Т. В. Хуторянская. К вопросу о снижении психолого-педагогических рисков
91
УДК 37.013.42
Т. В. ХУТОРЯНСКАЯ
Педагогический институт Саратовского государственного университета E-mail: [email protected]
К вопросу о снижении психолого-педагогических рисков в сотрудничестве педагога с семьей школьника
В статье представлены результаты анализа негативных факторов семейного воспитания, анализа причин трудностей во взаимодействии педагогов и родителей. Рассматриваются принципы сотрудничества педагога с семьей школьника и связанные с данным видом профессиональной деятельности психолого-педагогические риски.
Ключевые слова: психолого-педагогические риски, сотрудничество, педагог, семья школьника.
T. V. HUTORYANSKAYA To a Question on Decrease in Psiho-Pedagogical Risks in Cooperation of the Teacher with a Family of the Schoolboy
In article results of the analysis of negative factors of family education, the analysis of the reasons of difficulties in interaction of teachers and parents are presented. Principles of cooperation of the teacher with a family of the schoolboy and connected with the given kind of professional work psiho-pedagogical risks are considered.
Key words: psiho-pedagogical risks, cooperation, teacher, family of the schoolboy.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 10 июля 1992 г. № 3266-1 «Об образовании» одной из основных задач, стоящих перед современной школой, является взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка. Эта приоритетная тема заявлена в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» (от 4 февраля 2010 г), где подчеркивается важнейшая роль семьи в воспитании. Повышенное внимание государства к вопросам сотрудничества семьи и начальной школы нашло отражение и в Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) начального общего образования (утвержден Приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. № 373).
В современной социокультурной ситуации, как показывают социологические исследования, семья, являясь важным фактором развития личности школьника, в то же время может оказывать и негативные влияния. К ним можно отнести:
неполные семьи, в которых нередко отсутствуют необходимые звенья воспитательного процесса (эмоциональное тепло и ласка матери, мужское влияние отца, коллективистские отношения, характерные для полной семьи, и т.д.);
неблагополучные семьи (в которых есть алкоголизм и наркомания, аморальное поведение родителей, родители-правонарушители, фанатично религиозные семьи и др.)
создают атмосферу асоциального и антисоциального влияния;
недостатки в стиле педагогического руководства, ошибки в воспитании детей (авторитарность либо изнеженность, избалованность, бездумное удовлетворение потребностей ребенка) приводят к трудностям воспитательного характера;
неблагоприятный психологический климат в семье, отсутствие духовного родства ее членов иногда порождают детскую безнадзорность и беспризорность.
В связи с этим перед школой встают задачи педагогизации домашней среды - создания педагогически целесообразного сотрудничества семьи и школы и приобщения родителей к целенаправленному процессу воспитательной работы.
Опрос родителей выявил причины необращения за помощью к педагогу:
родители не придают особого значения трудностям воспитания;
испытывают затруднения в общении с педагогом;
считают, что с имеющимися проблемами справятся сами;
сомневаются в профессиональной компетентности педагога.
Педагогам эта проблема видится иначе: родители молча выслушивают, но поступают по-своему;
© Хуторянская Т. В., 2011
92
Ученые записки. 2011. Т. 4. Сер. Психология. Педагогика. № 2 (14)
трудно говорить с родителями, потому что они не терпят вмешательства в воспитание ребенка;
многие родители старше учителя и поэтому трудно завоевать их авторитет и повлиять на их позицию;
педагогу не хватает психологических знаний, практических умений, чтобы убедить родителей.
Все это лишний раз подтверждает, что в работе с семьей у педагога остается много нерешенных проблем. Для того чтобы реально помочь родителям, нужна систематическая и целенаправленная работа с ними педагогов, новые технологические приемы сотрудничества с семьей школьника. Поиск эффективных форм помощи семьям, имеющим детей школьного возраста, - одна из актуальнейших проблема современной школы.
Сотрудничество педагога с семьей школьника должно основываться на таких принципах, как:
обеспечение эмоционального благополучия и удовлетворение духовных и физических потребностей ребенка;
соблюдение единой линии в целях и задачах развития, обучения и воспитания детей в школе и семье;
уважение личности ребенка родителями и педагогами.
В то же время сотрудничество педагога с семьей школьника связано с некоторыми психолого-педагогическими рисками: диктатом в работе с семьей и закрытостью школы; низким уровнем педагогической культуры родителей; недостаточной компетентностью педагогов в организации сотрудничества с семьей школьника.
К сожалению, в целом ряде случаев школа еще остается «обществом в себе», закрытым для семьи. Отечественными исследователями доказано, что школа только тогда удовлетворяет в полной мере потребности семьи, когда является «открытой системой». Для снижения риска диктата школы в работе с семьей необходимо активно переходить к тесной интеграции школьного и семейного воспитания. В ее ходе родители получают доступ к рассмотрению таких вопросов, как выбор предметов для обучения, изменение сроков и длительности учебных семестров, утверждение школьных уставов. Кроме того, они участвуют в разработке мер по обеспечению медицинского обслуживания школьников, отдыха, питания, дисциплины и т. д. При хорошо организованном взаимодей-
ствии школа и семья становятся реальными партнерами в воспитании детей, где каждый отвечает за свою часть работы и имеет вполне определенные задачи.
Для того чтобы сотрудничество школы и семьи было более эффективным, родители должны обладать определенным уровнем педагогической культуры, отражающей степень их подготовленности как воспитателей и проявляющейся в процессе социального и семейного воспитания детей. Однако, несмотря на то что большинство родителей имеют среднее специальное или высшее образование, они не стремятся самостоятельно повышать свой уровень педагогической и психологической культуры. Основная роль в повышении педагогической культуры семьи принадлежит целенаправленному психолого-педагогическому просвещению, которым и должен заниматься педагог с помощью соответствующих форм работы, например беседы и лекции на темы: «Как научиться быть хорошим родителем?», «Как найти к ребенку правильный подход?», «Как дать своему ребенку все самое лучшее и не сделать ошибок?», «Как помочь ребенку раскрыть свои способности?» и другие.
Общее педагогическое просвещение родителей целесообразно проводить по следующим направлениям:
определение задач и методов воспитания и образования детей;
изучение физиологических и психолого-педагогических особенностей развития детей и основ их воспитания в семье;
построение взаимоотношений родителей и детей, способов сотрудничества и регулирования отношений между школой и семьей;
выявление форм и методов, трудностей и ошибок семейного воспитания, обязанностей членов семьи;
пропаганда здорового образа жизни, проблемы занятости и досуга детей.
Повышение профессиональной компетентности педагога поможет снизить еще один риск в сотрудничестве с семьей школьника: педагог, вооруженный знанием семейной педагогики, возрастной психологии и практическими умениями организации сотрудничества с семьей школьника, может уверенно общаться с родителями, строить партнерские отношения, направленные на поиск общих решений воспитания и развития ребенка. Этому способствует использование разнообразных технологических приемов работы педагога с семьей, наиболее опти-
Педагогика
Т. Ю. Фадеева. Восприятие подростками и родителями рисков, связанных с отдыхом 93
мальным является сочетание индивидуальных, групповых и коллективных форм взаимодействия. Так, например, обсуждение на родительском собрании каких-либо аспектов воспитания можно продолжить при индивидуальных и групповых консультациях с родителями. Такие собрания являются основной формой работы, где обсуждаются проблемы, возникающие в ходе взаимодействия семьи и школы, родителей и детей.
Важно, чтобы коллективные и групповые формы работы педагога с семьей сопровождались и межличностным взаимодействием, осуществляемым с помощью бесед, индивидуальных консультаций, совместного поиска решений проблем обучения и воспитания. Индивидуальная работа с родителями требует от учителя гораздо больше усилий и творческой активности, но и эффективность ее значительно выше.
В практической деятельности педагога также целесообразно использовать такие инновационные формы сотрудничества с семьей, как обучающие тренинги. Они помогают родителям понять собственные ошибки и
УДК 159
преодолеть трудности в воспитании детей, улучшить взаимоотношения с ребенком и предупредить отклонения в его поведении, наладить контакт с детьми и понять, какая им нужна помощь. Тренинги оказывают неоценимую помощь во взаимодействии с детьми, формируют умения бережного, доброго отношения к ним, вооружают необходимыми технологическими приемами активного слушания, понимания эмоционального состояния своих детей и необходимости использования поощрений и сокращения наказаний как проявления гуманного отношения к ним.
Резюмируя, отметим, что только в процессе сотрудничества педагога с семьей возможно успешное решение проблемы полноценного развития личности ребенка. А путями снижения возникающих в этом направлении психолого-педагогических рисков являются: исключение закрытости и диктата школы в работе с семьей, повышение уровня педагогической культуры родителей, компетентность педагогов в организации сотрудничества с семьей школьника.
Т. Ю. ФАДЕЕВА
Педагогический институт Саратовского государственного университета E-mail: [email protected]
Восприятие подростками и родителями рисков, связанных с отдыхом в летнем детском лагере
В статье обосновано, что детский оздоровительный лагерь можно рассматривать как объект высокого риска. Рассмотрены риски, встречающиеся в его воспитательной среде. Автором представлены материалы экспериментального исследования по выявлению особенностей восприятия рисков, связанных с летним детским лагерем, подростками и родителями.
Ключевые слова: образовательная среда, летний детский лагерь, риск, психологические риски.
T. Yu. FADEEVA Perception of Risks Connected with Rest in Summer Children's Camp by Teenagers and Parents
The article substantiates that children's summer camp can be considered as an object of high risk. The risks meeting in its educational environment are considered. The author presents experimental research materials on revealing of features of perception of the risks connected with summer children's camp, teenagers and parents.
Key words: educational environment, summer children's camp, risk, psychological risks.
В последнее время пристальное внимание уделяется исследованию образовательной среды школы, так как именно она и ближайшее окружение являются условием и источником развития ребенка. Однако в современной психологической науке мало исследований, посвященных изучению среды
летнего детского оздоровительного лагеря. Так же, как и образовательная среда школы, воспитывающая среда детского лагеря влияет на становление личности ребенка, его психическое здоровье. Временный детский коллектив в летнем лагере часто становится референтной группой для детей и подростков
© Фадеева Т. Ю, 2011