanitarian Academy. A series Psychology. 2015. No 2 (18)
еще члены «Ученой дружины» — Феофан Прокопович, В. Н. Татищев, А. Д. Кантемир, И. Т. Посошков.
А в середине XIII века за рубежом уже создавались «школы для младенцев» и эта форма организации дневного ухода за детьми послужила в дальнейшем образцом для создания первых детских садов.
В 60-е годы XVIII века правительство Екатерины II издало указ со специальным разделом «О воспитании». Ближайшим помощником Екатерины II и автором ряда просветительских планов был И. И. Бецкой, который внес известный вклад в развитие теории и практики раннего воспитания детей.
В первой половине XIX в. в России вырабатывалась теория общественного воспитания маленьких детей в закрытых воспитательных учреждениях. Известный общественный деятель того времени В. Ф. Одоевский подчеркивал необходимость создания особой науки о воспитании детей до школы. Вопросы раннего воспитания и обучения детей актуализировались в этот период. Все больше осознается значение раннего детства в формировании человека. Больше внимания уделяется изучению особенностей развития маленьких детей, разработке задач, содержания и методов воспитания детей до школы [4].
Один из основоположников современной системы дошкольного воспитания Фридрих Фребель дал своему дошкольному заведению, открытому в 1837 в Бланкенбурге (Германия), название «детский сад». Созданные им детские сады нашли самое широкое распространение во всем мире [3, с. 48].
Педагоги России видели положительное в системе Фребеля — во внимании его к детям раннего возраста, их деятельности, системе и последовательности в играх и занятиях, создании специального дидактического материала, в организации особого типа дошкольного учреждения — детского сада.
Основная идея воспитания в дошкольном учреждении — оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности в условиях специально организованной среды образовательного учреждения, где ребенок выступает в роли участника коллектива и тесное сотрудничество семьи и образовательного учреждения в вопросах воспитания ребенка, его социализации в условиях образовательного учреждения.
Еще Н. К. Крупская неоднократно подчеркивала, что детский сад служит «организующим центром» и «влияет... на домашнее воспитание», поэтому необходимо как можно лучше организовать взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию детей «.в их содружестве, в обоюдной заботе и ответственности — огромная сила» [5, с. 191].
Приходит время, когда на определенном этапе жизненного пути ребенок поступает в детский сад, где его окружают новые люди, взрослые и дети, которых он раньше не знал, которые составляют иную общность, чем его семья — в семье ребенок — это объект обожания, уступчивости и прощения, а в детском саду — равноправный член социальной группы. Детский сад — это первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их педагогическое просвещение.
Тесное сотрудничество и взаимодействие с семьями начинается лишь с приходом детей в дошкольное учреждение, а как же быть с теми семьями, дети которых еще не посещают детский сад? Опрос таких родителей показал,
И. А. СТАРОВОЙТОВА, Н. П. ПАНКОВА, Ю. Н. ГАААЫШЕВА, С. Н. ХРАМКОВА Инновационная молель сопровожления летей ло 3 лет
что 70% семей нуждаются в педагогических знаниях и отмечают, что испытывают трудности из-за недостатка времени, терпения, такта, опыта, из-за незнания методов воспитания и обучения ребенка, его возрастных особенностей. 90% опрошенных семей готовы получать квалифицированную психолого-педагогическую помощь от специалистов дошкольного учреждения еще до поступления в детский сад. За необходимость оказания родителям педагогической помощи выступали такие педагоги, как Е. А. Аркин, Л. И. Красногорская, Д. В. Менджерицкая, Е. И. Радина, А. В. Суровцева, Е. А. Флерина и др. Н. В. Шелгунов в своих «Письмах о воспитании» призывал: «Изучайте человека, изучайте общество, думайте в гражданском направлении, и вы воспитаете в своих детях таких людей, в которых нуждается жизнь» [2, с. 12].
Также опрос показал, что большинство родителей считают важным для своих детей общение со сверстниками, которое поможет минимизировать негативные последствия адаптационного периода при поступлении в детский сад. Психолог Е. О. Смирнова пишет: «Ребенку нужно общество сверстников, других детей. Возможно, такое утверждение покажется странным: ведь дети раннего возраста еще не умеют играть вместе — только рядом. Но они склонны к подражанию и способны заражать друг друга тем или иным состоянием: не только плачем или испугом, но и радостью, смехом, веселой беготней — и получают от этого несказанное удовольствие» [1, с. 34].
Исходя из анализа ситуации, следует, что в современном мире нужен своеобразный «путеводитель» как для детей, так и для взрослых, и для этого было решено на базе СП «Детский сад № 13» г.о. Отрадный реализовать социальный проект по созданию клуба семейного развития «Сближение» для родителей и детей 1,5-3 лет, не посещающих детский сад.
Гипотеза. Исследования состоит в том, что работа клуба помогает детям, посещавшим клуб стать более свободными в отношениях с другими детьми и взрослыми, а родителям занятия в клубе способствуют снижению затруднений в воспитании своих детей.
Методика исследования
Для доказательства выдвинутой гипотезы из «очереди в детский сад» было взято случайным образом 20 семей, которые воспитывают детей от 1,5 до 3-х лет. В начале и в конце реализации проекта было проведено их анкетирование (Приложение). Также анкетирование было проведено с 13 социальными партнерами и внешними организациями с целью изучения важности для них социальной ориентированности (Приложение). Доказательство достоверности выдвинутой гипотезы проводилось с помощью углового преобразования Фишера.
Основной идеей деятельности клуба является взаимодействие субъектов образовательного процесса в системе: дети от 1,5 до 3 лет, не посещающих детский сад, родители (законные представители), сотрудники ДОО, внешние организации и партнеры по социальному проектированию.
Цель проекта — создание инновационной модели сопровождения детей от 1,5 до 3 лет, не посещающих детский сад и их родителей.
Задачи проекта:
— способствовать созданию атмосферы близости родителей и детей, не посещающих детский сад с дошкольным учреждением;
— повышение психолого-педагогической культуры родителей;
— адаптация детей к условиям детского сада и обеспечение ранней социализации;
— оказание теоретической и практической помощи семьям детей, не посещающих детский сад специалистами ДОО;
— приобщение родителей к активному сотрудничеству;
— содействие повышению роли родителей в образовании ребенка раннего возраста;
— создание условий для взаимодействия детей между собой и с педагогами;
— популяризация деятельности ДОО среди населения города;
— привлечение внешних организаций к взаимному сотрудничеству.
В рамках проекта деятельность была направлена на: совместные занятия с детьми и родителями, стимулирующие развитие разных видов деятельности (двигательной, речевой, игровой, художественной); индивидуальные занятия специалистов и педагогов детского сада с ребенком в присутствии родителей; организацию досуговой деятельности; оказание консультативной и практической помощи специалистов ДОО.
Ожидаемые результаты от внедрения данной модели для детей:
V социально-психологическая адаптированность детей в обществе сверстников и взрослых;
V обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и создание внутренних предпосылок для дальнейшего личностного развития;
V развитие социальных компетенций ребёнка в коллективе и в общении друг с другом.
Для родителей:
V развитие компетенций родителей в вопросах развития и воспитания детей;
V объединение интересов семей в вопросах адаптации детей к новым социальным условиям (поступление детей в детские дошкольные учреждения);
V расширение возможностей для взаимодействия и сближения детей с родителями;
V повышение психолого-педагогической культуры родителей;
V активное участие родителей в воспитательно-образовательном процессе.
Для педагогов:
V совершенствование компетентности педагогических кадров образовательных учреждений, повышение качества педагогического труда;
V объединение и реализация инициатив социально-активных родителей в области развития и воспитания детей.
Для управления образования:
V удовлетворение интересов семей и общества в увеличении охвата детей в возрасте от 1,5 до 3 лет дошкольным образованием;
И. А. СТАРОВОЙТОВА, Н. П. ПАНКОВА, Ю. Н. ГЛАЛЫШЕВА, С. Н. ХРАМКОВА Инновационная молель сопровожления летей ло 3 лет
V создание системы социального партнёрства семьи, дошкольных учреждений и учреждений социальной сферы по вопросам развития и воспитания детей;
V разработка механизмов выстраивания системы взаимодействия семей, имеющих детей в возрасте 1,5-3 лет, с дошкольными учреждениями и учреждениями социальной сферы города.
Для реализации данного проекта возникла необходимость активного участия социума.
Реализация проекта осуществлялась в соответствии с разработанным ка-лендарно-тематическим планом [7, с. 30]. Все мероприятия нашли социальный отклик со стороны родителей, детей, сотрудников ДОО и социальных партнеров. Особое впечатление произвели такие мероприятия, как мастер-классы педагогов, целью которых были обучение родителей и детей взаимодействию в процессе лепки, нетрадиционного рисования и занимательной двигательной активности. Открытием для участников клуба стал мастер-класс от воспитанников по степ-аэробике. Экологическая акция «Сбережем газоны» вызвала интерес у всех участников данного мероприятия, ведь цель этой акции глобальна: призыв всех автомобилистов к сохранению зеленых насаждений и экологической безопасности нашего города в целом. Такое мероприятие, как зимние Олимпийские игры, организованное на площадке, вызвало восхищение у всех семей. Оно было направлено на повышение интереса к физической культуре и здоровому образу жизни детей и взрослых (мам и пап).
Данный проект был успешно реализован в течение года, чему способствовало активное сотрудничество всех участников проекта: сотрудников ДОО, социальных партнеров, родителей и детей, окружающего населения, а также воспитанников детского сада. Результатом реализации стало апробация инновационной модели сопровождения детей от 1,5 до 3 лет, не посещающих детский сад и их родителей.
Для родителей и детей, посещавших клуб «Сближение» на протяжении всего учебного года, было организовано и проведено 27 мероприятий разной направленности: познавательное, речевое, физкультурно-оздоровительное, музыкальное развитие, оказана психолого-педагогическая помощь, организованы праздники, мастер-классы и семинары-практикумы.
Результаты исследования
В ходе работы клуба была реализована основная идея инновационной модели — способствовать установлению и развитию отношений партнерства и сотрудничества родителя с ребенком, ребенка с детским садом, ДОО с семьями, социальных партнеров с детским садом и семьей.
Важное мнение об эффективности деятельности клуба в решении воспитательных задач с детьми раннего возраста высказали родители. Рассмотрим результаты анкетирования на некоторые вопросы.
На вопрос «Легко ли Ваш ребенок идет на контакт с другими детьми и взрослыми?» были получены следующие результаты (рис.1): на начало работы клуба только 4 человека (20%) ответили положительно, 16 родителей (80%) ответили «нет», на конец реализации проекта 18 опрошенных (90%) ответили
«да» и только 2 человека (10%) ответили отрицательно, что соответствует
о* = 4.968 (p < 0.001).
эмп VA у
Рис. 1. Гистограмма ответов на вопрос «Легко ли Ваш ребенок идет на контакт с другими детьми и взрослыми?»
Предложенная нами модель воспитания детей обеспечила развитие гармоничных отношений ребенка со взрослым. Один из вопросов звучал так: «Испытываете ли Вы затруднения в воспитании детей?». На начало реализации социального проекта 18 человек (90%) ответили «да» и 2 родителя (10%) — «нет», а на конец года только 3 опрошенных (15%) ответили, что испытывают трудности и 17 респондентов (85%) ответили, что трудностей в воспитании больше не испытывают (рис. 2), что при о* = 5.385 говорит о статистической достоверности различий р < 0.001.
Рис. 2. Гистограмма ответов на вопрос «Испытываете ли Вы затруднения в воспитании ребенка?»
И. А. СТАРОВОЙТОВА, Н. П. ПАНКОВА, Ю. Н. ГАААЫШЕВА, С. Н. ХРАМКОВА Инновационная молель сопровожления летей ло 3 лет
Также был проведен устный опрос родителей о работе клуба, и выяснилось, что благодаря психолого-педагогическому сопровождению семей на протяжении всей работы клуба, они по другому стали смотреть на своих детей. Все родители занялись своим самообразованием, так как в процессе взаимодействия со своим ребенком на занятиях клуба они заинтересовались путями достижения взаимопонимания с детьми, начали изучать специальную литературу по педагогике. Опрос родителей показал, что деятельность клуба помогла формированию нового взгляда на процесс общения с детьми, все опрошенные отметили преодоление психологических барьеров в общении с другими родителями, детьми и специалистами ДОО.
Также очень важно было узнать мнение еще одной стороны — социальных партнеров. Один из вопросов анкеты звучал так: «Считаете ли вы важным социальную ориентированность Вашего бизнеса (Вашей организации)?» (рис. 3). На начало реализации проекта только 4 респондента (31%) ответили положительно, а 9 человек (69%) выбрали ответ «нет, для меня это не важно». На конец года при ответе на этот же вопрос 10 опрошенных (77%) ответили «да, считаю важным» и 3 людей (23%) ответили отрицательно.
Рис. 3. Гистограмма ответов на вопрос «Считаете ли вы важным социальную ориентированность Вашего бизнеса (Вашей организации)?»
Из рис. 3 видно, что в результате проведенных мероприятий повысилась корпоративная ответственность представителей бизнеса, участвующих в проекте (о*эмп = 2.453 при р = 0,005).
Опрос социальных партнеров показал, что взаимодействие внешних организаций с детским садом помогает улучшить взаимоотношения в социуме в нашем городе между разными его представителями: детьми и родителями, общественностью, бизнесом, жителями и другими. Мнение опрошенных показало, что подобное сотрудничество полезно для всех участников, ведь оно касается решения важных социальных вопросов, главное только видеть цель, перспективу и способы реализации партнерских отношений.
Выводы
Предложенная нами новая модель дошкольной образовательной системы — совместное с семьей и социумом воспитание детей в условиях детского сада, обеспечивает развитие личности ребенка. Об этом свидетельствует анкетирование, проведенное на начало и конец работы клуба. Опрос родителей показал, что все семьи увидели результаты собственной активности в воспитании и развитии ребенка, а также все опрошенные отметили огромную помощь всего педагогического коллектива и социальных партнеров в сплочении семей
На наш взгляд, разработанная нами модель социально - педагогического партнерства семьи, ДОО и социума — это перспективный и эффективный вид социального взаимодействия. Она ориентирована на то, что главным действующим лицом становится ребенок, его развитие, раскрытие личностного потенциала, а дошкольное учреждение является посредником между ребенком, родителями и внешними организациями, нацеленными на взаимное сотрудничество. Ведь только при условии взаимопонимания и доверия всех заинтересованных сторон работа будет полезной и взаимообогащающей.
Выдвинутая нами гипотеза подтвердилась, она проверена критерием Фишера, действительно работа клуба дала положительные результаты: дети стали более свободны в общении с другими детьми и взрослыми, родители стали более образованы и стали испытывать меньше затруднений в воспитании своих детей.
В перспективе мы надеемся, что дети, посещавшие клуб, легче перенесут адаптацию к ДОО, меньше будут болеть, а родители детей будут больше доверять педагогам и детский сад в будущем получит активных родителей, открытых для сотрудничества, внешние организации со своей стороны по-другому посмотрят на дошкольное образование и станут надежными партнерами.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреева, Г. М. Социальная психология. — Москва : Наука, 1997. — 456 с.
2. Бим-Бад, Б. М. Мудрость воспитания: книга для родителей / Б. М. Бим-Бад, Э. Д. Днепров, Г. Б. Корнетов. — Москва : Педагогика, 1987. — 288 с.
3. Егоров, С. Ф. Введение в историю дошкольной педагогики / С. Ф. Егоров, С. В. Лыков, Л. М. Волобуева. — Москва : Академия, 2001. — 320 с.
4. История развития дошкольного образования в России и за рубежом. URL: http://superinf.ru/view_helpstud.php?id=2100 (дата обращения: 02.01.15)
5. Крупская, Н. К. Педагогические сочинения. — Москва : АПНРСФСР, 1959. — Т. 6. — 472 с.
6. Куликова, Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учебник для студентов. — Москва : Издательский центр «Академия», 1999. — 232 с.
7. Старовойтова, И. А. Вовлечение родителей и детей, не посещающих детский сад, в систему дошкольного образования через работу клуба семейного развития / И. А. Старовойтова, Н. П. Панкова, Ю. Н. Гладышева, С. Н.Храмкова // Реализация социальных проектов через взаимодействие дошкольных организаций и внешних социальных партнёров: сб. научных статей / под ред. Н. В. Наумовой. — Самара : Инсома-пресс, 2015. — С. 25—36.
И. А. СТАРОВОЙТОВА, Н. П. ПАНКОВА, Ю. Н. ГАААЫШЕВА, С. Н. ХРАМКОВА Инновационная молель сопровождения летей ло 3 лет
REFERENCES
1. Andreeva G. M. Social'naja psihologija [Social psychology]. Moscow: Nauka, 1997. 456 p. (in Russian).
2. Bim-Bad B. M. Mudrost' vospitanija: kniga dlja roditelej [The wisdom of the children: book for parents]. Moscow: Pedagogika, 1987. 288 p. (in Russian).
3. Egorov S. F., Lykov S. V., Volobueva L. M. Vvedenie v istoriju doshkol'nojpedagogiki [An introduction to the history of preschool pedagogy]. Moscow: Academy, 2001. 320 p. (in Russian).
4. Istorija razvitija doshkol'nogo obrazovanija v Rossii i za rubezhom [The history of development of pre-school education in Russia and abroad]. Available at: http://superinf.ru/ view_helpstud.php?id=2100 (accessed 02 January 2015). (in Russian).
5. Krupskaya N. K. Pedagogicheskie sochinenija [Pedagogical writings]. Moscow: APNRSFSR, 1959. Vol. 6. 472 p. (in Russian).
6. Kulikova T. A. Semejnaja pedagogika i domashnee vospitanie: uchebnik dlja studentov [Family pedagogy and home education]. Moscow: Izdatel'skij centr «Akademija», 1999. 232 p. (in Russian).
7. Starovojtova I. A., Pankova N. P., Gladysheva Ju.N., Hramkova S.N. Realizacija social'nyh proektov cherez vzaimodejstvie doshkol'nyh organizacij i vneshnih social'nyh partnjorov: sb. nauchnyh statej/pod red. N.V. Naumovoj [Implementation of social projects through the interaction of pre-school organizations and external social partners: collection of scientific articles / under the editorship of N. In. Naumova]. Samara: Insoma-press, 2015. Pp. 25-36 (in Russian).
ПРИЛОЖЕНИЕ
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
1. Чем любит заниматься ваш ребенок?
2. Кто в семье уделяет больше времени для занятий и игр с ребенком?
3. Легко ли Ваш ребенок идет на контакт со сверстниками и взрослыми?
4. Считаете ли Вы важным всестороннее развитие детей раннего возраста еще до поступления в детский сад?
5. Испытываете ли Вы затруднения в воспитании своего ребенка?
6. По Вашему мнению, необходимы ли такие семейные клубы для родителей и детей, не посещающих детский сад?
7. Согласны ли Вы с мнением, что работа данных клубов помогает социализации и адаптации ребенка?
АНКЕТА ДЛЯ ВНЕШНИХ ОРГАНИЗАЦИЙ
1. Приходилось ли Вам наблюдать мероприятия, организованные СП «Детский сад № 13»?
2. Считаете ли Вы важным социальную ориентированность Вашего бизнеса?
3. Видите ли вы возможность взаимодействия вашей организации с нашим клубом в реализации социального проекта?
4. В какой области лежат интересы взаимодействия социальных партнеров с данным клубом:
а) это должно касаться развития детей;
б) решение социальных вопросов;
в) целью должно быть включение семей в активную социальную жизнь;
г) целью взаимодействия должна выступать оптимизация, улучшение взаимоотношений в социуме в нашем городе между разными его представителями: детьми и родителями, общественностью, жителями и т. д.
д) укажите свой вариант _.
5. Что необходимо для организации взаимодействия клуба и внешних социальных
партнеров?
а) деньги;
б) время;
в) четкое видение целей, перспектив, способов реализации партнерских отношений;
г) готовность к диалогу в социуме;
д) решение, в первую очередь других, более актуальных проблем с социуме;
е) укажите свой вариант _.
An innovative model of support for children up to 3 years I. Starovoitova, N.Pankov, Yu. Gladyshev, S. Khramkova
The article is devoted to the creation of an innovative model of support for children from 1.5 to 3 years, not attending kindergarten, and their parents, giving the opportunity to receive qualified psychological and pedagogical assistance in cooperation with interested external organizations of the city. This model is a club of family development «Convergence» based on the OED, whose work focused on the development of partnerships between kindergartens, families and community organizations.
Key words: innovative model, socialization, adaptation, interaction, club, family development