Безопасность на транспорте
к ВОПРОСУ О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ УГРОЗАМ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА НА ОБЪЕКТАХ
транспорта подразделениями мвд России на
транспорте
the issue of countering the threats of a terrorist nature in the transport facilities departments Russian ministry of internal affairs
on transport
УДК 343.34
И.Н. АРХИПЦЕВ,
кандидат юридических наук (Белгородский юридический институт МВД России) e-mail: ArhiptsevIN@yandex.ru
I.N. ARHIPTSEV,
candidate of jurisprudence (Belgorod Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation)
Аннотация: в статье рассматриваются проблемы противодействия угрозам террористического характера на объектах транспорта подразделениями МВД России на транспорте. Автор приходит к выводу, что проблема предупреждения и пресечения преступлений террористического характера на объектах транспорта является в настоящее время не просто актуальной, но и требующей научно обоснованных методик, современных подходов к её решению.
Ключевые слова: преступления террористического характера, проблемы противодействия, объекты транспорта, подразделения МВД России на транспорте.
Abstract: the article deals with the problems of counteraction to threats of a terrorist nature in the transport facilities departments Russian Ministry of Internal Affairs on transport. The author concludes that the problem of the prevention and suppression of terrorist crimes on objects of transportation is now not just relevant, but also require science-based methods, modern approaches to its solution.
Keywords: terrorist crimes, problems of counteraction, transport facilities, a division of the Ministry of Interior of Russia for transport.
Как известно, в начале 2000-х годов преступления террористического и экстремистского характера захлестнули нашу повседневную жизнь, став её непременной составляющей. Все помнят вторжение банд боевиков в Дагестан, захваты террористами театрального центра на Дубровке в Москве и школы в г. Беслане. Тогда молодому рос-
сийскому государству, еще не пришедшему в себя от социальных потрясений, связанных с распадом СССР и шоковых экономических реформ 90-х годов прошлого столетия, были присущи глубокая социальная дифференциация, значительный разрыв в уровне материальных условий жизни различных слоёв населения; глубокий идеологический
Проблемы правоохранительной деятельности 2’15
63
Безопасность на транспорте
раскол общества; резкое снижение социальной защищённости населения, процессы его маргинализации; распространение идеологии насилия как метода решения общественных проблем; неэффективность государственной системы борьбы с преступностью. Указанное выше подтверждает справедливость утверждения ряда ученых, которые отмечают, что терроризм наиболее активен в периоды экономического неблагополучия и политической нестабильности [6;7;8].
Оглядываясь в прошлое и оценивая современное состояние борьбы с данным социальным злом, следует с уверенностью констатировать, что те негативные политические, социальные, экономические составляющие этого явления, по причине и на фоне которых происходили в то время террористические акты в Российской Федерации, сегодня государством по большей части преодолены. Вместе с тем, несмотря на несомненные успехи внутри страны, неспокойная международная обстановка не только не дает повода для ослабления деятельности правоохранительных органов в этом направлении, а, напротив, должна способствовать ее активизации и усилению взаимодействия и сотрудничества всей системы государственных и негосударственных органов и организаций.
Как показывают статистические данные МВД России, за 12 месяцев 2014 года правоохранительными органами было зарегистрировано 1127 преступлений террористического характера (прирост по сравнению с аналогичным периодом 2013 года на 70,5 %) и 1024 преступления экстремистской направленности (прирост на 14,3 %), а за первые три месяца 2015 года 411 преступлений террористического характера (прирост по сравнению с аналогичным периодом 2014 года на 58,7 %) и 331 преступление экстремистской направленности (прирост на 22,6 %) [9].
Согласно Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537, Российская Федерация при обеспечении национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности на долгосрочную перспективу исходит из необходимости постоянного совершенствования правоохранительных мер по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию актов терроризма, экстремизма, других преступных посягательств на права и свободы
человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественную безопасность, конституционный строй Российской Федерации. К основным источникам угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности Стратегией отнесены: разведывательная и иная деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленная на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации; деятельность террористических организаций, группировок и отдельных лиц, направленная на насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, дезорганизацию нормального функционирования органов государственной власти (включая насильственные действия в отношении государственных, политических и общественных деятелей), уничтожение военных и промышленных объектов, предприятий и учреждений, обеспечивающих жизнедеятельность общества, устрашение населения, в том числе путем применения ядерного и химического оружия либо опасных радиоактивных, химических и биологических веществ; экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране; деятельность транснациональных преступных организаций и группировок, связанная с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ; сохраняющийся рост преступных посягательств, направленных против личности, собственности, государственной власти, общественной и экономической безопасности, а также связанных с коррупцией [2].
В свою очередь, утвержденная Президентом РФ 5 октября 2009 г. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации, определяя терроризм как угрозу национальной безопасности страны, отмечает среди его современных тенденций увеличение количества террористических актов и пострадавших от них лиц; расширение географии терроризма, интернациональный характер террористических организаций, использование международными террористическими организациями этнорелигиозного фактора; усиление взаимного влияния различных внутренних и внешних
Проблемы правоохранительной деятельности 2’15
64
Безопасность на транспорте
социальных, политических, экономических и иных факторов на возникновение и распространение терроризма; повышение уровня организованности террористической деятельности, создание крупных террористических формирований с развитой инфраструктурой; усиление взаимосвязи терроризма и организованной преступности, в том числе транснациональной; повышение уровня финансирования террористической деятельности и материально-технической оснащенности террористических организаций; стремление субъектов террористической деятельности завладеть оружием массового поражения; попытки использования терроризма как инструмента вмешательства во внутренние дела государств; разработка новых и совершенствование существующих форм и методов террористической деятельности, направленных на увеличение масштабов последствий террористических актов и количества пострадавших [3].
По нашему мнению, обязательной частью единой стратегии противодействия терроризму должна выступать общепредупредительная деятельность государства, а именно формирование у граждан антитеррористических намерений и настроений, повышение правовой и политической культуры в обществе, консолидация всех слоёв и групп населения посредством проведения разъяснительной работы, формирование в обществе устойчивого мнения о недопустимости террористических методов протеста.
Существующие тенденции угроз совершения террористических преступлений в полной мере относятся и к сфере пассажирских и грузовых перевозок. В этих условиях проблема предупреждения и пресечения преступлений террористического характера на объектах транспорта становится не просто актуальной, но и требующей научно обоснованных методик, современных подходов к её решению.
Обеспечить общественную безопасность в сфере пассажирских перевозок призваны органы внутренних дел на транспорте, которые осуществляют борьбу с преступностью на железнодорожном, воздушном и водном транспорте.
Возглавляет структуру органов внутренних дел на транспорте Главное управление на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации (ГУТ МВД России), которое является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел РФ, обеспе-
чивающим и осуществляющим в пределах своей компетенции функции Министерства по выработке и реализации государственной политики, а также нормативно-правовому регулированию в области обеспечения правопорядка на объектах железнодорожного, водного и воздушного транспорта.
Сегодня охрану общественного порядка на транспорте обеспечивают восемь управлений на транспорте по федеральным округам, а также два линейных управления внутренних дел на транспорте, которые обслуживают 87 тыс. км железнодорожных путей, 508 ж/д вокзалов, 150 аэропортов, 35 пароходств с протяженностью в 89 тыс. км судоходных путей и 20 гидросооружений.
В связи с этим проблема совершенствования мер правового регулирования антитеррористической деятельности на объектах транспорта и создание на его основе новых правовых и организационных механизмов противодействия терроризму наиболее актуальна в настоящее время.
Важно отметить, что в последнее десятилетие в стране принят ряд значимых законодательных актов, направленных на обеспечение безопасности на объектах транспорта, в том числе на защиту населения от угроз террористического характера: Федеральный закон «О транспортной безопасности» [1], «Комплексная программа обеспечения безопасности населения на транспорте» [4], «Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года» [5] и другие нормативные правовые акты.
Как представляется, для эффективной деятельности органов внутренних дел на транспорте по противодействию преступлениям террористического характера кроме приведенной нормативно-правовой базы необходимо повышение качества управления, завершение создания на местах антитеррористических центров в целях успешного взаимодействия между субъектами, осуществляющими борьбу с терроризмом, всестороннего обеспечения и управления силами и средствами при проведении контртеррористических операций.
Выполнение стоящих перед органами внутренних дел задач по борьбе с терроризмом возможно только при наличии грамотных, высококвалифицированных кадров. Поэтому проблема повышения профессионального уровня у сотрудников органов внутренних дел на транспорте стоит в ряду самых важных. В этой связи положительным моментом является то, что в системе образователь-
Проблемы правоохранительной деятельности 2’15
65
Безопасность на транспорте
ных организаций МВД России в 2014 году появился вуз по приоритетному профилю подготовки специалистов для органов внутренних дел на транспорте - Белгородский юридический институт МВД России.
С учётом факторов совершения преступлений террористического характера, особенностей, влияющих на распределение сил и средств органов внутренних дел на транспорте, полагаем, что еще недостаточ-
ным остаётся степень их технического обеспечения. Считаем, что только внедрение в подразделения современных информационных и оперативных технических систем позволит органам внутренних дел на транспорте осуществлять оперативное сопровождение пассажирского и грузового транспорта, пресекать любые попытки дестабилизации работы воздушных, железнодорожных и водных магистралей страны.
Литература —
1. Федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ (ред. от 03.02.2014) «О транспортной безопасности» // СПС “КонсультантПлюс”. 2015.
2. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» (в ред. Указа Президента РФ от 01.07.2014 № 483) // СПС “КонсультантПлюс”. 2015.
3. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации. Утверждена Президентом РФ 5 октября 2009 г. // СПС КонсультантПлюс. 2015.
4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.07.2010 № 1285-р (ред. от 11.12.2013) «Об утверждении Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте» // СПС “КонсультантПлюс”. 2015.
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22.11.2008 № 1734-р «Транспортная стратегия Российской Федерации до 2030 года» (в ред. распоряжения Правительства РФ от 11.06.2014 № 1032-р) // СПС “КонсультантПлюс”. 2015.
6. ШелковниковаЕ.Д- Терроризм: особенности криминологической характеристики и проблемы предупреждения // Право и политика. 2006. № 6. С. 137.
7. Макуев Р.Х. Терроризм в условиях глобализации // Государство и право. 2007. № 3. С. 43.
8. Свистильников А.Б. Терроризм: преступление или явление? // Научный портал МВД России. 2011. № 2. С. 78.
9. Официальный сайт МВД России. [Электронный ресурс]. https://pda.mvd.ru/reports/item/2994866/;https://pda. mvd.ru/reports/item/329424
References
1. Federal law dated 09.02.2007 № 16-FZ (as amended on 03.02.2014) “On transport security” // ATP ConsultantPlus. 2015.
2. The presidential decree of 12 may 2009, No. 537 “On the national security Strategy of Russian Federation until 2020” (in ed. of Decree of the President of the Russian Federation dated 01.07.2014 № 483) // ATP ConsultantPlus. 2015.
3. The concept of counterterrorism in the Russian Federation. Approved by the President October 5, 2009 // ATP ConsultantPlus. 2015.
4. The order of the Government of the Russian Federation dated 30.07.2010 № 1285-R (as amended on 11.12.2013) “On approval of the Complex program of safety of the population on transport” // ATP ConsultantPlus. 2015.
5. The order of the Government of the Russian Federation dated 22.11.2008 № 1734-R “Transport strategy of Russian Federation until 2030” (in edition the governmental orders of the Russian Federation dated 11.06.2014 № 1032-R) // ATP ConsultantPlus. 2015.
6. Shelkovnikova E.D. Terrorism: characteristics of criminological characteristics and problems of prevention // Law and policy. 2006. № 6. Р. 137.
7. Makeev R.H. Terrorism in the context of globalization // State and law. 2007. № 3. Р. 43.
8. Svistelnikov A.B. Terrorism: crime or a phenomenon? // Scientific portal of the Ministry of internal Affairs of Russia. 2011. № 2. P. 78.
9. The official website of the Ministry of internal Affairs of Russia. [Electronic resource].
(Статья сдана в редакцию 29.04.2015)
Проблемы правоохранительной деятельности 2’15
66