Научная статья на тему 'Террористические акты, совершаемые на железнодорожном транспорте: предупрждение и снижение вредных последствий'

Террористические акты, совершаемые на железнодорожном транспорте: предупрждение и снижение вредных последствий Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1496
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЙ АКТ / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / ВЗРЫВ / ПОРАЖАЮЩИЕ ФАКТОРЫ / ВРЕДНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ / ИНФРАСТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Свистильников Aлександр Борисович, Селин Борис Николаевич

Введение: в статье рассмотрены актуальные вопросы деятельности полиции по предупреждению террористических актов, совершаемых на железнодорожном транспорте, и меры, направленные на снижение вредных последствий от их совершения на объектах транспортной инфраструктуры. Материалы и методы: методологической основой послужили общенаучные методы анализа изучаемых явлений (наблюдение, описание, сравнение и др.), анализ практического опыта правоохранительной деятельности по исследуемому направлению полиции России и Великобритании. Результаты исследования: в статье рассмотрен зарубежный и отечественный опыт деятельности сотрудников транспортной полиции России и Великобритании по предупреждению террористических актов, совершаемых путем взрыва на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры; проанализирован опыт взаимодействия полиции Соединенного Королевства с местными властями по созданию безопасной от террористических угроз среды на объектах жизнедеятельности; исследованы поражающие факторы, возникающие в результате взрывов в ограниченном пространстве железнодорожных вокзалов и в вагонах подвижного состава. Обсуждение и заключения: предложено совершенствование правовых и организационных аспектов деятельности полиции по вопросам снижения вредных последствий от террористических актов, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Свистильников Aлександр Борисович, Селин Борис Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Terrorist Acts at Railway Transport: Warning and Decrease of Harmful Consequences

Introduction: the author considers in the article topical issues of police activity on prevention terrorist acts committed on railway transport and measures aimed to reduce harmful consequences on transportation infrastructure facilities. Materials and Methods: methodological basis was the general scientific methods of analysis of the phenomena studied (observation, description, comparison etc.), as well as direct study of the experience of law enforcement of the police of Russia and the UK, scientific and legal literature. Results: the article considers domestic and foreign experiences of traffic police officers of Russia and the UK on prevention of terrorist acts on railway transports regional transport infrastructure, experience on communication between Russian and the UK authorities on creation safe environment. The authors studies factors emerging as a result of explosions in a confined space of train stations and rolling stock. Discussion and Conclusions: improvement of the legal organizational aspects of police on reducing harmful consequences of terroristic acts on railway service and transportation infrastructure facilities.

Текст научной работы на тему «Террористические акты, совершаемые на железнодорожном транспорте: предупрждение и снижение вредных последствий»

ВЕСТНИК

Казанского юридического института МВД России

№ 3(33)2018

УДК 343.9

DOI: 10.24420/KUI.2018.57.53.017

А.Б. Свистильников, Б.Н. Селин

ТЕРРОРИСТИЧЕСКИЕ АКТЫ, СОВЕРШАЕМЫЕ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ: ПРЕДУПРЖДЕНИЕ И СНИЖЕНИЕ ВРЕДНЫХ ПОСЛЕДСТВИЙ

TERRORIST ACTS AT RAILWAY TRANSPORT: WARNING AND DECREASE

Введение: в статье рассмотрены актуальные вопросы деятельности полиции по предупреждению террористических актов, совершаемых на железнодорожном транспорте, и меры, направленные на снижение вредных последствий от их совершения на объектах транспортной инфраструктуры.

Материалы и методы: методологической основой послужили общенаучные методы анализа изучаемых явлений (наблюдение, описание, сравнение и др.), анализ практического опыта правоохранительной деятельности по исследуемому направлению полиции России и Великобритании.

Результаты исследования: в статье рассмотрен зарубежный и отечественный опыт деятельности сотрудников транспортной полиции России и Великобритании по предупреждению террористических актов, совершаемых путем взрыва на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры; проанализирован опыт взаимодействия полиции Соединенного Королевства с местными властями по созданию безопасной от террористических угроз среды на объектах жизнедеятельности; исследованы поражающие факторы, возникающие в результате взрывов в ограниченном пространстве железнодорожных вокзалов и в вагонах подвижного состава.

Обсуждение и заключения: предложено совершенствование правовых и организационных аспектов деятельности полиции по вопросам снижения вредных последствий от террористических актов, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры.

Ключевые слова: террористический акт, железнодорожный транспорт, взрыв, поражающие факторы, вредные последствия, инфраструктура

Для цитирования: Свистильников А.Б., Селин Б.Н. Террористические акты, совершаемые на железнодорожном транспорте: предупрждение и снижение вредных последствий // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2018. Т. 9, № 3. С. 412-417. DOI: 10.24420/KUI.2018.57.53.017

Introduction: the author considers in the article topical issues of police activity on prevention terrorist acts committed on railway transport and measures aimed to reduce harmful consequences on transportation infrastructure facilities.

Materials and Methods: methodological basis was the general scientific methods of analysis of the phenomena studied (observation, description, comparison etc.), as well as direct study of the experience of law enforcement of the police of Russia and the UK, scientific and legal literature.

Results: the article considers domestic and foreign experiences of traffic police officers of Russia and the UK on prevention of terrorist acts on railway transports regional transport infrastructure, experience on communication between Russian and the UK authorities on creation safe environment. The authors studies factors emerging as a result of explosions in a confined space of train stations and rolling stock.

Discussion and Conclusions: improvement of the legal organizational aspects of police on reducing harmful consequences of terroristic acts on railway service and transportation infrastructure facilities.

OF HARMFUL CONSEQUENCES

Key words: terrorist act, railway transport, explosion, damaging factors, harmful consequences, infrastructure

For citation: Svistilnikov A.B., Selin B.N. Terrorist Acts at Railway Transport: Warning and Decrease of Harmful Consequences // Bulletin of the Kazan Law Institute of MIA of Russia. 2018. V. 9, N 3. P. 412-417. DOI: 10.24420/KUI.2018.57.53.017

Введение

Современный терроризм во всех его формах и проявлениях является одной из самых негативных мировых проблем. В связи с этим нейтрализация террористических угроз рассматривается в качестве приоритетного направления внешней и внутренней политики государства.

В указе Президента РФ «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» отмечается, что одним из основных источников угроз национальной и общественной безопасности является деятельность террористических организаций, направленная на уничтожение или нарушение функционирования объектов транспортной инфраструктуры1.

При этом деятельность по совершенствованию правового регулирования и предупреждению террористических проявлений относится к главным направлениям обеспечения безопасности.

Анализ различных проявлений терроризма показал, что одну из наиболее существенных угроз для современного общества представляют террористические акты, совершаемые на транспорте. Причем многие террористические группировки в качестве объектов для нападения выбирают железнодорожный транспорт и объекты его транспортной инфраструктуры. Так, 29 декабря 2013 г. в здании железнодорожного вокзала г. Волгограда был совершен дерзкий террористический акт. У досмотровой зоны вокзала террорист-смертник взорвал самодельное взрывное устройство мощностью более 10 кг в тротиловом эквиваленте. От взрыва погибли 17 человек, более 40 были ранены [1, с. 121-125]. Многим из пострадавших был причинен вред от факторов вторичного поражения, образовавшихся при взрыве.

Принимаемые в связи с этим меры по предупреждению террористических актов не всегда в полной мере соответствуют предъявляемым требованиям к обеспечению антитеррористической безопасности. Изложенные обстоятельства обусловили актуальность проведения исследований в данном аспекте и публикацию полученных результатов.

Обзор литературы

Исследователи различных отраслей знаний уделяют значительное внимание вопросам противодействия терроризму.

Так, С.М. Кочои, М.Н. Косарев, М.Ф. Мусаелян рассматривают законодательство об ответственности за террористический акт и вопросы его совершенствования с позиций уголовного права [2, с. 129-134; 3, с. 6-23].

А.Б. Гриненко исследует особенности доказывания террористического акта на первоначальном этапе расследования уголовного дела [4, с. 15-25].

Анализу различных аспектов террористических угроз, в том числе и возможности использования автоматизированных информационно-поисковых систем в идентификации личности террориста и предупреждении террористических актов на объектах транспорта, посвящена работа А.В. Сви-стильникова [5, с. 139-144].

А.Н. Александров раскрывает особенности предупреждения террористических актов со стороны подразделений органов внутренних дел, обеспечивающих общественную безопасность [6, с. 9-57].

Организационные, правовые и тактические основы деятельности органов внутренних дел в борьбе с терроризмом анализируют в своих исследованиях Е.Д. Костылева, Е.В. Симакина, А.Ю. Назаров, С.Н. Миронов, Е.П. Шляхтин и др. [7, с. 7-12; 8; 9, с. 23-187; 10, с. 46-78; 11, с. 7-170].

Однако, несмотря на значительное количество публикаций по различным аспектам терроризма, вопросы снижения вредных последствий террористических актов, совершаемых путем взрыва и причинения вреда факторами вторичного поражения на объектах транспортной инфраструктуры, остаются крайне актуальными и до сих пор не нашли полного и всестороннего описания в научной литературе.

Материалы и методы

Статья подготовлена по материалам проведенных авторами научных исследований по проблемам противодействия террористическим угрозам. Эмпирическую основу исследования составляют результаты анкетирования и интервьюирования 35 руководителей разного уровня и 84 сотрудников оперативных подразделений органов внутренних дел на транспорте (далее - ОВД), а также зарубежные публикации и иные материалы [12; 13]. В процессе подготовки статьи использовался и личный опыт работы авторов в органах внутренних дел России, а также результаты изучения форм и

1 О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: указ Президента РФ от 31.12.2015 № 683 // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 18.06.2018).

ВЕСТНИК

Казанского юридического института МВД России

№ 3(33)2018

методов работы полиции Великобритании в ходе служебных командировок авторов.

В процессе работы над статьей авторы руководствовались общелогическими методами научного исследования (аналогия, анализ, синтез, индукция, дедукция), которые позволили выявить и обобщить наиболее эффективные подходы и конкретные меры, используемые органами внутренних дел России и Великобритании для снижения вредных последствий от террористических актов, совершаемых на железнодорожном транспорте. Методы эмпирического исследования (наблюдение, измерение, сравнение, эксперимент) использовались при изучении объектов транспортной инфраструктуры и подходов британских коллег к их строительству либо реконструкции.

Результаты исследования

Проведенное исследование показывает, что в последние годы в террористической среде наблюдается тенденция использования террористов-смертников, которые в многолюдных местах подрывают замаскированные на себе взрывные устройства. Для создания паники среди пассажиров террористы осуществляют взрывы в замкнутом пространстве вокзалов, вагонов и т.п. Образовавшаяся в процессе взрыва взрывная волна, отражаясь от стен и иных преград замкнутого пространства, создает значительное избыточное давление, которое в 5-6 раз больше давления, возникающего при взрыве на открытой местности [14, с. 6-10].

Вследствие этого количество жертв, находящихся в замкнутом пространстве, оказывается на порядок больше, чем при аналогичном взрыве на открытом воздухе. В помещении гораздо больше факторов вторичного поражения (осколков обшивки и фрагментов стен, кусков стекла и т.п.), которые причиняют множество ранений находящимся там гражданам. Поэтому террористические акты, совершаемые в помещениях объектов, представляют наибольшую опасность для окружающих.

С целью проведения превентивных мероприятий по предупреждению проноса взрывных устройств на объекты и принятия мер, направленных на снижение факторов вторичного поражения при совершении террористических актов, был изучен передовой опыт работы полиции России и Великобритании.

Исследования показали, что в России органы внутренних дел на железнодорожном транспорте самостоятельно и во взаимодействии с иными субъектами ежедневно осуществляют следующие мероприятия:

- сопровождение полицией значительного количества поездов дальнего следования, а при необходимости и пригородных поездов и электричек;

- проверку отдельных граждан, вызвавших подозрение, на маршрутах патрулирования;

- обследование всех поездов дальнего следования, прибывших из сопредельных государств, а также вокзалов (всегда с применением служеб-но-розыскных собак) на предмет обнаружения взрывчатых веществ, взрывных устройств и других запрещенных в обороте предметов и веществ;

- контроль работы охранных структур железнодорожного вокзала и при необходимости присутствие при осуществлении досмотра (с применением различных технических средств контроля) пассажиров, их ручной клади и багажа при входе в железнодорожный вокзал;

- ежедневное участие в работе «посадочных групп» оперативных уполномоченных уголовного розыска, в задачи которых входит выявление лиц, находящихся в розыске, а также иных лиц, представляющих оперативный интерес;

- регулярное проведение учебно-тренировочных мероприятий, направленных на выявление муляжей взрывных устройств сотрудниками железнодорожных служб и охранных структур, а также мероприятий по пресечению передачи проводникам посылок;

- контроль приема ручной клади от пассажиров в камеры хранения, расположенные в железнодорожных вокзалах, осуществлялся после предъявления проездных документов и документов, удостоверяющих личность;

- проведение занятий (на постоянной основе) с работниками транспортных предприятий по соблюдению мер антитеррористической защищенности, при выявлении подозрительных предметов, доведение информации о террористах-смертниках (ознакомление с их портретами) в целях повышения уровня правовой грамотности и ответственности;

- организация и активное осуществление информационно-пропагандистской работы с населением в целях обеспечения безопасности пассажиров и повышения бдительности ОВД на железнодорожном транспорте.

В Соединенном Королевстве большое внимание уделяется превентивным мерам по снижению вредных последствий от терактов, совершенных путем взрыва, и принятию мер по снижению вреда от факторов вторичного поражения. Во взаимодействии с органами местного самоуправления ими осуществляется:

- изучение характеристик имеющейся инфраструктуры;

- анализ целесообразности включения элементов физической защиты в планы строительства или реконструкции объектов;

- рассмотрение наличия возможности включения элементов пассивной защиты от взрывов в конструкцию объектов;

- принятие иных исчерпывающих мер, направленных на усиление безопасности примыкающих к железнодорожной инфраструктуре объектов;

- осуществление оптимизации интерьера и экстерьера объектов железнодорожной инфраструктуры.

Каждое из вышеизложенных направлений предупредительной деятельности осуществляется в двух формах: путем реализации мер активной и пассивной безопасности. Рассмотрим их более подробно.

Для Великобритании в современный период обычной практикой стали возведение новых и реконструкция имеющихся объектов железнодорожной инфраструктуры на основе Единых требований к строительству и управлению объектами. Планирование и реализация мер физической безопасности граждан являются составными элементами данных требований, основной акцент при этом делается на разработке и внедрении средств, снижающих возможность образования вторичных поражающих факторов, поскольку именно они причиняют большую часть травм пострадавшим.

Деятельность по реализации мер защиты осуществляется уже в период проектирования зданий либо подготовки к реконструкции функционирующих объектов. На первом этапе данная деятельность предполагает разработку подробного плана, реализация которого приведет к снижению несанкционированного проникновения граждан на территорию объекта и проезда к нему транспортных средств (достигается посредством ограждения периметра объекта, установки дополнительных источников освещения и устройств видеофиксации). Второй этап предполагает практическую реализацию намеченных в плане мероприятий (Осуществляется защита общей территории; основных объектов; остановок и стоянок автотранспорта; мест скопления людей; устанавливается дополнительное освещение; технические и вспомогательные объекты).

Большое внимание уделяется вопросам, касающимся стоянки автомобилей. С целью недопущения дополнительных жертв и причинения материального ущерба от взрыва рекомендовано отказаться от стоянок и парковочных мест под и над основными объектами железнодорожного транспорта, а также под переходами и иными нависающими конструкциями. Принимаются меры по ограничению доступа транспортных средств к зданию вокзала и на прилегающую к нему территорию, которую контролируют путем визуального или видеонаблюдения и пешего патрулирования (последнее является разновидностью визуального наблюдения); для

этого строятся жесткие ограждения, разделяются транспортные потоки, принимаются иные прогрессивные технические решения. За автомобильными парковками осуществляется непрерывное визуальное наблюдение, как с целью предупреждения террористических актов, так и для предупреждения краж и угонов транспортных средств.

Обязательным условием обеспечения безопасности является установка щитового или проволочного ограждения на всем протяжении железнодорожного полотна по всей стране.

Для снижения вероятности причинения вреда жизни и здоровью граждан от факторов вторичного поражения при совершении террористических актов Единые требования к строительству и управлению объектами предусматривают жесткие требования к выбору отделочных материалов и конструктивных элементов объектов железнодорожной инфраструктуры.

Во-первых, прочностные характеристики здания должны исключать возможность его прогрессирующего разрушения после совершения взрыва.

Во-вторых, используемые при отделке материалы не должны при воздействии на них дробиться на осколки (стекло, плитка) и представлять потенциальную угрозу для жизни и здоровья человека.

В-третьих, для обеспечения безопасности предусматривается планировка прямых коридоров, удлиненных залов, улучшающих возможность осуществлять качественное наблюдение за потенциальными террористами и быстро проводить эвакуацию пассажиров. Контейнеры для сбора мусора должны быть прозрачными и не должны быть расположены у входов (выходов) и на пути пассажиропотоков.

Места забытых либо утерянных вещей, а также камеры хранения багажа должны располагаться в стороне от входов (выходов) и от мест концентрации пассажиров. Целесообразно при проектировании располагать их ближе к границе зоны безопасности, чтобы сводить к минимуму возможные последствия от взрывов устройств, находящихся в сданном на хранение багаже.

Обсуждение и заключения Рассмотренные нами меры по обеспечению безопасности граждан от террористических актов на железнодорожном транспорте в России и в Великобритании не являются исчерпывающими. Учитывая зарубежный опыт работы по снижению причиняемого вреда гражданам от факторов вторичного поражения при совершении террористических актов, считаем необходимым:

- разработать и принять нормативные правовые акты, аналогичные Единым требованиям к строительству и управлению объектами в Великобритании;

ВЕСТНИК

Казанского юридического института МВД России

№ 3(33)2018

- ОВД на транспорте во взаимодействии с антитеррористическими комиссиями необходимо провести обследование всех железнодорожных вокзалов страны на предмет наличия выведенных за территорию вокзального комплекса павильонов (пунктов) для досмотра пассажиров;

- с собственниками объектов необходимо решить вопрос о создании ограждений по периметру станций со стороны локомотивных и вагонных депо, а также близлежащих и примыкающих к вокзалу территорий, исключающих свободный проход на вокзал посторонних граждан. На станциях, не имеющих ограждений по периметру, железнодо-

рожные платформы целесообразно оборудовать турникетами для осуществления на них пропускного режима;

- видеонаблюдение территории вокзала должно иметь программное обеспечение с функцией оповещения о неподвижных (оставленных) объектах.

Представляется, что внедрение в практику даже части из вышеизложенных предложений приведет к минимизации последствий в случае совершения террористического акта на объектах транспортной инфраструктуры и транспортных средствах железнодорожного подвижного состава.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Свистильников А.Б. Иснользование института «анонимного содействия» в противодействии террористическим актам и иным латентным преступлениям // Проблемы правоохранительной деятельности. 2017. №

1. С. 121-125.

2. ^чои С.М. Законодательство об ответственности за террористический акт: ретроспективный анализ и вопросы совершенствования // Вестник Университета имени О.Е. ^тафина. 2015. № 7. С. 129-134.

3. ^сарев М.Н. Вопросы противодействия терроризму: монография. Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2015. 80 с.

4. Гриненко А.В. Особенности доказывания на первоначальном этане расследования террористического акта // Вестник МГОУ. Серия: Юриспруденция. 2015. № 3. С. 15-25.

5. Свистильников А.Б. Использование автоматизированных информационно-поисковых систем в идентификации личности террориста и предупреждении террористических актов на объектах транспорта // Проблемы правоохранительной деятельности. 2016. № 2. С. 139-144.

6. Александров А.Н., ^нибер Ю.Н., ^ивоухов A.A. Особенности деятельности МОБ но предупреждению актов терроризма: учебное пособие / нод ред. С.А. Сойникова. Белгород: БелЮИ МВД России, 2007. 76 с.

7. Kостылева Е.Д. Терроризм и безопасность на транспорте // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2011. № 10 (16). С. 7-12.

8. Симакина Е.В. Правовой режим в зоне проведения контртеррористической операции. Домодедово: ВИЕХ МВД России, 2008. 27 с.

9. Назаров А.Ю. Организационно-правовые и тактические основы деятельности органов внутренних дел по борьбе с терроризмом: учебное пособие. ИМЦ ГУГС МВД России, 2002. 200 с.

10. Миронов С.Н., Шляхтин Е.П. Противодействие ОВД проявлениям экстремизма и терроризма: практическое пособие. ^ань: ^И МВД России, 2014. С. 46-78.

11. Противодействие органов внутренних дел экстремизму и терроризму: учебное пособие / С.Н. Миронов и др. ^зань: ^И МВД России, 2017. С.7-170.

12. Anderson D. The Terrorism Acts in 2012. London: The Stationery Office, 2013.

13. Security in Design of Stations (SIDOS) Guide. British Transport Police / Department for Transport, 2012.

14. Свистильников А.Б. Некоторые вопросы проведения осмотра места взрыва при совершении террористических актов на транспорте // Проблемы правоохранительной деятельности и образования: сборник научных трудов докторантов, адъюнктов, аспирантов. Белгород: БелЮИ МВД России им. И.Д. Путилина, 2016. С. 6-10.

REFERENCES

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Svistil'nikov A.B. Ispol'zovanie instituta "anonimnogo sodejstviya" v protivodejstvii terroristicheskim aktam i inym latentnym prestupleniyam // Problemy pravoohranitel'noj deyatel'nosti. 2017. № 1. S. 121-125.

2. Kochoi S.M. Zakonodatel'stvo ob otvetstvennosti za terroristicheskij akt: retrospektivnyj analiz i voprosy sover-shenstvovaniya // Vestnik Universiteta imeni O.E. Kutafina. 2015. № 7. S. 129-134.

3. Kosarev M.N. Voprosy protivodejstviya terrorizmu: monografiya. Ekaterinburg: Ural'skij yuridicheskij institut MVD Rossii, 2015. 80 s.

4. Grinenko A.V. Osobennosti dokazyvaniya na pervonachal'nom ehtape rassledovaniya terroristicheskogo akta // Vestnik MGOU. Seriya: YUrisprudenciya. 2015. № 3. S. 15-25.

5. Svistil'nikov A.B. Ispol'zovanie avtomatizirovannyh informacionno-poiskovyh sistem v identifikacii lichnosti terrorista i preduprezhdenii terroristicheskih aktov na ob"ektah transporta // Problemy pravoohranitel'noj deya-

tel'nosti. 2016. № 2. S. 139-144.

6. Aleksandrov A.N., Kaniber YU.N., Krivouhov A.A. Osobennosti deyatel'nosti MOB po preduprezhdeniyu aktov terrorizma: uchebnoe posobie / pod red. S.A. Sojnikova. Belgorod: BelYUI MVD Rossii, 2007. 76 s.

7. Kostyleva E.D. Terrorizm i bezopasnost' na transporte // Nauka i obrazovanie: hozyajstvo i ehkonomika; pred-prinimatel'stvo; pravo i upravlenie. 2011. № 10 (16). S. 7-12.

8. Simakina E.V. Pravovoj rezhim v zone provedeniya kontrterroristicheskoj operacii. Domodedovo: VIPK MVD Rossii, 2008. 27 s.

9. Nazarov A.YU. Organizacionno-pravovye i takticheskie osnovy deyatel'nosti organov vnutrennih del po bor'be s terrorizmom: uchebnoe posobie. IMC GUK MVD Rossii, 2002. 200 s.

10. Mironov S.N., SHlyahtin E.P. Protivodejstvie OVD proyavleniyam ehkstremizma i terrorizma: prakticheskoe posobie. Kazan': KYUI MVD Rossii, 2014. S. 46-78.

11. Protivodejstvie organov vnutrennih del ehkstremizmu i terrorizmu: uchebnoe posobie / S.N. Mironov i dr. Kazan': KYUI MVD Rossii, 2017. S.7-170.

12. Anderson D. The Terrorism Acts in 2012. London: The Stationery Office, 2013.

13. Security in Design of Stations (SIDOS) Guide. British Transport Police / Department for Transport, 2012.

14. Svistil'nikov A.B. Nekotorye voprosy provedeniya osmotra mesta vzryva pri sovershenii terroristicheskih aktov na transporte // Problemy pravoohranitel'noj deyatel'nosti i obrazovaniya: sbornik nauchnyh trudov doktorantov, ad"yunktov, aspirantov. Belgorod: BelYUI MVD Rossii im. I.D. Putilina, 2016. S. 6-10.

Об авторах: Свистильников Александр Борисович, кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры ОРД Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина e-mail: Svistilnikov@mail.ru

Селин Борис Николаевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры иностранных языков Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина е-mail: selin.boris@yandex.ru © Свистильников А.Б., 2018 © Селин Б.Н., 2018

Статья получена: 23.06.2018. Статья принята к публикации: 19.09.2018. Статья опубликована онлайн: 26.09.2018.

About the authors: Svistil'nikov А1ехаМег B., Candidate of Law, Associate Professor, Professor at Ше Department of Investigative Artivity of Ше Belgorod Law Institute of Ше Ministry of Intemal Affairs of Ше Russian Federation named after I.D. Putilin е-mail: Svistilnikov@mail.ru

Selin Boris N. Candidate of Pedagogy, Associate Professor at the Department of Foreign Languages of the Belgorod Law Institute of the Ministry of Intemal Affairs of Ше Russian Federation named after I.D. Putilin е-mail: selin.boris@yandex.ru

Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи. The auttors have read and approved Ше final manuscript.

Заявленный вклад авторов

Свистильников А.Б. - название статьи, постановка цели и задачи исследования, определение объекта и методов исследования, подготовка текста статьи и его научная редакция, разработка теоретических выводов и практических рекомендаций по совершенствованию антитеррористической защищенности объектов ж/д транспорта. Селин Б.Н. - составление аннотации и выбор ключевых слов, изучение нормативных и иных документов и их перевод с английского на русский язык, работа над представительностью библиографического списка, оформление статьи по установленным требованиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.