тивности методики андрагогического сопровождения образовательной деятельности учителя. Для математико-статистической обработки полученных данных использовалась методика «Оценки достоверности сдвига в значениях исследуемого признака», предлагаемая Е.В. Сидоренко2. Данная методика позволяет исследовать условия андрагогического сопровождения как экспериментальные, то есть гипотетически положительно влияющие на вышеуказанные показатели; с ее помощью можно сопоставить замеры, произведенные «до» и «после» обучения в СарИПКРО (как в контрольных, так и в экспериментальных группах). Если сдвиги статистически достоверны, можно утверждать, что воздействия андрагогического сопровождения образовательной деятельности учителя на организацию и проведение эффективны, сдвиги произошли под влиянием экспериментальных (контролируемых) воздействий.
Анализ результатов показывает, что методика андрагогического сопровождения образовательной деятельности учителя меняет результаты обучения в СарИПКРО. Так, процентное соотношение положительных сдвигов, отмечаемых учителями в анкетах, возрастает. Качественные их изменения носят не случайный, а типичный характер, т.е. зависимы от организованного обучения. Уменьшается и количество нулевых сдвигов, что свидетельствует о снижении количества учителей, формально относящихся к обучению в СарИПКРО. Матема-тико-статистическая обработка эмпирических данных показывает, что сдвиги статистически достоверны. Образовательная деятельность СарИПКРО отвечает запросам современной эпохи и общества: учитель находит возможность удовлетворения своих профессиональных потребностей в процессе обучения. Таким образом, данная методика может быть использована в любом ИПКРО, а также в системе постдипломного образования в целом.
Примечания
1 См.: Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии / Отв. ред. А.Б. Алексеев. СПб., 2004. С. 94.
2 См.: Сидоренко Е.В. Указ. соч.
УДК 159.942
Т. В. ХУТОРЯНСКАЯ
Педагогический институт Саратовского государственного университета E-mail: [email protected]
К вопросу о повышении профессиональной компетентности будущих учителей в сфере семейно-педагогического сотрудничества
В статье представлено описание спецкурса «Технология организации и осуществления сотрудничества с семьей младшего школьника», апробированного в педвузе в целях повышения профессиональной компетентности будущих учителей в сфере семейно-педагогического сотрудничества. Раскрываются цели, задачи, содержание, структура и требования к уровню освоения материала спецкурса. Отмечается, что профессиональная подготовка будущих учителей к семейно-педагогическому сотрудничеству обеспечивает, в конечном счете, выработку умений осуществлять сотрудничество с семьей в профессиональной деятельности.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, семейно-педагогическое сотрудничество.
T.V. HUTORYANSKAYA To a Question on Increase of Professional Competence of the Future Teachers in Sphere of Family-pedagogical Cooperation
In article the description special course «Technology of the organisation and realisation of cooperation with a family of the younger schoolboy», approved in teacher training University with a view of increase of professional competence of the future
© Т.В. Хуторянская, 2010
teachers is presented in sphere of family-pedagogical cooperation. The purposes, problems, the maintenance, structure and requirements to level of development of a material of a special course reveal. It is noticed that vocational training of the future teachers to family-pedagogical cooperation provides, finally, development of abilities to carry out cooperation with a family in professional work.
Key words: professional competence, family-pedagogical cooperation.
Политические, экономические, социальные изменения, произошедшие в нашем обществе, обусловили переоценку существовавших десятилетиями представлений о функциях образования и воспитания, взаимодействии школы и семьи. Многие годы декларировалась идея о превалирующей роли общественного воспитания, в результате чего недооценивалась роль семьи. Сегодня значительно возросла роль семейного воспитания, что отражено в концепции модернизации российского образования на период до 2010 г, где подчеркивается исключительно важная роль взаимодействия семьи и школы в решении задач воспитания.
Повышение роли семьи в воспитании в значительной мере зависит от школы, характера ее отношений с детьми и их родителями. Однако школа как общественный институт не может (и не должна) заменять семью, решать многие социально-экономические и материальные ее проблемы, «но призвана организовать продуктивные педагогические взаимоотношения с родителями своих учащихся»1 на основе семейно-педагогичес-кого сотрудничества.
Сотрудничество педагога с семьей - достаточно сложный процесс, и он требует специальной подготовки учителей начальных классов по нескольким направлениям. В первую очередь, необходима убежденность педагогов в том, что сотрудничество с семьей является важнейшим условием эффективной работы с детьми. В связи с этим необходимо будущих учителей познакомить с историей данного вопроса и на конкретных примерах показать им значение такого сотрудничества, а также проинформировать о том, что сегодня семья остро нуждается в помощи специалистов. Для этого в целях повышения профессиональной компетентности будущих учителей нами был разработан спецкурс «Технология организации и осуществления сотрудничества с семьей младшего школьника». Он раскрывает студентам специальности «Педагогика и методика начального образования» особенности семейно-педагогического сотрудничества, уточняет сущность и отличительные особенности эффективной организации и осуществления этого процесса.
Цели спецкурса: ознакомление студентов с теоретическими и практическими подходами к этой проблеме, что является залогом полноценного развития ребенка, и выработка технологических умений по организации и осуществлению сотрудничества. Задачи спецкурса: формирование у студентов интереса к проблеме взаимодействия образовательного учреждения с семьей; изучение традиционных и инновационных форм сотрудничества на современном этапе; развитие у студентов диагностических и консультативных умений по выявлению и коррекции особенностей воспитания и обучения детей в условиях семьи и школы; знакомство со спецификой организации этого процесса в образовательном учреждении.
Подготовка студента в этой сфере характеризуется его способностью выполнять следующие виды деятельности:
1) владеть: профессиональным языком предметной области знания; традиционными и инновационными формами и методами сотрудничества с семьей младшего школьника; методами психолого-педагогического исследования и коррекции детско-родитель-ских отношений, способами оформления и презентации форм работы;
2) знать: основы организации сотрудничества; основы диагностики и коррекции отношений детей и родителей, родителей и педагогов, педагогов и младших школьников;
3) уметь: переносить знания об организации в профессионально-педагогическую деятельность в период педпрактики; оценивать процесс и корректировать его.
Структурно спецкурс представлен следующими разделами.
I. Взаимодействие общественного и семейного воспитания в России.
II. Формы сотрудничества начальной школы и семьи.
III. Особенности организации сотрудничества с семьей младшего школьника.
Раскроем содержание каждого из разделов спецкурса.
I. Взаимодействие общественного и семейного воспитания в России.
Тема 1. Роль общественности в оказании педагогической помощи семье в России (конец XIX - начало ХХ в.).
Характеристика семейного воспитания в конце XIX - начале XX в. Значение педагоги-ческойлитературывпросвещении родителей. К.Д. Ушинский о значении педагогической литературы. Возникновение педагогических кружков для родителей. П.Ф. Каптерев о родительских кружках. Создание «Энциклопедии семейного воспитания и обучения». I Всероссийский съезд по семейному воспитанию (1912 г.).
Тема 2. Работа начальной школы с семьей и населением в новых социально-политических условиях.
Состояние семьи и семейного воспитания в период после Октябрьской революции. Задачи семейного и общественного воспитания в послереволюционный период. П.П. Блонский, С.Т. Шацкий, Н.К. Крупская о семье и семейном воспитании. Д.В. Менд-жерицкая и Л.И. Красногорская об оказании помощи семье. Работа дошкольных учреждений с населением в первые годы советской власти. Вопросы семейной педагогики в работах А.С. Макаренко. Идеи взаимодействия общественного и семейного воспитания в 40-50 гг. XX в.
Тема 3. Проблемы взаимодействия начальной школы и семьи на современном этапе.
Система пропаганды педагогических знаний для родителей - педагогический всеобуч. Т.А. Маркова - организатор лаборатории семейного воспитания. Изучение семьи и семейного воспитания в современных исследованиях. «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г».
II. Формы сотрудничества начальной школы с семьей.
Тема 1. Знакомство семьи с образовательным учреждением.
Новое направление деятельности муниципального образовательного учреждения: маркетинг и реклама. Новые формы начального образования: работа с неорганизованными детьми. Первый взгляд семьи на школу. Сотрудничество с семьей в адаптационный период.
Тема 2. Индивидуальные формы работы с семьей.
Педагог в семье ребенка (посещение семьи). Беседа и консультация как индивидуальные формы работы с семьей. Разработка
вопросов для беседы с родителями. Разработка тематической консультации для родителей. Организации библиотек для семьи. Формы приглашения родителей в школу.
Тема 3. Коллективные формы работы с семьей.
Групповые и общие родительские собрания. Составление сценария группового родительского собрания. Конференции для родителей. Организация начальным образовательным учреждением «Дня открытых дверей». Проведение лекториев, семинаров и обучающих тренингов для родителей.
Тема 4. Наглядно-информационные формы работы с семьей.
Роль наглядной пропаганды в повышении педагогической культуры семьи. Характеристика наглядных форм работы: «Дни открытых дверей», тематические выставки, стенды (уголки для родителей), передвижные папки.
Тема 5. Инновационные формы работы с семьей.
Значение нетрадиционных форм работы с семьей на современном этапе. Их характеристика: педагогические практикумы, вечера вопросов и ответов, инновационные формы родительских собраний, клубы по интересам для родителей, диспуты, «дни добрых дел», «телефон доверия», организация спектаклей.
III. Особенности сотрудничества с семьей младшего школьника.
Тема 1. Методическая работа образовательного учреждения с учителями начальных классов в сфере семейно-педагогического сотрудничества.
Совершенствование общения педагогов и семьи. Знакомство с современными научными представлениями о семье. Изучение семьи. Изучение взаимоотношения детей и семьи с помощью проективных методов исследования. Планирование работы по сотрудничеству с семьей младшего школьника в течение года. Рекомендации по работе с семьями разного типа. Разбор педагогических ситуаций семейного воспитания младших школьников.
Тема 2. Работа образовательного учреждения по защите прав ребенка.
Диагностика и профилактика нарушений прав ребенка в семье. Коррекционная работа в группах риска и с семьями, в которых выявлено нарушение прав детей.
Тема 3. Единая программа воспитания и развития ребенка в сфере семейно-педаго-гического сотрудничества.
Программные задачи сотрудничества семьи и начальной школы и пути их реализации. Общая стратегия воспитания и развития ребенка в семье и в начальной школе.
В ходе проведения спецкурса предполагается выполнение заданий для самостоятельной работы и написание рефератов. Представленный спецкурс прошел экспериментальную проверку на факультете педагогики, психологии и начального образования Педагогического института Саратовского государственного университета им. Н.Г. Чернышевского. Определение эффективности проведенного спецкурса осуществлялось через уровни компетентности подготовки студентов к сотрудничеству с семьей младшего школьника:
- элементарный уровень, достижение которого характеризуется формированием у студентов ориентаций в информационном поле сотрудничества с семьей младшего школьника;
- достаточный уровень, на котором добавляются технологические умения сотрудничества;
- оптимальный уровень, предполагающий умение переносить знания и умения в
сфере семейно-педагогического сотрудничества в профессионально-педагогическую деятельность в период педпрактики, оценивать процесс сотрудничества с семьей младшего школьника и корректировать его.
На заключительном этапе проведения этой работы были получены следующие данные: в экспериментальной группе 9% студентов осталось на элементарном уровне компетентности (основная причина такого результата - пропуски занятий студентами), достаточного уровня достигло 15%; до оптимального уровня поднялось 76% будущих учителей. Данные, полученные при диагностике тех же умений в контрольной группе, оказались значительно ниже, чем в экспериментальной.
Таким образом, анализ полученных данных по всем выделенным нами уровням компетентности позволяет сделать вывод об эффективности спецкурса в процессе подготовки будущих учителей к сотрудничеству с семьей младшего школьника и возможности его внедрения в образовательный процесс педагогических вузов и средних учебных заведений.
Примечания
1 См.: Степанов Е.Н. Воспитательный процесс: изучение эффективности: Метод. рекомендации. М., 2000.