Елена ИНОЗЕМЦЕВА
К ВОПРОСУ О ПОЛОЖЕНИИ ЖЕНЩИН В ИСЛАМЕ
Ислам и мусульманское право оказали глубокое влияние на историю развития государства и права целого ряда государств, в особенности в области прав и свобод человека, статуса женщины в обществе. В статье исследуется проблема правового положения женщин, исповедующих ислам, в условиях, когда религиозные предписания все больше и больше теряют значение регулятора отношений в обществе.
The Islam and Muslim law have deeply influenced history of state development and legal regulations of a number of states, particularly the status of woman in society. The article examines the problem of legal position of women confessing Islam while religious prescriptions are more and more declining as a regulator of social relations.
Ключевые слова:
ислам, права женщин, социальный статус, дискриминация, Коран, исламский феминизм; Islam, women’s rights, social status, discrimination, Quran, Islamic feminism.
ИНОЗЕМЦЕВА
Елена
Николаевна —
аспирант
Сибирского
института
международных
отношений и
регионоведения,
г. Новосибирск;
атташе Посольства
Российской
Федерации в
Исламской
Республике Иран
По данным отдела ООН по народонаселению, 49,7% мирового населения — женщины. Одним из важных вопросов, обсуждавшихся в течение последних десятилетий в юридических, социальных и политических кругах, является защита прав женщин1. Равноправие является важнейшей основой любого демократического общества, которое стремится к социальной справедливости и уважению прав человека. Тем не менее приходится констатировать, что практически повсеместно женщины в той или иной степени подвергаются дискриминации в семье, в обществе и на рабочем месте. Хотя причины и последствия этого могут быть различными в разных странах, неравноправие женщин является широко распространенным явлением. Сохранению этого явления способствует наличие устоявшихся стереотипов, а также традиционных культурных и религиозных обычаев и представлений, принижающих роль женщин.
Однако, даже много путешествуя по всему свету, трудно понять истинные нравы и обычаи, прочувствовать, как живет народ в той или иной стране. Более того, еще сложнее представить точную картину положения женщин в разных странах — там, где образ жизни женщины не так заметен, где женщина не участвует в экономической и политической жизни страны, где, как правило, ей отведена роль лишь жены, матери, хозяйки очага. Но иногда те женщины, относительно которых у нас прочно сложились определенные стереотипы, вовсе не живут так, как представляем себе мы, имеют определенные права и положение в обществе2.
В конце XIX — начале ХХ вв. в ряде стран мусульманского мира разворачивался процесс реформирования традиционной исламской жизни. Влияние Запада, экономическая отсталость восточных стран, рост общественно-политических движений породил изменения в самых консервативных и теологических кругах традиционного исламского общества3.
«Женский» вопрос стал одним из центральных для исламского политического движения. Мусульманки все больше вовлекаются в общественно-политическую жизнь, что требует определенного оформления.
1 Образ женщины под сенью Ислама // http://www.shianet.ru, 11.12.2008 г.
2Пронин А.А. Положение женщин в современных обществах // Проблемы прав человека // window.edu.ru
3 Поленина С.В. Права женщин в системе прав человека: международный и национальный аспект // Институт государства и права РАН. — М., 2000, с. 103.
Родился даже термин «исламский феминизм», который во многих случаях выражает требования соблюдения и обеспечения прав женщин в соответствии с нормами ислама, что дает женщинам возможность защищать и расширять свои права в патриархальном обществе, противопоставляя шариат и этнические обычаи, зачастую уходящие корнями в пережитки доисламского периода. Поэтому не случайно, что за последнее время появилась масса фетв1, не говоря уже о текстах мыслителей, расширяющих прежнее представление о правах женщины с точки зрения ислама2.
В то же время среди всех политических движений мусульманских стран сегодня женщины, являющиеся одним из самых угнетенных слоев населения в нынешнем мусульманском мире, наиболее широко представлены именно в исламских движениях. Женщины, выступающие под знаменами ислама против глобализма, давно ни для кого не редкость. В то же время влияние деятелей, руководствующихся, скорее, архаично-патриархальными принципами в отношении роли женщин, чем чисто кораническими, все еще достаточно сильно3.
Роль женщины в исламе велика. Женщина — это и мать, и сестра, и дочь, и жена. Отношение ко всем этим группам женщин со стороны мужчин строго контролируемо каноническими законами. Притеснение и ущемление прав кого-либо из них является строго наказуемым. От женщин во многом зависит то, какой будет религиозность и воспитанность следующих поколений. На них возложена великая функция сохранения спокойствия, умиротворенности, религиозности домашнего очага, воспитанность и богобоязненность подрастающего поколения.
Однако не следует делать выводы, что роль женщины ограничивается ее домом, семьей и домашним хозяйством. Хотя женщины в семье также обладают особыми правами и пользуются особым почетом в соответствии с их высоким положением и величием. Поэтому они могут требовать
1 Фетва — в мусульманских странах юридическое заключение высшего религиозного авторитета
о соответствии того или иного действия или явления Корану и шариату.
2 http://www.islam.ru
3 Там же.
со своих мужей плату за работу, совершаемую в доме4. Это — естественная стихия приложения ее врожденных способностей и проявления женской натуры5. Женщины играют особо важную роль в исламском обществе. Ислам возвышает женщину до такой степени, чтобы она смогла найти свое достойное место в обществе, и на нее перестали смотреть, как на вещь. В таком случае женщина может взять на себя определенного рода обязанности в различных социальных сферах, поскольку ислам обусловливает здоровье общества выполнением обязанностей мужчиной и женщиной и призывает их к борьбе с пороками и несовершенствамиб.
Сегодня мусульманка общественно активна: женщины в исламском мире осваивают новые компьютерные технологии, занимаются политической, преподавательской, журналистской деятельностью, врачуют, обучают и т.д. Без дальнейшего перечисления ясно, что учеба и работа, вопреки бытующему мнению, для мусульманок доступны и разрешены. Действительное соблюдение мусульманских законов гарантирует женщине защищенность (социальную, материальную, физическую и даже психологическую). Обязательным условием является предоставление возможности образования как в духовной, так и в материальной сфере.
Ислам и мусульманское право оказали глубокое влияние на историю развития государства и права целого ряда стран, в особенности на положение прав и свобод человека, на статус женщины в обществе. Сфера их действия в наше время также остается весьма широкой, что во многом определяется тесной связью ислама и права как религиозной системы, которая до сих пор имеет едва ли не определяющее значение для мировоззрения самых широких слоев населения в мусульманских странах. С самого начала своего появления ислам инициировал серьезные изменения в основанном на патриархальных нормах аравийском обществе. В период, когда никакая иная система не предоставляла женщине прав в социальной и правовой сфере в таком объеме, в обще-
4 Образ женщины под сенью Ислама // http:// www.shianet.ru, 11.12.2008 г.
5 http://www.кoran.ru
6 Образ женщины под сенью Ислама // http:// www.shianet.ru, 11.12.2008 г.
стве, где рождение девочки расценивалось как проклятие, где сама женщина считалась движимым имуществом, ислам стал рассматривать женщину как личность. В исламской общине женщине стали предоставляться права, которые в другие сообществах уступали неохотно и только под давлением.
Известно, что Коран делает серьезный акцент на человеческое достоинство, права и свободы, выступает против любой формы дискриминации на основе расового, национального происхождения или рода. В исламе женщинам гарантируются четыре фундаментальных права: право в области норм, связанных с отправлением требований религии, право на приобретение, право на недвижимость и право на гарантию личного достоинства.
Коран подчеркивает фундаментальное равенство мужчин и женщин в таких жизненно важных для мусульман вопросах, как образование и религиозные обязанности. Вместе с тем проблематика равенства по признаку пола находится на ином уровне и в иной сфере гарантий прав и обязанностей. Здесь существует совершенно иная философия, иное разграничение прав и обязанностей между ними, которое вместе с тем не дает права говорить об их фактическом неравенстве. В различных главах Корана подтверждаются и раскрываются женские права, имеющие отношение к браку, разводу, собственности, наследованию, воспитанию детей, свидетельствованию. В историческом контексте коранические нормы имели и имеют положительное воздействие на права женщины.
Исламская религия рассматривает женщину как полноценное существо и представляет ее элементом человеческого общества, придавая ей ценность и значимость, которые человек в принципе может получить в обществе1.
Поэтому лидер исламской революции Ирана аятолла Хомейни подчеркивает,
1 Там же.
что в вопросе женщин мир является должником ислама2.
В исламском учении женщина, подобно мужчине, получает долю из богатства и имущества, оставленных в наследство ее отцом, матерью, братом, сестрой и мужем. Женщина обладает правом на определенную часть наследства своего мужа. Женщина может вести социальную и экономическую деятельность и накоплять доходы. Кроме того, она может задействовать унаследованный капитал в семейном финансовом цикле3. Однако мужчина при этом должен обеспечивать ее средствами для жизни соразмерно ее потребностям в плане жилья, одежды, еды и прочих жизненных нужд.
Действия женщины в исламе обладают ценностью и общественным уважением. Женщина может потребовать выполнения своих законных прав или же обратиться непосредственно в соответствующие компетентные инстанции. В случае нарушения прав женщины она может подавать иски в судебные инстанции или же давать показания в суде. Во всех перечисленных случаях мужчина не имеет права навязывать женщине свое мнение4.
Но все же и исламское общество имеет свои особенности в гендерной политике, и проблема кроется в шаткости позиций женщин во властных структурах, связанных с принятием решений. Ведь целью гендерного равенства является интеграция принципа равенства полов во все сферы политики, чтобы равенство продвигалось всеми слоями общества5 и не существовало никакой дискриминации.
2 Изречения. Лфоризмы и наставления имама Хомейни. — Тегеран : Изд-во произведений имама Хомейни, международный отдел, 1995, 240 с.
3 Образ женщины под сенью Ислама // http:// www.shianet.ru, 11.12.2008 г.
4 Там же
5 Гендерная интеграция: концептуальный подход, методология и представление удачных практик / Ред.-сост. О.Б. Савинская, Е.В. Кочкина, Л.Н. Федорова // Гендерная интеграция: возможности и пределы социальных инноваций. — СПб: Алетейя, 2004. - С. 111 - 156.