Научная статья на тему 'К вопросу об особенностях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности на железнодорожном, воздушном и водном транспорте'

К вопросу об особенностях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности на железнодорожном, воздушном и водном транспорте Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
4813
568
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК / ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОБЪЕКТЫ ТРАНСПОРТА / ТРАНСПОРТНАЯ ПОЛИЦИЯ / PUBLICORDER / PUBLICSAFETY / TRANSPORTATIONFACILITIES / TRAFFICPOLICE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Архипцев И. Н.

В статье рассматриваются особенности обеспечения общественного порядка и общественной безопасности на железнодорожном, воздушном и водном транспорте подразделениями МВД России на транспорте, проводится анализ действующего законодательства и предложены меры по совершенствованию нормативно-правовой базы и практической деятельности подразделений транспортной полиции России в данной области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Архипцев И. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE FEATURES PUBLIC ORDER AND PUBLIC SECURITY, RAILWAY, AIR AND WATER TRANSPORT

This article discusses the features of public order and public safety in rail, air and water transport units of the Russian Interior Ministry in the transport, an analysis of current legislation and proposes measures to improve the legal framework and practice Russian transport police units in the field.

Текст научной работы на тему «К вопросу об особенностях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности на железнодорожном, воздушном и водном транспорте»

к вопросу об особенностях обеспечения общественного порядка и общественной безопасности на железнодорожном, воздушном

и водном транспорте

on the features public order and public security, railway, air and water transport

УДК 342.9

и.н. АРХИПЦЕВ,

кандидат юридических наук (Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина) ArhiptsevIN@yandex.ru

I.N. ARHIPTSEV,

сandidate of law

(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)

Аннотация: в статье рассматриваются особенности обеспечения общественного порядка и общественной безопасности на железнодорожном, воздушном и водном транспорте подразделениями МВД России на транспорте, проводится анализ действующего законодательства и предложены меры по совершенствованию нормативно-правовой базы и практической деятельности подразделений транспортной полиции России в данной области.

Ключевые слова: общественный порядок, общественная безопасность, объекты транспорта, транспортная полиция.

Abstract: this article discusses the features of public order and public safety in rail, air and water transport units of the Russian Interior Ministry in the transport, an analysis of current legislation and proposes measures to improve the legal framework and practice Russian transport police units in the field.

Keywords: publicorder, publicsafety, transportationfacilities, trafficpolice.

Прежде всего отметим, что под обеспечением общественного порядка и общественной безопасности на транспорте согласно действующему российскому законодательству понимается система мер, предусматривающая осуществление надзора за соблюдением правил, действующих на объектах транспортного комплекса, которые обеспечивают:

- общественное спокойствие, общественную нравственность, человеческое достоинство и здоровье граждан [1], то есть гарантированные Конституцией РФ права и свободы человека и гражданина;

- нормальное функционирование средств транспорта и его обслуживающих систем;

- предупреждение, а также пресечение нарушений этих правил, применение мер государственного или общественного воздействия к нарушителям [2, с. 125].

Указом Президента Российской Федерации от 31 марта 2010 г. № 403 «О создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте» была создана данная (комплексная) система, которая осуществляется «путем реализации взаимосвязанных мероприятий в сфере транспортного комплекса, адекватных угрозам совершения актов незаконного вмешательства, в том числе террористической направленности, а также путем решения задач по предупреждению

и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на транспорте в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» [3].

В соответствии с утвержденной Президентом РФ Концепцией общественной безопасности в России основными направлениями деятельности сил по обеспечению общественной безопасности являются [4]:

- противодействие коррупции;

- противодействие экстремизму;

- защита населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- противодействие терроризму;

- противодействие незаконной миграции;

- противодействие преступным и иным противоправным посягательствам;

- расширение международного сотрудничества в правоохранительной сфере.

Далее рассмотрим особенности обеспечения охраны общественного порядка на железнодорожном транспорте.

Охрана общественного порядка, а также обеспечение безопасности на данном виде транспорта зачастую определяется его специфическими особенностями и учитывает множество факторов, которые оказывают влияние на распределение сил и средств подразделений МВД России на транспорте.

Пути железнодорожного сообщения (железнодорожные станции, пути общего и необщего пользования, пассажирские платформы и т.д.) принято считать зонами повышенной опасности. Поэтому они могут быть огорожены за счет средств владельцев инфраструктур [5].

В качестве специфических особенностей работы железнодорожного транспорта можно назвать круглосуточный режим работы, обширную протяженность участков, постоянное перемещение большого числа людей и огромного количества грузов, обширные возможности для использования транспорта преступными элементами, подверженность перевозок сезонным колебаниям, притягательность железнодорожных путей для бродяг и несовершеннолетних лиц и т.д.

Все вышеперечисленные факторы влияют на организацию и проведение работы транспортной полиции. При сопровождении поездов на участках, обслуживаемых подразделениями МВД России на транспорте, имеется множество платформ, станций, вокзалов, вагонов, железнодорожных составов и других объектов транспорта [2, с. 127].

Принимая решение по охране общественного порядка, начальники линейных отделов внутренних дел должны учитывать специфику работы транспорта, возможности, особенности и назна-

чение сил и средств, ее обеспечивающих, формы и методы их работы. Прежде всего, необходимо тщательно проанализировать оперативную обстановку, сложившуюся на участке обслуживания и возможности ее изменения в ближайшей и отдаленной перспективе. После чего всесторонне должны быть учтены многочисленные факторы, такие как: время суток; график следования транспортных средств; пораженность отдельных участков объектов транспорта преступлениями и нарушениями общественного порядка; виды транспортных средств и станций (грузовые, сортировочные и участковые, пассажирские и промежуточные); наличие своих сил и средств и их возможности; расположение соседних органов и учреждений внутренних дел как транспортных, так и территориальных, а также их нарядов, нарядов ВОХР, воинских нарядов и их возможности; наличие дополнительных и приданных сил, сил и средств общественности и их возможности.

С учетом специфики работы объектов железнодорожного транспорта организуются виды нарядов, схожие по функциям с нарядами территориальных подразделений полиции. На станциях, вокзалах, платформах охрану общественного порядка осуществляют патрули, посты и оперативно-поисковые группы. В помещениях вокзалов обычно выставляются посты в местах, наиболее удобных для наблюдения за гражданами [2, с. 127]. В зависимости от интенсивности пассажиропотока на платформах выставляются посты, наблюдающие как за посадкой, так и за высадкой пассажиров и осуществляющие периодические обходы платформ и прилегающих к ним сооружений.

В последние годы на транспорте широко применяются наряды сопровождения. Несение службы нарядами сопровождения регламентирует Приказ МВД России № 1022, Минтранса России № 487 от 27.12.2013 г. «Об утверждении Инструкции по организации работы нарядов полиции линейных управлений (отделов) МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте и работников локомотивных и поездных бригад по обеспечению правопорядка в поездах дальнего следования и пригородного сообщения». В соответствии с этим приказом пассажирские поезда сопровождаются нарядами согласно графику сопровождения пассажирских поездов, который составляется ежемесячно с учетом предложений перевозчиков и утверждается начальником ЛУ (ЛО) на основе анализа преступлений и административных правонарушений, совершенных в пассажирских поездах [6].

В свою очередь, на воздушном транспорте имеются свои специфические особенности. Это связано с относительной ограниченностью

обслуживаемой территории, значительной концентрацией людей и материальных ценностей на ней, интенсивностью миграционных процессов, потенциальной возможностью захвата самолета преступниками и другими факторами.

Обеспечение транспортной безопасности на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах воздушного транспорта включает в себя обеспечение авиационной безопасности [7].

Так, Воздушный Кодекс РФ дает определение понятия «авиационная безопасность», под которой следует понимать «состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации», обеспечиваемой «службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, а также органами внутренних дел, службами авиационной безопасности экс-плуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами».

Авиационная безопасность обеспечивается посредством:

- предотвращения доступа посторонних лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта или аэродрома;

- охраны воздушных судов на стоянках в целях исключения возможности проникновения на воздушные суда посторонних лиц;

- предполетного досмотра, а также послеполетного досмотра в случае его проведения в соответствии с ФЗ «О полиции»;

- исключения возможности незаконного провоза на воздушном судне оружия, боеприпасов, взрывчатых, радиоактивных, отравляющих, легковоспламеняющихся веществ и других опасных предметов и веществ и введения особых мер предосторожности при разрешении их провоза;

- реализации мер противодействия актам незаконного вмешательства в деятельность в области авиации и иных мер, в том числе мер, осуществляемых с участием правоохранительных органов [8].

Специфической функцией нарядов полиции является оказание помощи сотрудникам аэропортов при проведении досмотра пассажиров, ручной клади и багажа.

Досмотр может проводиться работниками службы перевозок аэропорта, контролерами пограничных контрольно-пропускных пунктов, инспекторами таможенных постов. В небольших аэропортах досмотр производится в специально оборудованных пунктах досмотра работниками аэропортов, но при получении оперативной ин-

формации о наличии у пассажиров запрещенных к перевозке предметов и веществ к досмотру привлекаются сотрудники территориальных органов внутренних дел.

Основной задачей производства досмотра является своевременное предупреждение, а также пресечение различных попыток проникновения на борт самолетов лиц с оружием, боеприпасами, веществами и предметами, которые могут быть использованы в качестве орудия нападения на экипаж и пассажиров этих судов с целью их захвата (угона) или могут явиться причиной чрезвычайного происшествия (авиационного).

В приложении № 1 к Приказу Минтранса России от 25.07.2007 г. № 104 «Об утверждении Правил проведения предполетного и послеполетного досмотров» приведен Перечень основных опасных веществ и предметов, запрещенных (разрешенных с соблюдением требуемых условий) к перевозке на борту воздушного судна членами экипажа и пассажирами в зарегистрированном багаже и вещах, находящихся при пассажирах.

При обнаружении запрещенных предметов и веществ составляется протокол об административном правонарушении, производится изъятие предметов и вещества, в случае необходимости - личный досмотр пассажира. Правом налагать административные наказания за различные нарушения на территории аэропортов наделены руководители органов внутренних дел (ст. 23.3 КоАП РФ) и органы единой системы организации воздушного движения РФ(ст. 23.43 КоАП РФ) [9].

Следует отметить, что в целях организации безопасности перевозки воздушными судами гражданской авиации оружия, боеприпасов и патронов к нему, специальных средств и исключения возможности их использования для совершения актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации Федеральной службой воздушного транспорта РФ и МВД РФ принят совместный Приказ «Об утверждении Инструкции о порядке перевозки воздушными судами гражданской авиации оружия, боеприпасов и патронов к нему, специальных средств, переданных пассажирами для временного хранения на период полета» от 30 ноября 1999 г. № 120/971, в соответствии с которым «контроль за соблюдением порядка перевозки оружия воздушными судами осуществляют органы внутренних дел и службы авиационной безопасности аэропортов» [10].

Во взаимодействии с сотрудниками органов внутренних дел на предприятиях авиатранспорта осуществляются следующие меры по повышению безопасности полетов:

- установка в самолете специальных сигнализационных и переговорных устройств;

- изоляция кабин пилотов от пассажирских салонов пуленепробиваемыми переборками и специальными запорами;

- обучение и тренировки летного состава действиям на пресечение правонарушений в полете;

- вооружение на время полета членов экипажа табельным огнестрельным оружием и специальными средствами в дежурных частях линейных органов внутренних дел и т.д.

И наконец, задачи по охране общественного порядка на объектах водного транспорта в ряде случаев совпадают с задачами на объектах железнодорожного и воздушного транспорта, но есть и некоторые отличия.

На органы внутренних дел на водном транспорте возложено обеспечение следующих функций:

- оказание содействия подразделениям Государственной инспекции по маломерным судам;

- обеспечение общественного порядка при проведении водно-спортивных мероприятий и праздников на воде;

- оказание содействия органам рыбоохраны;

- содействие пограничным войскам в поддержании пограничного режима;

- предупреждение несчастных случаев и спасение людей, терпящих бедствие на воде;

- санитарно-профилактическая охрана отдельных закрытых водных бассейнов;

- оказание содействия природоохранительным организациям.

Подразделения МВД России на водном транспорте для охраны общественного порядка на подведомственных объектах используют преимущественно патрульно-постовую службу. В организации этой деятельности принимают участие сотрудники полиции общественной безопасности, дежурные части, а также оперативный состав. Расстановка сил и средств производится с учетом специфических особенностей водного транспорта (географическое положение обслуживаемой акватории; виды нарядов, профиль их работы и специализация; график движения судов; профиль водного пути; график стоянок и продолжительность отстоев судов; интенсивность грузоперевозок и пассажирских рейсов; сезонность работы, сроки навигации; планируемые перевозки грузов и т. д.).

Вся работа, направленная на обеспечение охраны на водном транспорте, также строится на основе взаимодействия с администрацией, общественными организациями, территориальными органами внутренних дел, государственными природоохранительными органами, пограничными и таможенными службами [11].

Наши предложения по совершенствованию действующего законодательства, регулирующего отношения в области обеспечения общественного

порядка и общественной безопасности на железнодорожном, воздушном и водном транспорте, а также деятельности подразделений транспортной полиции, сводятся к следующему:

1. До настоящего времени отсутствуют какие-либо нормативно-правовые акты, позволяющие на законных основаниях проводить обязательный личный досмотр и досмотр перевозимого багажа пассажиров водного транспорта, кроме случаев наличия достоверной информации об имеющихся при них оружии, боеприпасах, взрывчатых веществах и иных запрещенных к перевозке предметах. Отказ от добровольного прохождения досмотра пассажирами водного транспорта в настоящее время не влечет за собой никакой ответственности, тогда как аналогичный отказ со стороны авиапассажира означает для него автоматический запрет на допуск к полёту. В связи с этим в целях повышения уровня антитеррористической безопасности необходимы разработка и принятие на федеральном уровне регламента проведения досмотра пассажиров, следующих водным транспортом.

2. Следует ускорить оснащение в первую очередь наиболее крупных железнодорожных вокзалов и морских (речных) портов страны досмотровой техникой (РТУ, современными системами видеонаблюдения, специальными приборами), поскольку в настоящее время уровень защищенности этих объектов от угроз совершения актов незаконного вмешательства следует оценивать как недостаточный.

3. В соответствии с приказом МВД России от 28 марта 2015 года № 381 был значительно расширен перечень объектов на речном транспорте, находящихся в оперативном обслуживании органов внутренних дел на транспорте, в частности, к ним отнесены «острова, расположенные в водных акваториях портов, рек и прибрежных вод, на которых отсутствуют городские и сельские поселения», вместе с тем вызывает обеспокоенность вопрос, смогут ли подразделения транспортной полиции на водном транспорте обеспечивать надлежащим образом общественный порядок и общественную безопасность на данных объектах в свете идущей реформы МВД России (сокращение штатной численности сотрудников).

4. Обращение к опыту зарубежных государств и введение на авиационном транспорте должности, аналогичной«воздушному маршалу» в США, и закрепление за полицией полномочий по сопровождению самолетов следует признать, безусловно, правильным решением, т.к. в последнее время на самолетах российских авиакомпаний участились случаи хулиганства и неадекватного поведения пассажиров, кроме того, всегда сохраняется угроза совершения террористического акта или угона (захвата) воздушного судна преступниками.

Однако отечественному законодателю в данном случае необходимо четко прописать в законе полномочия сотрудников полиции, чтобы избежать в дальнейшем негативных последствий как для пассажиров, так и для самих сотрудников поли-

ции, учитывая специфику воздушного транспорта, а также следует усилить ответственность пьяных пассажиров за хулиганство в самолете вплоть до уголовной, предусмотрев соответствующие изменения в Уголовном кодексе РФ.

Литература —

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11-ФКЗ) // СПС «Консультант Плюс». 2015.

2. Административная деятельность ОВД: учебник для вузов / под ред. М.В. Костенникова, А.В. Куракина. - М.: Юрайт, 2014.

3. Распоряжение Правительства РФ от 30.07.2010 г. № 1285-р (ред. от 11.12.2013 г.) «Об утверждении Комплексной программы обеспечения безопасности населения на транспорте» // СПС «Консультант Плюс». 2015.

4. Концепция общественной безопасности в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 14.11.2013 г. № Пр-2685) // СПС «Консультант Плюс». 2015.

5. Федеральный закон от 10.01.2003 г. № 17-ФЗ (ред. от 02.07.2013 г., с изм. от 01.12.2014 г.) «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс». 2015.

6. Приказ МВД России № 1022, Минтранса России № 487 от 27.12.2013 г. «Об утверждении Инструкции по организации работы нарядов полиции линейных управлений (отделов) МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте и работников локомотивных и поездных бригад по обеспечению правопорядка в поездах дальнего следования и пригородного сообщения» (Зарегистрировано в Минюсте России 31.01.2014 г. № 31192) // СПС «Консультант Плюс». 2015.

7. Федеральный закон от 09.02.2007 г. № 16-ФЗ (ред. от 03.02.2014 г.) «О транспортной безопасности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.05.2014 г.) // СПС «Консультант Плюс». 2015.

8. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 г. № 60-ФЗ (ред. от 14.10.2014 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 19.01.2015 г.) // СПС «Консультант Плюс». 2015.

9. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (ред. от 31.12.2014 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.02.2015 г.) // СПС «Консультант Плюс». 2015.

10. Приказ ФСВТ РФ № 120, МВД РФ № 971 от 30.11.1999 г. «Об утверждении Инструкции о порядке перевозки воздушными судами гражданской авиации оружия, боеприпасов и патронов к нему, специальных средств, переданных пассажирами для временного хранения на период полета» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 24.04.2000 г. № 2200) // СПС «Консультант Плюс». 2015.

11. Водный кодекс Российской Федерации» от 03.06.2006 г. № 74-ФЗ (ред. от 29.12.2014 г.) (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.01.2015 г.) // СПС «Консультант Плюс». 2015.

12. Грибунов О.П., Качурова Е.С. Особенности расследования причинения имущественного ущерба, совершенного путем обмана или злоупотребления доверием, при использовании железнодорожного транспорта // Юристъ - Правоведъ. 2014. № 4 (65). С. 78-81.

References

1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote of 12.12.1993) (amended by the Law of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation of 30.12.2008 № 6-FKZ, dated 30.12.2008, the number of 7-FCL, on 02.05.2014, the number of 2-FCL, on 07.21.2014, the number 11 FCL) // ATP «Consultant Plus». 2015.

2. Administrative activities ATS: a textbook for universities / ed. M.V. Kostennikova, A.V. Kurakin. - M.: Yurayt, 2014.

3. The Order of the Government of the Russian Federation of 30.07.2010 № 1285-r (ed. By 11.12.2013, the) «On Approval of the Comprehensive Program of public safety in transportation» // ATP «Consultant Plus». 2015.

4. The concept of public security in the Russian Federation (approved by. The President of the Russian Federation of 11.14.2013 № Pr-2685) // ATP «Consultant Plus». 2015.

5. The Federal Law of 10.01.2003 № 17-FZ (ed. By 02.07.2013, p rev. On 01.12.2014 city), «On Railway Transport in the Russian Federation» // ATP «Consultant Plus». 2015.

6. The Order of the Ministry of Interior of Russia № 1022, the Ministry of Transport of Russia № 487 from 12.27.2013 «On approval of the Instruction on the organization of work clothes police line department (division), the Russian Interior Ministry in the railway, water and air transport workers and locomotive crews and law enforcement long-distance trains and commuter trains «(Registered in the Ministry of Justice of Russia 01.31.2014, № 31192) // ATP «Consultant Plus». 2015.

7. Federal Law of 09.02.2007 № 16-FZ (ed. By 02.03.2014) «On transport security» (rev. And ext., Joined. In force from 5.6.2014, the) // АТР «Consultant Plus». 2015.

8. Air Code of the Russian Federation of 19.03.1997 № 60-FZ (ed. By 14.10.2014, the) (rev. And ext., Joined. In force from 01.19.2015 city) // ATP «Consultant Р^». 2015.

9. Code of the Russian Federation about administrative offenses from 30.12.2001 № 195-FZ (ed. By 31.12.2014) (rev. And ext., Joined. In force from 2.5.2015) // АТР «Consultant Plus». 2015.

10. Order FSVT RF number 120, the Interior Ministry from 30.11.1999 № 971 «On Approval of Instruction on transport aircraft civil aviation weapons, ordnance and ammunition, special funds transferred to the passengers for temporary storage during the flight» ( Registered with the Ministry of Justice on 24.04.2000, № 2200) // ATP «Consultant Plus». 2015.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. The Water Code of the Russian Federation dated 03.06.2006 № 74-FZ (ed. By 29.12.2014, the) (rev. And ext., Joined. In force from 01.22.2015 city) // АТР «Consultant Plus». 2015.

12. Gribunov O.P, Kochurova E.S. Peculiarities of investigation of causing damage to property committed by fraud or abuse of confidence, when using railway transport // The lawyer. 2014. № 4 (65). Р. 78-81.

(Статья сдана в редакцию 26.11.2015)

^^^^^^^^^^^^^^ Проблемы правоохранительной деятельности 4'15

90

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.