ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОПЕРАТИВНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ НА ТРАНСПОРТЕ С ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ ПО БОРЬБЕ С ПРЕСТУПЛЕНИЯМИ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА, СОВЕРШАЕМЫМИ НА ОБЪЕКТАХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА
А.М. КАМБАРОВ,
адъюнкт кафедры оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел
Московского университета МВД России, капитан милиции
Аннотация. В настоящее время основной угрозой безопасности на железнодорожном транспорте, по-прежнему, является диверсионно-террористическая деятельность экстремистских организаций.
Необходимо отметить, что все террористические акты, совершаемые на объектах железнодорожного транспорта, подготавливаются на территориях, находящихся вне зоны оперативного обслуживания органов внутренних дел на транспорте, начиная с момента организации группы (групп) для их совершения и заканчивая определением места и реализацией задуманного.
В связи с этим оперативно-розыскная работа по предупреждению преступлений террористического характера должна осуществляться в тесном взаимодействии с территориальными ОВД и с другими государственными структурами, как показывает практика, не всегда организовано должным образом.
Автор, анализируя взаимодействие оперативных подразделений органов внутренних дел на транспорте, с территориальными органами внутренних дел по борьбе с преступлениями террористического характера на объектах железнодорожного транспорта, сделал выводы и ряд рекомендаций.
Ключевые слова: органы внутренних дел на транспорте, оперативно-розыскная деятельность, террористические акты на объектах железнодорожного транспорта
CO-OPERATION OF OPERATIVE SUBDIVISIONS OF ORGANS OF INTERNAL
AFFAIRS ON A TRANSPORT WITH THE TERRITORIAL ORGANS OF INTERNAL AFFAIRS ON A FIGHT AGAINST THE CRIMES OF TERRORIST CHARACTER, ACCOMPLISHED ON THE OBJECTS OF RAILWAY TRANSPORT
ALTINBEK M. KAMBAROV, adjunct of department of operative-search o activity of organs of internal affairs
Moscow university of MVD of Russia, captain of militia
Annotation. Presently by a basic threat safety on a railway transport, still, there is diversionno-terroristicheskaya activity of extremist organizations.
It is necessary to mark that all assassinations, accomplished on the objects of railway transport, get ready on territories, being out of area of operative maintenance of organs of internal affairs on a transport, since the moment of organization of group (groups) for their feasance and concluding a location and realization of planned.
On this account operative-search work on warning of crimes of terrorist character must be carried out in the close co-operating with the territorial organs of internal affairs and with other state structures, as practice shows, it is not always organized properly.
Author, analyzing co-operation of operative subdivisions of organs of internal affairs on a transport, with the territorial organs of internal affairs on a fight against the crimes of terrorist character on the objects of railway transport, drew conclusion and row of recommendations.
Keywords: organs of internal affairs on a transport, operative-search activity, assassinations on the objects of railway transport.
С началом XXI в. в России произошло резкое уве- Северо-Кавказском регионе, а раскрываемость не личение числа преступлений террористической превышает 30%. Ни у кого уже не возникает сомнений направленности. Около 90% из них совершено в в том, что терроризм в наши дни представляет угрозу
не только национальной безопасности отдельных государств, но и мировому сообществу в целом, на что неоднократно указывал Президент Российской Федерации1.
Из различных проявлений терроризма одну из наиболее существенных угроз современному обществу представляет терроризм на объектах железнодорожного транспорта. Наиболее частым атакам террористов подвергаются места массового скопления людей, в том числе объекты транспортной инфраструктуры. Так, по статистическим данным до 70% терактов совершается через транспорт, посредством транспорта либо с его помощью2.
Важное место в системе мер борьбы с преступлениями террористического характера на объектах железнодорожного транспорта отводится совместным действиям правоохранительных органов и служб, являющихся в соответствии со ст. 15 Федерального закона «О противодействии терроризму» субъектами, непосредственно осуществляющими борьбу с преступлениями террористического характера в пределах своей компетенции.
Борьба с проявлениями терроризма и экстремизма, обеспечение антитеррористической защищенности объектов транспортного комплекса России являются важнейшим направлением деятельности органов внутренних дел на транспорте3. Анализ оперативной обстановки показывает, что железнодорожный транспорт используется не только пассажирами и грузоотправителями, но и является объектом повышенного интереса преступных групп и сообществ.
Ежегодно железнодорожным транспортом в России перевозится более 2,6 млрд пассажиров, что составляет почти 40% всего пассажиропотока страны. В поездах пригородного сообщения перевозится почти 90% всех пассажиров. Эти пассажиропотоки сосредоточены в основном на территории более 14 тыс. железнодорожных вокзалов, станций и платформ, перемещаются ежесуточно около 4 тыс. поездами дальнего, местного сообщения и доставляются к местам назначения 9,5 тыс. поездов пригородного сообщения, протяженность железных дорог составляет более 87 тыс. километров.
В сфере пассажирских перевозок на транспорте, равно как и на прилегающих к ним территориях, могут совершаться любые по своему характеру и виду преступления. В структуре регистрируемой на транспорте преступности 63% составляют наиболее опасные виды преступлений: до 30% — кражи чужого имущества у пассажиров, до 40% чужого имущества у пассажиров похищается при нахождении их в подвижном составе, до 25—30% в этой сфере деятельности транспорта составляют хулиганства, грабежи — более 20%, разбойные нападения — 5%, изнасилования — 1,5%, встречаются разбои и бандитизм4.
На современном этапе развития организации управления в сфере борьбы с преступлениями террористического характера, совершаемыми на объектах железнодорожного транспорта, прежде всего предполагается обеспечение четкого и непрерывного взаимодействия различных оперативных служб и подразделений органов внутренних дел на транспорте с территориальными органами внутренних дел.
Такое взаимодействие выступает как важное слагаемое успеха комплексных мер по борьбе с терроризмом. Конечные результаты оперативно-розыскной деятельности могут быть эффективными лишь при осуществлении совместных и согласованных мероприятий между оперативными службами и подразделениями, различающимися по своим конкретным задачам и функциональным обязанностям по выявлению, раскрытию преступлений террористического характера. Очевидно, что без их постоянного и тесного взаимодействия организованное осуществление комплексных мер по борьбе с терроризмом на объектах железнодорожного транспорта невозможно5.
Необходимость такого взаимодействия органов внутренних дел по борьбе с преступлениями террористического характера на объектах железнодорожного транспорта вызывается рядом обстоятельств, связанных с особым режимом его функционирования.
Во-первых, как показывает практика и анализ статистических данных о борьбе с преступлениями террористического характера на объектах железнодорожного транспорта, подавляющее большинство лиц, совершающих преступления на объектах железнодорожного транспорта, проживают вне пристанционных населенных пунктов.
Во-вторых, в ряде случаев очевидцы преступления (свидетели), предметы, документы, следы преступления, имеющие значение для выдвижения оперативно-розыскных и следственных версий, а также доказательства по уголовному делу оказываются вне пункта, где было совершено преступление, т. е. для использования этих источников доказательственной информации необходима помощь других оперативных подразделений.
Необходимо отметить, что все террористические акты, совершаемые на объектах железнодорожного транспорта, подготавливаются на территориях, находящихся вне зоны оперативного обслуживания ОВДТ, начиная с момента организации группы (групп) для их совершения и заканчивая определением места и реализацией задуманного6.
По этой причине профилактическая и оперативно-розыскная работа ОВДТ должна осуществляться в тесном взаимодействии с территориальными ОВД и с другими государственными структурами, прежде всего с ФСБ и ГТК, которое, как показывает практика, не всегда организовано должным образом.
Следует отметить, что сотрудникам оперативных подразделений ОВДТ приходится вести борьбу с преступниками, значительная часть которых постоянно перемещается. Это создает определенные трудности в предотвращении и раскрытии преступлений террористического характера, а также задержании лиц, совершивших преступление. Передвижение пассажиров, потерпевших также создает дополнительные затруднения. Кроме того, ряд условий, связанных с работой транспорта и способствующих совершению преступлений на его объектах, предопределяет специфику организации работы оперативных подразделений на транспорте.
Эти условия заключаются в следующем:
# к объектам транспорта, пассажирам, грузам,
средствам передвижения имеется свободный доступ (или относительно свободный) для всех лиц, в том числе и для преступного элемента;
Ф транспорт работает круглосуточно и непрерывно, что позволяет преступникам совершить преступление в любое время суток;
Ф большие скорости транспорта дают возможность преступникам преодолеть в короткий срок значительное расстояние, большое количество остановочных и пересадочных пунктов затрудняет установление места совершения преступлений, создает благоприятные условия для укрытия преступников после совершения ими преступлений и усложняет их розыск;
Ф непродолжительность нахождения пассажиров на вокзалах, станциях, поездах, отсутствие их по фамильной и иной регистрации во время пользования железнодорожным транспортом вызывает трудности, а в отдельных случаях и невозможность последующего установления личности потерпевших, свидетелей, преступников.
Кроме перечисленных условий, значительно осложняет предотвращение преступлений террористического характера на транспорте близость к объектам транспорта населенных пунктов и городов, где преступники скрываются после совершения преступлений и, естественно, их розыск весьма затруднен.
Исходя из специфики организационно-структурного построения на транспорте система оперативного обслуживания его объектов оперативными подразделениями должна представлять собой совокупность организационных и оперативно-розыскных мероприятий. В частности, она предполагает:
Ф изучение структуры организационно-хозяйственной деятельности, особенностей технологии производства, учета и контроля на обслуживаемых объектах;
Ф определение уровня и режима оперативного обслуживания конкретных объектов;
Ф эффективное использование негласных сотрудников, их рациональную расстановку на обслуживаемых объектах, а также использование негласных аппаратов возможностей территориальных ОВД в целях предотвращения и пресечения преступлений террористического характера;
Ф получение на основе оперативного наблюдения достоверной и полной информации о фактах совершения преступлений, лицах, подготавливающих или совершающих преступления, замаскированных способах, ухищрениях, применявшихся преступниками при их совершении;
Ф выявление причин и условий, способствующих совершению преступления на обслуживаемых объектах, и принятие мер по их устранению;
Ф получение достоверной информации обо всех изменениях оперативной обстановки на обслуживаемых объектах.
Информация, получаемая в результате осуществления перечисленных мероприятий, подвергается тщательному изучению.
Подводя итог сказанному и признавая особую актуальность предупреждения преступлений террористического характера, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта, обращая внимание
на необходимость разработки и принятия комплекса мер, направленных на профилактику и пресечение преступлений террористического характера на объектах железнодорожного транспорта, считаем возможным рекомендовать следующее:
Ф совместный анализ оперативной обстановки и принятие управленческого решения о взаимодействии;
Ф выявление причин и условий, способствующих совершению преступления на обслуживаемых объектах, и принятие мер по их устранению;
Ф повышение профессионального мастерства на основе обучения оперативного состава указанных подразделений ЛУВД, ЛОВД;
Ф упорядочение организации взаимодействия оперативных подразделений органов внутренних дел на транспорте с территориальными органами внутренних дел, иными правоохранительными органами по вопросам взаимного обмена оперативной информацией о лицах, вынашивающих замысел на совершение преступных посягательств;
Ф согласованная конкретная оперативная разработка организованных преступных групп;
Ф анализ и подведение итогов совместной деятельности с территориальными ОВД и ФСБ по конкретным делам;
Ф проведение совместных совещаний по результатам взаимодействия (за квартал, полугодие, год);
Ф эффективное использование негласных сотрудников, их рациональная расстановка на обслуживаемых объектах, а также использование спецаппарата в целях предотвращения и пресечения преступлений террористического характера;
Ф совершенствование правовой регламентации деятельности названных подразделений и их взаимодействие в предупреждении означенных преступлений;.
Ф издание совместных обзоров, методических рекомендаций, специальных нормативных документов по результатам совместной деятельности по борьбе терроризмом.
В заключение необходимо отметить, что такие формы, как совместное планирование, организация обмена оперативной информацией, взаимный обмен негласными сотрудниками и др., сложились на практике в ходе совместной деятельности и требуют, на наш взгляд, нормативного закрепления.
Таким образом, взаимодействие оперативных подразделений органов внутренних дел на транспорте с территориальными органами внутренних дел обеспечивает планомерное выполнение согласованных мероприятий для достижения задач, поставленных перед ОВД: защита граждан, государства и различных хозяйствующих субъектов (физических и юридических лиц), а также экономических интересов государства.
В настоящее время большое значение приобретают вопросы координации и взаимодействия органов внутренних дел на транспорте субъектов Российской Федерации. Это особенно важно в условиях нестабильности социально-экономического положения в стране, ослабления многих административно-правовых режимов, стремления экстремист-
ских, террористических формирований выбирать в качестве объектов террористической деятельности важные промышленные объекты, в том числе с высокой степенью уязвимости.
Высказанные в настоящей статье положения далеко не исчерпывают круг вопросов, связанных с взаимодействием оперативных подразделений органов внутренних дел на транспорте с территориальными органами внутренних дел по борьбе с преступлениями террористического характера, совершаемыми организованными группами на объектах железнодорожного транспорта. Полагаем, что практические и научные работники выскажут свое мнение по этому вопросу.
1 См.: СамовичевЕ.Г. О взаимодействии служб и подразделений органов внутренних дел в борьбе с преступлениями терро-
ристического характера / Е.Г Самовичев. — М., 2006. — С. 3.
2 См.: Лопатин В.Н. Проблемы предупреждения терроризма на транспорте и пути их решения // Материалы Международной научно-практической конференции «Терроризм и безопасность на транспорте». — М, 2003.
3 Далее - ОВДТ
4 См.: Титов С.М. Организация и тактика борьбы с преступностью на железнодорожном, воздушном и водном транспорте: Лекция. - М.: МосУ МВД России, 2008. - С. 3.
5 См.: Гребельский Д.В. Некоторые вопросы совершенствования курса «Оперативно-розыскная деятельность органов охраны общественного порядка» // Труды ВШ МООП СССР. - 1967. - С. 73.
6 См: Демидов Ю.Н. Меры обеспечения антитеррористической защищенности метрополитенов и железных дорог / Ю.Н. Демидов. - М.: ЦОКР МВД России, 2008. - С. 18.
ОБЯЗАННОСТИ КАК НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ ПРАВОВОГО СТАТУСА РЕБЕНКА
Е.А. КАПИТОНОВА, заместитель начальника юридического отдела Пензенского государственного университета
Аннотация. Анализируются различные подходы к определению понятия «обязанность», рассматривается механизм реализации обязанности ребенка. Также обосновывается необходимость более пристального внимания теории права к обязанностям ребенка.
Ключевые слова: ребенок, обязанности, правовой статус, исполнение обязанности, соблюдение обязанности.
DUTIES AS AN INTEGRAL PART OF A LEGAL STATUS OF THE CHILD
ELENA A. KAPITONOVA, a deputy chief of a legal department of Penza state university
Annotation. In article various approaches to definition of concept "duty" are analyzed, the mechanism of realization of a duty of the child is considered. Also necessity of more steadfast attention of the theory of the right to duties of the child is proved.
Key words: the child, duties, a legal status, discharge of duty, observance of a duty.
Известно, что правовой статус каждого индивида включает в себя права, свободы и обязанности. Правовой статус ребенка, под которым современное российское законодательство понимает лицо, не достигшее 18 лет, состоит из тех же элементов.
Несмотря на кажущуюся общеизвестность и широкое применение понятия обязанности, оно до настоящего времени является в юридической литературе гораздо менее изученным, нежели понятие «право». «Многие сотни книг, статей, диссертаций посвящены осмыслению теоретической и практической модели прав человека и воплощению в Конституции основных закономерностей их развития... И в этом мощном хоре поющих аллилуйя правам человека и гражданина, принадлежащим ему от рождения и неотчуждаемым, совершенно теряется голос, призывающий вспомнить
об обязанностях человека и гражданина»1. С автором приведенного высказывания - Б.С. Эбзеевым -трудно не согласиться и в отмечаемом им факте, что обязанность между тем представляет собой столь же важный элемент механизма саморегуляции и саморазвития общества, как и право, а потому не может игнорироваться юристами в своих исследованиях.
В действительности, говорить о полном игнорировании нельзя. Обязанности рассматриваются в учебных пособиях и в отдельных узкоспециализированных работах, посвященных изучению статуса человека в каком-либо аспекте определенной отрасли права. Однако внимание им уделяется исключительно как составной части правового статуса, причем не носящей главенствующего значения. Для сравнения: в обычном учебнике по теории государства и права в