Джиоева Галина Хазбиевна ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ...
УДК 378
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
© 2016
Джиоева Галина Хазбиевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова Владикавказ (Россия)
Аннотация. Статья посвящена исследованию основных этапов и направлений этнопедагогической подготовки учителя. Согласно модели профессиональной подготовки учителя к воспитанию на 3 этапе этнопедагогической подготовки студентов нами предложено внести в учебный план психолого-педагогического факультета СОГУ им. К.Л. Хетагурова специальный курс «Этнопедагогический потенциал осетинской семьи как содержательная основа воспитания детей». Задачи спецкурса: выявление воспитательного потенциала традиционной семейной культуры. Раскрытие педагогического значения прогрессивного опыта воспитания детей в традиционной осетинской семье; знакомство будущих педагогических работников с теорией и практикой воспитания учащихся с использованием национальных семейных традиций; ознакомление студентов со способами эффективного использования в процессе воспитания и социализации личности различных форм, средств, методов, приемов народной педагогики; знакомство будущих педагогических работников с памятниками материальной и духовной культуры народа, осознание ими необходимости их использования в практике современного воспитания; формирование у будущих педагогов умения творчески использовать в учебно-воспитательном процессе образовательных систем, в практике семейного воспитания этнокультурные традиции осетинской семьи.
Ключевые слова: этнопедагогика, традиционная педагогическая культура, современная образовательная система, процесс профессиональной подготовки учителя, основные этапы и направления этнопедагогической подготовки.
MAIN DIRECTIONS ETHNOPEDAGOGICAL TRAINING OF FUTURE TEACHERS
© 2016
Dzhioeva Galina Hazbievna, candidate of pedagogical sciences, associate professor
of pedagogy and psychology North Ossetian State University. KL Khetagurova Vladikavkaz (Russia)
Annotation. The article investigates the main stages and directions ethnopedagogical teacher training. According to the model of vocational training teachers to the education of 3 ethnopedagogical stage of preparation of students proposed to us in the curriculum of the Faculty of Psychology and Education North Ossetian State University them. KL Khetagurova special course "ethnopedagogical potential Ossetian family as a substantial basis for education of children." Tasks special course: identification of educational potential of traditional family culture. Disclosure of pedagogical values of progressive experience of raising children in traditional Ossetian family; acquaintance of the future of teachers with the theory and practice of education of pupils through national family traditions; familiarize students with the methods of effective use in the process of education and socialization of the person of different forms, means, methods, techniques, folk pedagogy; acquaintance of the future of teachers to the monuments of material and spiritual culture of the people, their awareness of the need for their use in the practice of modern education; Formation at the future teachers the ability to creatively use in the educational process of educational systems in the practice of family education of ethno-cultural traditions of the Ossetian family.
Keywords: pedagogy, teaching traditional culture, modern educational system, the training of teachers, basic stages and directions ethnopedagogical training.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Педагогикой накоплен богатый опыт нравственного, трудового, физического, эстетического, экологического, умственного воспитания учащихся на народных традициях, привлечения празднично-игровой культуры народа к воспитательной работе школ, внешкольных учреждений, летних спортивно-оздоровительных лагерей. Овладение будущими педагогическими работниками методикой проведения народных праздников в рамках семейной, внеклассной и внешкольной воспитательной работы с учащимися на примере национальных осетинских праздников задача, вполне реализуемая в процессе преподавания данного курса.
Процесс этнопедагогичекой подготовки будущих педагогов предполагает и использование различных форм внеучебной деятельности студентов. В педагогическом вузе вполне реально практиковать встречи студентов с исполнителями и собирателями фольклора, знатоками народных традиций, учителями-новаторами и учеными-исследователями в области этнопедагогики, с художниками, модельерами, дизайнерами, работающими в традициях осетинского декоративно-прикладного искусства, с работниками народного искусства.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Согласно исследованиям Э. Атдаев [1], Е.П. Белозерцева [2],
З.К. Каргиевой [3], З.С. Кулаева [3], Л.Н. Галкиной [4], Б.А. Тахохова [5], Г.Х. Джиоевой [6], З.Б. Цаллаговой [6] и ряда других ученых, процесс этнопедагогической подготовки учителя предполагает определение ее основных направлений и этапов. В соответствии с этим он направлен на: развитие интереса к традициям народа, этнической педагогике; воспитание уважения как к культуре своего народа, так и к культурам других народов; формирование положительного отношения к использованию материалов традиционной педагогики в практике современного обучения и воспитания; стимулирование освоения этнопедагогических знаний, практического овладения средствами, методами и источниками народного воспитания; развитие способности к актуализации этнопедагогических знаний, их творческому использованию в воспитании учащихся. Выявленные направления определяют характер и особенности учебно-воспитательного процесса вуза, позволяют определить этапы этнопедагогической подготовки педагога к осуществлению обучения, воспитания детей на материале народной педагогики:
Первый этап - изучение общих сведений об этнической культуре: образе жизни народа, семейном быте, нравах, традициях; формирование представлений о национальном характере, менталитете народа, о значении народной педагогики, опыта семейной жизни в их становлении. На данном этапе подготовки студентов происходит расширение их представлений об образе жизни народа, его истории, нравах, традициях, развиваются
Джиоева Галина Хазбиевна
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ .
потребности освоения опыта народного воспитания и обучения, а также создается установка на овладение системой общетеоретических этнопедагогических знаний и эмпирических сведений из практики подготовки подрастающих поколений.
Второй этап - обогащение эмпирических знаний, их систематизация, освоение теоретических положений эт-нопедагогики; осознание целей, содержания, методов, средств и приемов воспитания подрастающего поколения и народной педагогики в целом; развитие этнопе-дагогического сознания (В.А. Сластенин) [7]; мотивация элементарного использования этнопедагогических знаний в практической деятельности. На данном этапе подготовки студентов происходит углубленное знакомство с основными источниками народного воспитания, осознание возможностей их практического применения в обучении, воспитании школьников; формируются потребности в реализации этнопедагогических знаний в работе с детьми, с родителями.
Третий этап - конкретизация положений этнопеда-гогической теории, стимулирование самостоятельного поиска этнопедагогических знаний, касающихся воспитания и обучения. На этом этапе происходит формирование устойчивого интереса к народной педагогике (А. Алимбеков). Демонстрируются возможности применения народной системы воспитания в учебно-воспитательной работе школы, в практике современного семейного воспитания [8]. Будущие педагоги приобщаются к научному поиску, осмыслению источников народного педагогического опыта, самостоятельному объяснению их воспитательного смысла, развитию творческих возможностей в сфере применения этнопедагогических знаний по обучению и воспитанию детей, формирование установки на их системное применение.
Формирование целей статьи (постановка задания). Структура профессиональной деятельности педагога представлена на основе теоретической модели учителя с необходимыми уточнениями, дополнениями, сделанными нами в соответствии с предметом данного исследования. Единство личностных и профессиональных качеств позволяет педагогическому работнику эффективно заниматься воспитанием детей, гармоничным развитием всех личностных сфер ребенка. В предлагаемой нами системе подготовки студентов выделяются следующие личностные качества педагога-воспитателя детей на народных традициях: гуманистическая направленность; высокий уровень духовной и этнопедагогической культуры; творческая индивидуальность; понимание роли традиций народа в жизнедеятельности людей, умение объяснять их значение подрастающему поколению, родителям; умение организовывать свою педагогическую деятельность на основе народных традиций; целеустремленность, способность к волевым усилиям.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Выявление основных направлений и этапов этно-педагогической подготовки учителя дает возможность определить основные компоненты системы вузовской подготовки студентов к использованию в предстоящей педагогической деятельности материалы народной педагогики:
- ориентационно-целевой - привитие «осознания непреходящих» духовных установок как первичных базовых ценностей;
- содержательный - подбор, систематизация, методическое преломление учебных этнопедагогических материалов, составляющих содержательную основу профессиональной подготовки будущих педагогов к осуществлению гармоничного воспитания и развития детей;
- деятельностный - активное усвоение традиционных семейных ценностей в ходе учебно-воспитательного процесса вузовской подготовки будущих педагогов, предполагающий поэтапное формирование морально-нравственных ценностей и установок в процессе усво-
ения этнопедагогических знаний, в процессе выработки практических умений и навыков, привития соответствующих семейных ценностей;
- результативно-оценочный - анкетирование, тестирование, письменные творческие, курсовые и дипломные работы, организация студенческих научно-практических и культурно-массовых мероприятий.
Кроме знаний по изучаемым в образовательных учреждениях дисциплинам в профессиональную подготовку будущего педагогического работника должны входить знания по теории и методологии этнопедагогики: знания о закономерностях, основных идеях, целях воспитания; понимание на основе имеющихся знаний сущности народного воспитания, методов, приемов, средств, источников народной педагогики; знание традиций, обычаев, обрядов народа, традиционного этикета, регламентировавшего поведение всех членов в зависимости от пола, возраста, семейного и общественного положения; понимание значения труда в воспитании, значения народных ремесел, декоративно-прикладного искусства в трудовом воспитании учащихся; понимания на основе имеющихся знаний путей использования идей народной педагогики, традиций народа в воспитании детей.
Изучение деятельности педагога в аспекте исследуемой проблемы дало возможность определить основные профессиональные характеристики педагога [9-15], имеющие большое значение в осуществлении воспитания детей на этнопедагогическом материале:
а) Основные формы, средства, методы и приемы, используемые в воспитании детей на народных семейных традициях. Среди них такие формы воспитания детей, которые способствуют развитию интереса учащихся к осетинским народным традициям - деловые игры, инсценировки, уроки искусства, организация и проведение народных праздников, творческие выставки, краеведческая и исследовательская работа; организация мероприятий с использованием совместной деятельности - трудовой, игровой, спортивной, поисково-исследовательской учащихся и родителей [16].
б) Различные виды деятельности по осуществлению воспитания детей на семейных традициях осетин, среди которых:
Конструктивная деятельность, заключающаяся в предвидении результатов педагогического процесса, гипотетическом представлении хода и результатов воспитания [17]. Ее основной целью является - конструирование педагогического процесса, определение его этапов: отбор и дидактическое преломление этнопедагогическо-го материала в качестве содержательной основы учебно-воспитательного процесса; планирование системы работы по воспитанию, обучению учащихся на семейных традициях.
Организаторская деятельность, включающая: планирование работы; распределение ролей (обязанностей) среди исполнителей; осуществление контроля за ходом выполнения; корректировка отдельных элементов и оценка результатов.
Коммуникативная деятельность, заключающаяся во владении педагогом основными формами культуры общения: установление доброжелательных отношений между педагогическим работником и учащимися с позиций равных участников совместной деятельности; установление деловых отношений с коллегами, родителями, общественными организациями; установка на принятие ученика таким, каков он есть, сочувственное отношение к нему, способность понимать внутренний мир ребенка [18].
Информационная деятельность, осуществляемая при помощи речи педагога, отличающаяся владением выразительной стороной, содержательностью, свободным владением этнопедагогическим материалом (пословицами, поговорками, благопожеланиями, загадками и другими фольклорными средствами; содержанием национальных игр, календарно-праздничной культуры и др.).
Джиоева Галина Хазбиевна ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ...
Развивающая деятельность, выражающаяся: в стимулировании познавательной деятельности и развитии интереса к традиционным семейным ценностям, традициям народа; использовании в преподавании методов и приемов проблемного обучения; развитии творческо-по-исковой деятельности; формировании на народном идеале совершенного человека соответствующих качеств личности, в соответствии с этим формирование у детей потребности в учении, труде, самообразовании и самовоспитании.
В плане подготовки будущих специалистов к воспитанию школьников на семейных традициях осетин большие возможности заложены в прикладных дисциплинах, приобщающих студентов к народной материальной культуре: традиционным видам труда, ремеслам, декоративно-прикладному искусству.
Для эффективной передачи педагогического опыта народа необходимо его теоретическое обобщение. Знакомство студентов только с эмпирическими сведениями, конкретными источниками народной педагогики не обеспечивает их полноценное использование в последующей работе с детьми [19, 20]. Поэтому необходима дисциплина, с помощью которой будущие учителя познавали бы основные идеи, закономерности, принципы, методы, приемы, средства, понятия, терминологию народной педагогики, то есть формировали теоретическую базу, обеспечивающую усвоение сущности народной педагогики и ее применение в современной педагогической практике. Таким курсом является «Этнопедагогика». Эта наука об эмпирическом опыте этнических групп в воспитании и образовании детей, о морально-этических и эстетических воззрениях на исконные ценности семьи, рода, народа, о путях их использования в современных условиях. Она изучает процесс социального взаимодействия и общественного воздействия, в ходе которого воспитывается, развивается личность, усваивающая социальный опыт, нормы, ценности. Этнопедагогика систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в религиозных чтениях, сказках, сказаниях, былинах, притчах, песнях, загадках, пословицах и поговорках, играх и игрушках и пр., в семейном и общинном укладе, быте, традициях, а также философско-этические, собственно педагогические мысли и воззрения, т.е. весь педагогический потенциал, оказывающий влияние на процесс историко-культурного формирования личности.
В данном курсе кроме теоретических сведений об истории становления этнопедагогики как науки, важно рассматривать вопросы, связанные с воспитательной ролью материальной культуры (быт, труд, произведения декоративно-прикладного искусства, детские игрушки и т.д.), духовной культуры (религия, фольклор, традиции и др.), соционормативных правил (нравы, общественное мнение, нормы общественной жизни, этноэтикет и т.п.). Важно также показывать пути практического использования этнопедагогических знаний в учебно-воспитательной работе школы, семьи, иллюстрируя их примерами из педагогического наследия осетинского и других народов.
Программа спецкурса рассчитана на 36 часов, из которых - 18 часов лекции, 18 часов - практические занятия. Лекционные занятия способствуют приобретению студентами знаний по этнографии, истории народа, эт-нопедагогике. Знакомят будущих специалистов с традиционной культурой народа, с педагогической культурой осетинской семьи. Практические занятия нацелены на закрепление, актуализацию знаний студентов; формирование у них умений обучать и воспитывать на народных традициях; развитие навыков общения с родителями с целью осуществления им помощи в воспитании детей на педагогическом опыте традиционной семьи.
Организация самостоятельной работы при изучении материала спецкурса «Этнопедагогический потенциал осетинской семьи как содержательная основа воспи-
тания детей» предполагает различные формы и виды аудиторной и внеаудиторной деятельности студентов. Аудиторная самостоятельная работа осуществляется во время лекций и практических занятий. Она происходит в виде совместных рассуждений, распространения предложенных тезисов, участия в дискуссиях, выполнения тематических и контрольных заданий. Внеурочные формы и виды самостоятельных работ предполагают изучение литературы по проблеме, подготовку к занятиям, написание рефератов и другие виды эффективного усвоения материала изучаемой дисциплины, формирования интереса ней. Предлагается примерная тематика для организации различных видов студенческих самостоятельных работ (написания рефератов, докладов, сообщений, распространения тезисов и др.):
Помимо написания рефератов, выполнения выше названных форм самостоятельной работы в процессе преподавания предложенной дисциплины, студенты занимались написанием конспектов тематических уроков, разработкой материалов внеклассных мероприятий, сценариев внеклассных часов; проведением родительских собраний с использованием этнопедагогического материала, написанием методических указаний к ним; изготовлением наглядных пособий и т.д.
Следующим не менее важным звеном в системе этнопедагогической подготовки студентов является эт-нопедагогический кружок, актуализирующий этнопе-дагогическое краеведение. Занятия в кружке позволяют углубить знания в области народной культуры, традиций, освоить народные промыслы, рассмотреть пути использования этнопедагогических знаний в практике работы с детьми (А.П. Гапаров, А.Г. Глущенко) [21].
В системе энопедагогической подготовки существенную роль играет педагогическая практика. Исследователями отмечается [22, 23], что практика выполняет целый ряд существенных функций, среди которых наиболее важными являются: углубление и расширение этнопедагогических знаний; апробация источников и средств народного воспитания в учебной и внеклассной работе с современными детьми; развитие у студентов и учащихся познавательного интереса к народной педагогике; развитие этнопедагогических способностей; совершенствование этнопедагогических умений; формирование творческого подхода в использовании этнопедагогических знаний. Этнопедагогические задачи данной практики должны быть нацелены на: знакомство с опытом работы школы по использованию народной педагогики в воспитании и обучении детей; выявление возможностей использования педагогической культуры осетинского народа на уроках и во внеклассной работе; изучение уровня развития национального самосознания учителей и учащихся; помощь учителю в подборе этнопедагогических материалов к урокам и внеклассным занятиям, ассистирование в их проведении.
В соответствии со сформулированными задачами, содержание этого этапа педпрактики предполагает: опросы и беседы с учителями, администрацией школы, касающиеся использования народной педагогики в воспитании и обучении школьников; анкетирование учащихся с целью выяснения знаний в области народных традиций, быта, фольклора, осетинских ремесел и декоративно-прикладного искусства; беседы, анкетирование родителей с целью выявления фактов использования в практике семейного воспитания средств народной педагогики.
Во время педагогической практики в образовательных учреждениях многие студенты психолого-педагогического факультета демонстрировали свободное владение материалом народной педагогики, реализуя его в различных, доступных учащимся формах учебно-воспитательной работы. Самостоятельно или небольшими группами проводили открытые уроки, классные часы, различные внеклассные мероприятия по основным направлениям народного воспитания: «Семья»,
Джиоева Галина Хазбиевна педагогические
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ... науки
«Общение», «Труд», «Здоровье», «Интеллект», «Досуг» и т.д.
Преддипломная педагогическая практика показала умение студентов проводить уроки, воспитательные мероприятия, читать лекции, проводить практические занятия на должном научно-методическом уровне, умело использовать методы и приемы этнопедагогики осетинской семьи в воспитании детей, демонстрировать умение педагогического взаимодействия с детьми, с их родителями. Студенты принимали участие в проведении родительских собраний, готовили для родителей лекции на необходимые этнопедагогические проблемы. Это способствовало повышению этнопедагогической культуры родителей.
Система профессиональной подготовки педагога, предложенная в исследовании и проверенная методика этнопедагогической подготовки обеспечивает достижение большинством студентов достаточного уровня готовности к осуществлению воспитания подрастающего поколения на педагогических традициях осетинской семьи.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Полученные результаты позволили заключить: для эффективного внедрения в процесс вузовской подготовки будущих педагогов этно-педагогического потенциала традиционной осетинской семьи большое значение имеет создание специальных педагогических условий: выявление теоретико-методологических основ использования этнокультурных традиций осетинской семьи в образовательном процессе; определение этнопедагогического потенциала традиционной осетинской семьи как содержательной основы воспитания и развития детей; привитие студентам осознания непреходящей ценности традиционных семейных предписаний; активное, деятельностное усвоение семейных ценностей народной педагогики в ходе учебно-воспитательного процесса вуза посредством лекций, рассказов, иллюстраций, игр, импровизаций, моделирования семейных обрядов и праздников; подготовка и реализация спецкурса «Этнопедагогический потенциал как содержательная основа воспитания детей», координация спецкурса с содержанием основных учебных предметов и устранение проблемы эпизодичности в подаче этнопе-дагогических материалов (их систематичность, последовательность).
Опыт преподавания названной дисциплины, интерес студентов к изучению ее содержанию, результаты контрольного этапа работы подтвердили актуальность, востребованность и эффективность предложенных условий профессиональной подготовки педагогических работников к осуществлению воспитания, гармоничного развития детей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Атдаев Э. Использование традиционных народных ремесел в процессе профессиональной подготовки будущих учителей к работе по трудовому воспитанию младших школьников (на материале Туркменистана): авт. ...дис. канд. пед. наук. - М., 1993. - 17 с.
2. Белозерцев Е.П. Подготовка учителя в условиях перестройки. - М.: Педагогика, 1989. - 207с.
3. Кулаева З.С., Каргиева З.К. Социальная среда как фактор эстетического воспитания //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2015. № 1 (20). С. 98-100.
4. Галкина Л.Н. Подготовка педагогических кадров к осуществлению социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. №1 (16). С. 40-43.
5. Тахохов Б.А. О направлениях совершенствования профессионально-педагогической компетентности преподавателя //Высшее образование в России. 2015. №10. С. 97-104.
6. Джиоева Г.Х., Цаллагова З.Б. Этнопедагогика осе-
тинской семьи //В сборнике: Воспитательная работа в образовательных учреждениях: опыт и перспективыматери-алы Всероссийской научно-практической конференции. Научный редактор: С. Н. Федорова. 2011. С. 108-115.
7. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 576 с.
8. Алимбеков А. Формирование у будущих учителей готовности к эстетическому воспитанию младших школьников на прогрессивных традициях народной педагогики (на материале педвузов Киргизии): дис. ... канд. пед. наук. - М., 1990. - 225 с.
9. Гудалина Т.А. Содержательная характеристика социально-профессиональной компетентности педагогов специализированных учреждений // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 46-49.
10. Плахина Л.Н., Соломати М.В. Профессиональная деформация педагогов // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4. С. 235-238.
11. Кондаурова И.К., Гусева М.А. Формирование у будущих педагогов-математиков умений и навыков педагога-исследователя в контексте развития профессиональной биографии // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 69-72.
12. Архипова И.В. К вопросу о развитии учебно-профессионального сознания будущих педагогов // Самарский научный вестник. 2014. № 1 (6). С. 17-20.
13. Беляева Е.Н. Современные тенденции профессиональной подготовки педагога // Карельский научный журнал. 2014. № 1. С. 46-48.
14. Кондаурова И.К., Гусева М.А. Место дисциплины «Введение в систему математического образования россии» в профессиональном становлении педагога-математика // Карельский научный журнал. 2014. № 4. С. 62-65.
15. Власенко С.В., Батырбаева Н.К. Самостоятельная работа педагогов в период повышения квалификации как основное условие профессионального развития // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 2 (11). С. 17-21.
16. Джиоева Г.Х. Использование воспитательного потенциала традиционной педагогики осетин в подготовке студентов //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. №2. С. 76-79.
17. Бекоева М.И. Общепедагогическая подготовка студентов как ведущее направление совершенствования системы образования //Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2014. №2. С. 22-25.
18. Гатауллина Р.Ф. Семейное воспитание в структуре саморазвивающейся социальной системы //Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 4. С. 30-33.
19. Джиоева Г.Х. Этнопедагогический потенциал осетинской семьи //Авт. дис. ... канд. пед. наук. -Владикавказ.2011.22 с.
20. Хуриева М.Ю. Становление и развитие идей и опыта семейного воспитания в народной педагогике Северного Кавказа // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 1. С. 74-77.
21. Гапаров А.П. Подготовка студентов педвуза к трудовому обучению на основе народных промыслов: авт. дис. ... канд. пед .наук. - М.,1991. - 17с.
22. Джиоева Г.Х. Система подготовки вузовских студентов к осуществлению воспитания детей на материале традиционной педагогики //В сборнике: Актуальные проблемы современной науки: теория и практика. 2013. С. 362-373.
23. Тахохов Б.А. Этнопсихология и этнопедагогика: состояние и перспективы //Вестник Северо-Осетинского государственного университета имени Коста Левановича Хетагурова. 2013. №3. С. 73-77.